Введение 3
Глава I. Теоретические вопросы формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе организации самостоятельной работы на уроках математики 5
1.1. Различные подходы к определению понятия и структуры
регулятивных универсальных учебных действий 5
1.2. Возможности формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий в процессе организации самостоятельной работы 19
Выводы по I главе 37
Глава II. Организация деятельности обучающихся на этапах самостоятельной работы для формирования регулятивных универсальных учебных действий 39
2.1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся для формирования регулятивных универсальных учебных действий 39
2.2. Разработка самостоятельных работ, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 48
Выводы по II главе 53
Заключение 54
Литература 56
В современном обществе становятся востребованными специалисты, способные непрерывно учиться, нестандартно мыслить, так как на данном этапе происходит постепенный переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и внедрении инноваций. В связи с этим перед системой образования ставится новая цель: повышение образовательного и воспитательного потенциала образовательных учреждений, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС СОО) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, выдвигает требования к развитию личности обучающихся. Эти требования «в системе образования обеспечиваются, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий». Одним из типов универсальных учебных действий являются регулятивные, которые характеризуются возможностью личности к саморазвитию, умению для себя определять конкретную цель, планировать жизнь, прогнозировать какие-либо жизненные ситуации, организовывать своею учебную деятельность. Проблемой формирования регулятивных универсальных учебных действий занимались такие педагоги и психологи, как А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.В. Запятая, Н.М. Конышева, И.А. Неткасова, Н.М. Горленко и др. Авторы предлагают различные приемы и методы по формированию регулятивных универсальных учебных действий, выделяют их пооперационный состав. Однако проблема их формирования остается актуальной. В связи, с чем перед учителем поставлена непростая задача, как подобрать эффективные средства и методы для наиболее результативного формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Одним из таких средств может являться самостоятельная работа на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: самостоятельная работа как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики.
Цель исследования: разработать комплект заданий, направленный на формирование регулятивных универсальных действий у обучающихся в процессе самостоятельной работы на уроках математики.
В процессе исследования ставятся следующие задачи: ^Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу и интернет-ресурсы с целью раскрытия различных подходов к определению понятия регулятивных универсальных учебных действий и понятию «самостоятельная работа».
2. Выявить возможность использования самостоятельной работы для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
3. Выделить рекомендации и типы заданий для самостоятельной работы, направленной на формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики.
4. Разработать комплект заданий для обучающихся, направленный на формирование регулятивных универсальных действий в процессе самостоятельной работы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий”, так как универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, то есть формирование регулятивных УУД.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается формирование регулятивных УУД обучающихся основной школы в процессе обучения математике с помощью самостоятельных работ.
Цель исследования заключалась в разработке самостоятельной работы, направленной на формирования регулятивных УУД.
Для достижения этой цели был проведен анализ методической литературы по данной теме. Сформулировано понятие регулятивных универсальных учебных действий и дана его характеристика. Раскрыта сущность понятия «самостоятельная работа». Выделены и соотнесены между собой основные умения и этапы самостоятельной работы. Выделены три подхода к определению регулятивных процессов; компоненты и условия формирования регулятивных УУД. Соотнесены этапы, умения и регулятивные УУД, и показано, что самостоятельная работа является средством формирования регулятивных универсальных учебных действий.
На основе полученного вывода, возникла необходимость сформулировать рекомендации по организации самостоятельной работы. В данных рекомендация прописаны действия учителя на каждом этапе самостоятельной работы.
Далее на основе полученных рекомендация разработана самостоятельная работа, направленная на формирование регулятивных УУД. Результаты исследования показали, что самостоятельная работа является средством формирования регулятивных УУД.
Поэтому можно утверждать, что поставленные в начале работы задачи выполнены, и цель работы достигнута.
1. Аввакумова И.А., Семёнова И.Н., Семянникова О.А. Роль подготовительного этапа в организации самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения математике // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных иехнологий. - Екатеринбург: ФГБОУ ВО "УрГПУ", 2018. - С. 117-119.
2. Андрюхина Л. М., Драчева Е. Ю. Инструментарий оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий старшеклассников, обучающихся по индивидуальным учебным планам различной направленности профильного обучения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. С. 183-186.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С. 104-110.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст]/ М.: Просвещение, 2000. - 251 с.
5. Балакин Н.А., Тхамафокова С.Т., Организация самостоятельной работы по математике учащихся IV класса // Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 1985. - С. 146154.
6. Баранова О.Е., Романова С.А. Математический диктант как форма контроля знаний, умений, навыков в условиях реализации ФГОС ООО // Преподавание математики в школе Тверского региона. - 2016. - С. 232241.
7. Белавина О.В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - №155. - С. 151-156.
8. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Учебно-логические умения: как помочь школьникам ими овладеть // - М., 2013. - С. 29.
9. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В., Орлова Е.В. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития // - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - С. 37.
10. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
11. Грищенко И. М. Самостоятельная работа как метод познавательной деятельности на уроках математики [Текст] / М.: Эксмо - 2015- 57 с.
12. Драчева Е.Ю. Формирование регулятивных УУД с помощью индивидуальных учебных планов // Педагогика. - 2015. - №4. - С. 45-50.
13. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. - М.: Просвещение, 2003. - 223 с.
14. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] /. - М., Педагогика, 2006. - 139 с.
15. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - Л.: ЛГПИ, 1982. - 75 с.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - 2 изд. - М.: «Логос», 2000. - 378 с.
17. Иванова Е. О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №5.
18. Касаткина Е.А., Ахметзянова Г.Н., Барабанов В.П. Основные этапы организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №4. - С. 217-219.
19. Корольков Б.Е. Организация учебного процесса на уроках математики при повышенной роли самостоятельной работы учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 1992. - 20 с.
20. Кочарян Н.Б. Сущность характеристики мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста // Известия ВГПУ. Педагогические науки. - 2015. - №1. - С. 10-13.
21. Леонкин М.И. Организация самостоятельной работы на уроках математики // Математика. - 2014. - №9. - С. 11-16.
22. Миндюк Н.Г. Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности и её отражение в организации работы на уроках математики // Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 1985. - С. 107-118.
23. Моисеева Л.В., Драчева Е.Ю Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе естественнонаучной подготовки старшеклассников по индивидуальным учебным планам // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 360.
24. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 3 изд. - М.: Мнемозина, 2001. - 223 с.
25. Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. - 4 изд. - М.: Мнемозина, 2002. - 239 с.
26. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
27. Перевощикова Е.Н. Формирование и оценка УУД при обучении математике // Школьные технологии. - 2015. - №6. - С. 115-12121.
28. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 2000.- 386 с.
29. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. 2 изд. М.: Издательский центр "Академия", 2005. С.272.
30. Попова Н.Е., Ерёмина О.А. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО // Педагогическое образование в России. - 2015. - №12. - С. 139-144.
31. Психология менеджмента: учеб. пособие. / под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики. - 2005. 584 с.
32. Семенова И.Н., Шехирева М.А. Структурирование регулятивных универсальных учебных действий для моделирования учебного процесса, направленного на их развитие // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвузовский сборник научных работ. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. С. 29-34.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Министерство
образования и науки Российской Федерации https://xn-80abucjiibhv9a.xn- p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD %D1%82%D1%8B/938 (дата обращения 21.01.2021).
34. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
35. Юракова М.В. Мотивация в процессе обучения математике // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - №3. - С. 340-346.