Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок

Работа №95315

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ СКАЗОК 14
1.1. Анализ проблемы развития творческого потенциала у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.2. Методологические подходы к развитию творческого потенциала у
детей старшего дошкольного возраста 22
1.3. Возможности художественной деятельности в процессе
иллюстрирования сказок в развитии творческого потенциала у детей 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ СКАЗОК 37
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня творческого
потенциала у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Содержание работы по развитию творческого потенциала у детей
старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок 47
2.3 Итоговый этап опытно-поисковой работы по развитию творческого
потенциала у детей старшего дошкольного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Проблема развития творческого потенциала у детей, начиная с дошкольного возраста, обозначена как одна из актуальных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Современному обществу необходимы активные, творческие люди, готовые к внутренним изменениям, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, осознающие глобальные проблемы человечества, готовые посильно участвовать в их решении. Развитие и реализация творческого потенциала в дошкольном детстве позволит личности в дальнейшем адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
По мнению российских и зарубежных исследователей в области психологии, именно период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для развития его творческого потенциала. Не получив должного развития в дошкольном периоде, творческий потенциал далеко не всегда может проявиться в будущем. Возникает насущный вопрос: «Как не погасить искорку творчества, которая заложена в ребенке изначально»? За последние десятилетия значительно возросло внимание к развитию творческого потенциала дошкольников. Сегодня раннее развитие творческого потенциала - это необходимость, которую диктуют потребности современного мира.
Проблема развития творческого потенциала детей дошкольного возраста, являясь одной из самых актуальных в дошкольном образовании, связана с решением задач разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, проектирования гибких моделей образовательного пространства детского сада, отвечающих индивидуальным возможностям личности ребёнка и образовательным потребностям его и его семьи. Одной из задач дошкольного образования является «...создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.» [80].
Искусство является одним из основных средств раскрытия потенциальных творческих способностей ребёнка. Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к миру художественной культуры. Специфика искусства близка по своей природе детской игре - ведущему виду деятельности в дошкольный период. Близость детской игры и художественного творчества заключается в общности психологического выражения. Это эмоциональная непосредственность мотивов, интерес не к цели, а к самому процессу действия, формирование образного начала - «вхождение в образ», условность языка, действий и ситуаций [38].
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в формировании личностных качеств ребёнка [80]. Организация художественной деятельности как сензитивной в дошкольном возрасте способствует решению не только конкретных, но и глобальных задач художественного воспитания и образования - развитие творческого потенциала детей, индивидуальных задатков и способностей каждого ребёнка.
Особое значение для развития творческого потенциала в дошкольном детстве имеет изобразительная деятельность. Поскольку эта деятельность является наиболее интересной для них, она позволяет передать то, что дети видят в окружающем мире, то, что их взволновало, вызвало позитивный настрой. В изобразительном творчестве ребёнка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, порывы, которые он не всегда осознаёт и не всегда выражает. Для ребёнка рисунок - это форма выражения эмоциональных переживаний, образных представлений об окружающей действительности.
Иллюстрирование сказок позволяет детям погрузиться в мир фантазии и творчества. Сказка раскрывает широкие возможности в развитии образного мышления и воображения, что является основой в развитии их творческого потенциала.
Степень разработанности проблемы. В отечественной педагогике и психологии существует достаточно большое количество исследований в области творческих способностей и одарённости (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, Д.П. Гилфорд А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев и др.); изучаются проблемы развития творческого потенциала личности , личностные характеристики (Н.А. Каюмова, А.З. Рахимов, В.Г. Рындак, Э. Роу Э.А. Сокальский, Б.Ж. Насакова и др.); в ряде исследований анализируется сущность, психолого-педагогические условия и средства развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста (А.Н. Белькова, Н.В. Захарюта, М.Ю. Исаханов, С.В. Кузнецова, В.И. Маслова, И.В. Сидоренко, М.В. Созинова, С.Р. Сотникова, Н.М. Шкрыль, Л.Н. Шарафутдинова, И.М. Ярушина и др.), значительный вклад в исследовании проблемы развития детского творчества в художественной деятельности внесли такие авторы, как Т.С. Комарова, А.А. Волкова, И.И. Игнатьев, Е.А. Флерина и др.
Несмотря на всю ценность проделанной работы по изучению проблемы развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, некоторые её стороны остаются мало исследованными . Известные программы художественно-эстетического развития дошкольников не в полной мере учитывают актуальные аспекты выявления и развития творческого потенциала детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Не осмыслены методические принципы организации художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста как действительно игрового и творческого процесса. Не раскрыты возможности художественно-творческой деятельности дошкольников, связанной с иллюстрированием сказок, как средства развития творческого потенциала детей.
Таким образом, возникают противоречия между:
- социальной потребностью в развитии творческого потенциала детей и неготовностью дошкольных образовательных организаций к реализации данной задачи;
- достаточным количеством психолого-педагогических исследований, посвященных содержанию понятия «творческий потенциал», и недостатком специальных исследований этой проблемы в педагогике дошкольного детства;
- широкими возможностями художественной деятельности , связанной с иллюстрированием сказок, в развитии творческого потенциала дошкольников и недостаточным обеспечением методического сопровождения этого процесса.
С учётом актуальности и выявленных противоречий была избрана тема исследования: «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок».
Проблема исследования заключается в поиске теоретических и методических подходов к развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок.
Объект исследования: процесс развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации.
Предмет исследования: методика развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики развития творческого потенциала детей в процессе иллюстрирования сказок у детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Гипотеза исследования. Процесс развития творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности предполагает:
- реализацию личностно ориентированного, деятельностного и проблемного подходов, обеспечивающих учёт индивидуальных возможностей, художественных предпочтений и интересов детей, их мотивацию к экспериментированию в средствах художественной выразительности, проявлению инициативности и самостоятельности в творческом самовыражении;
- разработку и реализацию методики, этапы которой определены в соответствии с логикой постепенного творческого роста детей: от развития мотивации детей к сотворчеству при иллюстрировании сюжетов сказок (через первичное освоение разнообразных средств художественной выразительности с помощью методов имитации и повтора за педагогом) - через способность к самостоятельному выбору и применению средств выразительности для воплощения сказочных сюжетов (с помощью методов комбинирования, экспериментирования с материалом) - к созданию оригинальных продуктов творчества (с помощью методов создания проблемных ситуаций), связанных с выражением своего отношения к героям сказок, проявлением индивидуальности в трактовке сказочных сюжетов и их оригинальном воплощении при иллюстрировании;
- организацию педагогического взаимодействия педагогов, детей и родителей, обеспечивающего детям ситуацию поддержки и успеха в художественно-творческой деятельности.
Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:
1. На основе анализа литературы обосновать значимость проблемы развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.
2. Обосновать методологические подходы к развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста
3. Теоретически обосновать методику развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного в художественной деятельности.
4. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность разработанной методики развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного в процессе иллюстрирования сказок у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования развития творческого потенциала в трудах В.А. Караковского, Н.В. Увариной, теории развития творческой деятельности человека (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, С.Н. Варенцова, Н.С. Денисенкова, О. М. Дьяченко, С.А. Новоселов), идеи формирования мотивационной активности и ее влияние на результативность деятельности (А.А. Реан, Д.В. Колесов, А.К. Маркова и др.);
- концепция деятельностного подхода в развитии личности: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин;
- идея об уникальности и самоценности дошкольного возраста, положение о потенциальных возможностях дошкольников , о закономерностях психического развития детей дошкольного возраста: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.;
- исследования по проблеме развития творческого потенциала детей: Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.Е. Емельянова, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Н.А. Ратанова, Л.В. Трубайчук, Т.Н. Шумакова и др.;
- концептуальные идеи о специфике художественно-творческой деятельности дошкольников: Н.А. Ветлугина Т.С. Комарова, В.А. Левина,
А.А. Мелик-Пашаев, Е.Ю. Сазонова, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов.
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие
методы исследования:
- теоретические: анализ философской, искусствоведческой,
психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности старших дошкольников, методы математической статистики, опытно-поисковая работа.
База исследования: МБДОУ д/с «Гармония» комбинированного вида, детский сад № 78 присмотра и оздоровления города Нижнего Тагила.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы развития творческого потенциала детей, сделан анализ психолого-педагогической литературы по избранной проблеме, проанализированы методологические подходы к развитию детского творчества, в результате чего определена методологическая и теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности организации художественной деятельности детей в процессе иллюстрирования сказок в условиях ДОО.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка содержания работы по развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, обеспечены органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-поисковой работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования. Истинность и точность теоретических посылок и выводов проверялась на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Обоснована целесообразность решения проблемы развития творческого потенциала старших дошкольников в процессе иллюстрирования сказок в разных видах и техниках изобразительной деятельности, что позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детей, обеспечивает для них возможность экспериментирования в средствах художественной выразительности и способствует проявлению инициативности и самостоятельности в трактовке сказочных сюжетов и их оригинальном воплощении в продуктах творчества.
2. Разработана методика развития творческого потенциала детей в процессе иллюстрирования сказок, включающая этапы: эмоционально-мотивационный - направлен на развитие мотивации детей к сотворчеству при иллюстрировании сюжетов сказок (через первичное освоение разнообразных средств художественной выразительности с помощью методов имитации и повтора за педагогом в объёмной аппликации, техниках тестопластики, пуантилизм и пластилинографии), экспериментаторский - связан с развитием способности к выбору и применению средств выразительности при воплощении сказочных сюжетов (с помощью методов комбинирования, экспериментирования с материалом в техниках цветовых растяжек, размытый рисунок, рисования восковыми мелками и солью, граттажа, бумагокручения), творческий - направленный на проявление индивидуальности детей в трактовке сказочных сюжетов и их оригинальном воплощении при иллюстрировании сказок (с помощью методов ассоциаций, создания проблемных ситуаций, графического, цветового фантазирования, импровизации в техниках рельефной лепки, рисунках на ткани).
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Уточнено содержание процесса развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, которое рассматривается как переход от потенциальных возможностей творчества к актуальной способности к самовыражению при создании оригинальных продуктов творчества.
2. Обоснована эффективность применения личностно ориентированного, деятельностного и проблемного подходов в развитии творческого потенциала детей, что обеспечивает учёт их индивидуальных возможностей, художественных предпочтений и интересов, их мотивацию к экспериментированию в средствах художественной выразительности, проявление инициативности и самостоятельности в творческом самовыражении.
3. Теоретически обоснована методика развития творческого потенциала старших дошкольников в процессе иллюстрирования сказок, основанная на идее применения разных видов и техник изобразительной деятельности и включающая этапы, соответствующие логике постепенного творческого роста детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение развития творческого потенциала старших дошкольников в процессе иллюстрирования сказок, включающее творческие задания на основе разных видов и техник изобразительной деятельности, которые могут быть использованы в образовательном процессе ДОО и образовательных организациях различного типа в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса развития творческого потенциала у старших дошкольников в художественной деятельности мы рассматриваем как последовательную реализацию этапов творческого роста детей, связанных с развитием мотивации детей к творчеству, умений осуществлять выбор средств выразительности для создания художественных образов, способности к самовыражению и созданию оригинальных продуктов художественного творчества.
2. Обращение к иллюстрированию сказок с применением разных видов и техник изобразительной деятельности позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детей, обеспечивает для них возможность экспериментирования в средствах художественной выразительности и способствует переводу возможностей творческого самовыражения из потенциального состояния в актуальное.
3. Процесс развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности основывается на применении личностно ориентированного, деятельностного и проблемного подходов, что способствует учёту их индивидуальных возможностей, художественных предпочтений и интересов, развитию стремления к экспериментированию в средствах художественной выразительности, проявлению инициативности и самостоятельности в творческом самовыражении, а также обеспечивает ситуацию успеха в творческом самовыражении детей на основе эмпатии между детьми и педагогами, отсутствия психологического давления и отрицательных оценок, признания ценности творчества ребёнка значимыми взрослыми - педагогами и родителями.
4. Методика развития творческого потенциала детей в процессе иллюстрирования сказок включает этапы:
I этап - эмоционально-мотивационный, задачей которого является развитие мотивации детей к сотворчеству при иллюстрировании сказок (через первичное освоение разнообразных средств художественной выразительности с помощью методов имитации и повтора за педагогом в объёмной аппликации, техниках тестопластики, пуантилизма и пластилинографии);
II этап - экспериментаторский, направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности при воплощении сказочных сюжетов (с помощью методов комбинирования, экспериментирования с материалом в техниках бумагокручения, рисования восковыми мелками и солью, граттажа, цветовых растяжек, размытого рисунка);
III этап - творческий, ориентированный на проявление индивидуальности детей в трактовке сказочных сюжетов и их оригинальном воплощении при иллюстрировании сказок (с помощью методов ассоциаций, создания проблемных ситуаций, графического, цветового фантазирования, импровизации в техниках рельефной лепки, рисунках на ткани).
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческий потенциал человека не всегда сможет проявиться в будущем, если не получит должного развития в детстве и важно не упустить этот момент.
Полученные результаты исследования и проведенная опытно-поисковая работа подтвердила актуальность выбранной темы.
В результате нашего исследования были реализованы следующие задачи:
На основе анализа литературы обосновали значимость проблемы развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста. Творческий потенциал — это аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач. Предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному, т.е. творческому мышлению. Эффективность развития творческого потенциала и творческого воображения у дошкольников может определяться взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной). В каждом ребенке скрыт творческий потенциал, поэтому необходимо не упустить момент и помочь раскрыть его , создать все необходимые условия для его развития.
Рассмотрели методологические подходы к развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что процесс развития творческого потенциала дошкольников происходит при реализация личностно ориентированного, деятельностного и проблемного подходов, обеспечивает учёт индивидуальных возможностей, художественных предпочтений и интересов детей, их мотивацию к экспериментированию в средствах художественной выразительности, проявление инициативности самостоятельности в творческом самовыражении.
Теоретически обосновали методику развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного в художественной деятельности, включающую в себя этапы:
I этап - эмоционально-мотивационный, задачей которого является развитие мотивации детей к творчеству (через первичное освоение разнообразных средств художественной выразительности с помощью методов имитации и повтора за педагогом в объёмной аппликации, техниках тестопластики, пуантилизм и пластилинографии);
II этап - экспериментаторский, направленный на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей (с помощью методов комбинирования, экспериментирования с материалом в техниках бумагокручения, рисования восковыми мелками и солью, граттажа, цветовых растяжек, размытого рисунка);
III этап - творческий, ориентированный на самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества (с помощью методов ассоциаций, создания проблемных ситуаций, графического, цветового фантазирования, импровизации в техниках рельефной лепки, рисунках на ткани).
Для развития творческого потенциала у детей необходимо использование специальной методики, основанной на идее применения нетрадиционных техник рисования в разных видах изобразительной деятельности, этапы которой определены в соответствии с логикой постепенного творческого роста детей которая побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Для проведения опытно-поисковой работы были разработаны и проведены 13 творческих занятий, направленные на развитие мотивации детей к творчеству, способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей и ориентированные на самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества.
Проведенная опытно-поисковая работа доказала эффективность разработанной методики развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного в процессе иллюстрирования сказок у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях [69].



1. Абсалямова, А.Г. Теоретические основы проблемы формирования культуры творческого мышления у старших дошкольников [Текст] /
А.Г. Абсалямова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 4. -
С. 73-78.
2. Аверина, Н.Л. Развитие творческих способностей детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства [Текст] / Н.Л. Аверина // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 3-6.
3. Аверьянова, Е. А. Развитие творческого потенциала личности
дошкольника: анализ методик [Текст] / Е. А. Аверьянова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 27. - С. 37¬41.
4. Алиева, М. А. Особенности развития креативного потенциала дошкольников [Текст] / М. А. Алиева // Символ науки. - 2015. - № 6. - С. 17-21.
5. Алфеева, Е. В. Креативность и личностные особенности детей
дошкольного возраста, 4-7 лет [Текст]: дис...канд. псих. наук: 26.07.2000 / Е. В. Алфеева - М., 2000. - 196 с.
6. Афонькина, Ю. А. Развитие творческого потенциала личности
дошкольника [Текст] / Ю. А. Афонькина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Пенза, 2011. - № 7. - С.167-170.
7. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.
В. Солнцева и др. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: ответ через полтора столетия [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2010. - № 3. - С. 3-17.
9. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред.
А. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
10. Бордовская, Н.Б. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов / Н.Б. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер,2011. - 624с.
11. Варич, Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста[Электронныйресурс]/Е.Н.Варич// ййр://1уапоуошаша.ш/агйс1ез-опе?1й=1346/(датаобрашения: 08.06.2020).
12. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребёнок [Текст] /Н.А. Ветлугина. - Москва: Педагогика,1972. - 287с.
13. Воробьева, Г.В. Основные понятия по теории вероятностей и
математической статистике [Текст] / Г.В. Воробьева. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. -
251 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
15. Гончарова, Е. В. Социально-культурологический подход как методологическая основа современного дошкольного образования [Текст] / Е. В. Гончарова / ред. А.Ф. Аменд и другие // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогическихкадровприЧГПУ.Центрличностно- ориентированного развивающего обучения. Серия 3. Актуальные проблемы образования. Научный журнал. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - № 22. - С. 99-106.
16. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] /Г. Г. Григорьева - Москва: Академия, 1999.
319 с.
17. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст]/ О. А. Григорьева // Молодой учёный.
- 2014. - №20. - С. 568-569.
18. Дудецкий, А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. [Текст] / А. Я. Дудецкий. - Смоленск, 2004. - 368 с.
19. Дыбина, О.В. Психология и педагогика творчества в период детства: электронное учебное пособие /О.В.Дыбина. -Тольятти: изд-во ТГУ,2018.
20. Дырда, Г. П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 69-70.
21. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка [Текст] /
Т. Ф. Ефремова. - М.: Дрофа, русский язык,2000. - 1233 с.
22. Иванова, Л. В. Развитие образного мышления и творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования [Текст] / Л. В. Иванова, Е. А. Пудеева // Научно методический журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 55.
23. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер 2009. - 448 с.
24. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]/Т. Г. Казакова. - Москва: Изд-во: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
25. Канащенкова, В. В. Хрестоматия по теории и методики развития детского изобразительного творчества [Текст] / В. В. Канащенкова. - Иркутск.: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. - 211 с.
26. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства [Текст] /
С. К. Кожохина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192 с.
27. Колесникова, Г. Г. Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность [Текст] / Г. Г. Колесникова,
М. А. Трифонова // Векторы развития современной науки: материалы междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. Т. С. Искужин. - Уфа, 2014. - С. 177-181.
28. Колиниченко ,А.В. Авторская педагогическая технология «Комплексное развитие креативности» [Текст] / А.В.Колиниченко// Внешкольник. - 2012. - № 3. - С. 31-33.
29. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст]/ Т. С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. с. 142.
30. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий [Текст] / Т. С Комарова. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 - 11с.
31. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст]/ Т. С. Комарова. - М.: Просвещение, 1970. - 158 с.
32. Коменский, Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой
дидактики»): со вступительной статьёй проф. А. А. Красновского [Текст] / Я. А. Коменский. - М.: Государственное учебно¬
педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940. - 95 с.
33. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании. [Текст] /Л. С. Коршунова. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 365 с.
34. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в
детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов [Текст]/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.:
Просвещёние, 1977. - 253 с.
35. Куликанова Е. В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.В. Куликанова // Молодой учёный. - 2017. - №34. - с. 106-108. - URL: https://moluch.ru/archive/168/45461/(дата обращения: 12.04.2020).
36. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: Ценностно-смысловой анализ [Текст] / Ю. Н. Кулюткин. - СПбГУ ПМ, 2001. - 84 с.
37. Куприна, Н. Г. Методические материалы к курсу «Теория и методика музыкального развития дошкольников»: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Г. Куприна. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. - 92 с.
38. Куприна, Н.Г. Теория и практика работы с одаренными детьми: полихудожественные технология в развитии одарённости детей дошкольного возраста: Монография [Текст] / Н.Г.Куприна. - Институт развития образования Свердловской области. - Екатеринбург, 2012. - 175 с., с. 34.
39. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб.пособие для студ. высш.пед.учебных заведений [Текст] /М.М.Левина . - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272с.
40. Лёвин, В. А. Воспитание творчества [Текст] / В. А. Лёвин. -Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
41. Лобанова, В. А. Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества [Текст] / В. А. Лобанова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2012. - № 6. - С. 49-55.
42. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И. А. Лыкова. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. - 208 с.
43. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст] / И. А. Лыкова. - М.: «КАРАПУЗ-
ДИДАКТИКА», 2009. - 208 с.
44. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]/ А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
45. Матюшкин, A. M. Концепция творческой одаренности [Текст] / A. M. Матюшкин. - М.: Вопросы психологии, 1989. - С. 23-33.
46. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческих способностей [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
47. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству [Текст] / А. А. Мелик- Пашаев, З. Н. Новоявленская. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.
48. Мухамадеева, В. С. Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой деятельности [Текст] / В. С. Мухамадеева, Г. В. Тугулева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 51-52.
49. Николаенко, Н. Н. Психология творчества. [Текст] / Н. Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2002. - 512 с.
50. Олейникова Е. А. Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // URL : http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/17/osobennosti-razvitiyavoobrazheniya-v-starshem-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 21.04.2020).
51. Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10 [Электронный ресурс] // URL:http://yarmalysh.ru/oficialno/sanitamye-pravila-inormydlja/osnovnye-polozhenija-sanpin-2412660-10(дата обращения: 17.04.2020)
52. Петухова, Л. В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Петухова // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 2 (5) - С. 159-163.
53. Петухова Л. В. Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ [Электронный ресурс] / Л. В. Петухова // URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou(дата обращения: 08.10.2020).
54. Погодина, С. В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов [Текст] / С. В. Погодина // Дошкольное воспитание. - 2011 - №9 - С. 52-63.
55. Погодина, С. В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников [Текст] / С. В. Погодина.
- М.: ВАКО, 2015. - 144 с.
56. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с
57. Прохорова, Л. Н. Педагогические условия развития креативности старших дошкольников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Н. Прохорова; Владимирский гос. пед. ун-т. - Владимир, 2000. - 36 с
58. Пучкова, Е. В. О значении развития художественно-эстетических способностей дошкольника [Текст] / Е. В. Пучкова // Молодой учёный.
- 2016. - №7. - С. 695-697.
59. Рабочая концепция одарённости [Текст] / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. Перераб. - М., 2003. - 95 с.
60. Рабцевич, Е. А. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании [Текст] / Е. А. Рабцевич // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 175-179.
61. Реан, А. А. Психология и педагогика: Учебник для вузов [Текст] /
А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб: Питер, 2002. - 432с.
62. Севостьянова, И. Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников [Текст] / И. Н. Севостьянова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 2. - С. 52-55.
63. Синюк, Д. Э. Технология организации психолого-педагогической работы по развитию творческого потенциала дошкольников [Текст] / Д. Э. Синюк // Поддержка одаренности - развитие креативности: материалы междунар. конгресса: в 2 т. / гл. ред. И. М. Прищепа. - Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2014. - С. 315-318.
64. Созинова, М. В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / М. В. Созинова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2004. - 159 с.
65. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] / Н. М. Сокольникова. - М.: Академия, 2008. - 392 с.
66. Сотникова, С. Р. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивной деятельности в образовательной среде [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Р. Сотникова; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2006. - 190 с.
67. Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Н. Степанов. - Москва: ТЦ «Сфера», 2003. - 123 с.
68. Степина, Н. В. Исследование связи креативности и независимости вербального поведения у старших дошкольников с особенностями материнского отношения [Текст] / Н. В. Степина, Е. А. Савина. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 14. - № 12. - С. 217 - 224.
69. Стратегические ориентиры современного образования: сборник
научных статей / Уральский государственный педагогический
университет. - Екатеринбург: [б. и.], 2020. - Часть 3. - 352 с.
70. Суходольский, Г. В. Основы математической статистики для
психологов [Текст] / Г.В. Суходольский. - СПб.: С-Петербургского ун¬та, 1972. - 429 с.
71. Сыдыкова, Г. М. Изучение особенностей влияния семьи и общества на творчество детей в художественной и прикладной деятельности [Текст] / Г. М. Сыдыкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 33-1. - С. 95-98.
72. Телегина, И. С. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании [Текст] / И. С. Телегина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 7. - С. 245-255.
73. Теплов, Б. М. Проблема одарённости [Текст]/ Б. М. Теплов // Советская педагогика - 1940. - № 4-5. - С. 146-156.
74. Титков, Е. И. Значение интегрированных занятий в ДОУ для развития креативности дошкольников [Текст] / Е. И. Титков // Инновационные вопросы развития экономики, права, социологии и педагогики: сб. науч. ст. по итогам Всерос. конф. / гл. ред. И. Е. Бельских. - Славянск- на-Кубани, 2015. - С. 112-115.
75. Тихомирова, Т. Н. Взаимосвязь аспектов социальной среды с показателями интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. Н. Тихомирова // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 85-94.
76. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. [Текст] / Е. Е. Туник. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.
77. Урмурзина, Б. Г. Природа и структура творческого потенциала ребенка-дошкольника [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук:
19.00.07 / Б. Г. Урмурзина; Рос. акад. образования; Ин-т дошкол. образования семейного воспитания. - М., 2002. - 46 с.
78. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
79. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст] / А. А. Фатеева - Ярославль: Академия Развития, 2006. - 96 с.
80. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации - Екатеринбург: Изд. д. «Ажур», 2018.
81. Федоровская, Е.О. Дар игры. Роль игры в развитии творческого потенциала ребёнка [Текст] /Е. О. Федоровская // Одарённый ребёнок. — 2012. - № 1. - С. 20-28.
82. Фельдштейн, А. Г. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Науч. рук.
Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015 - 235 с.
83. Фриман, Дж. Как развить таланты ребёнка [Текст] / Дж. Фриман. - М.: ТОО «Центр "ПРО"» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995. - 240 с.
84. Чепцова, Н.А. Психологическая характеристика старших
дошкольников [Электронный ресурс]/ Чепцова Н.А. // Прикладная психология / - 2012. - URL:
https: //superinf.ru/view helpstud.php?id=2099/ (дата обращения:
23.06.2020)
85. Чумичева, Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности дошкольника [Текст] / Р. М. Чумичева. - Ростов н/Дону., 1995. - 271 с.
86. Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст]/ Н. В. Шайдурова. - М.: «Сфера», 2008. - 160 с.
87. Шарова В. Д. Изобразительная деятельность - как средство развития творческих способностей дошкольников. [Электронный ресурс] Режим доступа // URL : http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-
obrazovanie/izobrazitelnaiadeiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-doshkolnikov.html(дата обращения: 26.04.2020).
88. Шевардин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.: учеб. для студентов вузов [Текст] / Н. И. Шевардин. - 2-е изд. - М.: Владос, 2001. - 508 с.
89. Шкрыль, Н. М. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала [Текст] / Н. М. Шкрыль, Л. Н. Шарафутдинова. // Самарский научный вестник. - 2014. - №1 (6).
90. Шулер, М. А. Развитие творческих способностей у младших дошкольников средствами художественной деятельности / М. А. Шулер // Молодой ученый. — 2014. - №17. - С. 557-558.
91. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2005. - 560 с.
92. Эльконин, Д. Б. Детская психология. М., 1990. - 197 с. [Электронный ресурс] Режим доступа // URL :http://psychlib.ru/mgppu/edp2007/edp-001.htm/(дата обращения: 26.04.2020).
93. Яголковский, С. Р. Психология креативности и инноваций / С. Р. Яголковский - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. — 157 с. 94.
Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности
/ Е. Л. Яковлева. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1997. - 222 с.
95. Яцкова, О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ