Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Работа №95311

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Творческая познавательная активность младших школьников как
психолого-педагогический феномен 10
1.2. Современные подходы к развитию творческой познавательной активности у детей младшего школьного возраста 18
1.3. Комплекс методов на развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности 27
1.4. Проектирование реализации комплекса методов развития творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста 35
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Диагностика творческой познавательной активности у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования 43
2.2. Реализация комплекса методов на развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста 49
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования обусловлена тем, что современное российское общество выдвигает новые требования к образованию, личностному и творческому развитию школьников. Современному, постоянно меняющемуся, миру сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В настоящее время развитие творческой познавательной активности детей является важной задачей системы образования России. В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования [41], формирование условий для эффективной реализации и индивидуального развития всех обучающихся обеспечивается образовательным учреждением.
Однако творческое развитие личности не происходит само по себе, спонтанно; оно проходит в специально созданных условиях, открывающих возможности для развития творческой активности.
Так, осуществление человеком своих внутренних сил и способностей в процессе жизнедеятельности зависит от некоторых факторов, среди них, с одной стороны выступает, имеющийся у человека от природы творческий потенциал, а с другой стороны, систематическое и целенаправленное образование, происходящее в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях.
Творческая активность детей понимается авторами тесно связанной с их познавательными возможностями (C.B. Гусарова, В.Д. Шадриков, B.C. Юркевич), и уровнем мышления и умственного развития (Л.А. Венгер, В.Т. Кудрявцев, H.H. Поддьяков). Продуктивное воображение, являющееся основой творческой деятельности, понимается как главное психическое новообразование в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), как важный ориентир внутренней готовности ребенка к обучению в школе (В.В. Давыдов, А.И. Кириллова, и др.).
Период младшего школьного возраста наиболее сензитивен для развития творческой активности. Внеситуативная активность, творческое воображение и мышление, рефлексивные действия являются резервами её развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский).
В учебной деятельности начальной школы используются традиционные формы методического воздействия, а предметно-преобразующая творческая деятельность, в разных формах доступная учащимся, представлена недостаточно, что является существенным препятствием для интенсивного развертывания учебного процесса. Именно поэтому развитие творческой активности младших школьников невозможно без привлечения внимания творческих методов, приёмов и средств, с одной стороны, и повышенной требовательностью к таким качествам личности, как творческая активность, способность к продуктивному неординарному мышлению, с другой.
Анализ состояния рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике позволил выделить ее как самостоятельную. Необходимость комплексной разработки данной проблемы обусловливается наличием следующих противоречий:
— на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в активной творческой личности и недостаточной готовностью обучающегося к активно-творческому преобразованию окружающей действительности;
— на научно-теоретическом уровне - между необходимостью развития творческой активности детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью необходимых теоретических основ;
— на научно-методическом уровне - между потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении развития творческой активности детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методов, средств, педагогических условий реализации данного процесса в педагогической науке.
Анализ выявленных противоречий позволил сформулировать проблему, суть которой заключается в поиске и научном обосновании методов, средств, приемов развития творческой познавательной активности младшего школьника в системе начального общего образования.
Объект исследования - процесс развития творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий на развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить на практике комплекс мероприятий на развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - предполагается, что развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста будет успешным, если:
- основой комплекса мероприятий послужат деятельностный, личностно-ориентированный подходы, которые дают возможность всестороннего развития личности;
- разработан и внедрён в образовательный процесс комплекс мероприятий на развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста;
- определены уровни, критерии и показатели развития творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста.
2. Выявить современные подходы к развитию творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста.
3. Выделить методы, приёмы, технологии развития творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста
4. Разработать и проверить на практике комплекс мероприятий на развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования
Уточнено определение «творческая познавательная активность». В процессе деятельности опытно-поисковым путем доказано эффективное развитие творческой познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Разработан комплекс мероприятий на развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Теоретико - методологическая основа исследования:
В своем исследовании мы опирались на работы, которые были посвящены проблемам развития творческой активности, а также психологическим особенностям развития детей младшего школьного возраста: Л. С. Выготский, особенностям развития его видов: Д. Б. Эльконин.
С целью решения поставленных нами задач и проверки выдвинутой гипотезы был применен комплекс взаимодополняющих методов психолого- педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы), эмпирических (наблюдение и сравнение), диагностических (тестирование по методике Г.Спилберга, Е. П. Торренса и И.Щукиной).
Организационная база и этапы исследования:
Экспериментальная работа проходила в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Бугалышская средняя общеобразовательная школа». В исследовании были задействованы 13 обучающихся 4 класса. Исследование проводилось согласно позициям базисных наук, которые определили его логику и этапы.
На первом, теоретико-организационном этапе, осуществлялось обоснование и обобщение полученного эмпирического материала по теме исследования, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, научно - методическая и учебная литература. Проводилось осмысление поставленной проблемы, разрабатывался план проведения исследования, определялась цель, объект и предмет, а также формулировалась гипотеза и основные задачи. Была разработана также диагностическая методика изучения уровней сформированное™ творческой познавательной активности у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
На втором, содержательно-технологическом этапе, была проведена экспериментальная проверка выдвинутой научной гипотезы, проведена диагностика эффективности применения комплекса мероприятий на развитие творческой познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
На третьем, итогово - аналитическом этапе, уточнялись отдельные методологические и теоретические положения применения комплекса мероприятий на развитие творческой познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Полученные данные опытно - экспериментальной работы обобщались и теоретически обосновывались, оформлялись результаты исследования, формулировались соответствующие выводы.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- Уточнено определение понятий «Творческая активность», «Творческая познавательная активность», «творческая деятельность»
- Выявлены подходы и методики по развитию творческой познавательной активности;
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты, выделенные условия, предложенные методы, средства развития творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста могут быть включены в образовательную практику общеобразовательных учреждений.
Содержание магистерской диссертации:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Содержание работы со списком литературы и приложением изложено на 93 страницах. Список литературы включает 40 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена проблема развития творческой познавательной активности младших школьников в учебной деятельности. Для решения этой проблемы был проведен анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта.
Весь ход и результаты проведенного исследования, подтвердили актуальность исследуемой проблемы.
Как показывают многочисленные исследования психологов и педагогов, развитие творческой познавательной активности младших школьников требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как универсальных методов для развития в аудиторной практике не существует. Каждый творческий педагог достигает этого с помощью собственных методов развития творческих познавательных интересов. Необходимо создавать педагогические условия для организации развития творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста.
В первой главе «Теоретические основы развития творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста» была решена задача, связанная с изучение психолого-педагогической литературы. Было определено определение творческой познавательной активности с разных точек зрения. Так с точки зрения Г.И. Щукиной творческая активность определяется как ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности. С точки зрения же В.С. Ильина в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент. Т.И. Шамова даёт определение познавательной активности как деятельному состоянию, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. О естествен-
ном стремлении человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование говорится в работах автора Т.И. Зубковой.
Также работа с литературой позволила нам определить, что для развития творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста необходимо введение в учебную деятельность определённых методов, приёмов и такой технологии как АС-технология. Проанализировав роль творческой деятельности в процессе учебной деятельности были найдены современные подходы к развитию творческой познавательной активности.
При решении третьей задачи исследовательской работы были найдены методы развития творческой познавательной активности, которые были впоследствии апробированы в практической работе исследования с учащимися начальной школы. Были выделены четыре направления, каждое из которых будет способствовать развитию творческих способностей учащихся по сложности системы творческих заданий.
Реализация четвёртой и пятой задачи позволила раскрыть разные методики для развития творческой познавательной активности, а конкретнее методику применения АС-технологии на уроках различной направленности. Мероприятия с применением данных методик подробно описаны во второй главе.
На основе обозначенных теоретических положений проведена опытно-поисковая работа, ход и результаты которой описаны во второй главе «Аналитические основы опытно - поисковой работы по развитию творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности». Базой для проведения экспериментальной работы по теме исследования послужило Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бугалышская средняя общеобразовательная школа». Реализуя задачи данной главы, было определено, что реализация комплекса мероприятий на развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста может осуществляться на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Для реализации необходимо было диагностировать уровень творческой познавательной активности на начальном этапе исследования и на заключи-тельном, чтобы проследить динамику, что и представлено в главе. Полученные результаты позволили сделать выводы и установить первичный уровень творческой познавательной активности и апробировать комплекс мероприятий на его развитие. Также заключительные результаты помогли определить эффективность методик, описанных в первой главе.
В результате проведенного исследования поставленные задачи реализованы, основные положения гипотезы подтверждены. Данная научно-исследовательская работа не является исчерпывающей, поскольку проблема развития творческой познавательной активности комплексная. Ее решение предполагает многоаспектный подход и разновекторный анализ в теории и практике образования, что может быть связано с дальнейшей разработкой методических материалов по указанной проблеме.



1. Бакунева С. В. Творческая активность как психолого-педагогическое явление // Царскосельские чтения. 2010. №XIV. С.122-124.
2. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст]/ Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб, 2006. -С. 28.
3. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 2012. - т.16. - №5. - С.49-58.
4. Бондарь М.А. Творческая активность школьников в детской общественной организации: педагогические условия // Вестник БГУ. 2016. №2 (28). С.226-229.
5. Бутер Н.К. Индивидуальный образовательный маршрут в изучении предмета как средство формирования и развития универсальных учебных действий // Пермский педагогический журнал. - 2018. - № 9. - С. 5
6. Вишневая Н. Э., Терещенко А. Г. Формирование творческой активности младших школьников в процессе учебной деятельности // СПЖ. 2005. №21. С.106-111.
7. Выготский, Л.С. Проблема обучения и творческого развития в
школьном возрасте [Текст] :Т.1./ Л.С. Выготский // Избран, психол.
исследования. - М., 1982. - С.24
8. Галагузова, М. А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки [Текст]: автореферат дис. д-ра пед. наук. Москва, 1988. - 31 с.
9. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003
10. Доронина Н.Н., Чернова О.А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2018. - № 4. - С. 176-178.
11. Жданова, Л. У. Развитие творческих способностей в младших классах / Л. У. Жданова, Г. М. Сафарова, А. С. Шалашова. - Текст : непосредственный // Школьная педагогика. - 2015. - № 1 (1). - С. 1-3.
12. Кедров, Б. М. О творчестве в науке и технике [Текст] / Б. М. Кедров. - М. : Мол. гвардия, 1987. - 192 с.
13. Колчина, А. А. Развитие творческой активности учащихся в школьном классе / А. А. Колчина, Л. А. Джигит. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 31 (217). - С. 101-104.
14. Королева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления - генератора инноваций /Е. В. Королева //Исследовательская работа школьников. - 2010. - № 1. - C. 5-6.
15. Кликс, Ф. Чем характеризуется творческое мышление и творческая деятельность? [Текст] / Ф. Кликс // Резерв успеха - творчество / Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна. М.: Педагогика, 1989.- С. 7
16. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)].
17. Лучникова Е.В. Формирование познавательной активности учащихся на современном уроке // Вестник ПГГПУ. Серия № 1.
Психологические и педагогические науки. 2018. №2. С.57-62.
18. Майорова Н.В. Проблема развития творческой активности младших школьников на современном этапе в практике общеобразовательных школ // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013. №4-3 (80). С.119-122.
19. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 / С.В. Максимова. - М.: Русское слово - учебник, 2013. - 193 с.
20. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985 г.
21. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.].
22. Методика преподавания литературы в школе (курс лекций) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.superinf.ru/ view_helpstud.php?id=309#13
23. Методика Г.Дэвиса (определения творческих способностей учащихся) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://multiurok.ru/index. php/blog/mietodika-g-devisa-opriedielieniia-tvorchieskikh-sposobnostiei- uchashchikhsia.html
24. Метод диагностики познавательной активности [Электронный ресурс]. - URL: https://www.stud24.ru/pedagogy/metod-diagnostiki.../68607-
220787-page 1 .html
25. Морозова И.С., Штепина И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. С.162-165.
26. Нефедьева, Н. В. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 341-399.
27. Николенко М.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста // Вестник науки и образования. 2018. №6 (42). С.38¬40.
28. Новоселов С. А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса [Текст] // Педагогическое образование и наука - 2011.- № 1.- С. 72-77.
29. Новоселов С. А., Иванова Н. П. Методика использования компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии развития творчества // Педагогическое образование в России. -2001. - № 4. - С 79-86.
30. Новоселов С.А., Попова Л.С. Технология творчества для детей или АС - технология. — Екатеринбург, 2013.-39с.
31. Огородников, А. В. Развитие творческой активности у младших школьников в процессе изготовления сувениров на уроках технологии / А. В. Огородников. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.6 (111.6). - С. 172-173.
32. Полуднякова Н. А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников / Н. А. Полуднякова, С. А. Вильцина // Молодой ученый. - 2014. - №4;
33. Поллат, Е. С. Психология творческого мышления [Текст] / Е.С. Поллат. - М., 1960. - 254 с.
34. Примерная основная образовательная программа начального общего образования - М.: Просвещение, 2019 г.
35. Рахимбердиева, А. А. Психолого-педагогические основы развития творческой активности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2015. - № 3.
36. Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993
37. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
38. Соколова Ю.Н. Опыт творческой деятельности личности как педагогический феномен // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. С.286-289.
39. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Талызина. -М.: Просвещение, 1999. -с. 127
40. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления [Электронный ресурс]. - URL: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального бщего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. —С. 47
42. Харламов, И. Ф. Как активизировать учение школьников: пособие для учителя / И. Ф. Харламов - М.: Просвещение, 1993. - С.156
43. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982.-С.160
44. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - С. 144
45. Эрганова Н.Е. Профессионально-педагогические технологии: концептуальные основы новой образовательной программы [Текст] / Н.Е. Эрганова // Образование и наука. - 2000. - № 3(5). - С.110-118.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ