ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ГОЛОСАМИ МАЛЬЧИКОВ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ 7
1.1. Теоретические предпосылки работы с голосами мальчиков на разных
возрастных этапах 7
1.2. Характеристика методов и приемов работы с голосами мальчиков на
разных возрастных этапах 17
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ У МАЛЬЧИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 31
2.1. Опытно-поисковая работа и критерии оценивания сформированности
вокальных навыков у мальчиков в период мутации 31
2.2. Репродуктивный анализ опыта обучения в Свердловском Мужском
Хоровом Колледже 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИМПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность темы: Проблема формирования вокальных навыков у мальчиков стоит очень давно и до сих пор эта проблема является актуальной. Голосам мальчиков всегда уделялось большое внимание и единого подхода к безопасному развитию голосового аппарата у мальчиков на разных возрастных этапах так и нет. Особое внимание всегда уделялось именно формированию и развитию голоса у мальчиков, которое в свое время, очень тесно связано с этапами физического развития человека в целом. Работа по развитию детского голоса необходима, и особенно актуальна на этапе возрастных физиологических и психологических изменений в организме мальчиков. На сегодняшний день внимание педагогов музыки направленно на поиск новых методов и приемов к музыкальному обучению и воспитанию мальчиков, формированию вокальных навыков у мальчиков.
Специфика работы с мальчиками заключается в их возрастных особенностях. Мальчики отличаются неустойчивым вниманием, неусидчивостью. В возрасте до 7 лет они наиболее раскрепощены, подвижны, эмоциональны и восприимчивы к музыке, менее дисциплинированы, чем девочки и более возбудимы, им гораздо ближе занятия, связанные с движением. Они учатся обрабатывать получаемую информацию, относиться к ней критически, но продолжают копировать действия педагога. Поэтому на уроке преобладает быстрая смена деятельности, она проходит в игровой форме. Опыт многих хормейстеров, работающих с мальчиками, свидетельствует о том, что в младшем возрасте они легче контролируют своё внимание на зрительных впечатлениях, чем на слуховых, и поэтому плохо интонируют. Первый год обучения уходит на постановку правильного певческого звукообразования и развития музыкального слуха. Все занятия должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением и самой музыкой, так как пение, в отличие от других видов музыкальной деятельности, наиболее доступно ребенку. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера в коллективе. Необходимо интерес к разучиваемой песне, к ее создателям, а также любовь к самому процессу совместного пения.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Как показал анализ научных работ, проведенный в ходе исследования, вопрос формирования певческих навыков у обучающихся мальчиков всегда находился в поле зрения отечественных педагогов-практиков:
Е.Я. Гембицкой, В.А. Багадурова, И. И. Левидова, В. П. Морозова, Л.Б. Дмитриева, Г.П.Стуловой и др. В практике же специального музыкального образования мальчиков разного возраста проблема формирования певческих навыков недостаточно изучена.
Противоречие состоит в том, что традиции вокально-хорового воспитания мальчиков и передовые методики по формированию основных вокальных навыков у мальчиков, которые являются основой обучения мальчиков и юношей, не всегда в полной мере реализуются в современной практике.
Проблема работы: эффективность использования различных вокальных методик для правильного и безопасного формирования вокальных навыков у мальчиков.
Тема: формирование вокальных навыков у мальчиков разного овзраста в процессе хоровых занятий.
Цель: систематизировать информацию о методах и приемах работы с голосами мальчиков и формированию вокальных навыков у мальчиков на разных возрастных этапах.
Объект - процесс формирования вокальных навыков мальчиков на разных возрастных этапах.
Предмет: условия организации, формирование вокальных навыков мальчиков на разных возрастных этапах.
Гипотеза: Успешность осуществления правильной работы с голосами мальчиков может быть достигнута, если педагог будет знать особенности и подходы к певческой деятельности мальчиков разного возраста, а также знать методы и приемы формирования всех певческих навыков в разные периоды мутации голоса.
Задачи:
• рассмотреть возрастную периодизацию голосов мальчиков, представленную в научной литературе;
• проанализировать мутацию голосов мальчиков как физиологический процесс;
• изучить содержание певческой деятельности мальчиков в домутационный период;
• обобщить имеющиеся подходы;
• изучить техники и приемы работы с голосами мальчиков на разных возрастных этапах
Методы исследования - теоретические: изучение литературы по теме исследования, сравнение, анализ; эмпирические: педагогическое
наблюдение.
Методологической основой исследования послужили: теоретические основы: психолого-педагогической теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); Работы известных педагогов музыкантов и их положения о теории голосообразования (Л. Б. Дмитриев, В. П. Морозов, Р. Юссон); различные теории развития детского голоса В.А. Багадуров, Е.М. Малинина, Д. Е. Огороднов А. А. Сергеев, Г. П. Стулова); теоретические положения о специфике постановки певческого голоса мальчиков в мутационный период (Е.Я. Гембицкая, В.А. Багадуров, И.И. Левидов, Д. Е. Чернов).
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32.
Рассмотрев возрастную периодизацию развития голосов мальчиков, представленную в научной литературе, мы выяснили, что ее разделяют на дошкольный, домутационный, мутационный и после мутационный периоды. Мы выяснили, что в дошкольный период идет плавное развитие голоса и механизм голосообразования еще очень прост. Домутационный период характеризуется тем, что в нем голос приобретает уже определенную силу и тембр.
Проанализировав рекомендации педагогов-вокалистов и хоровых дирижеров по особенностям певческой деятельности мальчиков в до мутационный период, мы пришли к следующим выводам:
• главное условие пения - это внутренняя полная физическая свобода исполнителей;
• важнейшим фактором голосообразования у певцов является дыхание;
• нельзя допускать сильного перенапряжения гортани при пении, то есть нельзя кричать;
• нужно делать небольшие перерывы в занятиях, если у мальчика появляются болезненные ощущения;
• правильное воспитание голосов мальчиков заключается в умении петь легким, светлым звуком, и умении пользоваться головным резонатором.
Главными помощниками в этом случае являются вокальный слух педагога и субъективные ощущения учащихся. Не трудно услышать, в какой тесситуре звучание голоса более естественно.
Проанализировав имеющиеся на сегодня подходы к осуществлению певческой деятельности мальчиков в период мутации, мы выяснили:
• пение напрягает голосовые связки больше, чем разговорная речь;
• защитная функция голосообразования состоит в предупреждении заболевании гортани, компенсации вредных влияний, развитии голоса и подготовке к возможным нагрузкам при условиях экологичности методов обучения;
• именно индивидуальные занятия сольным пением в академической манере два раза в неделю в период мутации создают программу защиты фонационной системы, процессы которой корректируются и контролируются преподавателем;
• динамический контроль мутации должен осуществляться специалистом- фониатром.
Проанализировав методы работы с детскими голосами мальчиков, мы выявили пять основных методов работы с ними, а также их особенности. Такими методами выступили: концентрический, фонетический,
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, а также методы мысленного пения про себя и метод мысленного анализа.
Изучив данные педагогов-вокалистов и хоровых дирижеров по особенностям певческой деятельности мальчиков в домутационный период, мы пришли к следующим выводам:
• главное условие пения - это внутренняя полная физическая свобода исполнителей;
• важнейшим фактором голосообразования у певцов является дыхание;
• нельзя допускать сильного перенапряжения гортани при пении, то есть нельзя кричать;
• нужно делать небольшие перерывы в занятиях, если у мальчика появляются болезненные ощущения;
• правильное воспитание голосов мальчиков заключается в умении петь легким, светлым звуком, и умении пользоваться головным резонатором;
Мы проанализировали первый и второй этап опытно-поисковой работы на базе МАОУ СОШ №32, определили три основных критерия оценивания:
• сформированность навыка певческого дыхания;
• сформированность навыка артикуляции;
• сформированность навыка звукообразования;
Для оценки сформированности каждого вокального навыка были выделены три уровня: высокий, средний, низкий. Система оценивания от одного до трех, где высокий - 3 бала, средний - 2 бала, низкий - 1 бал. Из результатов приведенных таблиц мы сделали следующие выводы:
• наиболее высокий уровень динамики развития прослеживается у вокального навыка - артикуляция;
• средний уровень динамики развития прослеживается у вокального навыка - дыхание;
• наименее высокий уровень динамики развития прослеживается у вокального навыка звукообразования;
Используя репродуктивный анализ моего детства и обучения в Свердловском Мужском Хоровом Колледже, мы определил четыре основных этапа обучения мальчиков и формирования их вокальных навыков:
• подготовительный (от 4 до 6 лет)
• младший (от 6-7 до 10 лет)
• средний (от 10-11 до 13 лет)
• старший (от 14 до 17 лет)
Мы рассмотрели все хоровые коллективы СМХК и выяснили, что навыки у мальчиков формируются еще на этапе подготовительном, а на остальных этапах формируются, закрепляются и совершенствуются.
Мы также рассмотрели период мутации на примере взросления самих мальчиков и то, как в этот период происходили их занятия с педагогами. Также проанализировав работу педагогов с голосами мальчиков СМХК в период мутации, мы выяснили, что благодаря аккуратному и правильному уходу и отслеживанием за голосовым аппаратом у мальчиков мутация проходит более гладко и без осложнений, хотя сам процесс мутации у некоторых мальчиков из-за этого был более длительным.
1. Алиев А.Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М., 2000.-336
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / - М., 1983.-258с.
3. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей. Москва : АПН РСФСР, 1953. 96 с.
4. Балабан, О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Часть I. Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля. - М. ООО «АВАГЛИОН-ПРИНТ», 2012. - 96 с.
5. Балабан, О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Часть II. Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля. - М. ООО «АВАГЛИОН-ПРИНТ», 2012. - 96 с.
6. Василенко, Ю.С., Орлова О.С., Уланов С.Е. Нарушения голоса в период мутации. Особенности фонопедической работы. Метод, рекомендации. -М.: Народное образование, 1984. 12 с.
7. Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей М.: Медицина, 1990.СТРАНИЦЫ?
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967. 290 с.
9. Гембицкая, Е. А. Обучение мальчиков пению в хоре. Москва : АПН РСФСР, 1955. 108 с.
10. Горюшин М. Методическое пособие по вокальной работе с мальчиками в период мутации. Нарва: [б.и.], 2012. - 8 с.
11. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2007. 368 с.
12. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 367 с.
13. Егорова И.В. Методическая работа на тему Развитие голосов у мальчиков и методы обучения их хоровому пению. г. Сафоново: [б.и.], 2015. - 16 с.
14. Емельянов В.В. О фонопедическом методе развития голоса и вокально-хоровой работы [Электронный ресурс]: https://www.smolokova.ru/ pedagogam/vokalno-xorovaya-rabota.html
15. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.: издательство Лань, 2000. - 192 с...