ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятия «способности» и «координационные способности» в теории
и методике физического воспитания и спорта 6
1.2. Проявление координационных способностей у школьников 13-14 лет
на занятиях волейболом 10
1.3. Средства и методы развития координационных способностей
у школьников 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методы исследования 29
2.3. Программа занятий по волейболу в спортивной школе
«Россия» 33
ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика обучения физическому воспитанию содержит в себе систему знаний по организации практики проведения физических упражнений. Не обладая знаниями методики, невозможно правильно сформировать последовательность и четкость выполнения этих упражнений учащимися, т.е. эффективность от их выполнения существенно снизится.
Волейбол является технически сложным видом спорта, но интересным, захватывающим, азартным.
При грамотном подходе к организации занятий волейболом, происходит укрепление костно-мышечного аппарата занимающихся, а также совершенствование всех функций растущего организма молодых людей.
При игре совершенствуется координация движений, развивается лов-кость, гибкость, физическая сила, быстрота, смелость и сообразительность участников [19].
Обязательными факторами обучения для тренеров игры в волейбол, работающих с подростками, должны стать использование азартности юных спортсменов на пути освоения новых ступеней мастерства, неукоснительное соблюдение дидактических принципов обучения. Обязательными правилами для тренеров при обучении должны быть специальные упражнения, направленные на профилактику травм при игре в волейбол. Главное внимание тренеру при обучении игре в волейбол следует обратить на грамотную техническую подготовку детей.
Для возраста 13-14 лет характерны высокая степень сенситивности, направленная на тренирующие воздействия в направлении различного типа координаций. Вместе с тем в этом возрасте происходит развитие физических качеств, касающихся концентрации мышечных усилий, связанных с прыжками, метанием предметов, бегом на скорость. В этом возрасте максимально развиваются определенные физические качества и координационные способности в физическом потенциале детей [15].
Умелый выбор и применение специальных упражнений в овладении тех-никой и тактикой игры во многом способствует успехам юных спортсменов. Одни упражнения способствуют развитию физических способностей, которые необходимы для игры в волейбол, а другие помогают более быстро и правильно овладеть структурой технических приёмов.
Изучению процесса физической подготовки юных спортсменов на разных возрастных этапах посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых и тренеров. Среди них как наиболее информационные можно выделить работы Л.Р. Айрапетьянца [1] A.M. Максименко [30], В.И. Ляха [26,27], З. Витковски [6], Л. О. Денисюка [13] и других.
Особенности организации физической подготовки и развитие двигательных навыков юных спортсменов - волейболистов раскрываются в трудах В.И. Ляха [26, 27], 3. Витковского [6], А.В. Ивойлова [19] которые всю свою деятельность посвятили практике работы с детьми. В свою очередь, тренеры отмечают, что, несмотря на большую тягу детей к занятиям волейболом, профессиональные тренировки занимающихся не дают ожидаемых результатов.
Анализ доступной литературы и наш практический опыт позволил сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Развитие координационных способностей у школьников 13-14 лет, занимающихся волейболом».
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс школьников, занимающихся волейболом.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей подростков 13-14 лет, занимающихся волейболом.
Цель исследования - повышение уровня развития координационных способностей у подростков13-14 лет, занимающихся волейболом.
Задачи исследования
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей подростков 13-14 лет, занимающихся волейболом.
3. Экспериментальным путем выявить и обосновать эффективность применяемых комплексов упражнений для повышения уровня развития координационных способностей подростков 13-14 лет, занимающихся волейболом.
Структура квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа представлена на 63 страницах. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 45 источников, приложения, таблицы и рисунки.
В процессе изучения и анализа литературы над данной темой выявлено, что основные факторы, обуславливающие способность к эффективности действий спортсмена в игре, определяются кондиционными способностями, технико-тактическими умениями, опытом, но прежде всего - координационными способностями (КС), являющимися основой общего обучения командным спортивным играм.
Запас разнообразных двигательных навыков позволяет волейболисту успешно осваивать технику игры и использовать ее в постоянно изменяющихся ситуациях. Поэтому развитие координационных способностей - это основной способ выработки у спортсменов разнообразных навыков и умений.
Для развития координационных способностей в волейболе используются разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выйти из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных двигательных действий.
Анализ научной литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Возраст 13-14 лет у занимающихся волейболом является наиболее более благоприятным для развития координационных способностей.
2. Были разработаны комплексы упражнений, направленные на повышение уровня развития координационных способностей у занимающихся.
3. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что разработанные комплексы упражнений на развитие координационных способностей у волейболисток 13-14 лет являются эффективными.
1. Айрапетьянц, Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка) / Л.Р. Айрапетьянц, М.А. Годик - Т: Изд-во им. Ибн Сины,1991. - 165 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 2013 - 235с.
3. Блинов, Н.Г., Игишева JI.H., Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. - Москва: Физкультура и спорт, 2014 -200с.
4. Верхошанский, Ю.В. "Ударный" метод развития "взрывной" силы // Теория и практика физкультуры. - 1968. - №8. - С. 59.
5. Верхошанский, Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений: Автореф. дисс. канд.пед.наук - М., 1963. - 25 с.
6. Витковски, 3, Лях В.И. Развитие координационных способностей у футболистов 11-19 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. -№ 6. - С. 34-39.
7. Гамидова, С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / С.К. Гамидова. Смоленск; [Смол.гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2012. - 19 с.
8. Гелецкий, В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта / В.М. Гелецкий, Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2014. - 112 с.
9. Герасимова, Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. - 2013. - № 10. - С. 25-27
10. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов. - Москва: Физкультура и спорт, 2013. - 264с.
11. Губа, В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В.П. Губа. - Москва; Спорт. Академ. Пресс 2000. - 120 с.
12. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский. - Москва: Физкультура и спорт, 2011 - 186с.
13. Денисюк, JI.O. О методике развитие двигательных качеств у детей школьного возраста // Материалы IV науч. конф. по физ. воспитании подрост-ков / Л.О. Денисюк. - Москва: 2013. -С. 28-29.
14. Евдокимов, В. И. Оздоровительная физическая культура - средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. - 2014. - № 2. - С. 68-72.
15. Железняк, Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство // (ФЛИР - бресс), 1998. - 336с.
16. Зациорский, В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП/ГЦОЛИФК / В.М. Зациорский. - Москва, 1980. - 41с.
17. Зациорский, В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения // Теория и практика физкультуры. - 1981. - №7. - С.63 - 68.
18. Иванов, И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит.ун-т (Сибстрин) - Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2014. - 56 с.
19. Ивойлов А.В. Волейбол (Техника, обучение и совершенствование) / А.В. Ивойлов. - Минск: Беларусь, 2011. - 147 с.
20. Ивойлов, А.В. Волейбол: Очерки по биомеханике и методике тренировки / А.В. Ивойлов. - Москва: Физкультура и спорт, 2012. - 152 с.
21. Кирпиченков, А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений / А. А. Кирпиченков. - Смоленск, 2012. - 21 с.
22. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. - Москва; Спорт. Академия. Пресс 2012. - 192 с.
23. Козырева, О.В. Разно-вариативные игры для детей дошкольного возраста // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика: сб. науч. тр; Урал. гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2012. - вып. 2. - С. 60-69.
24. Кофман, П.К. Настольная книга тренера / П.К. Кофман. - Москва: Физкультура и спорт, 2012 - 146с.
25. Кудрявцев, В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10. - С.14-15.
26. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - Москва: Терра Спорт, 2000. - 192 с.
27. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - Москва: ТВТ Дивизион, 2010. - 288 с.
28. Лях, В.И., Витковски З. Влияние специальной координационной тренировки на уровень координационной, технической и кондиционной подготовленности юных квалифицированных футболистов // VII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». - Москва: «СпортАкадем- Пресс», 2003. - С. 112-113.
29. Максименко, A.M Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - Москва: Физкультура и спорт, 2012 -165с.
30. Малкина-Пых, И. Г. Возможности формирования позитивного самоотношения личности методами ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры // Вестн. Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. - 2013. - № 5. - С. 101-108
31. Марков, К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов: Методические указания / К.К. Марков. - Иркутск. 2014 - 47 с.
32. Матвеев, А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - Москва: Просвещение, 2011. - 191 с.
33. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 2011 - 211с.
34. Мейксон, Г.Б. Физическое воспитание / Г.Б. Мейксон. - Москва: Физкультура и спорт, 2015. - 235с.
35. Мирошников, А. А. Влияние занятий различной направленности на двигательно-координационные способности детей 4-6 лет /Мирошников А.А. // Сборник трудов ученых РГАФК. - Москва, 2014. - С. 53-62.
36. Митриченко, Р. Х. Модель организации рекреационных занятий физической культурой / Р.Х. Митриченко. - Волгоград, 2012. - 26 с.
37. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я Набатникова. - Москва: Физкультура и спорт, 2012. -280с., ил.
38. Нечко, Н.А. Формирование навыков ударных движений у волейболистов различных возрастных групп: Автореф. канд. дис. 2014. - 22 с.
39. Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания [Текст] / А.Д. Новиков. - Москва: Физкультура и спорт, 2013 - 354с.
40. Платонов, В.Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки / В.НН. Платонов. - Москва: СААМ. - 2015. - С. 20-23.
41. Социально-биологические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2013. - 120 с.
42. Сулейманов, И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учеб-ник. Том 1. Школьное физкультурное образование. Часть 3. - Омск: Сиб- ГАФК, 2012 - 128с.
43. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта/ Ф.П. Суслов. - Москва: Физкультура и спорт, 2011 -105 с.
44. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.М. Кузнецов. - Москва: Физкультура и спорт, 2013 - 348с.
45. Щербин, Д. В. Анализ эффективности использования средств оздоровительной физической культуры в системе трудового дня / Д. В. Щербин, Н. П. Подскребышева // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 6. - С. 62¬66.