Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы у обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках по литературному чтению
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 6
1.1. Определение основных понятий проблемы эмоционально-волевой
сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста 6
1.2. Онтогенез развития эмоционально-волевой сферы у детей в
младшем школьном возрасте 14
1.3. Дизонтогенез эмоционально-волевой сферы у слабовидящих
детей 17
1.4. Характеристика эмоционально-волевой сферы у слабовидящих
детей младшего школьного возраста 24
1.5. Условия развития эмоционально-волевой сферы младших
школьников на уроках литературного чтения 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И
29
ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Анализ методик диагностики эмоционально-волевой сферы 29
2.2. Методы диагностики эмоционально-волевой сферы у
слабовидящих младших школьников 33
2.3. Проект проведения констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 40
3.1. Основные направления и принципы коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на занятиях по литературному
чтению 40
3.2. Цель, задачи коррекционно-развивающей программы,
направленной на развитие эмоционально-волевой сферы у
слабовидящих младших школьников 41
3.3. Содержание проекта коррекционно-развивающей программы для
младших школьников с нарушением зрения в форме слабовидения на уроках литературы 43
3.4. Ожидаемые результаты прохождения коррекционно-развивающей
программы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 6
1.1. Определение основных понятий проблемы эмоционально-волевой
сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста 6
1.2. Онтогенез развития эмоционально-волевой сферы у детей в
младшем школьном возрасте 14
1.3. Дизонтогенез эмоционально-волевой сферы у слабовидящих
детей 17
1.4. Характеристика эмоционально-волевой сферы у слабовидящих
детей младшего школьного возраста 24
1.5. Условия развития эмоционально-волевой сферы младших
школьников на уроках литературного чтения 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И
29
ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Анализ методик диагностики эмоционально-волевой сферы 29
2.2. Методы диагностики эмоционально-волевой сферы у
слабовидящих младших школьников 33
2.3. Проект проведения констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 40
3.1. Основные направления и принципы коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на занятиях по литературному
чтению 40
3.2. Цель, задачи коррекционно-развивающей программы,
направленной на развитие эмоционально-волевой сферы у
слабовидящих младших школьников 41
3.3. Содержание проекта коррекционно-развивающей программы для
младших школьников с нарушением зрения в форме слабовидения на уроках литературы 43
3.4. Ожидаемые результаты прохождения коррекционно-развивающей
программы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
В младшем школьном возрасте, а именно с 6 - 7 по 10 - 11 лет, ребенок поступает в школу и в его жизни начинается новый этап: годы обучения в образовательной организации, что влечёт за собой ряд важнейших изменений в его психике и поведении. Ребёнок становится обучающимся и входит в мир нормированных отношений, где важнейшей составляющей являются правила. Необходимыми становятся умение произвольно управлять своими желаниями и поведением, подчинение дисциплине, выполнение требований педагога. Вся эта совокупность границ для определённых моделей поведения приводит к повышению психической напряженности обучающегося.
В современном образовании одной из главных задач является социализация обучающегося, воспитание в нём таких качеств, как ответственность, нравственность, эмпатичность, патриотизм. Данные необходимые в воспитании показатели личности гражданина России описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) подтверждает, что развитие эмоционально-волевой сферы в воспитании обучающихся младшего школьного возраста является незаменимой составляющей полноценной личности.
Но развитие эмоционально-волевой сферы в современном школьном образовании является скорее эпизодическим, чем полноценным. Особое внимание уделяется ему на уроках литературы, окружающего мира. В современной научной литературе на тему развития эмоционально-волевой сферы показан анализ отдельных аспектов и ограниченный подход к данной проблеме.
Именно поэтому важным моментом является наблюдение за эмоционально-волевой сферой младшего школьника со стороны педагога, т.к. иногда на фоне стресса у детей появляются различные отклонения: патологические страхи, угнетенное состояние, пониженная волевая активность, а также соматические проявления. Предупреждение этого необходимо для гармоничного развития личности обучающегося.
Эмоции являются неким показателем приспособленности человека к окружающей среде. Так как эмоции - это отражение нашего отношения к себе, к окружающей среде, к своему месту в ней.
Чем богаче эмоциональный мир человека, тем многограннее его личность. Из чего явно можно сделать вывод о необходимости развития эмоциональной сферы, которая включает в себя множество важных (как социальных, так и биологических) аспектов.
Не менее важной является и волевая сфера. В процессе волевой деятельности проявляются и формируются важнейшие качества личности. Прежде, чем сформировать положительные волевые качества, необходимо научиться устанавливать власть над своими эмоциями и действиями.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Особую роль в развитии эмоционально-волевой сферы играет педагог [29].
Поэтому так важно понимание роли эмоционально-волевой сферы в жизни обучающегося, особенно младшего школьного возраста, ведь выявление закономерностей эмоционально-волевого развития в данный сензитивный период может значительно углубить понимание механизмов развития интеллекта, психики и личности в целом.
Сложность изучения проблемы воли и эмоций, то есть аффекторной или эмоционально-волевой сферы состоит в том, что, как и в обыденном, так и в научном сознании воля и эмоции понимаются по-разному. Это достаточно субъективные аспекты, не всегда имеющие точные количественные или качественные показатели, что делает изучение данного вопроса довольно сложным для современных педагогов.
Как говорил Л. С. Выготский: «Отрыв интеллектуальной стороны нашего знания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков традиционной психологии. Мышление при этом оказывается совершенно ненужным эпифеноменом» [10]. Из чего следует вывод о неразрывной связи между человеческим мышлением и эмоциями, которые необходимо развивать в той же степени, что и мыслительные процессы.
Нарушения зрения в форме слабовидения могут лишь провоцировать возникновение ситуаций, которые носят неблагоприятный характер и приводят к отклонениям в развитии психики, нарушению закономерностей образовательного процесса. Возникающие нарушения могут быть устранены в процессе воспитания и обучения, именно поэтому так важно понимать роль эмоционально-волевой сферы в жизни обучающегося и возможности корректировки отрицательных подкреплений необходимых рефлексов, мотиваций и другого. Следовательно, опираясь на ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, разработка новых способов диагностики эмоционально-волевой сферы, поиск методических приёмов, направленных на её развитие, являются актуальными.
Цель исследования - изучение процесса развития эмоционально-волевой сферы во время обучения чтению на уровне начального образования в условиях нормального развития и особенности при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера обучающихся на уровне начального образования, имеющих нарушения зрения.
Предмет исследования - особенности коррекции эмоционально- волевой сферы у обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках литературному чтению.
Задачи:
1. Изучить литературу и нормативные документы по заявленной теме.
2. Изучить особенности психолого-педагогической характеристики обучающихся начальной школы с нарушением зрения.
3. Ознакомиться с методологическими и теоретическими основами процесса обучения чтению в условиях нормального развития и при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.
4. Изучить особенности планирования деятельности тифлопедагога по развитию эмоционально-волевой сферы на уроках литературного чтения у обучающихся, имеющих нарушения зрения.
5. Составить методический материал, направленный на эффективную коррекцию эмоционально-волевой сферы у младших школьников, имеющих нарушения зрения.
6. Составить программу по коррекции ЭВС, а именно программу по проработке и дифференциации эмоций, развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников с нарушением зрения в форме слабовидения.
В современном образовании одной из главных задач является социализация обучающегося, воспитание в нём таких качеств, как ответственность, нравственность, эмпатичность, патриотизм. Данные необходимые в воспитании показатели личности гражданина России описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) подтверждает, что развитие эмоционально-волевой сферы в воспитании обучающихся младшего школьного возраста является незаменимой составляющей полноценной личности.
Но развитие эмоционально-волевой сферы в современном школьном образовании является скорее эпизодическим, чем полноценным. Особое внимание уделяется ему на уроках литературы, окружающего мира. В современной научной литературе на тему развития эмоционально-волевой сферы показан анализ отдельных аспектов и ограниченный подход к данной проблеме.
Именно поэтому важным моментом является наблюдение за эмоционально-волевой сферой младшего школьника со стороны педагога, т.к. иногда на фоне стресса у детей появляются различные отклонения: патологические страхи, угнетенное состояние, пониженная волевая активность, а также соматические проявления. Предупреждение этого необходимо для гармоничного развития личности обучающегося.
Эмоции являются неким показателем приспособленности человека к окружающей среде. Так как эмоции - это отражение нашего отношения к себе, к окружающей среде, к своему месту в ней.
Чем богаче эмоциональный мир человека, тем многограннее его личность. Из чего явно можно сделать вывод о необходимости развития эмоциональной сферы, которая включает в себя множество важных (как социальных, так и биологических) аспектов.
Не менее важной является и волевая сфера. В процессе волевой деятельности проявляются и формируются важнейшие качества личности. Прежде, чем сформировать положительные волевые качества, необходимо научиться устанавливать власть над своими эмоциями и действиями.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Особую роль в развитии эмоционально-волевой сферы играет педагог [29].
Поэтому так важно понимание роли эмоционально-волевой сферы в жизни обучающегося, особенно младшего школьного возраста, ведь выявление закономерностей эмоционально-волевого развития в данный сензитивный период может значительно углубить понимание механизмов развития интеллекта, психики и личности в целом.
Сложность изучения проблемы воли и эмоций, то есть аффекторной или эмоционально-волевой сферы состоит в том, что, как и в обыденном, так и в научном сознании воля и эмоции понимаются по-разному. Это достаточно субъективные аспекты, не всегда имеющие точные количественные или качественные показатели, что делает изучение данного вопроса довольно сложным для современных педагогов.
Как говорил Л. С. Выготский: «Отрыв интеллектуальной стороны нашего знания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков традиционной психологии. Мышление при этом оказывается совершенно ненужным эпифеноменом» [10]. Из чего следует вывод о неразрывной связи между человеческим мышлением и эмоциями, которые необходимо развивать в той же степени, что и мыслительные процессы.
Нарушения зрения в форме слабовидения могут лишь провоцировать возникновение ситуаций, которые носят неблагоприятный характер и приводят к отклонениям в развитии психики, нарушению закономерностей образовательного процесса. Возникающие нарушения могут быть устранены в процессе воспитания и обучения, именно поэтому так важно понимать роль эмоционально-волевой сферы в жизни обучающегося и возможности корректировки отрицательных подкреплений необходимых рефлексов, мотиваций и другого. Следовательно, опираясь на ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, разработка новых способов диагностики эмоционально-волевой сферы, поиск методических приёмов, направленных на её развитие, являются актуальными.
Цель исследования - изучение процесса развития эмоционально-волевой сферы во время обучения чтению на уровне начального образования в условиях нормального развития и особенности при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера обучающихся на уровне начального образования, имеющих нарушения зрения.
Предмет исследования - особенности коррекции эмоционально- волевой сферы у обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках литературному чтению.
Задачи:
1. Изучить литературу и нормативные документы по заявленной теме.
2. Изучить особенности психолого-педагогической характеристики обучающихся начальной школы с нарушением зрения.
3. Ознакомиться с методологическими и теоретическими основами процесса обучения чтению в условиях нормального развития и при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.
4. Изучить особенности планирования деятельности тифлопедагога по развитию эмоционально-волевой сферы на уроках литературного чтения у обучающихся, имеющих нарушения зрения.
5. Составить методический материал, направленный на эффективную коррекцию эмоционально-волевой сферы у младших школьников, имеющих нарушения зрения.
6. Составить программу по коррекции ЭВС, а именно программу по проработке и дифференциации эмоций, развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников с нарушением зрения в форме слабовидения.
Таким образом, из вышеописанного содержания эксперимента, коррекционно-развивающей программы, ожидаемых результатов можно сделать вывод о том, что методика для урока литературного чтения, основанная на практических упражнениях, может оказать существенное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушениями зрения. При применении на уроках литературного чтения методики, основанной на комплексе практических упражнений, развиваются все компоненты эмоциональной отзывчивости. У детей постепенно развивается способность понимать эмоционально-образное содержание художественных произведений. Происходит развитие таких компонентов, как мимика, пантомимика, которую обучающийся младшего школьного возраста с нарушениями зрения в форме слабовидения может не усвоить из - за своего зрительного дефекта. Происходит проработка и дифференциация эмоций как с помощью интонирования, вербальных проявлений, так и с помощью невербальных. Воплощение своих эмоциональных переживаний при восприятии художественных произведений в творческой деятельности приобретает более глубокий личностный смысл. Но самое главное, что обучающийся привносит приобретённые навыки в свою жизнь.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы у обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках по литературному чтению
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Работа по развитию эмоциональной сферы младших школьников с
нарушениями зрения на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование навыка чтения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Развитие навыков осознанного чтения у обучающихся 3-4 классов с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017





