ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа инновационной деятельности, как фактора повышения конкурентности предприятия, товаров, услуг.
1.1. Понятие и классификация инноваций.
1.2. Понятие конкуренции, конкурентоспособности предприятий, товаров и услуг.
1.3. Роль инноваций в повышении конкурентности.
ГЛАВА 2. Анализ роли инновация в повышении конкурентности услуг ОАО «РЖД».
2.1. Транспортная система Российской Федерации и место в ней железнодорожного транспорта.
2.2. Анализ перспективных направлений стратегического развития ОАО «РЖД» и эффективности инновационной деятельности ОАО «РЖД».
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентности услуг ОАО «РЖД».
3.1. Рекомендации и мероприятия по повышению конкурентности мобильного приложения «Пригород» ОАО «РЖД».
3.2. Использование систем кассового обслуживания продажи билетов пригородного сообщения для повышения конкурентности услуг ОАО «РЖД» ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В современных рыночных условиях российские предприятия для своего развития должны заниматься инновационной деятельностью.
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным подходам [16].
Крупные российские предприятия все больше внимания уделяют инновационной деятельности для решения стратегических задач предприятия и применяют инновации для развития предприятия. Выпуск новой улучшенной продукции, услуг, применение новых технологических процессов ведет к увеличению объемов производства, занятости сотрудников предприятия, увеличению инвестиций и финансового оборота, что приводит к улучшению качества технологических процессов, продукции и услуг. Происходит экономия как материальных, так и трудовых ресурсов, растет производительность труда, снижаются затраты на производство, то есть повышается эффективность предприятия, что в свою очередь ведет к повышению конкурентоспособности данного предприятия и его продукции (УСЛУГ).
Поэтому, именно инновации направляют развитие всего предприятия. Конкурентоспособность и инновации связаны между собой. Преимущество в конкуренции получают те предприятия, которые уже сейчас активно используют инновации.
Актуальность темы обусловлена тем, что инновации на современном этапе развития рыночных отношений являются одним из основных факторов роста конкурентоспособности предприятий.
Объектом исследования выступает ОАО «РЖД».
Предметом исследования - влияние инновационной деятельности на конкурентность услуг ОАО «РЖД».
Цель работы состоит в том, чтобы овладев теоретическими знаниями, проанализировать влияние инновационной деятельности в ОАО «РЖД» на повышение конкурентности услуг и разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия с помощью внедрения новшеств.
Для достижения поставленной цели, более полного и всестороннего изучения предмета и объекта исследования в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть подходы к определению понятий инновационной деятельности, конкурентоспособности, конкурентности предприятий, товаров, услуг и установить их роль в экономическом развитии предприятия.
2) Проанализировать стратегию инновационного развития холдинга ОАО «РЖД», выделить приоритетные направления инновационной деятельности данного предприятия.
3) Провести анализ конкурентных позиций ОАО «РЖД».
4) Провести выбор и обоснование мероприятий по повышению конкурентности услуг ОАО «РЖД».
Исследуемая проблема возникла относительно недавно, но она уже обратила на себя внимание многих российских и зарубежных ученых. Проблему исследования взаимозависимости инноваций и конкурентоспособности рассматривали в своих трудах такие ученые как Й. Шумпетер [31], П. Самуэльсон [23], Санто Б. [24], Д.Нортон и Р. Каплан [11], М. Портер [18], Н. Ю. Сайбель [22], Ю.П. Анискин [2], А.К. Казанцев [10], Г.Л. Азоев [1], Фатхутдинов Р.А. [28, 29] и другие.
При написании выпускной квалификационной работы использовались различные источники: учебная, учебно-методическая и научная литература, монографии, сборники статей, журнальные публикации, а также финансово-экономическая документация, финансовая и статистическая отчетность исследуемого предприятия, размещенная в свободном доступе в сети Интернет.
В качестве основных методов были использованы: изучение специальной, методической литературы по проблеме исследования, методы статистического, экономико-математического и системного анализа, социологические методы исследования, моделирование.
На современном этапе развития мировой экономики инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий развития российских предприятий.
ОАО «РЖД» функционирует в условиях достаточно жесткой конкуренции и высокого уровня риска, поэтому стабильная работа данной компании зависит от повышения конкурентоспособности ее производства, товаров, услуг.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены подходы к определению понятий инновационной деятельности, конкурентоспособности, конкурентности, проведена оценка конкурентоспособности компании ОАО «РЖД».
На основе открытых данных в сети Интернет проведен анализ стратегии инновационного развития холдинга ОАО «РЖД», рассмотрены приоритетные направления инновационной деятельности данного предприятия.
Предложены мероприятия для повышения конкрентности услуг ОАО «РЖД»:
1. Разработаны рекомендации по улучшению действующего мобильного приложения «Пригород».
2. С помощью математической модели системы кассового обслуживания продажи билетов пригородного сообщения был проведен анализ работы касс, который позволит в дальнейшем построить работу железнодорожных касс можно провести анализ работы касс и построить в дальнейшем работу по увеличению количества касс для повышения качества обслуживания пассажиров и снижение потерь.
Таким образом, можно сделать вывод: холдинг ОАО «РЖД» является ведущей железнодорожной компанией России. Предприятия ОАО «РЖД» занимают лидирующие позиции в сфере транспортных услуг, являются конкурентоспособными, своевременно реагируют на изменения рынка, внутренней и внешней экономической ситуации, применяют гибкие методы работы с клиентами, постоянно совершенствуют технологии производства, внедряют инновационные методы и форма работы на основе научных данных.
Все это дает гарантию устойчивого и долгосрочного развития и получения лучших финансовых результатов компанией ОАО «РЖД».
1. Азоев Г.Л. Биография. [электронный ресурс] https://guu.ru/pedagogue/a3oeB- геннадий-лазаревич (дата обращения 19.05. 2019 г.).
2. Анискин Ю.П. Общий менеджмент. [электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01001764756 (дата обращения 19.05. 2019 г.).
3. Баташева М. А., Баташева Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой ученый. — 2015. — №21. (дата обращения 19.05.2019).
4. Бобков Л.В., Калашникова И.А. Конкурентоспособность промышленности России и направления ее повышения. Монография. [электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/02000009015 (дата обращения 25.05. 2019 г.).
5. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2008.
6. Василевский С. А. Инновационная стратегия ОАО «РЖД» // Молодой ученый. — 2017. — №14. (дата обращения 19.05.2019).
7. Гольтмак О.А. Теория массового обслуживания: письменные лекции. - СПб. СЗТУ, 2000.
8. Денисов, А. Ю. Экономика управления предприятием и корпорацией. - М.: издательство «Дело и Сервис», 2007.
9. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. Пособие. — М.: ИнфраМ, 2010.
10. Казанцев А.К. Биография. [электронный ресурс] https://gsom.spbu.ru/gsom/ faculty/fulltime/kazantsev/ (дата обращения 19.05. 2019 г.).
11. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. [электронный ресурс] http://www.scorecard.mag- records.ru/book01.html (дата обращения 19.05. 2019 г.).
12. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: Издательское - торговая корпорация «Дашков и К», 2012.
13. Колесников А.В., Петухов О.А. Моделирование систем: учеб. Пособие. - Л.: СЗПИ, 1981.
14. Круглов В.Н., Пауков С.А. Эволюция теории инноваций в зарубежной и отечественной науке//Региональная экономика: теория и практика.2016. № 5. С 4-22.
15. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: утверждены Правительством Российской Федерации от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7.
16. Первушин В.А. Практика управления инновационными проектами: учеб. пособие. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2015.
...