Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие межличностных отношений в учебном коллективе обучающихся младших классов с нарушением зрения

Работа №95268

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1. Определение основных понятий проблемы развития
межличностных отношений у обучающихся с нарушением зрения 6
1.2. Особенности развития межличностных отношений у нормально
видящих детей 9
1.3. Развитие межличностных отношений у детей с нарушением
зрения 13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 18
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения 18
2.2. Методы и формы диагностики межличностных отношений у
обучающихся с нарушением зрения 21
2.3. Проект констатирующего эксперимента по определению уровня
сформированности межличностных отношений 28
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ,
НАПРАВЛЕННОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ 32
3.1. Цели, задачи и содержание развивающей программы, направленной
на совершенствование межличностных отношений у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 32
3.2. Ожидаемые результаты прохождения программы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 56

Главной задачей современной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание благоприятной среды для развития, воспитания, обучения, и достижение данной категорией детей максимально комфортного уровня жизни. В предоставленной работе освящены исследования А. Г. Литвак, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой из таких областей, как тифлопедагогика и тифлопсихология, и касается данная работа изучения особенностей развития межличностных отношений у обучающихся с нарушениями зрения.
Актуальность темы заключается в том, что одной из важнейших коррекционно-развивающих задач, стоящих перед образовательным учреждением, является формирование межличностного взаимодействия обучающихся с нарушением зрения. Межличностные отношения играют большую роль на протяжении всей жизни человека, но особенно важны в старшем дошкольном и школьном возрасте. Взаимоотношения способствуют развитию других важных функций эмоционально-волевой и когнитивной сфер человека - эмпатии, логического мышления, речи, навыков взаимодействия и других. Отношения к людям и между ними порождают наиболее сильные чувства, переживания и человеческие поступки. Зрительный дефект может помешать нормальному формированию межличностных взаимоотношений, поэтому актуальность освященной проблемы заставляет задуматься над данной темой и вызывает интерес к ее изучению. Современные тифлопедагоги и педагоги массовых школ должны быть достаточно информированы об особенностях формирования и развития межличностных отношений лиц с нарушениями зрения.
Цель - изучить развитие межличностных отношений в учебном коллективе обучающихся младших классов с нарушением зрения, создать проект констатирующего эксперимента по определению уровня сформированное™ межличностных отношений, создать проект развивающей программы, направленной на совершенствование межличностного общения у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект - межличностные отношения у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
Предмет - процесс развития межличностных отношений в учебном коллективе у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
Задачи для осуществления обозначенной цели:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определение основных понятий, касающихся темы.
3. Изучение методов и методик, направленных на определение уровня сформированности межличностных отношений у обучающихся с нарушенным зрением.
4. Написание проекта проведения констатирующего эксперимента в рамках образовательного учреждения.
5. Создание проекта развивающей программы и составление тематического плана.
Методологической основой для исследования явились научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования выступили публикации, посвящённые изучению особенностей формирования личности, поведения и характера обучающихся с нарушениями зрения, особенностей развития у них межличностных отношений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема социализации в младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их абилитации. Межличностные отношения обучающихся с нарушенным зрением характеризуется неполнотой, неточностью и фрагментарностью зрительного восприятия. Непонимание невербальных средств коммуникации и не умение ими воспользоваться затрудняет четкость восприятия образа собеседника. Это в свою очередь затрудняют понимание настроений собеседника и снижает уровень эмпатии. На развитие межличностных отношений оказывают отношения внутри семьи. Чтобы не ослаблять социальную адаптацию обучающихся младших классов с нарушенным зрением, не стоит забывать о развитии социально-коммуникативных навыков.
Для диагностики развития межличностных отношений существует большое количество методик как специальных для данной категории детей, так и легко адаптируемых. Методики должны соответствовать санитарно-педагогическим нормам для данной категории детей. Следует учитывать индивидуальные особенности и потребности при подборе стимульного материала. Проект констатирующего эксперимента отвечает всем заявленным требованиям и содержит методики для определения уровня сформированности следующих компонентов межличностных отношений: семейного воспитания (детско-родительских отношений), эмпатии, отклоняющегося поведения, диагностику уровня доверия, диагностику аффилиации и диагностику использования мимики и пантомимики.
Межличностные отношения являются важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка, и у младших школьников с нарушениями зрения они требуют особого внимания. Проект развивающей программы направлен на развитие всех важнейших компонентов, которые необходимы для выстраивания здоровых 39
взаимоотношений. Тематический план разработан в соответствии с требованиями примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушением зрения.



1. Андреева Г. М. Социальная психология: общение и
межличностные отношения. М., 1996. 290 с.
2. Андреева О. К., В. А. Широков, Д. С. Червяков. Проблема межличностных отношений. М., 2016. 5 с.
3. Артемьева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Краткий конспект лекций. - Казань, 2013. 44 с.
4. Булахова Л. А., Видренко А. Е., Городкова Т. М. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. Киев, 1980. 123 с.
5. Баландина Л. Л. Межличностные отношения и личность детей дошкольного возраста с нарушенным и нормальным зрением // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 34-37.
6. Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. Общая
психодиагностика. СПб., 2000. 440 с.
7. Брюхова А. А. Коррекционная работа по формированию
межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения // Молодой ученый. 2016. № 20. С. 668-670.
8. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб., 2006. 351 с.
9. Вейс Р. С. Вопросы изучения одиночества. М., 1989. 180 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
11. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. 152 с.
12. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. М., 1979. 276 с.
13. Двинин А.П., Романченко И. А. Современная психодиагностика. СПб., 2012. 283 с.
14. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. 2012. № 5. С. 3-12.
15. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М. 2000. 240 с.
16. Жихарев А. М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. М., 2004. 119 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ