Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития специальной выносливости у девушек 14-15 занимающихся спортивной ходьбой 6
1.1. Определение основных понятий 6
1.2. Характеристика спортивной ходьбы, как вида спорта 9
1.3. Особенности проявления выносливости у девушек 14-15 лет,
занимающихся спортивной ходьбой 12
1.4. Методика развития специальной выносливости
у девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой 20
1.4.1. Средства развития специальной выносливости
у девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой 20
1.4.2. Методы развития специальной выносливости
у девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой 24
Глава 2. Методы и организация исследования 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 30
Глава 3. Экспериментальное обоснование методики
развития специальной выносливости у девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой 34
3.1. Характеристика участников эксперимента 34
3.1.1. Показатели физического развития 34
3.1.2. Двигательная подготовленность девушек 14-15 лет,
занимающихся спортивной ходьбой 35
3.2. Методика развития специальной выносливости
у девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой 37
3.3. Анализ полученных результатов исследования 44
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 54
Легкая атлетика играет важную роль в системе физического воспитания подрастающего поколения. Она включает в себя большое число видов, в том числе спортивную ходьбу, каждый из которых имеет свои особенности в технике и тренировке.
Специальная выносливость характеризуется способностью к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности.
Известно, что спортивная ходьба требует способности для перенесения длительных нагрузок, преодолевая утомлению. Улучшение специальной выносливости является сложным комплексным процессом.
Подготовка спортсменов в спортивной ходьбе - многогранный и сложный педагогический процесс. Достижение высоких спортивных результатов в спортивной ходьбе во многом обусловлено оптимальным уровнем развития специальной выносливости.
Исследованиями (Б .А. Ашмарин, А.Я. Городетский, А.Н. Жилкин) показано, что для развития физических качеств, в частности выносливости, помогает быстрее и лучше осваивать новые элементы, овладевать сложными техническими приемами.
Основной проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития специальной выносливости у девушек 14¬15 лет, занимающихся спортивной ходьбой.
Это обусловлено отсутствием спортивного инвентаря для занятий спортивной ходьбой во многих спортивных школах, недостаточной подготовленностью молодых специалистов в организации занятий, отсутствием методических пособий для тренеров и многие другие недостатки.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс развития физических качеств девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой.
Предмет исследования: методика развития специальной выносливости у девушек 14-15, занимающихся спортивной ходьбой.
Цель исследования - повышение уровня развития специальной выносливости у девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой.
В соответствии с поставленной целью, в работе решались следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме.
2. Выявить средства и методы развития специальной выносливости у девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой
3. Доказать эффективность разработанной методики, направленной на развитие специальной выносливости у девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой
Структура выпускной аттестационной работы. ВКР изложена на 56 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 40 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками
Проведенное исследование и результаты основного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализировав научно-методическую литературу по теме исследования, было определено содержание основных понятий (выносливость и специальная выносливость, развитие, методика, метод, средства). Была определена характеристика спортивной ходьбы, как вида спорта. Были выявлены особенности проявления выносливости, а также определены средства и методы развития специальной выносливости у девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой.
2. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) являются упражнения максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Для развития специальной выносливости применяются следующие методы:
- Методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный).
- Методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный).
- Соревновательный метод.
3. Доказана эффективность разработанной методики, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития специальной выносливости девушек 14-15 лет, занимающихся спортивной ходьбой, которая показана в проведенном нами тестировании со следующими тестами: «Бег 1000 метров», «Челночный бег 10х10», «Спортивная ходьба 3000 метров», «Прыжки через скакалку за 30 секунд».
Метод математической статистики подтвердил эффективность данной методики, а по результатам тестирования имеется положительная динамика по всем тестам.
1. Аверьянов, В. С. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности / В.С. Аверьянов. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 467 с.
2. Агаджанян, Н. А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А.
Агаджанян. - Москва: Наука, 1989. - 506 с.
3. Ашмарин, Б. А. Научные исследования в теории и методике физического воспитания / Б. А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 1998. - 289 с.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания : Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин - тов / Б.А. Ашмарин. - Москва : физкультура и спорт, 1990. - 287 с.
5. Вайцеховский, С. М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - Москва : Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
6. Городецкий, А.Я. Лёгкая атлетика. Секреты мастера : учебник /
A. Я. Городецкий. — Москва : Терра-Спорт, 1997. - 120 с.
7. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов /
B. П. Губа. - Смоленск: СГИФК, 1997. - 220 с.
8. Губа, В.П. Современные проблемы ранней спортивной ориентации / В.П. Губа. - Москва : ТО информационно-коммерческое агентство, 1998. - 72 с.
9. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - Москва: Академия, 2011. - 264 с.
10. Жиглова, Т.Ю. Физическая культура / Т.Ю. Жиглова. - Москва: Спорт, 2011. - 260 с.
11. Жилкин, А.Н. Легкая атлетика / А.Н. Жилкин. - М. : Академия, 2003. - 464 с.
12. Калодий, О.В. Легкая атлетика и методика преподавания : учебник для студентов институтов физической культуры / О.В. Калодия, Е.М. Лутковского, В.В. Усова ; под ред. О.В. Калодия. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
13. Карягин, В.М. Подготовка высококвалифицированных легкоатлетов : учебник для вузов физ. Воспитания / В.М. Карягин. — Львов, 2018. - 215 с.
14. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - Москва: Просвещение, 1980. - 304 с.
15. Конин, В.П. Легкая атлетика. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / В.П. Конин. - Москва: Гардарики, 1978. - 127 с.
16. Кошин, В. В. Лёгкая атлетика. Начальный этап обучения : учебник / В.В. Кошин. - Москва 2009. - 320 с.
17. Кривоносов, М.П. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям : учебное пособие / под общ. ред. М.П. Кривоносова, Т.П. Юшкевича. - Минск: Высшая школа, 1986. - 312 с.
18. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - Москва: Педагогика, 2004. - 464 с.
19. Ломейко, В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1 - 10 классах / В.Ф. Ломейко. - Минск : Высшая школа, 1980. - 128 с.
20. Лукьяненко, В.П. Физическая культура : основа знаний / В.П. Лукьяненко. - Москва: Советский спорт, 2015. - 224 с.
21. Луничкин, В. Лёгкая атлетика: метод, пособие для тренеров ДЮСШ / В. Луничкин - Моска: 2002. - 360 с.
22. Лях, В. И. Основы тестирования и особенности развития школьников / В.И. Лях. - Москва: Педагогика, 1999. - 468 с.
23. Матвеев, Л. П. Методика физического воспитания / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 2006. -230 с.
24. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : Учеб. для высш. спец. физкультур. учеб. заведение / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 2004. - 160 с.
25. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера/ Н.Г. Озолин. - Москва : Астрель, 2002. - 864 с.
26. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - Москва: Физкультура и спорт, 1970. - 478 с.
27. Озолин, Н.Г. Легкая атлетика : учебник для студентов институтов физической культуры / Н.Г. Озолин. - Москва: Физкультура и спорт, 1989. - 671
28. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование : учебник / Ю. Д. Железняка. - Москва: Академия. - 384 с.
29. Попов В. Юный легкоатлет / В. Попов. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 200 с.
30. Попов, В.Б. Легкая атлетика для юношества / В.Б. Попов. - Москва : Воронеж, 1999. - 220 с.
31. Сермеев, Б. В. Определение физической подготовленности школьников / Б.В. Сермеев. - Москва : Педагогика, 1999. - 289 с.
32. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М. Смирнов. - Москва: Физкультура и спорт, 2002. - 608 с.
33. Соринов, Н. Лёгкая атлетика: первые шаги : учебник : пер. с англ. / Н. Соринов — Москва: 2002. - 320 с.
34. Суслов, Ф. П. Современная система спортивной подготовки / Ф.П. Суслов. - Москва: Физкультура и спорт, 1995. - 245 с.
35. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта / Ф.П. Суслов. - Москва: Воениздат, 2017. - 416 с.
36. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - Москва : Физкультура и спорт, 1998. - 170 с.
37. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин. - Москва: Физкультура и спорт, 1999. - 224 с.
38. Харре, Д. Учение о тренировке / Д. Харее. - Москва : Физкультура и спорт, 1971. - 328 с.
39. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва : Академия, 2000. - 480 с.
40. Хомеков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике / Л.С. Хоменкова. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.