ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В МУЗЫКАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия «полихудожественный подход» в педагогике и исторические этапы его становления 7
1.2. Потенциал полихудожественного подхода в музыкальном образовании
младших школьников 17
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 30
2.1. Характеристика условий и диагностических методик опытной работы.30
2.2. Содержание и ход опытной работы по реализации полихудожественного
подхода на уроках музыки в начальных классах 34
2.3. Анализ результатов опытной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 66
Актуальность исследования обусловлена требованиями общества к системе образования, выдвигаемыми на современном этапе его развития. К таковым относятся: гармоничное, нравственное развитие ребенка, формирование у него художественного вкуса, эстетического восприятия, развитие способности к самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него творческого воображения.
В настоящее время полихудожественный подход активно применяется в музыкальном образовании. Многие современные программы по предмету «Музыка» подразумевают выход за пределы музыкального искусства, привлекая художественные образы литературы, живописи, театра, архитектуры и других видов искусства.
По мнению многих ученых-исследователей (Б. П. Юсова, П. В. Жел- ницких, Л. Г. Савенковой, Л. В. Школяр и др.) применение полихудожест- венного подхода влечет за собой целый ряд положительных моментов для развития ребенка. Полихудожественный контекст на уроках музыки способен помочь детям глубже понять идею музыкального произведения. Кроме того, учащиеся имеют возможность познакомиться с общепризнанными шедеврами разных видов искусства, что в дальнейшем станет частью их кругозора, основой для формирования художественного вкуса, эстетического восприятия.
Такие исследователи как Б. П. Юсов, Л. В. Школяр, Н. Г. Тагильцева отмечают, что ребенок изначально полихудожественен, полиязычен, предрасположен к творческой деятельности во всех видах искусства.
На уроке музыки активно используются такие виды полихудожествен- ной деятельности как: «рисование музыки, музыкальные театрализации, темброво-шумовые коллективные композиции с элементами графического, цветового, пластического, интонационного фантазирования» [7, с. 78]. Благодаря таким видам деятельности учащиеся получают знания об основных закономерностях художественно-образного отражения жизненных явлений, сходных средствах выразительности в разных видах искусства, а поскольку эти задания являются творческими, они также стимулируют развитие творческого воображения детей.
Создание «полихудожественной среды» направлено на гармоничное развитие ребенка, понимание им того, что любое искусство отражает мир, жизненные явления.
Несмотря на то, что о возможностях применения полихудожественного подхода на уроках музыки написано немало, ощущается недостаток конкретных материалов - примеров того, как он работает на уроке, как его грамотно применять, как избежать возможных ошибок, какими средствами, приемами проводится сравнение/синтез музыки и других видов искусства.
«В работах педагогов образовательной области искусство (особенно педагогов-музыкантов) постоянно акцентируется опасность так называемого «прямого иллюстрирования» произведений одного вида искусства другим. При «прямом иллюстрировании» сопоставление аудиального и визуального образов сводится к констатации того, что «и в музыке, и на картине изображено одно и то же» (время года, событие и т. д.). Или же для визуализации музыкального образа выбираются изображения, не равноценные музыкальному произведению с точки зрения художественности (например, рисунок на крышке коробки из-под конфет)» [10].
На практике очень часто то, что преподаватель называет «полихудоже- ственным подходом», на деле представляет собой то самое «иллюстрирование» одного произведения искусства другим, без выявления их общности, размышлений о том, как именно эти искусства взаимодействуют, решают художественный образ. Чаще всего такое недопонимание возникает у студентов - будущих учителей музыки.
Противоречия: между наличием разработанной концепции полихудо- жественного подхода, апробированной и показавшей свою эффективность в музыкальном образовании детей, и недостатком опыта ее внедрения в широкой практике школьных учителей музыки.
Проблема работы: применение концепции полихудожественного подхода в практике преподавания на школьных уроках музыки в начальных классах.
Тема: «Реализация полихудожественного подхода на уроках музыки в начальных классах»
Цель: Теоретически обосновать сущность полихудожественного подхода в музыкальном образовании и проверить его результативность в процессе опытной работы в начальных классах.
Объект: Процесс музыкального образования младших школьников на основе полихудожественного подхода.
Предмет: методы и приемы, обеспечивающие эффективность реализации полихудожественного подхода на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Гипотеза: применение полихудожественного подхода на уроках музыки в начальных классах может быть результативным, если:
• понимать содержание понятия «полихудожественный подход» в педагогике;
• оценивать потенциал полихудожественного подхода
• использовать методы и приемы, отвечающие возможностям полиху- дожественного подхода в музыкальном образовании младших школьников.
Задачи:
• проанализировать содержание понятия «полихудожественный подход» в педагогике и проследить исторические этапы его становления;
• раскрыть потенциал полихудожественного подхода в музыкальном образовании младших школьников;
- отобрать методы и приемы реализации полихудожественного подхода;
- проверить их результативность в процессе опытной работы по реализации полихудожественного подхода на школьных уроках музыки.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме и теме исследования, сопоставление, обобщение, анализ; эмпирические: педагогические наблюдения, интервьюирование, опытная работа.
Теоретико-методологическая основа исследования: общепедагогические концепции (В. А. Сластенин, Д. Б Эльконин); идеи синтеза искусств (В. В. Ванслов, Л. Н. Мун); теории музыкального образования младших школьников (В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак; Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина; Н. Г. Тагильцева); концепции полихудожественного подхода (Е. А. Заплатина, О. И. Радомская, Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов)
База опытной работы: МАОУ СОШ №32 г. Екатеринбурга.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Проведенное исследование привело нас к следующим выводам:
Сущность понятия «полихудожественный подход» в педагогике можно описать как совокупность приемов отношения или характер отношения к образованию школьников в педагогике искусства. Применительно к процессу образования полихудожественный подход выступает и как концептуальная основа, и как форма, и как метод формирования целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир и искусство.
Рассмотрение исторических этапов становления понятия «полихудожественный подход в педагогике» показало последовательное становление и обогащение данного понятия по следующим этапам: 1. Начало XIX в. - Появление понятия «Синтез искусств». Предпринимавшиеся попытки интеграции различных учебных дисциплин области искусства реализовались как отдельные виды искусств, без элементов синтетического взаимодействия.
2. Конец 80-х гг. XX в. - развитие и внедрение в практику образования среди прочих «комплексного подхода» к обучению и воспитанию средствами различных видов искусства. 3. 1987 г. - Зарождение идей полихудожественно
го подхода в трудах Б. П. Юсова и представителей его научной школы. 4. Конец 80-х гг. - начало 90-х. гг. XX в. - Публикация учеными лаборатории Б. П. Юсова апробированных программ интегрированного полихудожествен- ного типа.
Проанализировав ряд научных и методических источников, мы выяснили, что специалисты едины в достаточно высокой оценке потенциала по- лихудожественного подхода в музыкальном образовании младших школьников. Подчеркивается его влияние на развитие эмоционально-чувственной сферы, творческого воображения, понимания единства искусства, расширения художественного кругозора. Отмечается, что полихудожественный подход способствует более глубокому пониманию учащимися идей музыкального произведения. Благодаря тому, что урок музыки позволяет использовать разнообразные виды полихудожественной деятельности (рисование музыки, музыкальные театрализации и др.), учащиеся получают знания об основных закономерностях художественно-образного отражения жизненных явлений, сходстве средств выразительности в разных видах художественной деятельности.
Проблема реализации полихудожественного подхода нашла свое воплощение в ряде школьных программ по предмету «Музыка». В них обоснована возможность развития ассоциативно-образного мышления детей путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства, представлены способы формирования умений и навыков творческой деятельности на основе художественных образов разных видов искусства. Некоторые темы уроков заранее ориентированы на использование полихудожественного подхода. Для выполнения в классе предлагаются задания, предполагающие обращение к разным видам искусства, используется метод междисциплинарных взаимодействий, включающий в себя рассмотрение воплощения единой темы в различных видах искусства, соответствие образов и средств художественной выразительности разных видов искусств.
Изучив условия опытной работы, мы выяснили, что они отвечают требованиям, необходимым для использования полихудожественного подхода в процессе школьных уроков музыки. К их числу относятся:
- наличие учебного плана МАОУ-СОШ №32, включающего в себя художественные программы по различным направлениям искусства - художественному, хореографическому, музыкальному;
-высокий уровень материально-технического обеспечения школы;
-высококвалифицированный педагогический состав учителей музыки;
-использование учителями программ по музыке, включающих направленность на установление интонационно-образных связей музыки с другими искусствами.
В основу научно обоснованного контроля за процессом опытной работы была положена диагностика, состоящая из следующих показателей: степень сосредоточенности внимания на процессе слушания; степень соответствия эмоционального отклика музыкальному образу произведения; наличие полихудожественности в высказываниях детей о музыкальных впечатлениях.
В ходе опытной работы мы провели 10 уроков музыки - 5 уроков, на которых применялся полихудожественный подход, и 5 уроков без применения полихудожественного подхода.
Содержательные блоки уроков - представленные конспекты подверглись анализу, с целью выявить результативность использования полихудоже- ственного подхода относительно основного критерия - степени заинтересованности, вовлеченности учащихся в процесс восприятия образов искусства. Результаты разных видов уроков занесены в таблицы. По ним можно сделать следующее заключение: степень заинтересованности, вовлеченности учащихся в процесс восприятия образов искусства на уроках музыки с использованием полихудожественного подхода обнаружена высокого уровня, а на уроках музыки без использования полихудожественного подхода - среднего уровня.
Проанализировав результаты опытной работы, мы пришли к выводу, что общий результат - степень заинтересованности, вовлеченности учащихся в процесс восприятия образов искусства, на уроках музыки с использованием полихудожественного подхода оказался выше, чем на уроках где такой подход не применялся. Такой показатель как - степень сосредоточенности внимания на процессе слушания музыки, на уроках первого вида оказался выше, а также был отмечен более высокий уровень наличия признаков полихудожественности в высказываниях детей. Сравнив между собой содержательные блоки уроков разных видов, мы отметили, что на уроках, проводившихся с использованием полихудожественного подхода, дети чаще употребляли бо-
лее сложные литературные определения, демонстрировали наличие ассоциативных связей в своих суждениях между музыкой и другими видами искусства.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что «применение полихудожественного подхода на уроках музыки в начальных классах может быть результативным, если: понимать содержание понятия «полихудожественный подход» в педагогике; оценивать потенциал полихудожественного подхода; использовать методы и приемы, отвечающие возможностям полихудожественного подхода в музыкальном образовании младших школьников» подтвердилась. Задачи нашего исследования выполнены, а цель - достигнута.
1. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] : моногр. / Е. Н. Бородина. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015. 198 с.
2. Ванслов, В. В. Что такое искусство [Текст] / В. В. Ванслов. М.: Изобразительное искусство, 1989. 326 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский /Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991 - 480 с.
4. Желницких, П. В. Полихудожественный подход как практикоориентированная основа развития эстетической культуры студентов педвуза в процессе приобщения к культурному наследию родного края [Текст] / П. В. Желницких // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т. 5. № 4. С. 104-109.
5. Заплатина, Е. А. Полихудожественный подход как научная категория [Текст] / Е. А. Заплатина // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования : межвузовский сборник науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; отв. ред. К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. Екатеринбург-Пермь, 2009. С. 42-49.
6. Куприна, Н. Г. Полихудожественный подход в социально- коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Куприна, Э. Д. Оганесян // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 142-146.
7. Куприна, Н. Г. Системно-деятельностный подход и современный урок музыки (анализ конкурсных заданий по уроку предметной области «Искусство») [Текст] / Н. Г. Куприна, С. А. Новоселов // Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 75-79.
8. Лосев, А. Ф. История эстетических категорий [Текст] / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1965. 107 с.
9. МАОУ-СОШ №32, Официальный сайт школы [Электронный ресурс]: http://xn--32-6kc3bfr2e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/
10. Матвеева, Л. В., Тагильцева Н. Г. Полихудожественное воспитание в школе [Текст] Учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся / Л. В. Матвеева, Н. Г, Тагильцева; «Урал. гос. пед. ун-т,. Екатеринбург, 2018. 132 с.
11. Матвеева, К. П. Обзор учебных программ по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы, действующих на федеральной основе [Текст] / К. П. Матвеева // ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т,. Екатеринбург, 2011. 139 с.
12. Мун, Л. Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс
порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа [Электронный ресурс] / Л. Н. Мун // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2008. № 2. URL: http://www.art-
education.ru/electronic-journal/sintez-iskusstv-kak-postoyanno- razvivayushchiysya-process-porozhdeniya-novogo-v.
13. Методика исследования индивидуальности - типичности эмоцио
нального отклика [Электронный ресурс]: полнотекстовая библиотека журнала "Вопросы психологии" за 20 лет (1980-1999) и связанный с нею словарь психологических терминов:
http://www.voppsy.ru/issues/1993/934/934116.htm#a11
14. Никитина, Е. Ю. Полихудожественный подход к формированию хореографических компетенций детей [Электронный ресурс] / Е. Ю, Никитина, Е. Б. Юнусова // Педагогический журнал (Pedagogical Journal). 2016. № 2. С. 52-63. URL: http //publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2016-2/4-nikitina- yunusova.pdf.
15. Оганесян Э. Д. Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства у младших школьников в условиях арт-студии [Текст] / Э. Д. Оганесян// Екатеринбург, 2018. 24 с...