Введение
Глава 1. Теоретико-аналитическая часть 6
1.1 Мобильное обучение как технология в образовании 6
1.1.1. Что такое мобильное обучение 6
1.1.2. Плюсы и недостатки мобильного обучения 7
1.1.3. Виды мобильных приложений 10
1.1.4. Разновидности мобильных обучающих приложений и
затрагиваемые ими виды деятельности 14
1.2. Методы для разработки мобильного приложения 17
1.3 Формализованное описание технического задания на разработку мобильного приложения для обучения бариста 22
Глава 2. Создание и проектирование практической части 25
2.1 Аналитическая работа с требованиями к мобильному приложению 25
2.2 Описание разработки обучающего приложения 29
2.3 Руководство пользователя по работе с приложением 40
Заключение 47
Список информационных источников 49
Сегодняшний день является временем научно-технического прогресса. Сейчас очень сложно представить себе человека без сотового телефона, планшетного компьютера, смартфона или любого другого портативного мультимедийного устройства. Если раньше позвонить можно было только по стационарному телефону, а выйти в интернет только с персонального домашнего компьютера, то сейчас вряд ли кого-то удивишь мобильным телефоном с беспроводным интернетом, WiFi модулем и GPS-навигацией. Новые мобильные технологии распространяются по земле невероятно быстрыми темпами, а так же являются важнейшей частью нашего быта. Уже нельзя представить, что мы не пользуемся смартфоном или планшетом, и тем более интернетом, эти технологии повсюду окружают нас, они известны большинству людей, от ребенка до пенсионера. Люди привыкли к тому, что всегда под рукой не только средство связи, но и множество полезных функций таких как: калькулятор, органайзер, конвертер, календарь, часы, будильник. Смартфоны становятся новой мобильной игровой платформой, опережая классические карманные игровые системы вроде Nintendo DS или Playstation Portable.
Нельзя не отметить тот факт, что мобильные устройства с их инновационными технологиями и приложениями с развлекательной тематикой отвлекают нас от работы, учебных занятий и других серьезных вещей в нашей жизни. Это, безусловно, серьезный недостаток. Но с другой стороны, мобильные устройства открывают новые возможности для желающих учиться, познавать что-то новое и развиваться в любое время и в любом месте.
По мере роста продаж мобильных устройств во всем мире, растет и спрос на различные приложения для них. Каждая уважающая себя компания, стремится иметь хотя бы одно мобильное приложение, чтобы быть у своего клиента "всегда под рукой". А существование некоторых компаний и вовсе сложно представить без мобильных устройств и специализированных программ, при помощи которых можно, например, управлять базами данных или следить за состоянием своего продукта на рынке в любой момент времени.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что мобильные технологии и мультимедийные устройства можно использовать не только в качестве развлечения, но и в качестве обучения во многих областях. На цифровых площадках дистрибьюции есть огромное множество обучающих приложений, например по таким темам как: английский язык, программирование, кулинария, правила дорожного движения и так далее. Но на сегодняшний день - не существует комплексного, удобного и информативного приложения для обучения бариста и кофейной сфере в целом. Поэтому моя тема является актуальной.
Практическая значимость результатов данной выпускной квалификационной работы, заключается в предоставлении удобного и подробного обучающего инструмента для бариста, а так же людей, не связанных с кофейной сферой, но желающих углубиться в изучении данной темы. В перспективе возможна публикация на цифровые площадки дистрибьюции для коммерческой выгоды при продаже данного приложения.
Предмет разработки данной работы - это мобильное приложение для обучения бариста, разработанное используя технологии HTML в среде разработки Twine.
Целью данной выпускной квалификационной работы является создание мобильного приложения для обучения бариста, а также закрепление практических навыков программирования для ОС Android и iOS на языке гипертекстовой разметки HTML в среде разработки Twine.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, плюсы и недостатки мобильного обучения при помощи анализа литературных и электронных источников;
2. Провести анализ литературных и электронных источников на предмет уже существующих обучающих приложений и их видов;
3. Сформулировать техническое задание;
4. Провести анализ и сделать обоснованный выбор инструментов для разработки мобильных приложений для различных операционных систем;
5. Провести разработку мобильного обучающего приложения при помощи выбранного инструментария, наполнить контентом, протестировать на наличие ошибок, проверить совместимость с разными операционными системами и разными моделями смартфонов.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в создании мобильного приложения для обучения бариста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, плюсы и недостатки мобильного обучения при помощи анализа литературных и электронных источников;
2. Провести анализ литературных и электронных источников на предмет уже существующих обучающих приложений и их видов;
3. Сформулировать техническое задание;
4. Провести анализ и сделать обоснованный выбор инструментов для разработки мобильных приложений для различных операционных систем;
5. Провести разработку мобильного обучающего приложения при помощи выбранного инструментария, наполнить контентом, протестировать на наличие ошибок, проверить совместимость с разными операционными системами и разными моделями смартфонов.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы раскрыта сущность мобильного обучения, как технологии в образовании, а так же плюсы и недостатки данного вида обучения. Был сделан вывод, что на фоне недостатков, у данного вида мобильного обучения огромное количество незаменимых плюсов. Мною были изучены литературные и электронные источники на предмет уже существующих обучающих приложений и их видов. Проведен анализ инструментов для разработки мобильных приложений, а так же сделан обоснованный выбор в пользу программного обеспечения Twine и Intel XDK.
Во второй главе был произведен анализ и предъявлены функциональные и технические требования к мобильному приложению, проанализирован язык гипертекстовой разметки HTML и структура кода данного языка. Получен практический навык работы с программным обеспеченьем Twine, в котором была разработана сама структура связи web-страниц. Было разработано приложение, которое соответствует предъявленным требованиями выпускной квалификационной работы, и функционирует согласно описанным требованиям.
Разработанный продукт соответствует всем требованиям технического задания. Таким образом, можно утверждать, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, а задачи выполнены в полном объёме.
1. Андресен Б. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. - 2 - е изд.; испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007. - 221 с.
2. Баулина О. В., Снопкова Е. В.: Использование современных мобильных технологий в образовании, текст научной работы.
3. Васильев Н. П.: Введение в гибридные технологии разработки мобильных приложений. Учебное пособие для ВО, 1-е изд. // Лань - 2020. - 54 - 63 с.
4. Виды мобильных приложений. [Электронный ресурс] URL: http://unlimsoft.com/native(дата обращения: 15.01.2021).
5. Вроблевски Люк: Околокомпьютерная литература: Сначала
мобильные! A BOOK APARAT, 2012. - 196 с.
6. Вульфович Е. В.: Теория и методика обучения и воспитания: Роль мобильного обучения в оптимизации преподавания иностранных языков: статья, июнь, 2014.
7. Голицина И. Н., Половникова Н. Л.: Мобильное обучение как новая
технология в образовании: статья, фев. 2011 / Татарский
государственный гумманитарно-педагогический университет, г. Казань.
8. Десятка лучших обучающих приложений на Android. [Электронный ресурс] URL:https://androidelf.com/desyatka-luchshih-obuchayushhih-prilozheniy-dlya-android/(дата обращения: 15.01.2021).
9. Дронов В. «HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Webсайтов». - СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
10. Дуванов А. А.: Web-конструирование. Элективный курс. //
БХВПетербург, 2006. - 432 с.
11. Захарова И. Г.: Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
12. Как мобильные технологии изменили нашу жизнь. [Электронный ресурс] URL:https://habr.com/ru/company/yotadevices/blog/362557/(дата обращения: 12.01.2021).
13. Казарян А. Г.: Мобильные технологии в обучении иностранным языкам, статья. // Томский политехнический университет.
14. Куклев, В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореферат диссертация д- ра пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Куклев Валерий Александрович; Ульяновский государственный технический университет. - Ульяновск, 2010. 41 - 46 с.
15. Медведева Н. П.: Мобильное обучение как новая технология в
образовании, статья. [Электронный ресурс] URL:
http://wiki.ippk.ru/images/5/54/Медведева НП Мобильное обучение
_как_новая_технология_в_образовании.pdf(дата обращения: 11.01.2021).
16. Мобильное обучение: Обучение на мобильных устройствах: прошлое, настоящее и будущее. [Электронный ресурс] URL: https://apptractor.ru/mLearning/(дата обращения: 13.01.2021).
17. Морева, Н. А.: Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 156 с.
18. Начало работы с Intel XDK. [Электронный ресурс] URL:
https://coderlessons.com/articles/mobilnaia-razrabotka-articles/nachalo-raboty-s-intel-xdk(дата обращения: 10.01.2021).
19. Парамонов И.В.: Разработка мобильных приложений для
платформы Android // БИБИКОМ. - 2013. - 19 с.
20. Пышная, Е. А. Урок - игра «Компьютерное кафе» / Е. А. Пышная, Э. Х. Бекалдиева // Информатика и образование. - 2004. - 49 - 51 с.
21. Разработка мобильных приложений: с чего начать. [Электронный
ресурс] URL: https://www.seoschoolpro.ru/razrabotka-mobilnyih-
prilozheniy/(дата обращения: 10.01.2021).
22. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного
обучения. [Электронный ресурс] URL:
https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (дата
обращения: 15.01.2021).
23. Руководство для начинающих Twine. [Электронный ресурс] URL: https://gamin.me/posts/17498(дата обращения: 18.01.2021).
24. Сравнение нативных приложений и веб-приложений.
[Электронный ресурс] URL:
http://static.ozone.ru/multimedia/book file/1010745251.pdf (дата
обращения: 09.01.2021).
25. Средства разработки мобильных приложений. [Электронный
ресурс] URL:
https:// studme .org/1538081920598/informatika/ sredstva razrabotki mobilnyh prilozheniy#216(дата обращения: 15.01.2021).
26. Статья на тему «Мобильное обучение и мобильные приложения в образовании». [Электронный ресурс] URL:https ://infourok.ru/ statya-na-temu-mobilnoe-obucheniyai-mobilnie-prilozheniya-v-obrazovanii-875559.html(дата обращения: 11.01.2021).
27. Титова С. В., Авраменко А. П.: Мобильные устройства в обучении. М., 2012. - 45 - 56 с.
28. Титова С. В., Авраменко А. П.: Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютеров к смартфону // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. №1.
29. Федоров, А. В. Медиаобразование во Франции / А. В. Федоров // Педагогика. - 2003. - 90 - 96 с.
30. Хенник Б.: «HTML и CSS. Путь к совершенству». - Санкт- Петербург, 2011.
31. Электронная энциклопедия Britannica. [Электронный ресурс] URL: http://www.britannica.com/(дата обращения: 18.01.2021).
32. Учебно-методический комплекс и его компоненты. [Электронный
ресурс] URL: https://gigabaza.ru/doc/8539.html(дата обращения:
24.01.2021).
33. Федотенко М.А.: Разработка мобильных приложений, первые шаги. // Лаборатория знаний. - 2019.
34. Якушина, Е. Школьный сайт создаем сами. // Народное
образование. - 2005. - 98 -102 с.
35. James Hoffmann: The best of jimseven. // 2015.
36. Lany Kingston: How to Make Coffee: The Science Behind the Bean. // 2015.
37. Melissa Ford: Writing Interactive Fiction with Twine. // QUE. - 2016. - 3 - 12 с.
38. Tristan Stefenson: The Curious Barista's Guide to Coffee. // 2015.