Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Проблема нравственного воспитания младших школьников в
психолого-педагогической литературе 12
1.2. Педагогические условия нравственного воспитания младших
школьников 22
1.3. Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в
нравственном воспитании младших школьников 35
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
2.1. Диагностическое исследование начального уровня
нравственной воспитанности младших школьников 48
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию младших школьников
в художественно-творческой деятельности 63
2.3. Диагностическое исследование итогового уровня нравственной
воспитанности младших школьников 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 115
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Проблема нравственного воспитания младших школьников в
психолого-педагогической литературе 12
1.2. Педагогические условия нравственного воспитания младших
школьников 22
1.3. Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в
нравственном воспитании младших школьников 35
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
2.1. Диагностическое исследование начального уровня
нравственной воспитанности младших школьников 48
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию младших школьников
в художественно-творческой деятельности 63
2.3. Диагностическое исследование итогового уровня нравственной
воспитанности младших школьников 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 115
Актуальность исследования. Нравственное воспитание детей является одной из приоритетных задач современной педагогики детства. Общество заинтересовано в передаче и сохранении накопленного опыта подрастающему поколению, потому что без этого невозможно не только развитие общества, но и само его существование. Проблема нравственного воспитания никогда не потеряет свою актуальность, потому что наша жизнь неотделима от общества. Наша жизнь - это постоянное взаимодействие с обществом, и «от того как оно построено, зависит здоровье, благополучие каждого конкретно и общества в целом».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, формулируется важнейшая цель современного отечественного образования и одна из приоритетных задач общества и государства: «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного <...> гражданина России». Эта первостепенная задача представляет собой важный компонент социального заказа для образования [18].
Федеральный образовательный государственный стандарт сообщает нам, что на ступени начального общего образования осуществляется «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [64].
Широкими возможностями в нравственном воспитании обладает художественно-творческая деятельность - особый вид активности личности, выражающийся в художественно-образном освоении действительности. Художественно-творческая деятельность связана с восприятием, интерпретацией произведений искусства, созданием продуктов собственного художественного творчества. Яркие художественные переживания в общении с искусством оказывают огромное влияние на становление внутреннего мира детей и подростков.
В современной «Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации» подчеркивается, что искусство с древнейших времен является универсальным средством нравственного воспитания, социализации, действенным инструментом «развития гражданской идентичности, воспитания патриотического сознания детей и молодежи». Реализация воспитательной функции искусства и художественно-творческой деятельности - одна из важнейших задач современной школы [33, с. 2].
Проблеме нравственного воспитания уделялось много внимания в работах следующих исследователей: К. Д. Ушинского, О. С. Богдановой, Т. Б. Сандабкиной, В. И. Рублика, В. А. Сластенина, М. Б. Кравченко, Г. Ф. Терешенко, Е. Д. Трофимовой.
В работах С. П. Баранова, Н. И. Киященко, Е. Ф. Командышко. А. Ж. Овчинниковой, Т. И. Пертаковой отмечается особая восприимчивость младших школьников к культурным образцам, нормам поведения, потребность в переживании эстетических чувств для формирования ценностных ориентиров.
Особенности художественно-творческой деятельности и ее педагогический потенциал исследованы М. С. Бережной, И. В. Назаровой, Л. Г. Савенковой, Л. П. Печко, Н. Г. Тагильцевой и другие.
Идеи воспитательного значения художественно-творческой деятельности отмечались в работах А. В. Бакушинского, Д. Б. Богоявленской, А. А. Мелик-Пашаева, Б. Н. Неменского.
Вместе с тем, на практике использование потенциала художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании обучающихся осуществляется не в полной мере.
Сказанное дает основание к выделению противоречий между:
- возрастающей потребностью в реализации воспитательного потенциала художественно-творческой деятельности в работе с детьми и недостаточной готовностью образовательных организаций к целенаправленной деятельности в этом направлении;
- теоретической разработанностью в сфере философии, искусствоведения, психологии и педагогики искусства положений о воспитательном потенциале искусства и недостатком специализированных исследований этой проблемы в педагогике художественного образования;
- потенциалом художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников и недостаточностью методического обеспечения данного процесса на практике.
Обозначенные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в теоретическом и методическом обосновании художественно-творческой деятельности как одного из средств нравственного воспитания младших школьников.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в художественно- творческой деятельности.
Цель работы: теоретически обосновать и на практике доказать эффективность организационно-педагогических условий нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать проблему нравственного воспитания детей.
2. Обосновать организационно-педагогические условия нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников.
4. Разработать содержание педагогического процесса нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности и в опытно-поисковой работе доказать его эффективность.
При достижении поставленных цели и задач мы руководствовались гипотезой: процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности будет эффективным при наличии следующих организационно-педагогических условий:
- будут реализованы деятельностный, аксиологический, полихудожественный подходы, позволяющие вовлечь младших школьников в сопереживание художественным образам - выразителям нравственных ценностей, развить у них понимание смысловой содержательности художественных структур, активизировать личностный опыт младших школьников при осмыслении содержания произведений искусства, вовлечь их в творческое самовыражение;
- будет разработана модель, включающая в себя взаимообусловленные блоки (целевой, диагностический, основной и итоговый);
- в рамках модели будет разработан комплекс занятий по нравственному воспитанию младших школьников, основанный на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности;
- занятия по программе будут основаны на методах обучения, направленных на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся (методы: привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, широких ассоциаций, единства восприятия и созидания, метод демонстрации художественных произведений, идентификации с героями в творческой деятельности, диалогового обсуждения, отчетных уроков, коллективных и групповых работ).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
труды исследователей по вопросам нравственного воспитания (И. Ф. Харламов, Е. Д. Трофимова, И. П. Подласый, О. В. Кротова, И. В. Мохова, Л. А. Ситака, Л. Б. Абдуллина, О. С. Богданова, С. К. Овсянникова, Е. В. Беляевой, Т. С. Перекрестова), сензитивности младших школьников к нравственному воспитанию и их возрастным особенностям (С. К. Овсянникова и Я. Ю. Коробейникова В. В. Дрожжинова, Т.А. Филиппова, Т. П. Шевырева, Т. Б. Сандабкина), значения художественно-творческой деятельности в формировании личности (Е. Г. Калюжная, М. С. Каган, Э. Э. Пурик), теоретических положений о роли художественной деятельности в развитии ребенка (Н. Г. Куприна, Ю. Б. Борев), положений аксиологического подхода к развитию личности (Д. А. Леонтьев, М. С. Каган, Д. Г. Нижегородов и Л. А. Серикова), положений деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Дисвергер, А. В. Хуторской), положений полихудожественного подхода Б. П. Юсовым, Е. Н. Бородиной.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение;
- эмпирические: тестирование, математическая обработка данных.
База исследования: МБОУ СОШ №18 г. Екатеринбурга.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей в художественно-творческой деятельности, в результате чего определена теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности организации художественно-творческой деятельности детей в условиях внеурочной деятельности.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка содержания работы по нравственному воспитанию младших школьников в художественно-творческой деятельности, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, обеспечены органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-поисковой работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и за-дачам исследования. Истинность и точность теоретических посылок и выводов проверялась на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Обоснована целесообразность решения проблемы нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, что позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детьми, формирует способность к художественному переживанию нравственных ценностей, способствует творческому самовыражению.
2. Разработана модель нравственного воспитания младших школьников, основанная на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности, включающая в себя взаимообусловленные блоки: целевой (включает определение цели, задач и содержания нравственного воспитания младших школьников), диагностический (включает критерии нравственного воспитания и подобранный диагностический материал), основной (включает комплекс занятий и методы нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, направленных на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся), итоговый.
Теоретическая значимость
1. Уточнено содержание процесса нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, которое применительно к младшему школьному возрасту рассматривается как развитие у обучающихся эмоциональной отзывчивости к художественным образам - выразителям нравственных ценностей, способности к анализу ценностного содержания произведений искусства и визуализации ценностных ориентиров в собственных продуктах творчества.
2. Обоснована эффективность применения деятельностного, аксиологического, полихудожественного подходов, позволяющих вовлечь детей в сопереживание художественным образам - выразителям нравственных ценностей, развить у них понимание смысловой содержательности художественных структур, активизировать личностный опыт младших школьников при осмыслении содержания произведений искусства, вовлечь их в творческое самовыражение.
3. Теоретически обоснованы организационно-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, включающие разработку модели, которая реализует идею вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
- предложено методическое обеспечение, которое может быть использовано в образовательном процессе общеобразовательной школы и образовательных организациях различного типа в системе дополнительного образования:
- разработан и реализован комплекс занятий, повышающий качество воспитательной работы педагога с младшими школьниками в условиях внеурочной деятельности;
- разработаны творческие задания с использованием методов обучения, направленных на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности обучающихся, интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в их творческом самовыражении.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности мы рассматриваем как последовательное развитие у обучающихся: эмоциональной отзывчивости к художественным образам - выразителям нравственных ценностей, способности к анализу ценностного содержания произведений искусства и визуализации ценностных ориентиров в собственных продуктах творчества.
2. Обращение к художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детьми, формирует способность к художественному переживанию нравственных ценностей, способствует творческому самовыражению.
3. Модель нравственного воспитания младших школьников основывается на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности.
Модель содержит взаимообусловленные блоки: целевой (включает определение цели, задач и содержания нравственного воспитания младших школьников), диагностический (включает критерии нравственного воспитания и подобранный диагностический материал), основной (включает три этапа со сформулированной целью и подобранными методами нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности).
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, формулируется важнейшая цель современного отечественного образования и одна из приоритетных задач общества и государства: «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного <...> гражданина России». Эта первостепенная задача представляет собой важный компонент социального заказа для образования [18].
Федеральный образовательный государственный стандарт сообщает нам, что на ступени начального общего образования осуществляется «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [64].
Широкими возможностями в нравственном воспитании обладает художественно-творческая деятельность - особый вид активности личности, выражающийся в художественно-образном освоении действительности. Художественно-творческая деятельность связана с восприятием, интерпретацией произведений искусства, созданием продуктов собственного художественного творчества. Яркие художественные переживания в общении с искусством оказывают огромное влияние на становление внутреннего мира детей и подростков.
В современной «Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации» подчеркивается, что искусство с древнейших времен является универсальным средством нравственного воспитания, социализации, действенным инструментом «развития гражданской идентичности, воспитания патриотического сознания детей и молодежи». Реализация воспитательной функции искусства и художественно-творческой деятельности - одна из важнейших задач современной школы [33, с. 2].
Проблеме нравственного воспитания уделялось много внимания в работах следующих исследователей: К. Д. Ушинского, О. С. Богдановой, Т. Б. Сандабкиной, В. И. Рублика, В. А. Сластенина, М. Б. Кравченко, Г. Ф. Терешенко, Е. Д. Трофимовой.
В работах С. П. Баранова, Н. И. Киященко, Е. Ф. Командышко. А. Ж. Овчинниковой, Т. И. Пертаковой отмечается особая восприимчивость младших школьников к культурным образцам, нормам поведения, потребность в переживании эстетических чувств для формирования ценностных ориентиров.
Особенности художественно-творческой деятельности и ее педагогический потенциал исследованы М. С. Бережной, И. В. Назаровой, Л. Г. Савенковой, Л. П. Печко, Н. Г. Тагильцевой и другие.
Идеи воспитательного значения художественно-творческой деятельности отмечались в работах А. В. Бакушинского, Д. Б. Богоявленской, А. А. Мелик-Пашаева, Б. Н. Неменского.
Вместе с тем, на практике использование потенциала художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании обучающихся осуществляется не в полной мере.
Сказанное дает основание к выделению противоречий между:
- возрастающей потребностью в реализации воспитательного потенциала художественно-творческой деятельности в работе с детьми и недостаточной готовностью образовательных организаций к целенаправленной деятельности в этом направлении;
- теоретической разработанностью в сфере философии, искусствоведения, психологии и педагогики искусства положений о воспитательном потенциале искусства и недостатком специализированных исследований этой проблемы в педагогике художественного образования;
- потенциалом художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников и недостаточностью методического обеспечения данного процесса на практике.
Обозначенные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в теоретическом и методическом обосновании художественно-творческой деятельности как одного из средств нравственного воспитания младших школьников.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в художественно- творческой деятельности.
Цель работы: теоретически обосновать и на практике доказать эффективность организационно-педагогических условий нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать проблему нравственного воспитания детей.
2. Обосновать организационно-педагогические условия нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников.
4. Разработать содержание педагогического процесса нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности и в опытно-поисковой работе доказать его эффективность.
При достижении поставленных цели и задач мы руководствовались гипотезой: процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности будет эффективным при наличии следующих организационно-педагогических условий:
- будут реализованы деятельностный, аксиологический, полихудожественный подходы, позволяющие вовлечь младших школьников в сопереживание художественным образам - выразителям нравственных ценностей, развить у них понимание смысловой содержательности художественных структур, активизировать личностный опыт младших школьников при осмыслении содержания произведений искусства, вовлечь их в творческое самовыражение;
- будет разработана модель, включающая в себя взаимообусловленные блоки (целевой, диагностический, основной и итоговый);
- в рамках модели будет разработан комплекс занятий по нравственному воспитанию младших школьников, основанный на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности;
- занятия по программе будут основаны на методах обучения, направленных на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся (методы: привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, широких ассоциаций, единства восприятия и созидания, метод демонстрации художественных произведений, идентификации с героями в творческой деятельности, диалогового обсуждения, отчетных уроков, коллективных и групповых работ).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
труды исследователей по вопросам нравственного воспитания (И. Ф. Харламов, Е. Д. Трофимова, И. П. Подласый, О. В. Кротова, И. В. Мохова, Л. А. Ситака, Л. Б. Абдуллина, О. С. Богданова, С. К. Овсянникова, Е. В. Беляевой, Т. С. Перекрестова), сензитивности младших школьников к нравственному воспитанию и их возрастным особенностям (С. К. Овсянникова и Я. Ю. Коробейникова В. В. Дрожжинова, Т.А. Филиппова, Т. П. Шевырева, Т. Б. Сандабкина), значения художественно-творческой деятельности в формировании личности (Е. Г. Калюжная, М. С. Каган, Э. Э. Пурик), теоретических положений о роли художественной деятельности в развитии ребенка (Н. Г. Куприна, Ю. Б. Борев), положений аксиологического подхода к развитию личности (Д. А. Леонтьев, М. С. Каган, Д. Г. Нижегородов и Л. А. Серикова), положений деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Дисвергер, А. В. Хуторской), положений полихудожественного подхода Б. П. Юсовым, Е. Н. Бородиной.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение;
- эмпирические: тестирование, математическая обработка данных.
База исследования: МБОУ СОШ №18 г. Екатеринбурга.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей в художественно-творческой деятельности, в результате чего определена теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности организации художественно-творческой деятельности детей в условиях внеурочной деятельности.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка содержания работы по нравственному воспитанию младших школьников в художественно-творческой деятельности, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, обеспечены органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-поисковой работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и за-дачам исследования. Истинность и точность теоретических посылок и выводов проверялась на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Обоснована целесообразность решения проблемы нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, что позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детьми, формирует способность к художественному переживанию нравственных ценностей, способствует творческому самовыражению.
2. Разработана модель нравственного воспитания младших школьников, основанная на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности, включающая в себя взаимообусловленные блоки: целевой (включает определение цели, задач и содержания нравственного воспитания младших школьников), диагностический (включает критерии нравственного воспитания и подобранный диагностический материал), основной (включает комплекс занятий и методы нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, направленных на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся), итоговый.
Теоретическая значимость
1. Уточнено содержание процесса нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, которое применительно к младшему школьному возрасту рассматривается как развитие у обучающихся эмоциональной отзывчивости к художественным образам - выразителям нравственных ценностей, способности к анализу ценностного содержания произведений искусства и визуализации ценностных ориентиров в собственных продуктах творчества.
2. Обоснована эффективность применения деятельностного, аксиологического, полихудожественного подходов, позволяющих вовлечь детей в сопереживание художественным образам - выразителям нравственных ценностей, развить у них понимание смысловой содержательности художественных структур, активизировать личностный опыт младших школьников при осмыслении содержания произведений искусства, вовлечь их в творческое самовыражение.
3. Теоретически обоснованы организационно-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, включающие разработку модели, которая реализует идею вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
- предложено методическое обеспечение, которое может быть использовано в образовательном процессе общеобразовательной школы и образовательных организациях различного типа в системе дополнительного образования:
- разработан и реализован комплекс занятий, повышающий качество воспитательной работы педагога с младшими школьниками в условиях внеурочной деятельности;
- разработаны творческие задания с использованием методов обучения, направленных на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности обучающихся, интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в их творческом самовыражении.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности мы рассматриваем как последовательное развитие у обучающихся: эмоциональной отзывчивости к художественным образам - выразителям нравственных ценностей, способности к анализу ценностного содержания произведений искусства и визуализации ценностных ориентиров в собственных продуктах творчества.
2. Обращение к художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детьми, формирует способность к художественному переживанию нравственных ценностей, способствует творческому самовыражению.
3. Модель нравственного воспитания младших школьников основывается на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности.
Модель содержит взаимообусловленные блоки: целевой (включает определение цели, задач и содержания нравственного воспитания младших школьников), диагностический (включает критерии нравственного воспитания и подобранный диагностический материал), основной (включает три этапа со сформулированной целью и подобранными методами нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности).
Исследование подтвердило актуальность выбранной темы, так как проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых для нашего современного общества. В ходе исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать проблему нравственного воспитания детей. Было уточнено понятие «Нравственное воспитание младших школьников»: - целенаправленное и систематическое воздействие с целью формирования у младших школьников нравственных представлений», которые в свою очередь соответствуют требованиям общественной морали; определено содержание нравственного воспитания, его цель и задачи и его логическая структура.
Нами был раскрыт педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников: в единстве с деятельностью по восприятию и созданию произведений изобразительного искусства формируются всех структуры развивающейся личности, происходит удовлетворение личностных запросов младших школьников, с их самореализацией, что позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детьми, формирует способность к художественному переживанию нравственных ценностей, способствует творческому самовыражению.
Нами были обоснованы организационно-педагогические условия нравственного воспитания детей младшего школьного возраста: реализация деятельностного, аксиологического, полихудожественного подходов, позволяющих вовлечь детей в сопереживание художественным образам - выразителям нравственных ценностей, развить у них понимание смысловой содержа-тельности художественных структур, активизировать личностный опыт младших школьников при осмыслении содержания произведений искусства, вовлечь их в творческое самовыражение; применение модели нравственного воспитания младших школьников, включающей в себя взаимообусловленные блоки (целевой, диагностический, основной и итоговый); проведение в рамках модели комплекса занятий по нравственному воспитанию младших школьников, основанных на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного со-держания искусства в художественно-творческой деятельности; проведение комплекса занятий, основанных на методах обучения, направленных на со- творческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся (методы: привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, широких ассоциаций, единства восприятия и созидания, метод демонстрации художественных произведений, идентификации с героями в творческой деятельности, диалогового обсуждения, отчетных уроков, коллективных и групповых работ).
Нами была разработана модель нравственного воспитания младших школьников, основанная на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного со-держания искусства в художественно-творческой деятельности, включающая в себя взаимообусловленные блоки: целевой (включает определение цели, задач и содержания нравственного воспитания младших школьников), диагностический (включает критерии нравственного воспитания и подобранный диагностический материал), основной (включает комплекс занятий и методы нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности), итоговый.
Разработанные нами занятия основаны на методах обучения, которые направлены на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся (методы: привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, широких ассоциаций, единства восприятия и созидания, метод демонстрации художественных произведений, идентификации с героями в творческой деятельности, диалогового обсуждения, отчетных уроков, коллективных и групповых работ).
Реализация разработанной нами модели нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности привело к положительным результатам, что отчетливо наблюдается в результатах контрольного этапа опытно-поисковой работы при выявлении динамики. При проведении итоговой диагностики мы наблюдаем высокий уровень нравственной воспитанности больше, чем у половины класса, причем низкий уровень отсутствует. Практически все ученики улучшили свои результаты, что свидетельствует об эффективности применения разработанной нами модели, о достижении цели исследования и о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать проблему нравственного воспитания детей. Было уточнено понятие «Нравственное воспитание младших школьников»: - целенаправленное и систематическое воздействие с целью формирования у младших школьников нравственных представлений», которые в свою очередь соответствуют требованиям общественной морали; определено содержание нравственного воспитания, его цель и задачи и его логическая структура.
Нами был раскрыт педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников: в единстве с деятельностью по восприятию и созданию произведений изобразительного искусства формируются всех структуры развивающейся личности, происходит удовлетворение личностных запросов младших школьников, с их самореализацией, что позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детьми, формирует способность к художественному переживанию нравственных ценностей, способствует творческому самовыражению.
Нами были обоснованы организационно-педагогические условия нравственного воспитания детей младшего школьного возраста: реализация деятельностного, аксиологического, полихудожественного подходов, позволяющих вовлечь детей в сопереживание художественным образам - выразителям нравственных ценностей, развить у них понимание смысловой содержа-тельности художественных структур, активизировать личностный опыт младших школьников при осмыслении содержания произведений искусства, вовлечь их в творческое самовыражение; применение модели нравственного воспитания младших школьников, включающей в себя взаимообусловленные блоки (целевой, диагностический, основной и итоговый); проведение в рамках модели комплекса занятий по нравственному воспитанию младших школьников, основанных на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного со-держания искусства в художественно-творческой деятельности; проведение комплекса занятий, основанных на методах обучения, направленных на со- творческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся (методы: привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, широких ассоциаций, единства восприятия и созидания, метод демонстрации художественных произведений, идентификации с героями в творческой деятельности, диалогового обсуждения, отчетных уроков, коллективных и групповых работ).
Нами была разработана модель нравственного воспитания младших школьников, основанная на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного со-держания искусства в художественно-творческой деятельности, включающая в себя взаимообусловленные блоки: целевой (включает определение цели, задач и содержания нравственного воспитания младших школьников), диагностический (включает критерии нравственного воспитания и подобранный диагностический материал), основной (включает комплекс занятий и методы нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности), итоговый.
Разработанные нами занятия основаны на методах обучения, которые направлены на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся (методы: привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, широких ассоциаций, единства восприятия и созидания, метод демонстрации художественных произведений, идентификации с героями в творческой деятельности, диалогового обсуждения, отчетных уроков, коллективных и групповых работ).
Реализация разработанной нами модели нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности привело к положительным результатам, что отчетливо наблюдается в результатах контрольного этапа опытно-поисковой работы при выявлении динамики. При проведении итоговой диагностики мы наблюдаем высокий уровень нравственной воспитанности больше, чем у половины класса, причем низкий уровень отсутствует. Практически все ученики улучшили свои результаты, что свидетельствует об эффективности применения разработанной нами модели, о достижении цели исследования и о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
Подобные работы
- Нравственное воспитание младших школьников в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА НРАВСТВЕННУЮ ВОСПИТАННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эстетического вкуса у младших школьников в художественно- творческой деятельности на внеклассных занятиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



