Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа по развитию эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями зрения на уроках литературного чтения

Работа №95278

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Нарушение эмоциональной сферы как форма дизонтогенеза 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
эмоциональной сферы 10
1.3. Роль формирования эмоциональной сферы в развитии детей
младшего школьного возраста 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 18
2.1. Требования федерального государственного образовательного
стандарта по формированию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 18
2.2. Анализ адаптированной основной общеобразовательной
программы специального образовательного учреждения по развитию эмоциональной сферы на уроках литературного чтения 26
2.3. Анализ авторских диагностических методик по развитию
эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках литературного чтения 34
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 39
3.1. Проект диагностики эмоциональной сферы у детей младшего
школьного возраста с нарушениями зрения на уроках литературного чтения 39
3.2. Проект коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
на уроках литературного чтения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 72

Период обучения в начальных классах характеризуется не только интеллектуальной активностью, стрессом, но и интенсивным развитием детского организма в целом. Изменение образа жизни, приоритетов, ведущей деятельности, все это влечет за собой и изменения в эмоциональной сфере. Дети в возрасте от 6 лет любопытны, им свойственна страсть ко всему новому, импульсивность, болезненная реакция на критику, резкие смены настроения, подверженность мнению со стороны, несдержанность в проявлении чувств и многое другое. Важно учитывать, отличие уровней развития эмоциональной сферы обучающихся, имеющих дефекты зрения и обучающихся, не имеющих ограниченные возможности здоровья в младшем школьном возрасте.
Так, можно обозначить проблему - определение особенностей развития эмоциональной сферы у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих зрительные дефекты. Данная работа будет посвящена исследованию и разработке способов разрешения обозначенной проблемы в рамках учебной дисциплины «Литературное чтение».
Актуальность исследования - отсутствие необходимых условий для развития эмоциональной сферы у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих зрительные дефекты, в рамках учебной дисциплины «Литературное чтение».
Цель исследования - разработать проект коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках литературного чтения.
Объект исследования - эмоциональная сфера у младших школьников с нарушениями зрения.
Предмет исследования - развитие эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями зрения на уроках литературного чтения.
Методической базой для рассмотрения заявленной проблемы являются труды Н. Н. Будай, В. З. Денискиной, В. Т. Першина, Л. И. Плаксиной и других ученых.
Гипотеза исследования: реализация проекта коррекционной работы, посвященного развитию эмоциональной сферы у младших школьников, имеющих зрительные дефекты, будет более эффективна в рамках в рамках учебной дисциплины «Литературное чтение».
Реализация цели исследования и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:
1) проанализировать теоретическую базу, связанную с особенностями развития эмоциональной сферы обучающихися младших классов, имеющих нарушения зрения, в рамках учебной дисциплины «Литературное чтение»;
2) выбрать те методики, которые нацелены на исследование эмоциональной сферы и применимы в рамках учебной дисциплины «Литературное чтение», для обучающихся младшего школьного возраста, имеющих зрительные дефекты;
3) составить проект, целью которого является диагностика эмоциональной сферы обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения в рамках учебной дисциплины «Литературное чтение».
Методологической основой исследования являются:
• философские направления, основанные на деятельностном и кометентностном подходе в обучении (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Литвак и др.);
• идеи системных подходов в отечественной и зарубежной психологии и педагогике (Л. С. Выготский, А. Зимняя, Н. Хомский и др.);
• применение проектной технологии как средства реализации требований к процессу и результатам обучения в современной школе детей с нарушениями зрения (И. Н. Андреева, Н. Н. Буддай, В. З. Денискина, Л. И. Солнцева и др.).
В данной работе акцента сделан на определение особенностей и реализацию коррекционно-развивающего направления развития
эмоциональной сферы у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих различные зрительные дефекты.
Для реализации поставленной цели и задач были применены следующие методы исследования:
1) теоретический метод, целью которого является создание методологической основы исследования с помощью анализа научной литературы из категорий психолого-педагогических и научно-методических источников;
2) социолого-педагогический метод, который предполагает анализ программного материала и изучение передового педагогического опыта, методической литературы в области рассматриваемой нами проблемы;
3) метод построения гипотез, который предполагает выделение неоднозначных факторов, формулировку предположения о влиянии этих факторов, выделение вытекающих следствий из предположения, сопоставление выделенных следствий и превращение предположение в теоретическое положение;
4) метод научного исследования, который предполагает использование проверенных на практике научных теорий, т. е. позволяет опираться на теоретический результат уже проведенного исследования.
Практическая значимость предполагает реализацию проекта диагностики и коррекции развития эмоциональной сферы для обучающихся, имеющих зрительные дефекты, в рамках учебной дисциплины «Литературное чтение». Полученные данные после реализации разработанных проектов могут использоваться для корректного составления рабочей программы, СИПР, ИУП.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития эмоциональной сферы является одной из ключевых в становлении личности обучающегося младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Это связано с самоощущением в социуме детей, имеющих зрительный дефект. Дети данной категории часто испытывают тревожность, обиду, беспокойство, имеют значительное количество страхов, что влечет за собой неадекватные эмоциональные реакции: неконтролируемую агрессию, замкнутость, пассивность и т. д.
Когда ребенок с нарушением зрения переходит в школу, его эмоциональное состояние усугубляется стрессовыми реакциями на новую среду, учебный процесс, построения взаимоотношений с педагогами и одноклассниками. Если на данном этапе вовремя определить проблемы развития эмоциональной сферы, то возможно создать благоприятные условия для ее коррекции и определить корректные методы ее устранения.
Целью данной работы было разработать проект коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках литературного чтения. Для ее достижения была изучена психолого-педагогическая литература, соответствующая теме исследования, были проанализированы основные причины возникновения различных проблем развития эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями зрения, был изучен и подобран диагностический инструментарий по теме исследования, а также были проанализированы возможные пути развития эмоциональной сферы по данным методической базы и нормативно-правовой документации.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил закрепить знания о психологических особенностях детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и изучить особенности эмоциональной сферы у данной категории детей. Было выяснено, что нарушения зрения препятствуют созданию благоприятных условий для формирования у детей младшего школьного возраста эмоционального интеллекта. Был проведен анализ нормативно-правовой документации, который показал, что развитие эмоциональной сферы является неотъемлемым требованием в обучении детей с нарушениями зрения. И для дальнейшего изучения и коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения необходимо проанализировать и подобрать диагностический инструментарий.
В ходе исследования диагностического инструментария по изучаемой проблеме были выбрани наиболее подходящие для детей с нарушениями зрения. Это методика незаконченных предложений, методика Дембо- Рубинштейн, методика «Мой герой». Данные методики позволяют выявить следующие параметры развития эмоциональной сферы ребенка с нарушениями зрения: адекватную реакцию на естественные явления окружающей действительности, дифференциацию и адекватную интерпретация эмоциональных состояний других людей, широту диапозона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину эмоциональных переживаний детей, уровень передачи эмоционального состояния с помощью речи, адекватное проявление эмоционального состояния в комуникативной сфере.
После анализа и подбора диагностического инструментария было изучена структура эмоциональной сферы, которая состоит из трех факторов: предмета, переживания и мотива (потребности) переживания. Исходя из содержания данной структуры был определен способ диагностики эмоциональной сферы обучающихся младших классов с нарушениями зрения, который был ориентирован на уроки литературного чтения. Целью проекта диагностики является определение исходного уровня развития эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями зрения. Из анализа психолого-педагогической литературы были выделены критерии развития эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями зрения, соответствующие ее структуре: предмет, переживание и мотив (потребность) переживания. По каждому из выделенных компонентов были обозначены основные показатели, которые вошли в содержательную характеристику уровней развития эмоциональной сферы у младших школьников.
Также были намечены следующие задачи:
1. Определить предмет для эмоционального переживания младших школьников с нарушениями зрения;
2. Определить эмоциональное переживание, которое вызывает тот или иной предмет у младших школьников с нарушениями зрения;
3. Определить мотив (потребность) эмоционального переживания относительно того или иного предмета младших школьников с нарушениями зрения.
Диагностические методики были отобраны по принципу многокомпонентной структуры эмоциональной сферы, которая представляет собой переживание чувств и эмоций, возникших в результате эмоционального отклика на определенное художественное произведение. В их числе были методика «Беседа о стихотворении» А. А. Мелик-Пашаева и методика «Мой герой». В качестве примера художественного произведения было взято стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес».
После анализа методов и приемов развития эмоциональной сферы у младших школьников с нарушениями зрения, был составлен проект коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках «Литературное чтение». Целью данного проекта была определена коррекция эмоционального интеллекта младших школьников, имеющих нарушения зрения, на уроках литературного чтения.
Данная коррекционная программа включала в себя четыре направления работы:
1. Анализ содержания заданий.
2. Коррекция, формирование и закрепление у детей навыков совладания со своими эмоциями, в развитии у них рефлексии и эмпатии.
3. Психодиагностика и обмен впечатлениями.
Форма работы была определена групповая.
Были выбраны следующие методики и техники работы: составление «Караты эмпатии», составление «Календаря эмоций», использование «Коробочки счастья».
В данном проекте были использованы следующие механизмы коррекции: вытеснение, отреагирование, замещение, катарсис, проекция, когнетивная психокоррекция, гуманистическая психокоррекция.
Календарно-тематическое планирование на октябрь месяц было составленное на основе учебного плана МАОУ СОШ № 58 г. Томска (см. Приложение 8) для обучающихся 3 класса, вариант 4.1.
Благодаря данному проекту дети младшего школьного возраста с нарушениями зрения получат структурированный план для развития эмоционального интеллекта.
Таким образом, выполненная работа может служить теоретической базой для изучения проблемы развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения, а также примером коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы у обучающихся младшего школьного возраста со зрительными дефектами.


1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк, 2011. 388 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова. СПб., 2006. 587 с.
3. Большая психологическая энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк. М., 2007. 544 с.
4. Бубнова И. В., Слюсарская Т. В. Развитие компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами тактильной книги // Научный альманах. 2016. № 2-2 (16). С. 314-316.
5. Будай Н. Н. Особенности коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения. Уфа, 2012. 186 с.
6. Волков Б. С. Психология подростка. М., 2001. 116 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва, 1991. 480 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
9. Выготский Л. С. Слепой ребенок : собр. соч. в 6 Т. М., 1982. Т. 5. 985 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982. Т. 2. 586 с.
11. Дегтярев А. В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии. // Психологическая наука и образование. 2012. - № 1. С. 200-216.
12. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии. // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 100-108.
13. Денискина В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. 2013. № 6. С. 10-22.
14. Денискина В. З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. Верхняя Пышма, 1997. С. 1-8.
15. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 2000. 323 с.
16. Ермович З. Г. Тифлопсихология: особенности чувственного
отражения мира слепыми и слабовидящими. Минск, 2004. 71 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2003. 58 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ