ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 6
1.1. Определение основных понятий проблемы эмоционально-волевой
сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста 6
1.2. Онтогенез развития эмоционально-волевой сферы у детей в
младшем школьном возрасте 14
1.3. Дизонтогенез эмоционально-волевой сферы у слабовидящих
детей 17
1.4. Характеристика эмоционально-волевой сферы у слабовидящих
детей младшего школьного возраста 24
1.5. Условия развития эмоционально-волевой сферы младших
школьников на уроках литературного чтения 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И
29
ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Анализ методик диагностики эмоционально-волевой сферы 29
2.2. Методы диагностики эмоционально-волевой сферы у
слабовидящих младших школьников 33
2.3. Проект проведения констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 40
3.1. Основные направления и принципы коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы у слабовидящих детей младшего школьного возраста на занятиях по литературному
чтению 40
3.2. Цель, задачи коррекционно-развивающей программы,
направленной на развитие эмоционально-волевой сферы у
слабовидящих младших школьников 41
3.3. Содержание проекта коррекционно-развивающей программы для
младших школьников с нарушением зрения в форме слабовидения на уроках литературы 43
3.4. Ожидаемые результаты прохождения коррекционно-развивающей
программы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 82
В младшем школьном возрасте, а именно с 6 - 7 по 10 - 11 лет, ребенок поступает в школу и в его жизни начинается новый этап: годы обучения в образовательной организации, что влечёт за собой ряд важнейших изменений в его психике и поведении. Ребёнок становится обучающимся и входит в мир нормированных отношений, где важнейшей составляющей являются правила. Необходимыми становятся умение произвольно управлять своими желаниями и поведением, подчинение дисциплине, выполнение требований педагога. Вся эта совокупность границ для определённых моделей поведения приводит к повышению психической напряженности обучающегося.
В современном образовании одной из главных задач является социализация обучающегося, воспитание в нём таких качеств, как ответственность, нравственность, эмпатичность, патриотизм. Данные необходимые в воспитании показатели личности гражданина России описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) подтверждает, что развитие эмоционально-волевой сферы в воспитании обучающихся младшего школьного возраста является незаменимой составляющей полноценной личности.
Но развитие эмоционально-волевой сферы в современном школьном образовании является скорее эпизодическим, чем полноценным. Особое внимание уделяется ему на уроках литературы, окружающего мира. В современной научной литературе на тему развития эмоционально-волевой сферы показан анализ отдельных аспектов и ограниченный подход к данной проблеме.
Именно поэтому важным моментом является наблюдение за эмоционально-волевой сферой младшего школьника со стороны педагога, т.к. иногда на фоне стресса у детей появляются различные отклонения: патологические страхи, угнетенное состояние, пониженная волевая активность, а также соматические проявления. Предупреждение этого необходимо для гармоничного развития личности обучающегося.
Эмоции являются неким показателем приспособленности человека к окружающей среде. Так как эмоции - это отражение нашего отношения к себе, к окружающей среде, к своему месту в ней.
Чем богаче эмоциональный мир человека, тем многограннее его личность. Из чего явно можно сделать вывод о необходимости развития эмоциональной сферы, которая включает в себя множество важных (как социальных, так и биологических) аспектов.
Не менее важной является и волевая сфера. В процессе волевой деятельности проявляются и формируются важнейшие качества личности. Прежде, чем сформировать положительные волевые качества, необходимо научиться устанавливать власть над своими эмоциями и действиями.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Особую роль в развитии эмоционально-волевой сферы играет педагог [29].
Поэтому так важно понимание роли эмоционально-волевой сферы в жизни обучающегося, особенно младшего школьного возраста, ведь выявление закономерностей эмоционально-волевого развития в данный сензитивный период может значительно углубить понимание механизмов развития интеллекта, психики и личности в целом.
Сложность изучения проблемы воли и эмоций, то есть аффекторной или эмоционально-волевой сферы состоит в том, что, как и в обыденном, так и в научном сознании воля и эмоции понимаются по-разному. Это достаточно субъективные аспекты, не всегда имеющие точные количественные или качественные показатели, что делает изучение данного вопроса довольно сложным для современных педагогов.
Как говорил Л. С. Выготский: «Отрыв интеллектуальной стороны нашего знания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков традиционной психологии. Мышление при этом оказывается совершенно ненужным эпифеноменом» [10]. Из чего следует вывод о неразрывной связи между человеческим мышлением и эмоциями, которые необходимо развивать в той же степени, что и мыслительные процессы.
Нарушения зрения в форме слабовидения могут лишь провоцировать возникновение ситуаций, которые носят неблагоприятный характер и приводят к отклонениям в развитии психики, нарушению закономерностей образовательного процесса. Возникающие нарушения могут быть устранены в процессе воспитания и обучения, именно поэтому так важно понимать роль эмоционально-волевой сферы в жизни обучающегося и возможности корректировки отрицательных подкреплений необходимых рефлексов, мотиваций и другого. Следовательно, опираясь на ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, разработка новых способов диагностики эмоционально-волевой сферы, поиск методических приёмов, направленных на её развитие, являются актуальными.
Цель исследования - изучение процесса развития эмоционально-волевой сферы во время обучения чтению на уровне начального образования в условиях нормального развития и особенности при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера обучающихся на уровне начального образования, имеющих нарушения зрения.
Предмет исследования - особенности коррекции эмоционально- волевой сферы у обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках литературному чтению.
Задачи:
1. Изучить литературу и нормативные документы по заявленной теме.
2. Изучить особенности психолого-педагогической характеристики обучающихся начальной школы с нарушением зрения.
3. Ознакомиться с методологическими и теоретическими основами процесса обучения чтению в условиях нормального развития и при работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.
4. Изучить особенности планирования деятельности тифлопедагога по развитию эмоционально-волевой сферы на уроках литературного чтения у обучающихся, имеющих нарушения зрения.
5. Составить методический материал, направленный на эффективную коррекцию эмоционально-волевой сферы у младших школьников, имеющих нарушения зрения.
6. Составить программу по коррекции ЭВС, а именно программу по проработке и дифференциации эмоций, развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников с нарушением зрения в форме слабовидения.
Таким образом, из вышеописанного содержания эксперимента, коррекционно-развивающей программы, ожидаемых результатов можно сделать вывод о том, что методика для урока литературного чтения, основанная на практических упражнениях, может оказать существенное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушениями зрения. При применении на уроках литературного чтения методики, основанной на комплексе практических упражнений, развиваются все компоненты эмоциональной отзывчивости. У детей постепенно развивается способность понимать эмоционально-образное содержание художественных произведений. Происходит развитие таких компонентов, как мимика, пантомимика, которую обучающийся младшего школьного возраста с нарушениями зрения в форме слабовидения может не усвоить из - за своего зрительного дефекта. Происходит проработка и дифференциация эмоций как с помощью интонирования, вербальных проявлений, так и с помощью невербальных. Воплощение своих эмоциональных переживаний при восприятии художественных произведений в творческой деятельности приобретает более глубокий личностный смысл. Но самое главное, что обучающийся привносит приобретённые навыки в свою жизнь.
1. Алекина Т. А. Рекомендации педагогам по развитию мимики и
пантомимики у детей с нарушениями зрения. М., 2006.
125 с.
2. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений Ростов-н/Д , 2004. 352 с.
3. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у
дошкольников // Вопросы психологии. 2000. № 3.
С. 53-59.
4. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М., 2004. 544 с.
5. Буцук Т. В., Л. Б. Осипова Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения: практическое пособие для педагогов.Челябинск, 2013. 55 с.
6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 2003. 143 с.
7. Власова Т. А., М. С. Певзнер О детях с отклонениями в развитии. М., 1993. 241 с.
8. Водяха Ю. Е., Максимова Л. А. Психологическая диагностика сфер личности. Екатеринбург, 2018. 220 с.
9. Вудвортс Р. С. Динамика поведения. М., 1958. 351 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 2009. 203 с.
11. Гамезо M. B., Герасимова B. C., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология : учебно-методическое пособие. М., 2007. 352 с.
12. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии : учебное пособие. СПб., 2002. 685 с.
13. Гранина Е. С. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях подростков с умственной отсталостью и с нарушениями зрения // Коррекционная педагогика. 2013. № 4. С. 10-14.
14. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. М., 1998. 288 с.
15. Двуреченская О. Н., Данилина К. К. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2005. № 2. С. 18-21.
16. Денискина В. З. Учимся улыбаться. М., 2008. 40 с.
17. Дружинина Л. А. Модель индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения. М., 2009. 192 с.
...