ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. Становление и перспективы развития экологического образования в
начальной школе 11
1.2. Сущностная характеристика понятия «познавательная активность
младших школьников» 20
1.3. Теоретическое обоснование квест-игр как условия развития
познавательной активности младших школьников в экологическом образовании
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 49
2.1. Уровень сформированности познавательной активности у детей на
начальном этапе исследования 49
2.2. Внедрение условий развития познавательной активности у младших
школьников в процессе экологического образования 62
2.3. Анализ сформированности познавательной активности у младших
школьников на заключительном этапе исследования 75
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Актуальность темы исследования. Современные социально-экономические условия предъявляют к человеку повышенные требования. Сегодня каждому необходимы умения самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, принимать решения, брать на себя ответственность, анализировать, сравнивать, прогнозировать последствия собственных действий, моделировать целесообразный стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни, и в основе их лежит стремление к активному познанию.
С.Л. Рубинштейн писал, что целью педагога должно быть не одно формальное соответствие внешнего поведения требованиям общества, не внешнее приспособление к ним, «целью должно быть формирование у человека внутренней целеустремленности» [60, с. 178]. В качестве такой целеустремленности и выступает познавательная активность, благодаря которой ребенок способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания как средство самосовершенствования. Поэтому тема исследования является актуальной.
В соответствии с п. 4. ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» [74] развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей входит в обязанность педагогических работников.
ФГОС НОО [73] второго поколения предполагает формирование в начальной школе фундамента умения учиться, которое затем становится обязательным условием непрерывного образования. Стандарт направлен на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты проблемы развития познавательной активности рассматривались в трудах педагогов и психологов: Л.П. Аристовой, Л.И. Божович, М.И. Махмутова, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Сущность познавательной активности в учебной деятельности младшего школьника нашла отражение в исследованиях В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и других ученых.
Проблемы активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов в процессе экологического образования затрагиваются в работах А.А. Вахрушева, Н.Ф. Виноградовой, З.А. Клепининой, О.Н. Лазаревой, Л.В. Моисеевой, А.А. Плешакова, И.В. Цветковой и др.
Экологическое образование обеспечивает формирование у младших школьников экологической культуры, понимание основных законов взаимодействия общества и природы, а в дальнейшем - устойчивое развитие в нашей стране. Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе экологического образования представляется важной и актуальной проблемой.
Анализ диссертационных работ показал, что в настоящее время существует проблема низкой познавательной активности младших школьников. В то же время возможности многих современных средств ее формирования глубоко не изучены. Одно из таких средств представляют собой образовательные квесты, имеющие интегративный характер и включающие в себя элементы технологии проблемного обучения, проектной, игровой, информационно-коммуникационной технологий. Благодаря своему игровому, приключенческому, поисковому характеру образовательные квест- игры пользуются популярностью у детей младшего школьного возраста, однако многие методические вопросы их конструирования и проведения плохо изучены.
Изучение научной литературы, результатов современных исследований, анализ существующего опыта развития познавательной активности младших школьников позволили выявить следующие противоречия между:
- потребностью общества в развитии познавательной активности младших школьников в экологическом образовании и неэффективностью данного процесса;
- образовательным потенциалом квест-игр и методической неразработанностью вопросов их использования для развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Проблема исследования: будет ли использование квест-игр в экологическом образовании способствовать развитию познавательной активности младших школьников?
Объект исследования: процесс экологического образования младших школьников.
Предмет исследования: экологические квест-игры как средство развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования квест-игр как средства развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования будет эффективным при использовании образовательных квест- игр.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить становление и перспективы развития экологического образования в начальной школе.
2. Дать характеристику понятия «познавательная активность младших школьников».
3. Дать теоретическое обоснование квест-игры как средства развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
4. Разработать комплекс экологических квест-игр, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
5. Проверить эффективность разработанного комплекса в практической деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- научные положения о взаимосвязи процесса обучения с процессом познания (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин);
- основные положения, раскрывающие сущность и содержание познавательной активности учащихся (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
- концепции построения школьного экологического образования (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, И.В. Цветкова и др.);
- психолого-педагогическая концепция об игре как средстве развития и формирования личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, базовых дефиниций исследования, систематизация; эмпирических: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент и математическая обработка результатов, количественный и качественный анализ эмпирического материала.
Этапы проведения исследования.
На первом, подготовительном этапе осуществлялись: постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, подбор, изучение, анализ научной литературы и практического опыта по проблеме исследования.
На втором, организационно-практическом этапе изучались теоретические источники, составлялась программа опытно-поисковой работы, подбирались диагностические методики, проводилась начальная диагностика развития познавательной активности у младших школьников, разрабатывался и внедрялся в практику комплекс квест-игр.
На третьем, обобщающем этапе проводилась повторная диагностика развития познавательной активности младших школьников, систематизировались и обобщались результаты опытно-поисковой работы, формулировались выводы, оформлялось диссертационное исследование.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 87 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 30 учащихся 3 класса.
Элемент новизны в исследовании заключается в следующем:
- с помощью контент-анализа уточнено определение понятия «познавательная активность младших школьников»;
- выявлены критерии, показатели и уровни развития познавательной активности у младших школьников;
- определены педагогические условия развития познавательной
активности младших школьников в процессе экологического образования;
- разработан комплекс квест-игр для развития познавательной
активности младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «познавательная активность младших школьников», установлении эффективности влияния образовательных квест-игр на развитие познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса образовательных квест-игр и проверке его эффективности для развития познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
Апробация и внедрение. Результаты исследования прошли апробацию в публикациях автора:
Голубева, О. П. Сущностная характеристика понятия «познавательная активность младшего школьника / О. П. Голубева, В. М. Ворошилова // Начальное образование: проблемы и перспективы : III Международная научно-практическая конференция. - Наманган, Наманганский государственный университет, 2020. - С. 318-321.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современном понимании, экологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды. Главной его целью является формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности личности. Начальная школа представляет собой очередной этап непрерывного экологического образования, на котором у младших школьников развивается система знаний, взглядов, убеждений, практических умений, обеспечивающих экологически грамотное поведение во взаимодействии с природой соответственно нормам морали.
2. Познавательная активность младших школьников - это качество
личности, которое выражается в отношении учащегося к учению, стремлении овладеть знаниями и способами деятельности, мобилизации волевых усилий для достижения цели деятельности». Структура познавательной активности представлена мотивационным, когнитивным, деятельностным, эмоционально-волевым компонентами.
3. Учеными выделяются несколько групп педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников. К ним относятся:
1) развитие учебной мотивации и, в первую очередь, познавательной потребности;
2) воспитание устойчивых познавательных интересов (с помощью содержания учебного материала; особой организации учебной деятельности; поддержания добрых доверительных отношений между участниками образовательного процесса, учебного сотрудничества; развития волевых качеств учащихся);
3) группа условий, цель которых - успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом познания (формирование учебной деятельности школьников: развитие интеллектуальных умений, связанных с целеполаганием, планированием деятельности; переработкой информации; осуществлением самоконтроля и самооценки);
4) группа условий, цель которых - включение в процесс активной деятельности каждого ребенка (осуществление индивидуального подхода, контроль за ходом учебной деятельности).
4. Образовательная квест-игра - это сюжетная (сюжетно-ролевая) игра, в которой предусмотрено достижение заданной цели за конечное число игровых этапов по заранее определенным правилам. Прохождение каждого этапа зависит от выполнения игровых заданий ориентирочно-поискового, предметного или спортивного характера.
Квест-игра может служить средством развития познавательной активности младших школьников, т.к. в процессе ее организации создаются все необходимые для этого условия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Экологическое образование есть непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды. Главной его целью является формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности личности. Начальная школа представляет собой очередной этап непрерывного экологического образования, на котором у младших школьников развивается система знаний, взглядов, убеждений, практических умений, обеспечивающих экологически грамотное поведение во взаимодействии с природой соответственно нормам морали.
2. Познавательная активность младших школьников - это качество
личности, которое выражается в отношении учащегося к учению, стремлении овладеть знаниями и способами деятельности, мобилизации волевых усилий для достижения цели деятельности. Структура познавательной активности представлена мотивационным, когнитивным, деятельностным, эмоционально-волевым компонентами.
3. Выделяют несколько групп условий формирования познавательной активности младших школьников. К ним относятся:
А) развитие учебной мотивации и, в первую очередь, познавательной потребности;
Б) воспитание устойчивых познавательных интересов (с помощью содержания учебного материала; особой организации учебной деятельности; поддержания добрых доверительных отношений между участниками образовательного процесса, учебного сотрудничества; развития волевых качеств учащихся);
В) группа условий, цель которых - успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом познания (формирование учебной деятельности школьников: развитие интеллектуальных умений, связанных с целеполаганием, планированием деятельности; переработкой информации; осуществлением самоконтроля и самооценки);
Г) группа условий, цель которых - включение в процесс активной деятельности каждого ребенка (осуществление индивидуального подхода, контроль за ходом учебной деятельности).
4. Для развития познавательной активности в процессе экологического образования младших школьников могут использоваться различные методы, приемы, средства, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Это словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, работа с учебной книгой и т.д.), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометоды); практические (наблюдение, опыт, практические работы, моделирование, игровой метод). В нашем исследовании уделено особое внимание такому современному средству экологического образования младших школьников, как квест-игры.
5. Образовательная квест-игра - это сюжетная (сюжетно-ролевая) игра, в которой предусмотрено достижение заданной цели за конечное число игровых этапов по заранее определенным правилам. Прохождение каждого этапа зависит от выполнения игровых заданий ориентирочно-поискового, предметного или спортивного характера. В работе представлен комплекс квест-игр, направленных на развитие познавательной активности младших школьников в процессе экологического образования.
6. В процессе подготовки и проведения образовательных квест-игр создавались следующие педагогические условия развития познавательной активности младших школьников:
- формирование системы знаний о природе и ее охране;
- развитие общеучебных умений, связанных с целеполаганием, планированием деятельности, поиском и переработкой информации, осуществлением самостоятельного поиска;
- наличие проблемности, элементов сложности, удивления, необходимости самостоятельного поиска;
- разнообразие видов деятельности (познавательной, творческой, физической, исследовательской);
- благоприятный эмоциональный фон;
сотрудничество младших школьников, учителей, родителей (взаимная поддержка, взаимопомощь, доброжелательность).
7. Проследить динамику развития познавательной активности младших школьников позволили подобранные диагностические методики. В соответствии со структурой познавательной активности выделены критерии ее развития: мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой.
Диагностика позволяет сделать вывод о положительной динамике развития познавательной активности младших школьников в целом и по отдельным критериям. Это, в свою очередь, дает основание говорить об эффективности созданных в ходе квест-игр педагогических условий.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, выдвинутая гипотеза нашла подтверждение.
1. Абасов, З. А. Познавательная активность школьников / З. А. Абасов // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 40-43.
2. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учебное пособие для вузов / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
3. Аксючиц, С. А. Формирование познавательной активности младших
школьников в процессе решения проектных задач : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / С. А. Аксючиц ; Смоленский
государственный университет. - Смоленск, 2015. - 257 с.
4. Аристова, Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. - Москва : Просвещение, 1968. - 139 с.
5. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 128 с.
6. Батоцыренова, К. Г. Политехническое образование младших
школьников в процессе изучения природоведения как средство развития их познавательной активности : автореферат диссертации кандидата
педагогических наук : 13.00.01 / К. Г. Батоцыренова ; Московский
государственный педагогический университет. - Москва, 1997. - 20 с.
7. Богданова, Т. В. Экологическое образование младших школьников в современной сельской гимназии : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Т. В. Богданова ; Московский государственный областной университет. - Москва, 2009. - 266 с.
8. Богоявленский, Д. Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активности учения / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. - 1962. - № 4. - С. 74-83.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1968. - 317 с.
10. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский // Конгресс конференций. Информационные технологии в образовании. - URL: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html(дата обращения: 10.05.2020).
11. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь : ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - Москва : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
12. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: из опыта работы : пособие для учителей / сост. Л. Ф. Мельчаков. - Москва : Просвещение, 1981. - 158 с.
13. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. - Москва : Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
14. Годовикова, Д. Б. Познавательная активность младших школьников / Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 29¬34.
15. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учебное пособие / Е. В. Григорьева. - Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 283 с.
16. Ефремов, К. Д. Теория и практика экологизации образования / К. Д. Ефремов // Народное образование. - 2005. - № 8. - C. 110-120 .
17. Жебровская, О. О. Международный вебинар «Живые квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс] / О. О. Жебровская. - URL: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209- 22012013-qq-q-q.html(дата обращения: 10.07.2020).
18. Захлебный, А. Н. Школа и проблемы охраны природы. Содержание природоохранного образования / А. Н. Захлебный. - Москва : Педагогика,
1981. - 184с.
19. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе : пособие для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. - Москва : Просвещение, 1984. - 160 с.
20. Зверев, И. Д Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И. Д. Зверев. - Москва : Знание, 1980. - 96 с.
21. Зверев, И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание школьников / И. Д. Зверев // Воспитание школьников. - 1985. - № 6. - С. 26¬30.
22. Игумнова, Е. А. Квест-технология в образовании : учебное пособие /
Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая ; Забайкал. гос. ун-т. - Чита : Издательство Забайкальского государственного университета, 2016. - 164 с.
23. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 464 с.
24. Ильин, И.В. Образование для устойчивого развития в России : проблемы и перспективы : экспертно-аналитический доклад / И. В. Ильин, А. Д. Урсул, Т. А. Урсул, А. И. Андреев. - Москва : Московская редакция издательства «Учитель», 2017. - 207 с.
25. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.
26. Калугина, Ю. В. Анализ образовательного квеста как педагогической технологии / Ю. В. Калугина, А. Р. Мустафина // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 4. - С. 253-260.
27. Каменщикова, Е. Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников : диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е. Н. Каменщикова ; Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2006. - 171 с.
28. Каравка, А. А. Урок-квест как педагогическая информационная
технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями [Электронный ресурс] / А. А. Каравка // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - № 3. - URL: http://mir-
nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf. (дата обращения: 21.02.2020).
29. Кириллова, А. А. Формирование познавательной активности младших школьников в дидактической игре на уроке : диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / А. А. Кириллова ; Чебоксарский государственный педагогический институт. - Чебоксары, 1997. - 180 с.
30. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
31. Койчуева, З. К. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами занимательного моделирования : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.01 / З. К. Койчуева ; Карачаево-Черкесский государственный университет. - Карачаевск, 2004. - 28 с.
32. Коротаева, Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 181 с.
33. Кропочева, Т. Б. Активизация учебной деятельности младших
школьников на уроках природоведения : диссертация кандидата
педагогических наук : 13.00.02 / Т. Б. Кропочева ; Красноярский
государственный педагогический институт. - Красноярск, 1997. - 173 с.
34. Крупская, И. И. Разбитие экологических интересов у учащихся младших классов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / И. И. Крупская ; Брянский государственный университет. - Брянск, 2004. - 240 с.
35. Лазарева, О. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учебное пособие / О. Н. Лазарева. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2003. - 392 с.
36. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.
37. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания : спец. курс / Б. Т. Лихачев. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 335 с.
38. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника : пособие для учителя / А. А. Люблинская. - Москва : Просвещение, 1977. - 224 с.
39. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. - Москва : Просвещение, 1983. - 96 с.
40. Мартиросян, Б. П. Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Б. П. Мартиросян ; Российская академия образования. - Москва, 2000. - 183 с.
41. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе : книга для учителей / М. И. Махмутов. - Москва : Просвещение, 1977. - 240 с.
42. Мельчаков, Л. Ф. Уроки природоведения в 3 классе : пособие для учителя / Л. Ф. Мельчаков. - Москва : Просвещение, 1980. - 128 с.
43. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре /
Д. В. Менджерицкая ; под ред. Т. А. Марковой. - Москва : Просвещение,
1982. - 128 с.
44. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе
экологического образования / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург : издательство
Уральского государственного профессионально-педагогического
университета, 1996. - 166 с.
45. Моисеева, Л. В. Экологическая педагогика - теоретическая основа Уральской научной школы экологического образования / Л. В. Моисеева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 76-82.
46. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - Москва : Знание, 1979. - 48 с.
47. Напалков, С. В. Тематические образовательные web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.02 / С. В. Напалков ; Нижегородский государственный университет. - Саранск, 2013. - 28 с.
48. Неменский, Б. М. Распахни окно : мысли художника об эстетическом воспитании / Б. М. Неменский. - Москва : Молодая гвардия, 1974. - 192 с.
49. Николайко, О. А. Игра как средство воспитания экологической культуры / О. А. Николайко // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : материалы Всероссийской научно¬практической конференции. - Томск : Издательство «Ветер», 2015 - С. 70-73.
50. Огородников, Т. И. Содержание и методика исследования воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении / Т. И. Огородников // Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР : сборник статей / под ред. И. Т. Огородникова, Э. Дрефенштедта. - Москва : Педагогика ; Берлин : Фольк унд Виссен, 1974. - С. 63-84.
51. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - Москва : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
52. Осипова, М. П. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе их деятельности в октябрятской группе : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.01 / М. П. Осипова ; Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. - Минск, 1977. - 25 с.
53. Осяк, С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный ресурс] / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1¬2. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=2024(дата обращения: 12.07.2020).
54. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений : т. 4 [Электронный
ресурс] / И. П. Павлов. - Москва : Издательство АН СССР, 1951. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/pavlov_pss_t4_1951/go,2;fs,1/ (дата обращения:
21.11.2019) .
55. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. - Москва : Педагогика, 1988. - 411 с.
56. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. - Москва : Просвещение, 2012. - 63 с.
57. Полищук, В. Н. Использование квест-технологии в экологическом образовании младших школьников / В. Н. Полищук, Т. Б. Туча // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6. - С. 186-189.
58. Полищук, В. Н. Экологические квесты как метод экологического образования младших школьников / В. Н. Полищук, Т. Б. Туча // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1. - С. 126-128.
59. Поляк, Н. Ф. Развитие познавательной активности младших
школьников посредством учебного диалога : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Н. Ф. Поляк ; Владимирский
государственный педагогический университет. - Ярославль, 2007. - 19 с.
60. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л.
Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1976. - 416 с.
61. Салеева, Л. П. Опыт экологического воспитания младших
школьников / Л. П. Салеева // Начальная школа. - 1991. - № 4. - С.24-27.
62. Сементинов, Е. В. О проблеме исследования возможностей технологии «веб-квест» по развитию познавательного интереса и активности учащихся [Электронный ресурс] / Е. В. Сементинов, А. А. Ахаян. // Письма в Эмиссия. Оффлайн : электронный научный журнал - 2014. - № 5. - URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2205.htm(дата обращения: 10.01.2020).
63. Серых, Л. В. Квест - творческая интеллектуально-логическая игра [Электронный ресурс] / Л. В. Серых // Universum: психология и образование. - 2016. - № 5 (23). - URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3171(дата обращения: 12.07.2020).
64. Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности в обучении / М. Н. Скаткин. - Москва : Издательство АПН РСФСР, 1965. - 48 с.
65. Сокол, И. Н. Классификация квестов / И. Н. Сокол // Молодий вчений. - 2014. - № 6 (09). - С. 138 - 140.
66. Суравегина, И. Т. Экологическое образование в школе / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич, Т. В. Кучер. // Советская педагогика. - 1990. - № 12. - С. 47-49.
67. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. - Москва : Педагогика, 1989. - 288 с.
68. Сухомлинский, В. А. Природа, труд, мировоззрение / В. А. Сухомлинский // Биология в школе. - 1970. - № 2. - С. 5-12.
69. Сязи, Н. М. Региональные образовательные традиции в формировании полиэтнической культуры школьников / Н. М. Сязи // Современные образовательные технологии в мировом учебно¬воспитательном пространстве. - 2016. - № 5. - С. 183-189.
70. Толстой, Л. Н. В чем моя вера? / Л. Н. Толстой. - Москва : Свет, 2019. - 208 с.
71. Ушинский, К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской
гимназии Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97508 (дата обращения:
18.11.2019) .
72. Фаритов, А. Т. Некоторые аспекты классификации и применения квест-игр в школе / А. Т. Фаритов // Школьные технологии. - 2018. - № 4. - С. 90-96.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/(дата обращения:
27.11.2019) .
74. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.11.2019).
75. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002
№ 7-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34823/ (дата обращения: 19.11.2019).
76. Харламов, И. Ф. Активизация учения школьников / И. Ф. Харламов.
- Минск : Народная асвета, 1970. - 156 с.
77. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников : теория и методика внеурочной работы / И. В. Цветкова. - Москва : Педагогическое общество Россия, 2000. - 176 с.
78. Чигинцева, В. В. Квест-игра как современная технология интерактивного обучения русскому языку в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного подхода / В. В. Чигинцева // Вестник ТГПУ. - 2017.
- № 2 (179). - С. 72-76.
79. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - Москва : Педагогика, 1982. - 208 с.
80. Шатунова, О. В. Ландшафтные квест-игры в технологической подготовке школьников / О. В. Шатунова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 4. - С. 151-153.
81. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. /
С. Т. Шацкий ; составитель Л. Н. Скаткин [и др.]. Т. 2. - Москва :
Педагогика, 1980. - 414 с.
82. Шурпан, О. В. Формирование познавательной активности младших
школьников в процессе обучения (на материале уроков чтения) : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.01 / О. В. Шурпан ;
Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. - Минск, 1984. - 18 с.
83. Щеголева, Е. В. Формирование познавательной активности младших школьников средствами межпредметных связей : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. В. Щеголева ; Карачаево-Черкесский государственный университет. - Карачаевск, 2005. - 26 с.
84. Щелкунова, О. В. Познавательная активность как фактор
повышения индивидуальных достижений младших школьников в обучении: на примере изучения математики : автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.01 / О. В. Щелкунова ; Вятский социально¬
экономический институт. - Киров, 2012. - 20 с.
85. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - Москва : Просвещение, 1979. - 160 с.
86. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - Москва : Педагогика, 1971. - 351 с.
87. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 1978. - 304 с.
88. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. -
Москва : Педагогика 1979. - 144 с.