Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология анализа шахматных позиций с множеством продолжений с помощью игрового движка «LeelaChessZero»

Работа №95272

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информационные системы

Объем работы86
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы компьютерных технологий по оценке
шахматных позиций 6
1.1. Обзор существующих компьютерных технологий по оценке
шахматных позиций 6
1.2. Инструментальные средства для управления и подключения
шахматных алгоритмов 19
1.3. Техническое задание на разработку технологии 25
Глава 2. Разработка технологии анализа шахматных позиций 29
2.1. Проектирование технологии анализа шахматных позиций с помощью
игрового движка «LeelaChessZero» 29
2.2. Описание технологии анализа шахматных позиций с помощью игрового
движка «LeelaChessZero» 36
2.3. Результаты апробации, техническая документация 36
Заключение 47
Список информационных источников 49
Приложения 54


Реферат
Кудинов А.П. ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА ШАХМАТНЫХ ПОЗИЦИЙ С МНОЖЕСТВОМ ПРОДОЛЖЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО ДВИЖКА «LEELA CHESS ZERO», выпускная квалификационная работа: 51 стр., рис. 35, табл 3. библ. 50 назв. приложений 3.
Ключевые слова: ОЦЕНКА ПОЗИЦИЙ, ШАХМАТНАЫЙ ДВИЖОК, ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА, ШАХМАТЫ, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.
Предмет разработки - технология анализа шахматный позиций.
Цель работы - Разработать и описать технологию оценки шахматных позиций.
В работе описаны результаты проектирования и программной реализации технологии, выполняющую установку и оценку шахматной позиции, согласно её типу.
Технология реализована при с помощью программного обеспечения ChessBase, и шахматного движка Leela Chess Zero. Для описания технологии используются документы и видео материалы.
В качестве сопроводительного материала был создан pdf файл «Технология шахматных позиций». Доступ ко всем сопроводительным файлам осуществляется путем предоставления ссылки с доступом к облачному хранилищу Google диск.
За последние двадцать лет рост компьютерных технологий был настолько быстр и глобален, что задел все сферы жизнедеятельности. Такая игра с тысячелетней историей как шахматы тоже не осталась в стороне. Эпоха компьютерных шахмат началась в 1997 году, когда Гарри Каспаров (чемпион мира на тот момент) проиграл матч компьютерной программе Deep Blue.
С тех пор технологии шагнули еще намного вперед, и на данный момент практически любой стационарный компьютер способен обыграть в матче даже чемпиона мира. Отличие шахматных программ от нейронной сети следующее: нейронная сеть запоминает все свои произведенные анализы, и использует их в будущем. Шахматные алгоритмы же играют каждую партию заново с ноля.
Однако шахматы - игра уникальная. Возможности развития событий в ней настолько велики что математики затрудняются назвать цифру возможных позиций даже после 20 ходов. В связи c этим скорость и расчет оценки позиции играет ключевую роль в работе любого шахматного алгоритма.
Предмет разработки - технология анализа шахматных позиций с множеством продолжений с помощью игрового движка «LeelaChessZero».
Цель работы - спроектировать и разработать технологию анализа шахматных позиций с множеством продолжений с помощью игрового движка «LeelaChessZero».
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1. Произвести анализ информационных источников, посвященных технологиям компьютерных алгоритмов оценки шахматных позиций.
2. Обосновать выбор программных продуктов для оценки шахматных позиций с помощью компьютерных технологий.
3. В соответствии с техническим заданием произвести разработку технологии анализа шахматных позиций с помощью игрового движка «LeelaChessZero».
4. Подготовить техническую и сопроводительную документацию по использованию технологии анализа шахматных позиций с помощью игрового движка «LeelaChessZero».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проделанной работы была разработана технология, описывающая процесс установки, подключения и оптимизации шахматных движков под разные типы позиций. Технология подробно описана в документе «Технология анализа шахматных позиций» представленная в Приложении 1.
Ниже представлены видео с демонстрацией установки и настройки технологии:
• Установка программы ChessBase
• Закачка и установка движка Leela Chess Zero
• Установка и использование параметров движка Leela Chess Zero
В процессе выполнения работы в рамках ранее сформулированных задач было выполнено следующее:
1. Произведен анализ литературы, описывающей принцип работы шахматных программ и шахматных движков.
2. Произведен сравнительный анализ инструментальных программ, имеющих возможность подключения шахматных движков
3. В соответствии с техническим заданием спроектирована и разработана технология оценки шахматных позиций.
4. Для описания технологии созданы следующие документы:
• Документ «Технология анализа шахматных позиций» в формате pdf.
• Таблица серии опытов для оптимизации работы движка Leela Chess Zero для основных типов позиций: дебют, стратегия, тактика, эндшпиль.
• Файлы параметров для работы технологии в формате cbparam.
• Видео инструкции содержащие описание алгоритмов установки и настройки программного обеспечения для Leela Chess Zero
• Сайт содержащий ссылки на все ресурсы технологии (pdf документ, видео инструкции, таблицу опытов).
На основе анализа проблемы оценки позиции при стандартных параметрах движка, было выявлено что они не являются оптимальными, а спрос на точность оценки растет ежедневно. Поэтому для увеличения продуктивности движка была разработана технология оценки позиции с настраиваемыми параметрами. Оптимальные параметры были вычислены на основе таблицы опытов оценки позиции.
Анализ инструментальных программ включал в себя сравнение программ ChessBase и ChessAssistant. Выявленные преимущества были в пользу программы ChessBase.
После была произведена разработка технологии в соответствии с техническим заданием, а также документ «Технология оценки шахматных позиций» в формате pdf.
Результаты разработки соответствуют всем требованиям технического задания, а значит поставленная цель достигнута. Работа носит законченный характер.



1. Эволюция искусственного интеллекта в шахматах // Chess.com URL: https://www.chess.com/ru/blog/KirillBatalov15/evoliutsiia-iskusstvennogo- intellekta-v-shakhmatakh/ (дата обращения 21.09.2021).
2. Поиск древа Монте-Карло // machinelearningmastery URL:
https://www.machinelearningmastery.ru/monte-carlo-tree-search-158a917a8baa/ (дата обращения 27.09.2021).
3. Липницкий И.О. Вопросы современной шахматной теории // Russian Chess House / Русский Шахматный Дом, 2007. 232 с.
4. Карпов А.Е., Калиниченко Н.Е. Начальный курс шахматных дебютов // Russian Chess House / Русский Шахматный Дом, 2015. 304 с.
5. Кирус Лакдавала. Дебютный репертуар шахматиста на основе системы Колле // Russian Chess House / Русский Шахматный Дом, 2016. 334 с.
6. Ковачевич В., Джонсен С. Лондонская система. Универсальный дебютный репертуар шахматиста // Russian Chess House / Русский Шахматный Дом, 2014. 304.
7. Ромеро А., Гонсалес де ла Нава А. Стратегия шахмат. Практикум. // Russian Chess House / Русский Шахматный Дом, 2012. 312 с.
8. Карпов А.Е., Калиниченко Н.М. Практический Эндшпиль. Стратегия, тактика, техника. // Russian Chess House / Русский Шахматный Дом, 2011. 264 с.
9. Гельфер И. Стратегия победы. Учебник позиционной шахматной игры. Том 1. // Russian Chess House / Русский Шахматный Дом, Москва, 2008. 208 с.
10. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы. // Гранд, Санкт-Петербург 1997. 272 с.
11. Корнилов Е.Н. Программирование шахмат и других логических игр. // БХВ- Петербург, 2005. 272 с.
12. Гик Е.Я. Шахматы и Математика. // Наука, Москва 1983. 176 с.
13. Гик Е.Я. Шахматы. Математика. Компьютеры // Андрей Ельков, 2013. 336 с.
14. Тукмаков В. Играй (не) как компьютер. Как добиться успеха в современных шахматах. // Библиотека ФШР, 2019. 360 с.
15. Ботвинник М.М. Алгоритм игры в шахматы. // Наука, Москва 1968. 96 с.
16. Как компьютеры играют в шахматы? // Habr URL: https://habr.com/ru/post/390821/ (дата обращения 05.10.2021).
17. 10 позиций, где ошибаются движки // Chess.com URL:
https://www.chess.com/ru/article/view/10-pozitsii-gde-oshibaiutsia-dvizhki (дата обращения 06.10.2021).
18. Шахматные алгоритмы, которые думают почти так же, как человек, только лучше // Timofeev URL: https://temofeev.ru/info/articles/shakhmatnye-algoritmy- kotorye-dumayut-pochti-tak-zhe-kak-chelovek-tolko-luchshe/ (дата обращения 08.10.2021).
19. История борьбы: гроссмейстер против компьютера. Когда в шахматах компьютер стал недосягаем для человека? // Bankstooday URL : https://bankstoday.net/last-articles/istoriya-borby-grossmejster-protiv-
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ