Развитие межличностных отношений в учебном коллективе обучающихся младших классов с нарушением зрения
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1. Определение основных понятий проблемы развития
межличностных отношений у обучающихся с нарушением зрения 6
1.2. Особенности развития межличностных отношений у нормально
видящих детей 9
1.3. Развитие межличностных отношений у детей с нарушением
зрения 13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 18
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения 18
2.2. Методы и формы диагностики межличностных отношений у
обучающихся с нарушением зрения 21
2.3. Проект констатирующего эксперимента по определению уровня
сформированности межличностных отношений 28
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ,
НАПРАВЛЕННОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ 32
3.1. Цели, задачи и содержание развивающей программы, направленной
на совершенствование межличностных отношений у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 32
3.2. Ожидаемые результаты прохождения программы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 56
У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1. Определение основных понятий проблемы развития
межличностных отношений у обучающихся с нарушением зрения 6
1.2. Особенности развития межличностных отношений у нормально
видящих детей 9
1.3. Развитие межличностных отношений у детей с нарушением
зрения 13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 18
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
зрения 18
2.2. Методы и формы диагностики межличностных отношений у
обучающихся с нарушением зрения 21
2.3. Проект констатирующего эксперимента по определению уровня
сформированности межличностных отношений 28
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ,
НАПРАВЛЕННОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ 32
3.1. Цели, задачи и содержание развивающей программы, направленной
на совершенствование межличностных отношений у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения 32
3.2. Ожидаемые результаты прохождения программы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 56
Главной задачей современной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание благоприятной среды для развития, воспитания, обучения, и достижение данной категорией детей максимально комфортного уровня жизни. В предоставленной работе освящены исследования А. Г. Литвак, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой из таких областей, как тифлопедагогика и тифлопсихология, и касается данная работа изучения особенностей развития межличностных отношений у обучающихся с нарушениями зрения.
Актуальность темы заключается в том, что одной из важнейших коррекционно-развивающих задач, стоящих перед образовательным учреждением, является формирование межличностного взаимодействия обучающихся с нарушением зрения. Межличностные отношения играют большую роль на протяжении всей жизни человека, но особенно важны в старшем дошкольном и школьном возрасте. Взаимоотношения способствуют развитию других важных функций эмоционально-волевой и когнитивной сфер человека - эмпатии, логического мышления, речи, навыков взаимодействия и других. Отношения к людям и между ними порождают наиболее сильные чувства, переживания и человеческие поступки. Зрительный дефект может помешать нормальному формированию межличностных взаимоотношений, поэтому актуальность освященной проблемы заставляет задуматься над данной темой и вызывает интерес к ее изучению. Современные тифлопедагоги и педагоги массовых школ должны быть достаточно информированы об особенностях формирования и развития межличностных отношений лиц с нарушениями зрения.
Цель - изучить развитие межличностных отношений в учебном коллективе обучающихся младших классов с нарушением зрения, создать проект констатирующего эксперимента по определению уровня сформированное™ межличностных отношений, создать проект развивающей программы, направленной на совершенствование межличностного общения у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект - межличностные отношения у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
Предмет - процесс развития межличностных отношений в учебном коллективе у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
Задачи для осуществления обозначенной цели:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определение основных понятий, касающихся темы.
3. Изучение методов и методик, направленных на определение уровня сформированности межличностных отношений у обучающихся с нарушенным зрением.
4. Написание проекта проведения констатирующего эксперимента в рамках образовательного учреждения.
5. Создание проекта развивающей программы и составление тематического плана.
Методологической основой для исследования явились научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования выступили публикации, посвящённые изучению особенностей формирования личности, поведения и характера обучающихся с нарушениями зрения, особенностей развития у них межличностных отношений.
Актуальность темы заключается в том, что одной из важнейших коррекционно-развивающих задач, стоящих перед образовательным учреждением, является формирование межличностного взаимодействия обучающихся с нарушением зрения. Межличностные отношения играют большую роль на протяжении всей жизни человека, но особенно важны в старшем дошкольном и школьном возрасте. Взаимоотношения способствуют развитию других важных функций эмоционально-волевой и когнитивной сфер человека - эмпатии, логического мышления, речи, навыков взаимодействия и других. Отношения к людям и между ними порождают наиболее сильные чувства, переживания и человеческие поступки. Зрительный дефект может помешать нормальному формированию межличностных взаимоотношений, поэтому актуальность освященной проблемы заставляет задуматься над данной темой и вызывает интерес к ее изучению. Современные тифлопедагоги и педагоги массовых школ должны быть достаточно информированы об особенностях формирования и развития межличностных отношений лиц с нарушениями зрения.
Цель - изучить развитие межличностных отношений в учебном коллективе обучающихся младших классов с нарушением зрения, создать проект констатирующего эксперимента по определению уровня сформированное™ межличностных отношений, создать проект развивающей программы, направленной на совершенствование межличностного общения у обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект - межличностные отношения у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
Предмет - процесс развития межличностных отношений в учебном коллективе у обучающихся младших классов с нарушениями зрения.
Задачи для осуществления обозначенной цели:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определение основных понятий, касающихся темы.
3. Изучение методов и методик, направленных на определение уровня сформированности межличностных отношений у обучающихся с нарушенным зрением.
4. Написание проекта проведения констатирующего эксперимента в рамках образовательного учреждения.
5. Создание проекта развивающей программы и составление тематического плана.
Методологической основой для исследования явились научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования выступили публикации, посвящённые изучению особенностей формирования личности, поведения и характера обучающихся с нарушениями зрения, особенностей развития у них межличностных отношений.
Проблема социализации в младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их абилитации. Межличностные отношения обучающихся с нарушенным зрением характеризуется неполнотой, неточностью и фрагментарностью зрительного восприятия. Непонимание невербальных средств коммуникации и не умение ими воспользоваться затрудняет четкость восприятия образа собеседника. Это в свою очередь затрудняют понимание настроений собеседника и снижает уровень эмпатии. На развитие межличностных отношений оказывают отношения внутри семьи. Чтобы не ослаблять социальную адаптацию обучающихся младших классов с нарушенным зрением, не стоит забывать о развитии социально-коммуникативных навыков.
Для диагностики развития межличностных отношений существует большое количество методик как специальных для данной категории детей, так и легко адаптируемых. Методики должны соответствовать санитарно-педагогическим нормам для данной категории детей. Следует учитывать индивидуальные особенности и потребности при подборе стимульного материала. Проект констатирующего эксперимента отвечает всем заявленным требованиям и содержит методики для определения уровня сформированности следующих компонентов межличностных отношений: семейного воспитания (детско-родительских отношений), эмпатии, отклоняющегося поведения, диагностику уровня доверия, диагностику аффилиации и диагностику использования мимики и пантомимики.
Межличностные отношения являются важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка, и у младших школьников с нарушениями зрения они требуют особого внимания. Проект развивающей программы направлен на развитие всех важнейших компонентов, которые необходимы для выстраивания здоровых 39
взаимоотношений. Тематический план разработан в соответствии с требованиями примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушением зрения.
Для диагностики развития межличностных отношений существует большое количество методик как специальных для данной категории детей, так и легко адаптируемых. Методики должны соответствовать санитарно-педагогическим нормам для данной категории детей. Следует учитывать индивидуальные особенности и потребности при подборе стимульного материала. Проект констатирующего эксперимента отвечает всем заявленным требованиям и содержит методики для определения уровня сформированности следующих компонентов межличностных отношений: семейного воспитания (детско-родительских отношений), эмпатии, отклоняющегося поведения, диагностику уровня доверия, диагностику аффилиации и диагностику использования мимики и пантомимики.
Межличностные отношения являются важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка, и у младших школьников с нарушениями зрения они требуют особого внимания. Проект развивающей программы направлен на развитие всех важнейших компонентов, которые необходимы для выстраивания здоровых 39
взаимоотношений. Тематический план разработан в соответствии с требованиями примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушением зрения.
Подобные работы
- Развитие межличностных отношений в учебном коллективе обучающихся младших классов с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Сплочение коллектива младших школьников с нарушениями слуха
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Программа психологической коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЙ ДОМ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018





