ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Проблема нравственного воспитания младших школьников в
психолого-педагогической литературе 12
1.2. Педагогические условия нравственного воспитания младших
школьников 22
1.3. Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в
нравственном воспитании младших школьников 35
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
2.1. Диагностическое исследование начального уровня
нравственной воспитанности младших школьников 48
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию младших школьников
в художественно-творческой деятельности 63
2.3. Диагностическое исследование итогового уровня нравственной
воспитанности младших школьников 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 115
Актуальность исследования. Нравственное воспитание детей является одной из приоритетных задач современной педагогики детства. Общество заинтересовано в передаче и сохранении накопленного опыта подрастающему поколению, потому что без этого невозможно не только развитие общества, но и само его существование. Проблема нравственного воспитания никогда не потеряет свою актуальность, потому что наша жизнь неотделима от общества. Наша жизнь - это постоянное взаимодействие с обществом, и «от того как оно построено, зависит здоровье, благополучие каждого конкретно и общества в целом».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, формулируется важнейшая цель современного отечественного образования и одна из приоритетных задач общества и государства: «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного <...> гражданина России». Эта первостепенная задача представляет собой важный компонент социального заказа для образования [18].
Федеральный образовательный государственный стандарт сообщает нам, что на ступени начального общего образования осуществляется «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [64].
Широкими возможностями в нравственном воспитании обладает художественно-творческая деятельность - особый вид активности личности, выражающийся в художественно-образном освоении действительности. Художественно-творческая деятельность связана с восприятием, интерпретацией произведений искусства, созданием продуктов собственного художественного творчества. Яркие художественные переживания в общении с искусством оказывают огромное влияние на становление внутреннего мира детей и подростков.
В современной «Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации» подчеркивается, что искусство с древнейших времен является универсальным средством нравственного воспитания, социализации, действенным инструментом «развития гражданской идентичности, воспитания патриотического сознания детей и молодежи». Реализация воспитательной функции искусства и художественно-творческой деятельности - одна из важнейших задач современной школы [33, с. 2].
Проблеме нравственного воспитания уделялось много внимания в работах следующих исследователей: К. Д. Ушинского, О. С. Богдановой, Т. Б. Сандабкиной, В. И. Рублика, В. А. Сластенина, М. Б. Кравченко, Г. Ф. Терешенко, Е. Д. Трофимовой.
В работах С. П. Баранова, Н. И. Киященко, Е. Ф. Командышко. А. Ж. Овчинниковой, Т. И. Пертаковой отмечается особая восприимчивость младших школьников к культурным образцам, нормам поведения, потребность в переживании эстетических чувств для формирования ценностных ориентиров.
Особенности художественно-творческой деятельности и ее педагогический потенциал исследованы М. С. Бережной, И. В. Назаровой, Л. Г. Савенковой, Л. П. Печко, Н. Г. Тагильцевой и другие.
Идеи воспитательного значения художественно-творческой деятельности отмечались в работах А. В. Бакушинского, Д. Б. Богоявленской, А. А. Мелик-Пашаева, Б. Н. Неменского.
Вместе с тем, на практике использование потенциала художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании обучающихся осуществляется не в полной мере.
Сказанное дает основание к выделению противоречий между:
- возрастающей потребностью в реализации воспитательного потенциала художественно-творческой деятельности в работе с детьми и недостаточной готовностью образовательных организаций к целенаправленной деятельности в этом направлении;
- теоретической разработанностью в сфере философии, искусствоведения, психологии и педагогики искусства положений о воспитательном потенциале искусства и недостатком специализированных исследований этой проблемы в педагогике художественного образования;
- потенциалом художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников и недостаточностью методического обеспечения данного процесса на практике.
Обозначенные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в теоретическом и методическом обосновании художественно-творческой деятельности как одного из средств нравственного воспитания младших школьников.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие позволили определить тему исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в художественно- творческой деятельности.
Цель работы: теоретически обосновать и на практике доказать эффективность организационно-педагогических условий нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать проблему нравственного воспитания детей.
2. Обосновать организационно-педагогические условия нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников.
4. Разработать содержание педагогического процесса нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности и в опытно-поисковой работе доказать его эффективность.
При достижении поставленных цели и задач мы руководствовались гипотезой: процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности будет эффективным при наличии следующих организационно-педагогических условий:
- будут реализованы деятельностный, аксиологический, полихудожественный подходы, позволяющие вовлечь младших школьников в сопереживание художественным образам - выразителям нравственных ценностей, развить у них понимание смысловой содержательности художественных структур, активизировать личностный опыт младших школьников при осмыслении содержания произведений искусства, вовлечь их в творческое самовыражение;
- будет разработана модель, включающая в себя взаимообусловленные блоки (целевой, диагностический, основной и итоговый);
- в рамках модели будет разработан комплекс занятий по нравственному воспитанию младших школьников, основанный на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности;
- занятия по программе будут основаны на методах обучения, направленных на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся (методы: привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, широких ассоциаций, единства восприятия и созидания, метод демонстрации художественных произведений, идентификации с героями в творческой деятельности, диалогового обсуждения, отчетных уроков, коллективных и групповых работ).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
труды исследователей по вопросам нравственного воспитания (И. Ф. Харламов, Е. Д. Трофимова, И. П. Подласый, О. В. Кротова, И. В. Мохова, Л. А. Ситака, Л. Б. Абдуллина, О. С. Богданова, С. К. Овсянникова, Е. В. Беляевой, Т. С. Перекрестова), сензитивности младших школьников к нравственному воспитанию и их возрастным особенностям (С. К. Овсянникова и Я. Ю. Коробейникова В. В. Дрожжинова, Т.А. Филиппова, Т. П. Шевырева, Т. Б. Сандабкина), значения художественно-творческой деятельности в формировании личности (Е. Г. Калюжная, М. С. Каган, Э. Э. Пурик), теоретических положений о роли художественной деятельности в развитии ребенка (Н. Г. Куприна, Ю. Б. Борев), положений аксиологического подхода к развитию личности (Д. А. Леонтьев, М. С. Каган, Д. Г. Нижегородов и Л. А. Серикова), положений деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Дисвергер, А. В. Хуторской), положений полихудожественного подхода Б. П. Юсовым, Е. Н. Бородиной.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение;
- эмпирические: тестирование, математическая обработка данных.
База исследования: МБОУ СОШ №18 г. Екатеринбурга.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания детей в художественно-творческой деятельности, в результате чего определена теоретическая база исследования. Изучен практический опыт работы в исследуемом направлении и выявлены возможности организации художественно-творческой деятельности детей в условиях внеурочной деятельности.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Осуществлена разработка содержания работы по нравственному воспитанию младших школьников в художественно-творческой деятельности, проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении магистерского исследования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, обеспечены органическим соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-поисковой работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и за-дачам исследования. Истинность и точность теоретических посылок и выводов проверялась на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Обоснована целесообразность решения проблемы нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, что позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детьми, формирует способность к художественному переживанию нравственных ценностей, способствует творческому самовыражению.
2. Разработана модель нравственного воспитания младших школьников, основанная на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности, включающая в себя взаимообусловленные блоки: целевой (включает определение цели, задач и содержания нравственного воспитания младших школьников), диагностический (включает критерии нравственного воспитания и подобранный диагностический материал), основной (включает комплекс занятий и методы нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, направленных на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся), итоговый.
Теоретическая значимость
1. Уточнено содержание процесса нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, которое применительно к младшему школьному возрасту рассматривается как развитие у обучающихся эмоциональной отзывчивости к художественным образам - выразителям нравственных ценностей, способности к анализу ценностного содержания произведений искусства и визуализации ценностных ориентиров в собственных продуктах творчества.
2. Обоснована эффективность применения деятельностного, аксиологического, полихудожественного подходов, позволяющих вовлечь детей в сопереживание художественным образам - выразителям нравственных ценностей, развить у них понимание смысловой содержательности художественных структур, активизировать личностный опыт младших школьников при осмыслении содержания произведений искусства, вовлечь их в творческое самовыражение.
3. Теоретически обоснованы организационно-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности, включающие разработку модели, которая реализует идею вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
- предложено методическое обеспечение, которое может быть использовано в образовательном процессе общеобразовательной школы и образовательных организациях различного типа в системе дополнительного образования:
- разработан и реализован комплекс занятий, повышающий качество воспитательной работы педагога с младшими школьниками в условиях внеурочной деятельности;
- разработаны творческие задания с использованием методов обучения, направленных на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности обучающихся, интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в их творческом самовыражении.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, на областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, что отражено в публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержание процесса нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности мы рассматриваем как последовательное развитие у обучающихся: эмоциональной отзывчивости к художественным образам - выразителям нравственных ценностей, способности к анализу ценностного содержания произведений искусства и визуализации ценностных ориентиров в собственных продуктах творчества.
2. Обращение к художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детьми, формирует способность к художественному переживанию нравственных ценностей, способствует творческому самовыражению.
3. Модель нравственного воспитания младших школьников основывается на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного содержания искусства в художественно-творческой деятельности.
Модель содержит взаимообусловленные блоки: целевой (включает определение цели, задач и содержания нравственного воспитания младших школьников), диагностический (включает критерии нравственного воспитания и подобранный диагностический материал), основной (включает три этапа со сформулированной целью и подобранными методами нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности).
Исследование подтвердило актуальность выбранной темы, так как проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых для нашего современного общества. В ходе исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать проблему нравственного воспитания детей. Было уточнено понятие «Нравственное воспитание младших школьников»: - целенаправленное и систематическое воздействие с целью формирования у младших школьников нравственных представлений», которые в свою очередь соответствуют требованиям общественной морали; определено содержание нравственного воспитания, его цель и задачи и его логическая структура.
Нами был раскрыт педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании младших школьников: в единстве с деятельностью по восприятию и созданию произведений изобразительного искусства формируются всех структуры развивающейся личности, происходит удовлетворение личностных запросов младших школьников, с их самореализацией, что позволяет обогатить опыт эмоционально-образного восприятия детьми, формирует способность к художественному переживанию нравственных ценностей, способствует творческому самовыражению.
Нами были обоснованы организационно-педагогические условия нравственного воспитания детей младшего школьного возраста: реализация деятельностного, аксиологического, полихудожественного подходов, позволяющих вовлечь детей в сопереживание художественным образам - выразителям нравственных ценностей, развить у них понимание смысловой содержа-тельности художественных структур, активизировать личностный опыт младших школьников при осмыслении содержания произведений искусства, вовлечь их в творческое самовыражение; применение модели нравственного воспитания младших школьников, включающей в себя взаимообусловленные блоки (целевой, диагностический, основной и итоговый); проведение в рамках модели комплекса занятий по нравственному воспитанию младших школьников, основанных на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного со-держания искусства в художественно-творческой деятельности; проведение комплекса занятий, основанных на методах обучения, направленных на со- творческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся (методы: привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, широких ассоциаций, единства восприятия и созидания, метод демонстрации художественных произведений, идентификации с героями в творческой деятельности, диалогового обсуждения, отчетных уроков, коллективных и групповых работ).
Нами была разработана модель нравственного воспитания младших школьников, основанная на идее вовлечения детей в художественное переживание нравственных ценностей и практического освоения ценностного со-держания искусства в художественно-творческой деятельности, включающая в себя взаимообусловленные блоки: целевой (включает определение цели, задач и содержания нравственного воспитания младших школьников), диагностический (включает критерии нравственного воспитания и подобранный диагностический материал), основной (включает комплекс занятий и методы нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности), итоговый.
Разработанные нами занятия основаны на методах обучения, которые направлены на сотворческое восприятие и интерпретацию художественных образов - выразителей нравственных ценностей в собственной деятельности и интеграцию художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в творческом самовыражении обучающихся (методы: привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, широких ассоциаций, единства восприятия и созидания, метод демонстрации художественных произведений, идентификации с героями в творческой деятельности, диалогового обсуждения, отчетных уроков, коллективных и групповых работ).
Реализация разработанной нами модели нравственного воспитания младших школьников в художественно-творческой деятельности привело к положительным результатам, что отчетливо наблюдается в результатах контрольного этапа опытно-поисковой работы при выявлении динамики. При проведении итоговой диагностики мы наблюдаем высокий уровень нравственной воспитанности больше, чем у половины класса, причем низкий уровень отсутствует. Практически все ученики улучшили свои результаты, что свидетельствует об эффективности применения разработанной нами модели, о достижении цели исследования и о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
1. Абдулгалимова, Г. А. Педагогические методы в нравственном воспитании младших школьников [Электронный ресурс] / Г. А. Абдулгалимова // Гуманизация образования. — 2009. — №2. — С. 86—89. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-metody-v-nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 19.09.2019).
2. Абдуллина, Л. Б, Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Л. Б. Абдуллина, З. К. Ишкильдина, С. А. Косцова, Г. Ф. Сайфуллина, С. Г. Усманова // МНКО. — 2020. — № 2 (81). — С. 86 — 88.— URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-problemy-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 20.09.2019).
3. Алиева, Н. Ю. Проблема художественно-творческой деятельности студентов в художественно-педагогическом образовании [Электронный ресурс] / Н. Ю. Алиева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24593(дата обращения:
19.10.2019).
4. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - Книга 1. - Казань: Издательство казанского университета, 2000. - 567 с.
5. Беляева, Е. В. Педагогические задачи нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Е. В. Беляева // Система ценностей современного общества. - 2012. - № 22. - С. 302-306. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20929828(дата обращения: 19.08.2019).
6. Богданова, О. С. Отношение учителя к детям и формирование их нравственности [Текст] / О. С. Богданова, В. И. Петрова // Советская педагогика. - 1966. - № 12. - С. 34-42.
7. Большаков, В. П. Культура как форма человечности [Текст] / В. П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, - 2000 - 92 с.
8. Борев, Ю. Б. Эстетика [Текст] / Ю. Б. Борев. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
9. Бородина, Е. Н Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е.Н. Бородина; Челябинский государственный педагогический университет - Челябинск, 2016. - 241 с. - URL: https://docplayer.ru/42309895-Borodina-elena-nikolaevna-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-polihudozhestvennoy-deyatelnosti.html(дата обращения: 07.05.2020).
10. Брунчукова, Н. М. Сказка и этическое воспитание школьников [Текст] / Н. М. Брунчукова // Воспитание школьников. - 2009. - № 5. - С. 28 - 32.
11. Буровкина, Л. А. Декоративно-прикладное искусство как источник художественно-творческой деятельности учащихся [Текст] / Л. А. Буровкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 6 (74). - С. 204 - 208.
12. Вапрян, Н. Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики [Текст] / Н. Ф. Вапрян // Начальная школа. - 1982. - № 12.
13. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1991. - 294 с.
14. Вялкова, Е. В. Формирование нравственных представлений и умений старших дошкольников [Электронный ресурс] / Е.В. Вялкова // VI Междуна-родная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15 февраля - 31 марта 2014 г. - URL: http: //www.scienceforum.ru/2014/pdf/3 519.pdf(дата обращения: 15.11.2019).
15. Голышева, И. А. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 659— 662. — URL:https://moluch.ru/archive/ 131/36572/(дата обращения: 13.11.2019).
16. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор пособие: для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.
— М.: Просвещение, 2010. — 223 с. —
URL: http: //knmc.centerstart.ru/sites/knmc. centerstart.ru/files/vneurochnaj a dej atelnost shkolnikov metodicheskij .pdf(дата обращения: 15.11.2019).
17. Гусевская, О. В. Художественно-творческая деятельность младших
школьников во внеурочном процессе: организационно-методический аспект [Электронный ресурс] / О. В. Гусевская // Russian Journal of Education and Psychology. — 2017. №6 - 2. — С. 64 - 71. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnom-protsesse-organizatsionno-metodicheskiy-aspekt(дата обращения: 15.11.2019).
18. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.
19. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И. Б. Дерманова; ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 176 с.
20. Дистерверг, Ф. В. А. Избранные педагогические сочинения / Ф. В. А. Дистерверг. - М.: Учпедгиз, 1956. - 378 с.
21. Дрожжинова, В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников [Электронный ресурс] / В. В. Дрожжинова // Концепт.
- 2015. - № 09. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/obschie-osobennosti-
nravstvennyh-predstavleniy-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 15.11.2019).
22. Жуйкова, Т. П. Идеи ценностей, их развитие в общей аксиологии [Электронный ресурс] / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 632 - 634. — URL:https://moluch.ru/archive/80/14284/(дата обращения: 01.04.2019).
23. Замша, А. В. Использование системно-деятельностного подхода в практике воспитателя [Электронный ресурс] / А. В. Замша, Г. В. Филатова // Евразийский Союз Ученых. — 2016. №4 - 3 (25). - С. 29 - 31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-v-praktike-vospitatelya(дата обращения: 03.10.2020).
24. Землянская, Е. Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся [Электронный ресурс] / Е. Н. Землянская, Г. И. Веденеева // Наука и школа. - 2015. - №6. - С. 74 - 80. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-k-organizatsii-poznaniya-rodnogo-kraya-v-protsesse-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-uchaschihsya(дата обращения: 03.09.2020).
25. Зуева, Т. В. "В помощь сказку призови...": роль сказок в этическом воспитании детей [Текст] / Т. В. Зуева // Сказка: научный подход к детскому жанру : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-25 апр. 2008 г. : в 2 ч. / Нижнетагил. гос. социал.-пед. акад. ; отв. ред. А. Н. Садриева. - Нижний Тагил, 2008. - Ч. 1. - С. 77-83.
26. Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. — СПб., 1997. —284 с.
27. Каган, М. С. Художественно-творческий процесс — произведение искусства — художественное восприятие [Текст] / М. С. Каган // Эстетика как философская наука. —1997. — № 2. — С. 35—47.
28. Калюжная, Е. Г. К вопросу о понятии и структуре художественно-творческой деятельности педагогика искусства. [Электронный ресурс] / Е. Г. Калюжная // Педагогика искусства. — 2017. — № 4. — С. 76-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30721984(дата обращения: 01.03.2019).
29. Калюжная, Е. Г. Роль художественно-творческой деятельности в профессиональной подготовке студентов вуза [Электронный ресурс] / Е. Г. Калюжная // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 82-86. -
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25055296(дата обращения:
03.03.2019).
30. Калюжная, Е. Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал [Электронный ресурс] / Е. Г. Калюжная // Человек в мире культуры. — 2015. — №4. — С. 34 - 39. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnost-ponyatie-struktura-pedagogicheskiy-potentsial(дата обращения: 01.04.2019).
31. Козлов, В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе [Текст] : монография / В. И. Козлов; НГПИ - Набережные Челны, 2010. - 431 с.
32. Колясникова, В. Б. Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях взаимодействия с детской общественной организацией [Электронный ресурс] / В. Б. Колясникова, С. Т. Погорелов // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник статей: сборник научных трудов V Международной конференции / научный редактор Ю. Н. Галагузова. — 2019. — С. 204-210 — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41143696(дата обращения: 13.08.2020).
33. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] от 30 декабря 2018. — URL:https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b(дата обращения: 13.08.2020).
34. Коротаева, Е. В. К изучению художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. В. Коротаева, М. Л. Кусова // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 6. — С. 52-57. — URL:http://elar.uspu.ru/handle/uspu/12685(дата обращения: 01.03.2019).
35. Кострикова, Д. К. Художественно-творческая деятельность в ценностном становлении и самоопределении личности [Электронный ресурс] / Д. К. Кострикова // Социальная политика и социология. — 2010. — № 3 (57). — С. 253-259. — URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=15288764(дата обращения: 03.09.2020).
36. Кротова, О. В. Проблема готовности учителей начальных классов к нравственному воспитанию учащихся средствами литературного чтения на современном этапе [Электронный ресурс] / О. В. Кротова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3 (79). - С. 70 - 75. — URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=20301537(дата обращения: 03.09.2020).
37. Куприна, Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка [Текст] : монография / Н. Г. Куприна. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2007.— 448 с.
38. Куприна, Н. Г. Педагогика народного творчества [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Г. Куприна. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2007. - 142 с.
39. Куприна, Н. Г. Художественно-творческое развитие младших школьников в процессе подготовки и проведения празднично-досуговых мероприятий в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] / Н. Г. Куприна // Актуальные вопросы художественного образования: теория, методика, практика: сборник статей: материалы очно-заочной научно-практической конференции / отв. редактор Л. В Ясинских. - Екатеринбург, 30 - 31 января 2017 г. 2017.- С. 130-138. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28810821(дата обращения: 01.04.2019).
40. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
41. Леонтьев, Д. А. Психология смысла [Текст] / Д. А. Леонтьев. — М.: «Смысл», 1999. — 620 с.
42. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций [Текст] / Б. Т. Лихачев. - М. : Владос, 2010. — 646 с.
43. Лопаткова, И. В. Художественная деятельность и художественное творчество: соотнесение понятий [Электронный ресурс] / И. В. Лопаткина //
Ярославский педагогический вестник. — 2019. — №6.— URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/hudozhestvennaya-deyatelnost-i-hudozhestvennoe-tvorchestvo-sootnesenie-ponyatiy(дата обращения: 06.10.2020).
44. Мальцева, Е. А. Художественный образ как форма познания [Электронный ресурс] Z Е. А. Мальцева // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. — 2019. — №4 (32). - С. 48 - 56. - URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/hudozhestvennyy-obraz-kak-forma-poznaniya(дата обращения: 07.10.2020).
45. Маслов, С. И Аксиологический подход в педагогике [Электронный ресурс] Z С. И. Маслов, Т. А. Маслова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. -2013. - №3 - 2. - С. 202 - 211. - URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/aksiologicheskiy-podhod-v-pedagogike(дата об-ращения: 03.10.2020).
46. Маслова, Е. И. Аксиологический подход к организации процесса духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] Z Е. И. Маслова ZZ Научный поиск. Материалы V Международной научно-практической конференции: сборник трудов конференции / научный ред. Ю. В. Мамченко.
- Нижний Новгород, 2015. - С. 82 - 85. - URL:
https:ZZwww.elibrary.ruZitem.asp?id=24352729(дата обращения: 06.10.2020).
47. Мельникова, Н. М. Педагогические средства нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] Z Н. М. Мельникова, А. Н. Колесникова ZZ Гумманитарные исследования. - 2014 г. - №2 (50).- С. 156-160.
- URL: https: ZZwww.elibrary.ruZitem.asp?id=21691596 (дата обращения: 02.06.2019).
48. Михайлина, Е. В. Воспитательный потенциал русской народной сказки
в начальной школе (психолого-педагогические аспекты) [Электронный ресурс] / Е. В. Михайлина // Педагогика искусства: электронный журнал. - 2010.- №. 2. - URL:
http: ZZwww. arteducation. ruZsitesZdefaultZfilesZj ournal pdfZ 14 06 mikhailina. pdfдата обращения: 02.06.2019).
49. Мохова, И. В. Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе [Текст] / И. В. Мохова // Начальная школа полюс ДО и после. - 2009. - № 7. - С. 38 - 40.
50. Мырзаканов, М. С. Педагогические условия подготовки будущих учителей изобразительного искусства к руководству художественно-творческой деятельностью школьников [Текст] / М. С. Мырзаканов // Наука и мир. - 2015. - Т.3. - № 3 (19). - С.63 - 68.
51. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить [Текст] : кн. для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с.
52. Нижегородов, Д. Г. Аксиологический подход к нравственному воспитанию личности в условиях современной системы образования [Текст] / Д. Г. Нижегородов, Л. А. Серикова // Философия образования. - 2012. - № 1 (40). - С. 233 - 239.
53. Овсянникова, С. К. Нравственное воспитание младших школьников: теория и методика [Текст] / С. К. Овсянникова // Научный потенциал. - 2011. - № 2. - С. 33-36.
54. Овсянникова, С. К. Современные подходы к содержанию нравственно¬
го воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / С. К. Овсянникова, Я. Ю. Коробейникова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - Нижневартовск, 2011. - № 10. - С. 157 - 162. - URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=20585031(дата обращения: 02.06.2019).
55. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. -21-е изд., стер. - М.: Рус. Яз., 1989. - 924 с.
56. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
57. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] : гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с.
58. Перекрестова, Т. С. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС: от теории к практике [Текст] / Т. С. Перекрестова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №1. - С. 11-15.
59. Петрова, С. М. Пословицы как средство диагностики нравственной воспитанности учащихся [Электронный ресурс]: сборник материалов Международной научно-практической конференции; под редакцией авторского коллектива: С. П. Иванова, М. А. Манойлова, Н. Б. Парфенова, И. Н. Самаль.
- Псковский государственный университет, 2011 г. - С.225 - 235. - URL: http://www.twirpx.com/file/924034/(дата обращения: 06.06.2019).
60. Подласый, П. И. Педагогика [Текст] / П. И. Подласый. - Москва, 2001.
- 437с.
61. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Электронный ресурс] / сост. Е. С. Савинов.
- 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. URL:
http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalo gId=2768 (дата обращения:
06.02.2019).
62. Пурик, Э. Э. Управление художественно-творческой деятельностью
школьников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : диссертация доктора педагогических наук : / 13.00.01 / Э. Э. Пурик ; Уфа, 2002 — 336 с. — URL: https://www.dissercat.com/content/upravlenie-khudozhestvenno-
tvorcheskoi-deyatelnostyu-shkolnikov-v-obrazovatelnom-protsesse(дата обращения: 02.08.2019).
63. Романенко, В. М. Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников [Электронный ресурс] / В. М. Романенко, К. Н. Хлебникова, Г. В. Сторожева [и др.]. // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 375-377. — URL:https://moluch.ru/archive/288/65363/(дата обращения: 03.10.2020).
64. Российская Федерация. Минобрнауки России. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 35 с.
65. Рублик, В. И. Особенности и развитие нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ [Электронный ресурс] : автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / В. И. Рублик; Иркутский государственный педагогический университет. - Иркутск, 2008. - 196 с. - URL:http://www.dissercat.com/content/osobennosti-i-razvitie-nravstvennykh-predstavlenii-u-uchashchikhsya-svetskoi-i-pravoslavnoi-(дата обращения: 03.10.2020).
66. Сайгушева, С. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / С. В. Сайгушева // Наука и современность. - Новосибирск, 2012. - № 16-1. - С. 84-90. - URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=20867083(дата обращения: 03.05.2020).
67. Сандабкина, Т. Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников [Электронный ресурс] / Т. Б. Сандабкина // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ, 2013. - №. 15. - С. 151-154. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-nravstvennyh-predstavleniy-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 10.11.2019).
68. Святцева, А. В. Воспитание нравственных чувств у детей на материале народных сказок [Текст] / А. В. Святцева // Традиции и инновации образования. - Урал. гос. пед. ун-т.. - Екатеринбург, 2010. - С. 130-131.
69. Сергеева, Б. В. Средства нравственного воспитания младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла [Электронный ресурс] / Б. В. Сергеева, А. Е. Шерстюк А. Е // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. — URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=27206173(дата обращения: 15.04.2019).
70. Ситак, Л. А. Нравственное воспитание - процесс целенаправленного формирования личности ребенка [Электронный ресурс] / Л. А. Ситак, Е. А.
Асатрян // Гуманитарный научный журнал. - 2017. - №1. С. 58 - 60. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nravstvennoe-vospitanie-protsess-tselenapravlennogo-formirovaniya-lichnosti-rebenka (дата обращения:
23.09.2020).
71. Словарь-справочник по педагогической психологии [Электронный ресурс] / под. Ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Наука, 2001. - 462 с. - URL: http:ZZwww.twirpx.com/fileZ351313Z(дата обращения: 23.09.2019).
72. Степанов, Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Электронный ресурс] / Е. Н. Степанов. - М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 128 с. - URL:http:ZZrefdb.ruZlookZ 1310701 -pall.html(дата обращения: 10.11.2019).
73. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере [Текст] / Под ред. Т. А. Барышевой. - СПб., 2014. - С. 150-153.
74. Трофимова, Е. Д. Формирование нравственных представлений младших школьников в процессе музыкального восприятия: методологический аспект [Электронный ресурс] / Е. Д. Трофимова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И Герцена. - 2008. - №. 70-2. - С. 156-162. - URL:http:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZformirovanie-nravstvennyh-predstavleniy-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-muzykalnogo-vospriyatiya-metodologicheskiy-aspekt(дата обращения: 23.09.2019).
75. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Электронный ресурс] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с. — URL:http:ZZwww.twirpx.com/fileZ82281Z(дата обращения: 21.10.2019).
76. Ушинский, К. Д. Собр. соч. в 2-х т. - Т. 1 [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1979. - 374 с.
77. Филиппова, Т. А. О духовно-нравственном потенциале сказки и его значении в воспитании младших школьников [Электронный ресурс] / Т. А. Филиппова // Наука и современность. - 2010. - № 4 - 1. - С. 138 - 143. - URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=21075158(дата обращения: 23.09.2019).
78. Философский словарь [Электронный ресурс] / под ред. И. Т. Фролова. - М., 1991. - С. 509 - 510. - URL:http://ponjatija.ru/node/1726(дата обращения: 29.02.2019).
79. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
80. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] / А. В. Хуторской. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
81. Черемисина, В. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников [Текст] / В. Г. Черемисина // Роль науки в развитии общества. - 2009. - № 10. - С. 44-46.
82. Шевырева, Т. В. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания [Электронный ресурс] / Т. В. Шевырева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — Челябинск, 2011. — № 6. - С. 146 -153. - URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=16543954(дата обращения: 23.02.2019).
83. Шитякова, Н. П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Электронный ресурс] / сост. Н. П. Шитякова, И. В Гильгенберг. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 79 с. - URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/324/%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20.%20.%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20(%20%20%20%20%20).pdf?sequence=1(дата обращения: 15.04.2019).
84. Юсов, Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование [Текст] / Б. П. Юсов // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : материалы междунар. науч.-прак. конф., г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г.; под ред. Л. П. Казанцева ; сост. П. С. Волкова. - Астрахань, 1997. - 215 с.
85. Юсов, Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текст] / Б. П. Юсов // Избраные труды по истории, теории и психологии и художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М. : Компания Спутник+, 2004. - 253 с.
86. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М. Г. Яновская // Классный руководитель. - 2013. - № 4. - С. 24 - 32.
87. Ярославцева, Е. В. Инновационные формы и методы духовно¬
нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Е. В. Ярославцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №43. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-i-metody-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 15.04.2019).
88. Ясинских, Л. В. Нравственно-эстетическое развитие младших школьников в художественной деятельности [Электронный ресурс] / Л. В. Ясинских // Педагогическое образование в России. — 2017. — №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-esteticheskoe-razvitie-mladshih-shkolnikov-v-hudozhestvennoy-deyatelnosti(дата обращения: 15.04.2019).