Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации проектной и игровой деятельности 7
1.1 Организация проектной деятельности, ее достоинства и недостатки 7
1.2 Игровая деятельность. Достоинства и недостатки 17
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1 Проектно-ролевая игра, как средство организации проектной
деятельности учащихся при изучении физики 31
2.2 Положение о проведении конференции учащихся «Ярмарка талантов» .. 52
2.3 Практическая реализация проектной деятельности учащихся при
изучении физики на основе использования игровых технологий 54
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения 69
Сегодня важность учителя основывается не только на передаче информации учащимся, но и на обучении детей тому, как применять свои знания, умения и навыки, приобретенные в жизни, быть мобильными, уметь обрабатывать и получать необходимую информацию быстро и эффективно. В новом образовательном стандарте основная часть образовательного процесса - написание проектов.
Деятельность проекта стала известной в 20 веке. В последнее время в российской педагогике активное внимание уделяется методу проекта, как технологии, которая направлена на решение фундаментально важных для образования проблем. Но на практике применение метода проекта практически для всех учителей является источником трудностей, проблем и недопонимания среди детей.
В мире педагогики, проектный метод не нов, но в последнее время проектную технологию причисляют к технологиям XXI века. Около 100 лет назад уже задумывались и предлагали использование технологий направленных на личные интересы и цели детей [20]. Также проводилось исследование по использованию метода проектов во внешкольной работе [82]. В совковое время данный метод стали использовать в учебных заведениях, но не совершенно обдуманно. Вскоре метод проектов был осужден и выведен из школьной жизни, в то время как за рубежом он активно и успешно развивался.
Традиционные методы и формы обучения придают учебному процессу совой шарм. Систематичность, четкость, научность все это придает логическую и правильную форму подачи учебного материала, но не позволяет решать всех задач стоящих перед современной педагогикой.
Бесспорно, метод проектов является актуальной темой на сегодняшний день, но возникает ряд противоречий, таких как :
• динамика профессиональных задач и внутренней готовностью к их осуществлению;
• личные интересы школьников и возможность реализации.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий
обуславливает актуальность данного исследования, а также его проблемы: каким образом должны быть сформированы организационно педагогические условия организации проектной деятельности с использованием мотивационного потенциала. В рамках указанной проблемы нами сформулирована тема исследования «Проектная деятельность учащихся при изучения физики на основе использования игровых технологий».
Объект исследования: образовательный процесс учащихся среднего звена на уроках физики.
Предмет исследования: технология организации проектной
деятельности школьников на уроках физики.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать технологию организации проектной деятельности учащихся на уроках физики.
Гипотеза: Если организовать подготовку к проектной деятельности при помощи игровой технологии, то это позволит исключить затруднения, возникающие у учащихся во время написания проектов.
Организация подготовки к проектной деятельности будет осуществляться более эффективно, если :
• включить проектную деятельность во все дисциплины (метапредметные связи);
• разработать игровую технологию организации проектной деятельности, основанной на социальном партнерстве, личностно - ориентированную;
• реализовать технологию организации проектной деятельности, включающей в себя этапы: анализ внешней и внутренней среды, разработка и планирование проектов, интеграция проектов в образовательный процесс, создание проектных групп, реализация и контроль проектной деятельности.
организации проектной деятельности.
На основании цели исследования и гипотезы были поставлены следующие задачи:
• проанализировать методическую литературу по исследуемой теме;
• на основании анализа литературы уточнить определение «проектная деятельность», «игра», «игровая технология» применительно к обучению физике;
• разработать технологию организации проектной деятельности на уроках физики;
• опробовать эту технологию, и на основе контрольного мероприятия сделать выводы о подтверждении или опровержении поставленной гипотезы.
Для достижения цели и решения поставленных задач диссертационного исследования использовались следующие методы:
• эмпирический: педагогическое наблюдение, изучение продуктов творческой деятельности, беседа, анкетирование, опытная работа.
• теоретический: анализ литературы по теме исследования, изучение и обобщение опыта организации проектной деятельности в образовательных учреждениях.
Теоретической основой являются работы в области:
• концепция социально-педагогического проектирования и инноваций в образовании (Н.Ф. Вишнякова, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, М.М. Поташник, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, Н.Р. Юсуфбекова, Е.А. Ямбург);,
• теория управления проектами (Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, И.И. Мазур, Д.А. Новиков, Дж.К. Пинто, В.Д. Шапиро);
• теория игр (В. Абраменкова; Э. Берн; Л.С. Выгодский; К. Гроос; С.Ф. Занько; Г.К. Селевко; С. А. Шмаков);
• теория проектной деятельности в образовательном процессе (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, О.С. Орлов, М.Б. Павлова, Е.С. Полат);
• теория управления инновационным образовательным учреждением (Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев, Б. П. Мартиросян).
К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующее:
• дано понятие проектно-ролевая игра;
• разработана технология, позволяющая эффективно организовать подготовку к проектной деятельности при изучении физики.
Теоретическая значимость исследования:
1. выявлено понятие « проектная деятельность»;
2. выявлено понятие «игра»;
3. выдвинуто понятие «проектно-ролевая игра»;
4. определены принципы организации проектной деятельности;
5. на методическом уровне разработано технологическое обеспечение практической реализации проектной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке игры, позволяющей прожить все этапы проектной деятельности на уроках физики. Методические материалы (таблицы, графики, анкеты) могут быть использованы различными учреждениями образования.
Апробация и внедрение
Внедрение основных идей и результатов исследования проводились на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 113» г. Екатеринбург.
Структура и объем диссертации: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение библиографический список, приложения.
В данной работе мы выполнили поставленные задачи, а именно:
• проанализировать методическую литературу по исследуемой теме;
• на основании анализа литературы уточнить определение «проектная деятельность», «игра», «игровая технология» применительно к обучению физике;
• Разработать технологию организации проектной деятельности на уроках физики;
• проверить эту технологию и на основании контрольной меры сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.
Была рассмотрена история развития проектной деятельности, рассмотрены различные точки зрения на определения проекта, метода проекта, изучены положительные аспекты использования метода проекта и его недостатки, возникающие при организации деятельности проекта.
Рассмотрена история развития игровой деятельности и ее влияние на жизнь человека.
Раскрыта концепция игровой деятельности, игры, изучены достоинства и недостатки этого метода.
Выявлен уровень развития изучаемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной и игровой деятельности, поставлены цели.
Рассмотрены классификации проектов по разным причинам. Рассмотрен метод организации проектной деятельности в литературе.
Рассмотрены виды игр используемых на уроках и внеурочное время.
Разработана и внедрена в процесс обучения физике методика организации проектной деятельности (проектно-ролевая игра).
Проведено итоговое мероприятие «Ярмарка талантов» на базе МАОУ СОШ № 113 г. Екатеринбурга.
Так же в ходе проведения курса нами были достигнуты следующие результаты:
• ученики в процессе обучения проявляли уровень усвоения учебной информации - «узнавание, воспроизведение» [Беспаленко];
• в противоречивых ситуациях ученики, находясь в своих ролях, активно отстаивали свои мировоззренческие взгляды, кроме этого они слышали другие позиции и соглашались с ними, если были, не правы;
• ученики вели активную познавательную деятельность, как во время занятий, так и в свободное время. Это подтверждается тем, что ученики самостоятельно выполняли дома различные элементы проектной деятельности и демонстрировали результаты на занятии.
• Ученикам были предложены темы проектов, вследствие чего используя проектно-ролевую игру, учащиеся выполняли самостоятельную работу, проект, в котором они показали свои умения самостоятельно находить информацию и обрабатывать ее, осуществлять разработку продукта, и анализировать его результаты.
Таким образом, можно считать достигнутыми цели игры.
1. Wikimedia Foundation.. Ролевые игры и что это такое?[ электронный ресурс]. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1126256#cite_ref- shish1_1-0 (дата обращения: 15.03.2019)
2. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
3. Алешин А. В. Управление проектами. Фундаментальный курс. Под ред. Аньшина В.М, Ильиной О.Н. - М.: Издательский дом ВШЭ, 2013. 620 с.
4. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: изд - во Казанского ун-та, 1996. 565 с
5. Аньшин В. М., Демкин И. В., Царьков И. Н., Никонов И. М. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределенности. - М.: МАТИ, 2008. 194 с
6. Артюхова И.С. Творческий проект - от идеи до разработки // Информатика и образование. - 2005. - № 9. - С. 10.
7. Ашанина Е.Н. Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: 1989. 192 с
9. Библер В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога).- М., Политиздат, 1975 г.- 399 с
10. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание, 2006
11. Бренчугина-Романова А. Н. Использование метода проектов при изучении темы "Классицизм"' в 9 классе: на примере урока по рус. культуре и лит. в ст. кл. / А. Н. Бренчугина-Романова // Образование в современной школе: журнал. 2006. - № 5. - С. 15-21.
12. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М.: Синтез - ГЕО, 1997. - 188 с.
13. Валясэк Б. «Метод проектов как творческая работа педагога», Управление школой», - М.: Первое сентября - № 9, 2004 г.
14. Винникотт Д. Игра и реальность. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
15. Горлицкая, С.И. История метода проектов [Текст] / С.И. Горлицкая// Компьютерные инструменты в образовании. - 2001. - № 5. - с. 46...