Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа специального психолога по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Работа №95309

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Характеристика внимания как психического
процесса 7
1.2. Особенности развития произвольного внимания у нормально
развивающихся детей младшего школьного возраста 12
1.3 Особенности развития произвольного внимания у детей с различными формами дизотогенеза 15
1.4. Особенности развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 23
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 23
2.2. Описание диагностического инструментария для
экспериментального изучения особенностей произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 26
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения особенностей
произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 27
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 37
3.1. Обоснование необходимости коррекционно -развивающей работы
по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 37
3.2. Описание коррекционно-развивающей программы, направленной
на развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 40
3.3. Апробация программы и предварительный анализ её результатов.... 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ

Внимание необходимо для работы и функционирования всей познавательной сферы, от качества которого зависит результат любой деятельности. Благодаря произвольному вниманию осуществляется отсев информации о внешнем мире, обеспечивается сосредоточенность, направленность и избирательность различных психических процессов.
Известный отечественный педагог К. Д. Ушинский утверждал, что внимание ребенка - дверь, через которую проходит каждое слово учения, попадающее в душу ребенка. Развитое произвольное внимание обеспечивает детей плодотворной, планомерной и динамичной деятельностью. Процесс обучения ребенка затрудняется без достаточно сформированного произвольного внимания, что является важной проблемой для специальной психологии.
Существенный вклад в изучение феномена внимания внесли Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев и Т. Рибо.
Процесс формирования внимания у умственно отсталых детей изучен достаточно глубоко. Но в основном исследователи не сосредотачиваются на изучении произвольного внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, а делают основной акцент на свойствах внимания.
Такие исследователи, как А. Н. Граборов, С. Д. Забрамная, С. Л. Рубинштейн, М. С. Певзнер, Б. И. Пинский рассматривали особенности формирования внимания у детей с умственной отсталостью.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что детям младшего возраста с умственной отсталостью характерны значительные нарушения в развитии произвольного внимания, следовательно, их познавательная деятельность крайне затруднена, что усложняет процесс обучения. Поэтому для усвоения школьного материала, его более глубокого осмысление, у детей с умственной отсталость важно развивать произвольное внимание.
Цель исследования - определение содержания работы специального психолога по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталость.
Объект исследования: произвольное внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: процесс составления и апробации
коррекционно-развивающей программы по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария, направленного на изучение особенностей произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Выявление особенностей произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Составление и частичная апробация программы по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Анализ динамики развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по результатам частичной апробации коррекционно-развивающей программы.
Методы исследования:
• теоретические: изучение психолого-педагогической и специальной литературы;
• эмпирические: изучение документов, эксперимент.
Методики исследования:
• тест переплетенных линий А. Рея;
• методика «Домик» Н. И. Гуткиной;
• методика «Вежливость» Н. И. Гуткиной;
• методика «Продолжи узор» (Н. Я.Семаго и М. М. Семаго).
База исследования: ГКОУ Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитое произвольное внимание является одним из залогов успешной учебной деятельности и развития познавательной сферы детей. Произвольное внимание сопровождает и способствует становлению таких личностных качеств, как дисциплинированность, внимательность, целенаправленность и самостоятельность. Поскольку произвольное внимание детей младшего школьного возраста обладает рядом нарушений, которые препятствуют формированию у них целенаправленности поведения, деятельности и снижают их работоспособность, специальному психологу необходимо проводить работу по формированию и развитию данного вида внимания [42].
Целью данного исследования было определение содержания работы специального психолога по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталость.
Цель была достигнута, задачи решены:
1. В ходе теоретического анализа рассмотрена характеристика внимания как психического процесса и особенности его развития у детей с младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Анализ литературы показал, развитие произвольного внимания данной категории детей находится на низком уровне, оно нецеленаправленное, нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации [23].
2. Подобраны методики, нацеленные на изучение произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: тест переплетенных линий А. Рея, «Домики» Н. И. Гуткиной, «Вежливость» Н. И. Гуткиной, «Продолжи узор» Н. Я.Семаго и М. М.Семаго.
3. Проведено обследование по выявлению уровня
сформированности произвольного внимания. Результаты совпали с данными, полученными в ходе изучения литературы по проблеме исследования, и говорят о том, что большинство младших школьников с умственной отсталостью имеют низкий уровень сформированности произвольного внимания.
4. Была составлена и частично апробирована коррекционно- развивающая программа по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Проведен анализ динамики развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по результатам частичной апробации специальным психологом коррекционно­развивающей программы.
Частичная апробация специальным психологом программы по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью показала, что уровень сформированности произвольного внимания у детей повысился, хоть и незначительно.
Таким образом, можно сказать, что цель выпускной квалификационной работы была достигнута.


1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] : учебное пособие / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 203 с.
2. Бугера, Ю. Ю. Особенности развития внимания умственно отсталых детей и её влияние на процесс социализации [Текст] / Ю. Ю. Бугера // Научные публикации. - 2010. - № 7. - С. 34-42.
3. Вайнштейн, Л. А. Общая психология [Текст] / Л. А. Вайнштейн. - М. : Современная школа, 2009. - 512 с.
4. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно
отсталого ребенка [Текст] : учебное пособие для студентов /
А. Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
5. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефект. фак. пед. ин-тов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1995. - 384 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 155 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2005. - 1136 с.
8. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Астрель, 1976. - С.187-190.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Л. С. Выготский
• М. : Педагогика, 1983
Т. 3 : Проблемы развития психики - 1983. - 368 с.
10. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] / П. Я. Гальперин.
• М. : Астрель, 1987. - С. 169-175.
11. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо,
В. С. Герасимова, Л. М. Орлова - Воронеж : МОДЭК, 1998. - 256 с.
12. Ганнушкин, П. Б Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика [Текст] / П. Б. Ганнушкин - Н. Новгород : НГМД, 1998 -128 с.
13. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания [Текст] /
Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо, 2014. - 858 с.
14. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие для бакалавров / О. О. Гонина. - М. : ФЛИНТА, 2014. -272 с.
15. Государев, Н. А. Специальная психология [Текст] : учебное пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось, 2008. - 288 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ