Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной компетенции у младших школьников в процессе обучения иностранному языку

Работа №95387

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1. Анализ структуры «социальная компетенция» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Принципы, методы, приёмы и средства формирования социальной
компетенции на уроках английского языка 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МБОУ СОШ №95 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 33
2.1. Анализ деятельности школы по формированию социальной компетенции у младших школьников на уроках английского языка 33
2.2. Первичная диагностика сформированности социальной
компетенции у младших школьников 42
2.3. Комплекс уроков английского языка по формированию социальной
компетенции у младших школьников 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 82


Актуальность исследования: приоритетной задачей современного российского образования является формирование личности школьника, обеспечение его компетенции в обществе.
На сегодняшний день во всех общеобразовательных организациях процесс обучения реформируется в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начальной школы второго поколения (далее по тексту - ФГОС НОО). Согласно ему в портрете выпускника начальной школы указывается, что он должен быть «...уважающий и принимающий ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.» [54 с. 4].
В предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания учебного предмета иностранный язык мы должны иметь «.приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения..» [54, с. 8].
Таким образом, мы приходим к тому, что необходимо формировать социальную компетенцию у младших школьников на уроках английского языка. В социальную компетенцию, по мнению Н.Г. Токаревой, входит изучение навыков позволяющих человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе, что будет способствовать его успешной социализации [6].
Противоречие исследования: между необходимостью формирования социальной компетенции у младших школьников на уроках иностранного языка и недостаточной разработанностью содержательного и методического обеспечения процесса формирования указанной компетенции.
Проблема исследования: каким образом формировать социальную компетенцию младших школьников на уроках иностранного языка в образовательном учреждении?
Вследствие чего нами была сформулирована следующая тема исследования: «Формирование социальной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку».
Объект исследования: процесс формирования социальной компетенции у младших школьников.
Предмет исследования: содержание уроков английского языка в процессе формирования социальной компетенции у младших школьников.
Цель исследования - на основе анализа теоретико-эмпирических данных разработать, обосновать и частично апробировать комплекс уроков по формированию социальной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Гипотеза: вероятно формированию социальной компетенции у младших школьников на уроках английского языка будет способствовать специально разработанный комплекс уроков, учитывающий структуру социальной компетенции, принципы, методы, средства и приемы обучения иностранному языку.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальная компетенция.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть принципы, методы, приемы и средства формирования социальной компетенции на уроках английского языка.
4. Проанализировать деятельность МБОУ СОШ № 95 г. Екатеринбург.
5. Осуществить первичную диагностику социальной компетенции у младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение, схематизация; эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.
База исследования: МБОУ СОШ № 95 г. Екатеринбург
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа теоретических и эмпирических данных по формированию социальной компетенции у младших школьников на уроках английского языка были сформулированы следующие выводы.
Проанализировав структуру социальной компетенции, мы пришли к выводу, что это способность ориентироваться в жизненных ситуациях, умение решать возникающие задачи, используя присвоенные социальные ценности, личные качества, приобретенные знания, умения, навыки и жизненный опыт. Компонентами социальной компетенции являются - мотивационно¬ценностного, когнитивного, эмоционального, операционного, поведенческого и личных качеств. Так же выделяются следующие уровни сформированности социальной компетенции - низкий, средний и высокий.
Рассмотрев психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста (6/7-10 лет), мы можем утверждать, что в данном возрасте ребёнок становится открытым для учебной деятельности, он готов принимать и впитываться новые знания. Ведущей деятельностью на данном этапе развития является учебная, она становится для ребёнка социально значимой, а также связана с взрослыми образцами и оценками, от чего зависит будущее развитие ребёнка, его мотивация и самооценка. Кроме того, к младшему школьному возрасту, каждый ребенок достигает своего «рубежа» развития; у него «накапливается определенный нравственный опыт, формируются черты индивидуального характера, вырабатываются определённые привычки», именно на данном этапе развития закладываются базовые знания, формируются и развиваются умения, способности и качества, которые послужат основой для дальнейшего развития данной компетенции и личности в целом, вследствие чего мы можем ставить решение задач формирования социальной компетенции.
Изучив содержание уроков английского языка в начальной школе, мы приходим к выводу, что формирование социальной компетенции происходит в ситуациях общения, где формируется их коммуникативная культура общения, формируются ценностные ориентиры и закладываются основы социального поведения в процессе общения на уроке, а так же в процессе чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, вырабатываются социальные ценности, ученик учиться понимать и правильно реагировать на эмоции собеседника и применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях общения.
Анализ деятельности МБОУ СОШ № 95 по формированию социальной компетенции младших школьников, дал нам основание утверждать, что деятельность по формированию социальной компетенции осуществляется на уроках английского языка, а также во внеурочной деятельности путем включения детей в общественно-значимую деятельность.
В ходе проведения первичной диагностики, мы выявили детей со сниженными показателями сформированности социальной компетенции, что в свою очередь определило перспективу дальнейшей работы, которая заключалась разработке комплекса уроков по формированию социальной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
Исходя из результатов диагностики, мы считаем, что данный комплекс уроков способствовал формированию социальной компетенции у младших школьников на уроках английского языка, так как при его разработке учитывалась структура социальной компетенции, принципы обучения: личностно-ориентированной направленности, доступности и посильности, коммуникативной направленности, сознательности и активности, такие методы как стимулирования учебной деятельности, показ, объяснение, поощрения, метод контроля, приемы: «дорожка успеха», «пометки на полях», составление кластера, такие средства как сюжетно-ролевая игра, составление собственных словарей, работа с текстом, творческие проекты.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2010. 623 с.
2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2001. 164 с.
3. Артюшенко И.В. Проблемы развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе//социальная сеть работников образования «наша сеть». 2014. [Электронный ресурс] URL:https://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/angliiskiyyazyk/library/201 4/05/04/doklad-na-temu-problemy-razvitiya (дата обращения 25.02.2019).
4. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: учеб. пособие М:
Логос, 2011. 306 с.; [Электронный ресурс] - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428 (дата обращения 17.02.2019).
5. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
6. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3¬7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 1999. Вып. 4 (13). С. 56-58.
7. Биболетова М.З. Как в УМК "Enjoy English" для 2-4-х классов реализуются идеи нового образовательного стандарта // Английский язык в школе / English at school. 2011. № 2 (34). С. 8-14.
8. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник.
М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 528 с.; [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136796 (17.02.2019).
9. Борискина И.В. Развитие социальных компетенций младших школьников // Социальная сеть работников образования «наша сеть». [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/razvitiie-sotsial- nykh-kompietientsii-mladshikh-sh.html (дата обращения17.02.2019).
10. Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2-х кн. Казань:
Познание, 2008. Кн. 2. 292 с.; [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258027 (17.02.2019).
11. Власова Е.И. Актуальные проблемы построения компетенции социальной одаренности. К., 1998. С. 85-91.
12. Воробьева Т.И. Обучение иностранному языку младших школьников в условиях поликультурной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека М.: ЭКСМО, 2003. 1134 с.
14. Галакова О.В. Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 24 с.
15. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
16. Гончарова Н. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме: сб. науч. трудов СевКавГТУ.
2007. № 5. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ncstu.ru.
17. Гумерова А.М. Исследование социальных компетенций младших школьников // Молодой ученый. 2016. №24. С. 428-429. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/128/35555/ (дата обращения: 06.02.2019).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ