Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушением зрения в процессе художественно-эстетической деятельности
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Значение духовно-нравственного воспитания в современном
образовательном процессе 7
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся с
нарушением зрения 14
1.3. Духовно-нравственная составляющая художественно-эстетической деятельности 18
1.4. Методы и методики обучения художественно-эстетической
деятельности обучающегося с нарушением зрения 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения 33
2.2. Обзор диагностического инструментария по определению уровня
духовно-нравственного воспитания детей с нарушением зрения 41
2.3. Проект проведения констатирующего эксперимента 54
ГЛАВА 3. ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО¬
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 61
3.1. Внеурочная деятельность и ее особенности для детей с
нарушением зрения 61
3.2. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному
воспитанию обучающихся с нарушением зрения в процессе художеств енно-эстетической деятельности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 130
1.1. Значение духовно-нравственного воспитания в современном
образовательном процессе 7
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся с
нарушением зрения 14
1.3. Духовно-нравственная составляющая художественно-эстетической деятельности 18
1.4. Методы и методики обучения художественно-эстетической
деятельности обучающегося с нарушением зрения 26
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения 33
2.2. Обзор диагностического инструментария по определению уровня
духовно-нравственного воспитания детей с нарушением зрения 41
2.3. Проект проведения констатирующего эксперимента 54
ГЛАВА 3. ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО¬
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 61
3.1. Внеурочная деятельность и ее особенности для детей с
нарушением зрения 61
3.2. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному
воспитанию обучающихся с нарушением зрения в процессе художеств енно-эстетической деятельности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 130
Вопрос о духовно-нравственном воспитании ребенка был актуален всегда. Множество людей от педагогов и психологов до людей разных эпох и народов уделяли особое внимание этому вопросу - Конфуций, Екатерина Великая, Ж. Ж. Руссо и это далеко не все, кто считал, что семейное воспитание имеет прямое отношение к жизни всего общества в целом и каждого отдельного государства. Так, например, российский журналист, издатель и общественный деятель, Н. И. Новиков в своем трактате «О воспитании и наставлении детей» отметил: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения... а все сие зависит от образования сердца в юношестве» [83].
Роль духовно-нравственного воспитания ребенка с особенностями в развитии также очень велика.
Ребенок с патологиями зрения нуждается в особом подходе. Зрение играет важную роль в познании окружающего мира, потому что около 70 % информации человек получает благодаря своим глазам. Кроме того, зрительный аппарат имеет огромное значение для формирования социальных связей, поэтому часто при нарушении зрения у ребенка возникают дополнительные проблемы, связанные с общением со сверстниками. Необходимо, чтобы именно родители при совместной работе с педагогом в первую очередь научили его первичным навыкам общения, коммуникации, самообслуживания.
На данном этапе развития педагогической практики активно происходит активное привлечение в работу с детьми средств, художественно-эстетической составляющей деятельности человека. Такой вид деятельности содержит в себе огромный духовный потенциал: вера в доброту, способность видеть и чувствовать прекрасное, духовный заряд.
Художественно-эстетическая деятельность тесно связана с духовно-нравственным воспитанием, так как заключает в себе красоту - своеобразный регулятор человеческих чувств и взаимоотношений. Благодаря этому человек часто интуитивно тянется к добру.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей волновала общество во все времена, но в современном обществе она выходит все чаще на первое место, так как все еще можно встретить жестокость, насилие и несправедливость. А помочь избавиться от этого необходимо уже сейчас, воспитывая своих детей, подрастающее поколение страны. Этим обусловлена актуальность исследования.
Цель исследования - проанализировать, изучить и охарактеризовать духовно-нравственное воспитание детей с нарушением зрения процессе художественно-эстетической деятельности.
Объект исследования - духовно-нравственное развитие детей с нарушением зрения.
Предмет исследования - процесс духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями зрения в художественно-эстетической деятельности.
Задачи исследования:
1) определить значение духовно-нравственного воспитания в
современном образовательном процессе;
2) определить особенности духовно-нравственного воспитания
обучающихся с нарушением зрения;
3) выявить духовно-нравственное воспитание, как элемент художественно-эстетической деятельности;
4) проанализировать методы и способы обучения художественно-эстетической деятельности обучающегося с нарушением зрения;
5) проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения;
6) определить уровень духовно-нравственного воспитания детей с нарушением зрения;
7) составить проект проведения констатирующего эксперимента
8) выявить особенности внеурочной деятельности для детей с нарушением зрения;
9) составить программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с нарушением зрения в процессе художественно-эстетической деятельности.
Структура работы: введение, 3 главы, 9 параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения.
Роль духовно-нравственного воспитания ребенка с особенностями в развитии также очень велика.
Ребенок с патологиями зрения нуждается в особом подходе. Зрение играет важную роль в познании окружающего мира, потому что около 70 % информации человек получает благодаря своим глазам. Кроме того, зрительный аппарат имеет огромное значение для формирования социальных связей, поэтому часто при нарушении зрения у ребенка возникают дополнительные проблемы, связанные с общением со сверстниками. Необходимо, чтобы именно родители при совместной работе с педагогом в первую очередь научили его первичным навыкам общения, коммуникации, самообслуживания.
На данном этапе развития педагогической практики активно происходит активное привлечение в работу с детьми средств, художественно-эстетической составляющей деятельности человека. Такой вид деятельности содержит в себе огромный духовный потенциал: вера в доброту, способность видеть и чувствовать прекрасное, духовный заряд.
Художественно-эстетическая деятельность тесно связана с духовно-нравственным воспитанием, так как заключает в себе красоту - своеобразный регулятор человеческих чувств и взаимоотношений. Благодаря этому человек часто интуитивно тянется к добру.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей волновала общество во все времена, но в современном обществе она выходит все чаще на первое место, так как все еще можно встретить жестокость, насилие и несправедливость. А помочь избавиться от этого необходимо уже сейчас, воспитывая своих детей, подрастающее поколение страны. Этим обусловлена актуальность исследования.
Цель исследования - проанализировать, изучить и охарактеризовать духовно-нравственное воспитание детей с нарушением зрения процессе художественно-эстетической деятельности.
Объект исследования - духовно-нравственное развитие детей с нарушением зрения.
Предмет исследования - процесс духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями зрения в художественно-эстетической деятельности.
Задачи исследования:
1) определить значение духовно-нравственного воспитания в
современном образовательном процессе;
2) определить особенности духовно-нравственного воспитания
обучающихся с нарушением зрения;
3) выявить духовно-нравственное воспитание, как элемент художественно-эстетической деятельности;
4) проанализировать методы и способы обучения художественно-эстетической деятельности обучающегося с нарушением зрения;
5) проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения;
6) определить уровень духовно-нравственного воспитания детей с нарушением зрения;
7) составить проект проведения констатирующего эксперимента
8) выявить особенности внеурочной деятельности для детей с нарушением зрения;
9) составить программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с нарушением зрения в процессе художественно-эстетической деятельности.
Структура работы: введение, 3 главы, 9 параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения.
В ходе исследования были раскрыты знания и представления о понятии духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание - достаточно протяженный по времени процесс, так как его основы закладываются еще в дошкольном возрасте. С первыми отдельными чувствами, которые в дальнейшем будут управлять нравственной позицией развитой личности, ребенок сталкивается, будучи в раннем возрасте.
Кроме того была выявлена специфика духовно-нравственного воспитания младших школьников. В ходе духовно-нравственного воспитания младших школьников педагогу необходимо помнить о следующих особенностях детей этого возраста: склонность к игре, невозможность заниматься однообразной деятельностью продолжительное время, недостаточная сформированность моральных убеждений из-за небольшого жизненного опыта.
Далее была рассмотрена роль процесса художественно-эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников и выяснено, что художественно-эстетическая деятельность является одним из наиболее эффективных средств воспитания нравственных качеств и духовно-нравственных ценностей обучающихся. Она помогает сформировать творческую личность, знакомит с лучшими произведениями искусства, общественными идеалами и нравственными нормами людей. Искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир ребенка и обогащает его чувства.
Чтобы оценить уровень актуального развития духовно-нравственного обучающихся с нарушением зрения, был составлен проект проведения констатирующего эксперимента. Для эксперимента были подобраны следующие методики:
• Анкета «Нравственные понятия» Н. П. Капустиной.
• «Диагностика нравственной самооценки».
• «Волшебная палочка».
• «Как поступать» Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина.
• «Закончи историю» И. Б. Дермановой и Р. М. Калининой.
Итогом работы стала разработанная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию обучающихся с нарушением зрения в процессе художественно-эстетической деятельности. Были подобраны различные виды и формы мероприятий, которые помогут педагогу начальных классов. Среди них: беседы о нравственности, практические занятия по изобразительному искусству, рассказы на этическую тему, воспитательные мероприятия, игры на свежем воздухе и в классе.
В заключение можно сказать, что духовно-нравственное воспитание обучающихся всегда занимало не последнее место во внимании общества. Данная проблема изучалась многими педагогами и психологами, как отечественными, так и зарубежными. Современное общество сейчас переживает духовно-нравственный кризис, поэтому задача духовно¬нравственного воспитания детей имеет огромное значение. Общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и моральными качествами.
Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.
Кроме того была выявлена специфика духовно-нравственного воспитания младших школьников. В ходе духовно-нравственного воспитания младших школьников педагогу необходимо помнить о следующих особенностях детей этого возраста: склонность к игре, невозможность заниматься однообразной деятельностью продолжительное время, недостаточная сформированность моральных убеждений из-за небольшого жизненного опыта.
Далее была рассмотрена роль процесса художественно-эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников и выяснено, что художественно-эстетическая деятельность является одним из наиболее эффективных средств воспитания нравственных качеств и духовно-нравственных ценностей обучающихся. Она помогает сформировать творческую личность, знакомит с лучшими произведениями искусства, общественными идеалами и нравственными нормами людей. Искусство прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир ребенка и обогащает его чувства.
Чтобы оценить уровень актуального развития духовно-нравственного обучающихся с нарушением зрения, был составлен проект проведения констатирующего эксперимента. Для эксперимента были подобраны следующие методики:
• Анкета «Нравственные понятия» Н. П. Капустиной.
• «Диагностика нравственной самооценки».
• «Волшебная палочка».
• «Как поступать» Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина.
• «Закончи историю» И. Б. Дермановой и Р. М. Калининой.
Итогом работы стала разработанная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию обучающихся с нарушением зрения в процессе художественно-эстетической деятельности. Были подобраны различные виды и формы мероприятий, которые помогут педагогу начальных классов. Среди них: беседы о нравственности, практические занятия по изобразительному искусству, рассказы на этическую тему, воспитательные мероприятия, игры на свежем воздухе и в классе.
В заключение можно сказать, что духовно-нравственное воспитание обучающихся всегда занимало не последнее место во внимании общества. Данная проблема изучалась многими педагогами и психологами, как отечественными, так и зарубежными. Современное общество сейчас переживает духовно-нравственный кризис, поэтому задача духовно¬нравственного воспитания детей имеет огромное значение. Общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и моральными качествами.
Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушением зрения в процессе художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Обогащение культурно-досуговой деятельности подростков с нарушениями зрения, обучающихся в школе-интернате
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Использование приемов арт-терапии в обучении немецкому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, немецкий язык. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посещающих учреждения дополнительного образования музыкально- эстетической направленности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016





