ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Нарушение зрения, особенности развития, динамика 7
1.2. Эмоциональный интеллект как психологический феномен 12
1.3. Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного
возраста с нарушениями зрения 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 26
2.1. Характеристика методов и методик для изучения эмоционального
интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и особенности организации диагностической работы 26
2.2. Характеристика выборки для констатирующего этапа
эксперимента 33
2.3. Анализ условий и результатов психолого-педагогической диагностики
по выявлению уровня сформированности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 49
3.1. Теоретический анализ подходов к работе специального психолога по созданию условий для развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 49
3.2. Составление и частичная апробация коррекционной программы, направленной на преодоление недостатков эмоционального интеллекта у
детей младшего школьного возраста с нарушениями
зрения 56
3.3. Проведение промежуточного мониторинга по определению эффективности коррекционной работы специального психолога и составление рекомендаций по дальнейшей апробации коррекционной
программы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
Эмоциональный интеллект - это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. В современном мире для успешной адаптации к требованиям общества личность должна обладать развитым эмоциональным интеллектом, способностью к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, данную тему раскрыли в своих трудах такие ученые, как: И. И. Ветрова, Д. Гоулман, Р. Д. Робертс, В. А. Сергиенко, М. Холл и др. [2].
На сегодняшний день у Н. Гиббса, А. А. Крогчус и А. Г. Литвак есть множество работ, которые освещают вопрос развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения, но в них не выделена профильная характеристика эмоционального интеллекта [28]. Таким образом, противоречие и ограниченность теоретических основ определяет проблему исследования. В рамках данной проблемы выделена тема коррекции, с целью большего освящения данного вопроса. Актуальность темы определяется противоречием между теоретическим обоснованием и практической недостаточностью технологий такой работы в деятельность специального психолога.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно во всем мире увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения зрения. Основной причиной этого является влияния таких факторов, как: ухудшающаяся экологическая обстановка, тотальная компьютеризация, повышенная загруженность современных детей и многое другое [34]. Нарушения зрения у детей ведут к искажению зрительного восприятия, что неизбежно влияет на процессы познания мира, овладения речью и на формирование эмоциональной сферы. Дети с нарушениями зрения имеют свои закономерности в развитии, отличающие их от нормально видящих детей, они могут столкнуться с трудностями в понимание и контроле своих и чужих эмоций, что является основным компонентом эмоционального интеллекта. Исходя из этого, важна своевременная коррекционно-развивающая работа специального психолога по созданию условий для развития эмоционального интеллекта, чтобы дети с нарушениями зрения в своей жизни меньше испытывали трудности в коммуникации, понимании своих и чужих чувств и переживаний.
Цель - Составление и частичная апробация коррекционной программы психолога по преодолению недостатков развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования - эмоциональный интеллект у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования - процесс коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Задачи:
1. Теоретический анализ научной литературы и других источников по проблеме развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
2. Планирование, организация и проведение констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня сформированности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и анализ результатов.
3. Составление и частичная апробация коррекционной программы, направленной на преодоление недостатков развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
4. Проведение промежуточного мониторинга по определению эффективности коррекционной работы специального психолога и составление рекомендаций по проведению дальнейшей апробации.
База исследования: Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев 8А. Испытуемые: дети младшего школьного возраста с нарушениями зрения, обучающиеся 3 «А» класса, 7 мальчиков, 2 девочки.
Методы и методики исследования: Для проведения исследования использован методический комплекс, включивший ряд методик:
1. Проективная методика «Три желания» М. А. Нгуена.
2. Анкетирование А. М. Щетининой.
3. Методика «Что? Почему? Как?» М. А. Нгуена.
4. Анкетирование М. А. Нгуена.
Структура работы: введение, одна теоретическая и две практических главы, заключение, список источников и литературы (52), приложения, в состав которых вошли стимульные материалы, конспекты коррекционных занятий и работы детей, общий объем приложений составляет 165 стр. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 88 страниц. В работе выполнено 12 таблиц и 5 рисунков.
Поводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:
1. В теоретической части данной работы проанализирована психологопедагогическая литература, были установлены, рассмотрены и описаны особенности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
2. В части посвященной констатирующему этапу эксперимента был описан диагностический инструментарий, необходимый для определения сформированности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Описаны база исследования и контингент испытуемых. Был проведен анализ результатов констатирующего эксперимента, который позволяет сделать вывод о том, что лишь 33 % обучающихся группы имеют высокий уровень сформированности эмоционального интеллекта. Таким образом, у 45 % обучающихся данный феномен сформирован на среднем уровне, а у 22 % на низком. При проведении анализа психологопедагогической литературы и реализации констатирующего этапа эксперимента, стало очевидно, что дети младшего школьного возраста с нарушениями зрения имеют психологические особенности. Поэтому, необходимо разрабатывать и воплощать в реальность коррекционные программы, направленные как на преодоление недостатков развития эмоционального интеллекта.
3. В части планирования работы по коррекции недостатков развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения был проведен теоретический анализ подходов к работе и составлена программа коррекционных занятий и представлены рекомендации. В ходе частичной апробации разработанной коррекционной программы и анализа динамики уровня сформированности эмоционального интеллекта у детей возраста с нарушениями зрения по результатам коррекционной работы было выявлено, что 50 % обучающихся группы имею высокий уровень сформированности эмоционального интеллекта, что на 27 % выше результатов первичной диагностики, им свойственны понимание и контроль эмоциональных состояний собственных и окружающих, способность к эмпатии, адекватная самооценка, умение регулировать собственные эмоциональные переживания в стрессовых моментах и ситуациях межличностного общения. Таким образом, 13 % обучающихся, что на 9 % ниже результатов первичной диагностики, имею низкий уровень эмоционального интеллекта, что говорит о том, что у них не сформировалась способность к идентификации дифференциации эмоциональных состояний и низко развита внутренняя эмоциональная рефлексия, а также способность к эмпатии.
Можно заключить, что данная коррекционная программа является эффективной. Перспективой исследования может стать полное проведение коррекционной программы и анализ полученных результатов, внедрение ее в образовательные организации. Также одной из перспектив изучения данной проблемы может быть выявление других особенностей эмоциональноволевой сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Цель работы достигнута, задачи реализованы.
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.
2. Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального
интеллекта [Текст] / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция,
26 - 27 ноября 2004 года, Смоленск. - в 2 ч. - Смоленск : Изд-во СГПУ, 2004. - Ч. 1. - С. 22-26.
3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст] : сб. науч. трудов / под ред. А. Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
5. Гаврилко, Т. И. Динамика понимания эмоционального состояния других людей слабовидящими младшими школьниками [Текст] : автореф. дис. / Т. И. Гаврилко. - Мн., 2002. - 25 с.
6. Гоулман Д. В лабиринте эмоционального интеллекта [Текст] / Д. В. Гоулман // Отдел кадров. - 2012. - № 8. - С. 98-100.
7. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 138 с.
8. Григорьева, Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников [Текст] / Л. П. Григорьева. - М. : Педагогика, 2007. - 138 с.
9. Денискина, В. З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. З. Денискина. - М. : Логосвос, 2016. - 326 с.
10. Денискина, В. З. Слепой ребенок вне дома [Текст] / В. З. Денискина, Р. А. Курбанов // Слепой ребенок в семье ; Ин-т коррекц. педагогики РАО, Рос. гос. б-ка для слепых. - М., 2001. - С. 25-45.
11. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 240 с.
12. Ермаков, В. П. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : Просвещение, 1990. - 222 с.
13. Ермакова, М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М. В. Ермакова. - М., 1998. - 156 с.
14. Журавлёва, М. В. К вопросу об изучении идентификации у
слабовидящих подростков [Текст] : научно-методический журнал /
М. В. Журавлёва // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - 2016. - № 2. - С. 40-50.
15. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. - СПб. : Питер, 2004. - 148 с...