Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работа №95356

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В МУЗЫКАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия «полихудожественный подход» в педагогике и исто­рические этапы его становления 7
1.2. Потенциал полихудожественного подхода в музыкальном образовании
младших школьников 17
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 30
2.1. Характеристика условий и диагностических методик опытной работы.30
2.2. Содержание и ход опытной работы по реализации полихудожественного
подхода на уроках музыки в начальных классах 34
2.3. Анализ результатов опытной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 66

Актуальность исследования обусловлена требованиями общества к системе образования, выдвигаемыми на современном этапе его развития. К таковым относятся: гармоничное, нравственное развитие ребенка, формиро­вание у него художественного вкуса, эстетического восприятия, развитие способности к самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него творческого воображения.
В настоящее время полихудожественный подход активно применяется в музыкальном образовании. Многие современные программы по предмету «Музыка» подразумевают выход за пределы музыкального искусства, при­влекая художественные образы литературы, живописи, театра, архитектуры и других видов искусства.
По мнению многих ученых-исследователей (Б. П. Юсова, П. В. Жел- ницких, Л. Г. Савенковой, Л. В. Школяр и др.) применение полихудожест- венного подхода влечет за собой целый ряд положительных моментов для развития ребенка. Полихудожественный контекст на уроках музыки спосо­бен помочь детям глубже понять идею музыкального произведения. Кроме того, учащиеся имеют возможность познакомиться с общепризнанными ше­деврами разных видов искусства, что в дальнейшем станет частью их круго­зора, основой для формирования художественного вкуса, эстетического вос­приятия.
Такие исследователи как Б. П. Юсов, Л. В. Школяр, Н. Г. Тагильцева отмечают, что ребенок изначально полихудожественен, полиязычен, пред­расположен к творческой деятельности во всех видах искусства.
На уроке музыки активно используются такие виды полихудожествен- ной деятельности как: «рисование музыки, музыкальные театрализации, тем­брово-шумовые коллективные композиции с элементами графического, цве­тового, пластического, интонационного фантазирования» [7, с. 78]. Благода­ря таким видам деятельности учащиеся получают знания об основных зако­номерностях художественно-образного отражения жизненных явлений, сходных средствах выразительности в разных видах искусства, а поскольку эти задания являются творческими, они также стимулируют развитие творче­ского воображения детей.
Создание «полихудожественной среды» направлено на гармоничное развитие ребенка, понимание им того, что любое искусство отражает мир, жизненные явления.
Несмотря на то, что о возможностях применения полихудожественного подхода на уроках музыки написано немало, ощущается недостаток конкрет­ных материалов - примеров того, как он работает на уроке, как его грамотно применять, как избежать возможных ошибок, какими средствами, приемами проводится сравнение/синтез музыки и других видов искусства.
«В работах педагогов образовательной области искусство (особенно педагогов-музыкантов) постоянно акцентируется опасность так называемого «прямого иллюстрирования» произведений одного вида искусства другим. При «прямом иллюстрировании» сопоставление аудиального и визуального образов сводится к констатации того, что «и в музыке, и на картине изобра­жено одно и то же» (время года, событие и т. д.). Или же для визуализации музыкального образа выбираются изображения, не равноценные музыкаль­ному произведению с точки зрения художественности (например, рисунок на крышке коробки из-под конфет)» [10].
На практике очень часто то, что преподаватель называет «полихудоже- ственным подходом», на деле представляет собой то самое «иллюстрирова­ние» одного произведения искусства другим, без выявления их общности, размышлений о том, как именно эти искусства взаимодействуют, решают ху­дожественный образ. Чаще всего такое недопонимание возникает у студен­тов - будущих учителей музыки.
Противоречия: между наличием разработанной концепции полихудо- жественного подхода, апробированной и показавшей свою эффективность в музыкальном образовании детей, и недостатком опыта ее внедрения в широ­кой практике школьных учителей музыки.
Проблема работы: применение концепции полихудожественного под­хода в практике преподавания на школьных уроках музыки в начальных классах.
Тема: «Реализация полихудожественного подхода на уроках музыки в начальных классах»
Цель: Теоретически обосновать сущность полихудожественного под­хода в музыкальном образовании и проверить его результативность в про­цессе опытной работы в начальных классах.
Объект: Процесс музыкального образования младших школьников на основе полихудожественного подхода.
Предмет: методы и приемы, обеспечивающие эффективность реализа­ции полихудожественного подхода на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Гипотеза: применение полихудожественного подхода на уроках музы­ки в начальных классах может быть результативным, если:
• понимать содержание понятия «полихудожественный подход» в пе­дагогике;
• оценивать потенциал полихудожественного подхода
• использовать методы и приемы, отвечающие возможностям полиху- дожественного подхода в музыкальном образовании младших школьников.
Задачи:
• проанализировать содержание понятия «полихудожественный под­ход» в педагогике и проследить исторические этапы его становления;
• раскрыть потенциал полихудожественного подхода в музыкальном образовании младших школьников;
- отобрать методы и приемы реализации полихудожественного подхо­да;
- проверить их результативность в процессе опытной работы по реали­зации полихудожественного подхода на школьных уроках музыки.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы по про­блеме и теме исследования, сопоставление, обобщение, анализ; эмпириче­ские: педагогические наблюдения, интервьюирование, опытная работа.
Теоретико-методологическая основа исследования: общепедагоги­ческие концепции (В. А. Сластенин, Д. Б Эльконин); идеи синтеза искусств (В. В. Ванслов, Л. Н. Мун); теории музыкального образования младших школьников (В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак; Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина; Н. Г. Тагильцева); концепции полихудожественно­го подхода (Е. А. Заплатина, О. И. Радомская, Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов)
База опытной работы: МАОУ СОШ №32 г. Екатеринбурга.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа со­стоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источни­ков и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование привело нас к следующим выводам:
Сущность понятия «полихудожественный подход» в педагогике можно описать как совокупность приемов отношения или характер отношения к образованию школьников в педагогике искусства. Применительно к процессу образования полихудожественный подход выступает и как концептуальная основа, и как форма, и как метод формирования целостности мышления, ши­рокого взгляда на окружающий мир и искусство.
Рассмотрение исторических этапов становления понятия «полихудоже­ственный подход в педагогике» показало последовательное становление и обогащение данного понятия по следующим этапам: 1. Начало XIX в. - Появление понятия «Синтез искусств». Предпринимавшиеся попытки инте­грации различных учебных дисциплин области искусства реализовались как отдельные виды искусств, без элементов синтетического взаимодействия.
2. Конец 80-х гг. XX в. - развитие и внедрение в практику образования среди прочих «комплексного подхода» к обучению и воспитанию средствами раз­личных видов искусства. 3. 1987 г. - Зарождение идей полихудожественно­
го подхода в трудах Б. П. Юсова и представителей его научной школы. 4. Конец 80-х гг. - начало 90-х. гг. XX в. - Публикация учеными лаборатории Б. П. Юсова апробированных программ интегрированного полихудожествен- ного типа.
Проанализировав ряд научных и методических источников, мы выяс­нили, что специалисты едины в достаточно высокой оценке потенциала по- лихудожественного подхода в музыкальном образовании младших школьни­ков. Подчеркивается его влияние на развитие эмоционально-чувственной сферы, творческого воображения, понимания единства искусства, расшире­ния художественного кругозора. Отмечается, что полихудожественный под­ход способствует более глубокому пониманию учащимися идей музыкально­го произведения. Благодаря тому, что урок музыки позволяет использовать разнообразные виды полихудожественной деятельности (рисование музыки, музыкальные театрализации и др.), учащиеся получают знания об основных закономерностях художественно-образного отражения жизненных явлений, сходстве средств выразительности в разных видах художественной деятель­ности.
Проблема реализации полихудожественного подхода нашла свое во­площение в ряде школьных программ по предмету «Музыка». В них обосно­вана возможность развития ассоциативно-образного мышления детей путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства, представлены способы формирования умений и навыков творческой деятельности на осно­ве художественных образов разных видов искусства. Некоторые темы уроков заранее ориентированы на использование полихудожественного подхода. Для выполнения в классе предлагаются задания, предполагающие обращение к разным видам искусства, используется метод междисциплинарных взаимо­действий, включающий в себя рассмотрение воплощения единой темы в раз­личных видах искусства, соответствие образов и средств художественной выразительности разных видов искусств.
Изучив условия опытной работы, мы выяснили, что они отвечают тре­бованиям, необходимым для использования полихудожественного подхода в процессе школьных уроков музыки. К их числу относятся:
- наличие учебного плана МАОУ-СОШ №32, включающего в себя ху­дожественные программы по различным направлениям искусства - художе­ственному, хореографическому, музыкальному;
-высокий уровень материально-технического обеспечения школы;
-высококвалифицированный педагогический состав учителей музыки;
-использование учителями программ по музыке, включающих направ­ленность на установление интонационно-образных связей музыки с другими искусствами.
В основу научно обоснованного контроля за процессом опытной рабо­ты была положена диагностика, состоящая из следующих показателей: сте­пень сосредоточенности внимания на процессе слушания; степень соответст­вия эмоционального отклика музыкальному образу произведения; наличие полихудожественности в высказываниях детей о музыкальных впечатлени­ях.
В ходе опытной работы мы провели 10 уроков музыки - 5 уроков, на которых применялся полихудожественный подход, и 5 уроков без примене­ния полихудожественного подхода.
Содержательные блоки уроков - представленные конспекты подверг­лись анализу, с целью выявить результативность использования полихудоже- ственного подхода относительно основного критерия - степени заинтересо­ванности, вовлеченности учащихся в процесс восприятия образов искусства. Результаты разных видов уроков занесены в таблицы. По ним можно сделать следующее заключение: степень заинтересованности, вовлеченности уча­щихся в процесс восприятия образов искусства на уроках музыки с использо­ванием полихудожественного подхода обнаружена высокого уровня, а на уроках музыки без использования полихудожественного подхода - среднего уровня.
Проанализировав результаты опытной работы, мы пришли к выводу, что общий результат - степень заинтересованности, вовлеченности учащихся в процесс восприятия образов искусства, на уроках музыки с использованием полихудожественного подхода оказался выше, чем на уроках где такой под­ход не применялся. Такой показатель как - степень сосредоточенности вни­мания на процессе слушания музыки, на уроках первого вида оказался выше, а также был отмечен более высокий уровень наличия признаков полихудоже­ственности в высказываниях детей. Сравнив между собой содержательные блоки уроков разных видов, мы отметили, что на уроках, проводившихся с использованием полихудожественного подхода, дети чаще употребляли бо-
лее сложные литературные определения, демонстрировали наличие ассоциа­тивных связей в своих суждениях между музыкой и другими видами искус­ства.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что «применение по­лихудожественного подхода на уроках музыки в начальных классах может быть результативным, если: понимать содержание понятия «полихудожест­венный подход» в педагогике; оценивать потенциал полихудожественного подхода; использовать методы и приемы, отвечающие возможностям поли­художественного подхода в музыкальном образовании младших школьни­ков» подтвердилась. Задачи нашего исследования выполнены, а цель - дос­тигнута.


1. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] : моногр. / Е. Н. Бородина. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. 198 с.
2. Ванслов, В. В. Что такое искусство [Текст] / В. В. Ванслов. М.: Изо­бразительное искусство, 1989. 326 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский /Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991 - 480 с.
4. Желницких, П. В. Полихудожественный подход как практико­ориентированная основа развития эстетической культуры студентов педвуза в процессе приобщения к культурному наследию родного края [Текст] / П. В. Желницких // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т. 5. № 4. С. 104-109.
5. Заплатина, Е. А. Полихудожественный подход как научная ка­тегория [Текст] / Е. А. Заплатина // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования : межвузовский сборник науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; отв. ред. К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. Екатеринбург-Пермь, 2009. С. 42-49.
6. Куприна, Н. Г. Полихудожественный подход в социально- коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Куприна, Э. Д. Оганесян // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 142-146.
7. Куприна, Н. Г. Системно-деятельностный подход и современный урок музыки (анализ конкурсных заданий по уроку предметной области «Ис­кусство») [Текст] / Н. Г. Куприна, С. А. Новоселов // Педагогическое образо­вание в России. 2017. № 12. С. 75-79.
8. Лосев, А. Ф. История эстетических категорий [Текст] / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1965. 107 с.
9. МАОУ-СОШ №32, Официальный сайт школы [Электронный ре­сурс]: http://xn--32-6kc3bfr2e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/
10. Матвеева, Л. В., Тагильцева Н. Г. Полихудожественное воспитание в школе [Текст] Учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся / Л. В. Матвеева, Н. Г, Тагильцева; «Урал. гос. пед. ун-т,. Екатеринбург, 2018. 132 с.
11. Матвеева, К. П. Обзор учебных программ по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы, действующих на федеральной основе [Текст] / К. П. Матвеева // ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т,. Екатеринбург, 2011. 139 с.
12. Мун, Л. Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс
порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа [Электронный ресурс] / Л. Н. Мун // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2008. № 2. URL: http://www.art-
education.ru/electronic-journal/sintez-iskusstv-kak-postoyanno- razvivayushchiysya-process-porozhdeniya-novogo-v.
13. Методика исследования индивидуальности - типичности эмоцио­
нального отклика [Электронный ресурс]: полнотекстовая библиотека журна­ла "Вопросы психологии" за 20 лет (1980-1999) и связанный с нею словарь психологических терминов:
http://www.voppsy.ru/issues/1993/934/934116.htm#a11
14. Никитина, Е. Ю. Полихудожественный подход к формированию хореографических компетенций детей [Электронный ресурс] / Е. Ю, Никити­на, Е. Б. Юнусова // Педагогический журнал (Pedagogical Journal). 2016. № 2. С. 52-63. URL: http //publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2016-2/4-nikitina- yunusova.pdf.
15. Оганесян Э. Д. Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства у младших школьников в услови­ях арт-студии [Текст] / Э. Д. Оганесян// Екатеринбург, 2018. 24 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ