ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 9
1.1 Философско-педагогический аспект содержания понятий о милосердии и сострадании как профессионально-личностных качествах работников социальной сферы 9
1.2. Особенности процесса формирования профессионально-личностных качеств у будущих социальных работников в условиях ВУЗа 22
1.3. Характеристика средств формирования милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 36
2.1. Характеристика диагностики милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников 36
2.2 Педагогический проект по формированию милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
Состояние современного общества показывает, что оно (общество), несмотря на технологический, научный, производственный прогресс, всё же не может обойтись без особой сферы деятельности - социальной работы. Более того, оно остро нуждается в специалистах, мотивированных осуществлять свою профессиональную деятельность по завершении образования, а значит, в развитии системы их профессионально-личностной подготовки.
В современном техногенном обществе зачастую возникает глобальное политическое и идеологическое манипулирование, информационное и культурное давление. Развивающаяся система телекоммуникаций, в том числе Интернет, создает условия для роста экономической и прочей преступности. В сложившихся современных условиях возникает сложность адаптации к среде информационного общества. В связи со стремительным развитием информационного общества нарастают экологические проблемы. На фоне молниеносного распространения информации можно наблюдать обострение проблем социально-экономического, политического,
национально-этнического характера, впечатляющих своей масштабностью, драматизмом, непредсказуемостью и глубокой противоречивостью.
В условиях обозначенных процессов актуализируется профессиональная деятельность, связанная с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией и адаптацией отдельного человека, различных групп и сообществ, а это вызывает в свою очередь острейшую потребность в высококвалифицированных кадрах социальной работы. Постепенное формирование ювенальной юстиции, формирование доступной среды и инклюзии людей с ограниченными возможностями в общественное пространство, увеличение числа одиноких пожилых людей - все это требует активного участия со стороны социальных служб. Изменения в этических ориентирах, произошедшие в последние десятилетия, нуждаются в серьезном осмыслении. Все большая виртуализация жизненного пространства и обилие насилия и жестокости в информационном пространстве неизбежно ведут к обесцениванию способности сопереживать и сострадать.
Социальная работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психологические и моральные ресурсы недостаточны, возможности ограничены, а способности самостоятельно разрешать свои проблемы неудовлетворительны. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида [87; С. 142-159]. Принципиально, что эти ценности на протяжении веков развивались именно в религиозной сфере, укоренены в ней и отчасти принадлежат ей и сегодня. Конечно, секуляризация этих понятий - объективный факт современной культуры, однако эти процессы не окончательны и не абсолютны.
Проблема осмысления сути и цели милосердия и сострадания освещена во множестве трудов. Философы античной Греции заложили основы понимания данных явлений в контексте гуманизма. В трудах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Конфуция, Пифагора, Платона, Сократа, Фалеса содержится понимание милосердия и сострадания как добродетелей, свойственных природе человека как части социума. Этические качества являются следствием воспитания результатом взаимодействия людей в обществе, что предполагает соответствующую организацию деятельности и бытия человека. Этика средневековья предполагала добродетелью отречение человека от собственной уникальности и земных радостей, служение обществу, в том числе благими делами и милосердными поступками.
Милосердие как сложное социокультурное явление и сострадание как личностное качество нашли отражение в нравственно-этических учениях мировых религий. В нашем случае наиболее актуальным можно считать опыт христианской этики - как религиозного мировоззрения традиционного и во многом конституирующего для культуры страны и региона.
В Новое Время в европейской философии получили развитие идеи гуманизма. Гуманистическая этика объявила важными человеколюбие, альтруизм, сострадание, терпение, благожелательность, симпатию. Подробно эти идеи излагались в трудах Просветителей: И. Кант, Ж.Ж. Руссо, А. Смит и более поздних философов: Л. Фейербах, Д. Юм.
Западная традиция оказала серьезное влияние на развитие русской философской мысли и представлений о милосердии. В трудах И.И. Бецкого можно встретить идеи о прощении и заботе о ближних. П.Я. Чаадаев в своих работах, вызвавших неоднозначную реакцию образованных современников, подчеркивал доброжелательность и любовь к ближнему как качества, присущие русской душе. Славянофилы в своей полемике с западниками обсуждали русскую ментальность и присущие ей сострадание и готовность оказывать безвозмездную помощь. Л.Н. Толстой, формулируя собственную мировоззренческую систему, считал, что для каждого человека необходимо творить добро. По мнению писателя, бескорыстная любовь к ближнему - единственный разумный вид любви. Русская школа философии «всеединства» (С.Н. Булгаков, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк) называла единство истины, добра и красоты источником совершенствования мира. Русские религиозные философы признавали высшим нравственным идеалом человека образ Иисуса Христа, его абсолютное служение людям, милосердие, любовь, сострадание и определяли в качестве первоочередной задачи воспитания развитие в человеке таких чувств как стыд, жалость, благоговение, из которых рождаются все человеческие добродетели.
Философские идеи становились основой отечественной педагогики. Ее основоположники в России - В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский много внимания уделяли вопросам воспитания нравственности. В их трудах можно встретить размышления и конкретные советы о воспитании милосердия в процессе обучения.
Проблема теории и практики духовно-нравственного воспитания детально рассмотрена в работах отечественных исследователей. Так, О.Г. Дробницкий в своих работах останавливался на сути моральных законов и нравственности в целом. В исследованиях О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко рассмотрены особенности нравственного воспитания в школе, проблемы освоения нравственных ценностей. В трудах Б.Т. Лихачева выделены факторы и особенности эстетического и этического воспитания, их взаимосвязь и взаимовлияние. Проблему формирования милосердия при профессиональной подготовке в вузе тщательно исследовала Л.Р. Уварова.
Социальная работа как профессия носит комплексный характер и имеет несколько специальностей (специализаций). Для каждой из них есть свои нюансы, но существуют и универсальные профессиональные характеристики социального работника. К ним можно отнести ряд способностей и умений. Базовыми способностями считаются коммуникативные и организационные качества, позволяющие специалисту - социальному работнику организовать адекватное взаимодействие между личностью и обществом, в микросоциуме (семье) между представителями разных поколений, микросредой и макросредой, найти возможности конструктивного общения и действия. Необходимыми умениями можно считать создание эмоционально комфортной среды, всесторонний анализ ситуации и поиск альтернативных решений. Все перечисленные способности требуют своего развития в системе подготовки и образования будущих социальных работников, что ставит вопросы воспитания и формирования профессионально-личностных качеств.
Одной из насущных проблем современной системы профессиональной подготовки социальных работников является ее не полное соответствие потребностям той сферы, в которой призваны работать выпускники. В процессе подготовки будущих социальных работников пока еще недостаточно учитывается то, что социальная работа - это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно, чем во многих других профессиях. Профессионально-нравственные проблемы возникают у социального работника во всех сферах его деятельности. Поэтому социальный работник только в том случае принесет пользу своим трудом отдельным людям и обществу, если тезис «нести людям добро» соответствует его внутренним убеждениям.
Таким образом, можно сформулировать противоречие между растущей потребностью в дальнейшей разработке вопросов профессионально-нравственного совершенствования будущих социальных работников в вузе через формирование милосердия и сострадания и недостаточной разработанностью средств формирования этих качеств личности будущих социальных работников.
Сказанное выше делает возможным постановку проблемы: в чем сущность милосердия и сострадания в условиях социальной работы, каковы средства формирования милосердия и сострадания будущего социального работника, как осуществить на практике формирование милосердия и сострадания у будущих социальных работников в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования: формирование милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
Предмет исследования: средства формирования милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
Цель исследования: выявить и описать средства формирования милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• выявить сущность милосердия как основного профессионально-
личностного качества будущего социального работника;
• рассмотреть сострадание как способность к внутреннему переживанию и личностному качеству будущего социального работника;
• определить особенности формирования милосердия и сострадания у будущего социального работника;
• охарактеризовать средства формирования милосердия и
сострадания у будущего социального работника в вузе;
• спроектировать деятельность, направленную на формирование милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
Гипотеза исследования: формирование милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников будет эффективно, если для этого применять духовно-ориентированное информационное обеспечения образовательной деятельности и включать студентов в волонтерскую деятельность и социально-профессиональные пробы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Современная наука считает термин «социальная работа» многозначным и многоаспектным. При этом социальная работа как вид деятельности рассматривается как комплексная и многозадачная. В основе такой деятельности лежит гуманистический подход и этические ценности гуманизма.
В российском обществе профессия «социальный работник» появилась сравнительно недавно. Но базовые для российского менталитета духовно-нравственные ценности - коллективизм, милосердие, бескорыстие, сострадание - обусловили существование преемственности в понимании помощи на всех этапах исторического развития. К традиционным для российского общества видам помощи, доказавшим свою жизнеспособность н эффективность, относятся трудовая помощь и благотворительность. На современном этапе развития российского общества приобретает актуальность положение о том, что при оказании помощи следует иметь в виду не отвлеченное добро, а конкретного человека.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности достаточно сложна, требует определенных качеств личности и осознанности действий. Опыт показывает, что не каждый человек способен работать в этой сфере. Главную роль играет духовно-нравственная составляющая личности социального работника. От нее зависят и методы, и результаты работы. Гуманистическая парадигма об абсолютной ценности каждого человека переходит из разряда философской категории в нравственный императив деятельности, основу мировоззрения и миропонимания. Моральный долг постепенно становится профессиональным. Можно предположить, что социальная работа скорее не профессия, а призвание.
С другой стороны, профессиональная деятельность в социальной сфере очень зависима от социума. Уровень развития социальных отношений, роль государства и частных инициатив, отношение к благотворительности выступают не менее значимыми факторами, чем очевидные - политика, экономика, правовая система, демографические процессы и технологический прогресс. Комплексность, мультизадачность и повышенная требовательность к исполнению обязанностей делают профессию «социальная работа» одной из самых сложных.
Социальный работник должен обладать определенными духовно- нравственными качествами для успешной профессиональной деятельности. В базисный ряд духовно-нравственных качеств специалиста социальной работы выделены: гуманность, честность, совестливость, отзывчивость, искренность, доброта, рефлексивность, справедливость, милосердие, порядочность, эмпатия, стремление к самосовершенствованию как качества, способствующие гармонизации отношений человека в социуме и одновременно как перспектива развития.
Специфика российского социального образования заключается в большом значении его духовно-нравственного компонента. Воспитательный аспект является не менее важным, чем образовательный. Моральные нормы и духовно-нравственные ценности в процессе обучения становятся основой формирования ответственного отношения будущего социального работника к своей деятельности и ее результатам. Другими характерными чертами системы образования в области социальной работы в России являются тесное взаимодействие образовательных и социальных учреждений, преемственность ступеней образования и учебных дисциплин, антропологический подход к преподаванию и воспитанию, внимание к региональным особенностям, организация участия студентов в волонтерских проектах. При этом допрофессиональная и начальная подготовка будущих социальных работников играет важную роль в становлении мировоззренческих ориентиров, системы ценностей и моделей нравственного поведения. Этот этап помогает определиться с сутью и особенностями профессии. В результате системного подхода к образованию и воспитанию формируются необходимые социально и профессионально значимые качества будущего специалиста в области социальной работы.
Тесная взаимосвязь идей гуманистической философии, лежащих в основе социальной работы, и ценностных ориентиров социальных работников позволила спроектировать содержание социального образования в виде курса «Духовно-нравственные основы православной культуры». Разработанное содержание дисциплины и формы его реализации позволили решить одну из основных образовательно-воспитательных задач - сформировать духовные основы мировоззрения. Включение дисциплины в учебный план в качестве факультативной и изучение ее студентами показало высокую степень интереса к ней. Анализ результатов обучения позволяет говорить о широких возможностях объединения обучения и воспитания, методик психологии и педагогики для формирования духовно-нравственных качеств, понимания студентами сути милосердия и сострадания. Участие студентов в волонтерских проектах позволяет перенести это понимание из теоретической области в практическую, помогает сформировать необходимые в дальнейшей работе модели поведения. Результаты внедрения дисциплины «Духовно-нравственные основы православной культуры» в учебный процесс вуза показали ее эффективность и открыли перспективы сотрудничества.
1. Авдеева, Т. И. Формирование духовно-эстетических ценностей на
занятиях «Русская художественная культура» [Электронный ресурс] / Т. И. Авдеева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-duhovno-
esteticheskih-tsennostey-na-zanyatiyah-russkaya-hudozhestvennaya-kultura (дата обращения: 25.05.2020).
2. Айдарбекова, А. Ж. Волонтерство как форма социальной активности молодежи / А. Ж Айдарбекова, А. К. Тайшинова // Вестник Жалал- Абадского государственного университета. - 2015. - № 1(30). - С. 100-103.
3. Акутина, С. П. Формирование ценностей семьи у бакалавров направления подготовки «Социальная работа»: предмет научного внимания Z С. П. Акутина // Инновации в современной науке. Материалы IV Международного весеннего симпозиума Z научный редактор Г. Ф. Гребенщиков. - 2014. - С. 44-52.
4. Алексеева, М. С. Истоки, движущие силы и формы сострадания: эволюция философских и религиозных концепций / М. С. Алексеева ZZ Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2015. - № 2 (13). - С. 66-75.
5. Анненкова, Н. В. Методы исследования личной социальной ответственности / Анненкова Н. В. // Научный вестник МГИИТ. - 2015. - № 4 (36). - С. 42-50.
6. Антонович, И. В. Благотворительность и добровольчество в российском обществе: история и современность : учеб. пособие / И. В. Антонович, Ю. А. Калинина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 196 с.
7. Анцелевич, О. В. Из истории развития волонтерского (добровольческого) движения в России / О. В. Анцелевич, Ю. В. Нагорная, В. Б. Малахов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015.- № 4-1. - С. 122-124.
8. Апресян, Р. Г. Современная этика - опыты систематизации: теоретические установки, методы, схемы (материалы заочного «круглого стола») [Электронный ресурс] / Р. Г. Апресян, О. В. Артемьева, Е. В. Беляева, О. П. Зубец, Е. В. Кундеревич, Л. В. Максимов, Е. Д. Мелешко, Т. В. Мишаткина, В. Н. Назаров, В. Ю. Первов, Т. И. Пороховская, А. В. Прокофьев, А. В. Разин, А. В. Скоморохов, А. П. Скрипник, Н. А. Хафизова, Н. К. Эйнгорн // Этическая мысль. - 2017. - Т. 17. - № 2. - С. 5-45. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32402715(дата обращения: 16.09.2019).
9. Арпентьева, М. Р. Социальное служение молодежи [Электронный ресурс] / М. Р. Арпентьева // V Забайкальские рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность» (региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений) Материалы научно-практической конференции / отв. ред. К. А. Стародубцева, Н. Н. Волнина. - 2016. - С. 100-101. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26092528(дата обращения: 16.09.2019).
10. Артыганов, Г. А. Патриотическое воспитание как составная часть
духовно-нравственного и гражданского становления личности [Электронный ресурс] / Г. А. Артыганов // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект). Материалы международной научно-практической конференции. Кемерово, 2016. - Кемерово :
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2016. - С. 14-16. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27622932(дата обращения: 17.09.2019).
11. Арутюнян, К. С. Рационализм и его влияние на социальную работу / К. С. Арутюнян // Социально-экономические аспекты развития современного общества. Межвузовский сборник научных трудов. - 2017. - С. 22-27.
12. Арутюнян, К. С. Тенденции развития современной социальной работы: социально-философский анализ [Электронный ресурс] / К. С. Арутюнян, К.М. Тиунова // Социально-экономические аспекты развития современного
общества. Межвузовский сборник научных трудов. - Рязань : Общество с ограниченной ответственностью "Рязанский Издательско-Полиграфический Дом «ПервопечатникЪ», 2016. - С. 16-23. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25787519(дата обращения: 12.09.2020).
13. Астэр, И. В. Социальная деятельность русской православной церкви как инструмент развития гражданского общества в современной России [Электронный ресурс] / И. В. Астэр // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2016. - Т. 15. - С. 110-117. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25461331(дата обращения: 12.09.2020).
14. Бадьина Т. А. Эколого-аксиологический подход к воспитанию подрастающего поколения // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 51.
15. Бартенева, И. О. Бубликов, А. Ф. Православное воспитание молодежи - ориентир нравственного возрождение общества [Электронный ресурс] / И. О. Бартенева, А. Ф. Бубликов // Коллекция гуманитарных исследований. - 2018. - № 2 (11). С. 37-40. - URL: http://j-chr.com/ru/site/journal/18/article/155(дата обращения: 20.11.2020).
16. Бартенева, И. О. Воспитание православных традиций - основа
нравственного возрождения человека [Электронный ресурс] / И. О. Бартенева, Е. Б. Гладунцова // Язык. Образование. Культура: сборник научных трудов по материалам XIII Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием, посвященной 85- летию КГМУ. - Курск : Курский государственный медицинский университет; ООО «МедТестИнфо», 2019. - С. 176-179.- URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38220047(дата обращения: 16.09.2019).
17. Басов, Н. Ф. Возникновение и развитие системы под готовки кадров
социальных работников в России [Электронный ресурс] / Н. Ф. Басов // Технологии социальной работы с молодежью : материалы II
межрегиональной научно-практической интернет-конференции с
международным участием (Кострома, 20-25 октября 2014 г.) / сост. О. Н. Веричева ; науч. ред. Н. Ф. Басов. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. С. 8-12. - URL :
https://publications.hse.rU/mirror/pubs/share/folder/v6lt76xc2z/direct/143467320.p df (дата обращения 15.09.2019).
18. Басов. Н. Ф. Подготовка кадров для социальной сферы // Формы и
методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Материалы II Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2013. - С. 48-49. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23735815(дата обращения: 15.09.2019).
19. Башкова, Н. С. Этика социального работника: понятие, особенности, принципы [Электронный ресурс] / Н. С. Башкова, Е. В. Даниелян // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2017. - № 1-2. - С. 61-66. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28149889&(дата обращения: 01.10.2019).
20. Белоножкина, М. В. Роль учителя в формировании чувства милосердия у старшеклассников в условиях воспитательной социокультурной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс] / М. В. Белоножкина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 5-1. - С. 195-198. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchitelya-v-formirovanii- chuvstva-miloserdiya-u-starsheklassnikov-v-usloviyah-vospitatelnoy- sotsiokulturnoy-sredy-obrazovatelnogo(дата обращения: 16.09.2019).
21. Березина, Е. М. Благотворительность в контексте социально-культурной практики [Электронный ресурс] / Е. М. Березина // Вестник ЧГАКИ. - 2010. - №4 (24). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnost-v-kontekste- sotsialno-kulturnoy-praktiki(дата обращения: 20.11.2020).
22. Благовская, Е. В. Молодежное волонтерское движение, как способ формирования социальной компетентности будущего специалиста по социальной работе [Электронный ресурс] / Е. В. Благовская, А. А. Табыкинова // Добровольчество как ресурс и механизм повышения социальной активности молодежи в современном Российском обществе. Сборник статей по материалам I Международного научно-практического форума. - Горно-Алтайск : Горно-Алтайский государственный университет, 2018. - С. 55-59. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36261619(дата обращения: 16.09.2019).
23. Бобровская, Н. А. Роль русской православной церкви в развитии социального обеспечения [Электронный ресурс] / Н. А. Бобровская, О. Н. Беленко // Роль русской православной церкви в формировании духовно- нравственных ценностей в России. Сборник научных статей итогам заседания Круглого стола в рамках XIV Международных научно- образовательных Знаменских чтений / главный редактор И. В. Костерина. - Курск, 2018. - С. 9-15. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=37615866(дата обращения: 16.09.2019).
24. Богданова, Ю. З. Об изменении традиций воспитательной работы в вузе [Электронный ресурс] / Ю. З. Богданова // Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - №6. - С. 321-328. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n7ob- izmenenii-traditsiy-vospitatelnoy-raboty-v-vuze(дата обращения: 17.09.2019).
25. Борьянова, В. А. Волонтерство и добровольчество в современных
практиках студенческой молодежи [Электронный ресурс] / В. А. Борьянова, К. О. Болтинкова // Актуальные проблемы региональной социологии: сборник научный статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. - Курск : Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 39-44.- URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=38094355(дата обращения:
16.09.2019).
26. Булынин, А. М. Аксиологические основы развития благотворительности
в России как фактор профессиональной подготовки будущих социальных работников в условиях вуза [Электронный ресурс] / А. М. Булынин // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. - № 2 (42). - С. 122-126. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29821339(дата обращения: 16.09.2019).
27. Булынин, А. М. Духовно-нравственное воспитание личности будущего социального работника (ценностный аспект) [Электронный ресурс] / А. М. Булынин // Научный альманах. - 2015. - № 3 (5). - С.72-77. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23670096(дата обращения: 17.09.2019).
28. Бурменская, Д. Н. Милосердие и гуманизм - главные принципы социальной работы [Электронный ресурс] / Д. Н. Бурменская // Аллея науки.
- 2018. - Т. 4. № 10 (26). - С. 868-871. - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=36702843(дата обращения: 16.09.2019).
29. Бурцева, И. В. Духовная культура в структуре профессиональной культуры бакалавра социальной работы [Электронный ресурс] / И. В. Бурцева // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 44-46.
- URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23737080(дата обращения: 17.09.2019).
30. Васюков, Н. Н. Социальное служение русской православной церкви в системе ее функций [Электронный ресурс] / Н. Н. Васюков, Т. Ф. Сулейманов // Образование и духовная безопасность. - 2018. - № 3 (5). - С. 5-23. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=36315803(дата обращения: 16.09.2019).
31. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Просвещение, 1990. - 645 с.
32. Винель, С. С. Профессионально-нравственные качества специалиста по
социальной работе [Электронный ресурс] / С. С. Винель // Новая наука: От идеи к результату. - Уфа, 2016.-№ 11-3.- С. 8-10.- URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27329281(дата обращения: 17.09.2019).
33. Воробьева, О. А. Социальное воспитание обучающейся молодежи на традиционных ценностях отечественной культуры [Электронный ресурс] / О. А. Воробьева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Том 18. №1-2. - С. 19-22. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=17737690(дата обращения: 17.09.2019).
34. Глухова, И. В. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов в рамках реализации социального проекта «Святая память»
[Электронный ресурс] / И. В. Глухова, И. Н. Манойло // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся / под общ. ред. И. М. Ильковской. - Саратов : ГАУДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2015. - С. 101-105. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24975240(дата обращения: 17.09.2019).
35. Гюлджян, А. Г. Современный образ социального работника / А. Г.
Гюлджян // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017.—С.87-89. —URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12863/(дата обращения: 16.09.2019).
36. Датхаева, З. А. Воспитательная работа студентов-медиков в современных условиях [Электронный ресурс] / З. А. Датхаева, С. Ш. Исенова, Н. М. Сагандыкова, Д. О. Карибаева, Э. К. Шукенова, А. Ж. Акимбаева, У. Б. Бугибаева, А. Пархаткызы // Вестник Казахского Национального медицинского университета. - 2014. - №2-2. - С. 432-433. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-studentov-medikov- v-sovremennyh-usloviyah(дата обращения: 17.09.2019).
37. Дегтерев, В. А. Подготовка студентов будущих специалистов социальной работы к выходу на практику [Электронный ресурс] / В. А. Дегтерев, А. Ф. Клюшина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 314-317. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=17017707(дата обращения: 17.09.2019).
38. Демидова, Т. Е. Нравственно-этические аспекты социального образования: проблемы, поиски, решения / Т. Е. Демидова // Отечественный журнал социальной работы. - 2018. - № 4. - С. 118-123.
39. Дринова, Е. М. Светский и религиозный аспекты в формировании
духовной культуры российской студенческой молодёжи / Е. М. Дринова // Духовная культура российской студенческой молодёжи: проблемы и пути формирования: Материалы международной научной конференции. —
Москва: Московский государственный университет путей сообщения
Императора Николая II, 2016. - С. 63-66.
40. Екимова, С. Г. Развитие эмпатии как одного из профессионально
значимых качеств студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» средствами добровольческой деятельности [Электронный ресурс] / С. Г. Екимова // Проблемы высшего образования. - 2015. - № 1. - С. 127-130. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27339191(дата обращения:
17.09.2019).
41. Ерзылева, И. А. Социальная работа русской православной церкви в
сфере медицины [Электронный ресурс] / И. А. Ерзылева // Вестник научных конференций. 2016. № 6-2 (10). С. 36-39. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26485386(Дата обращения: 16.09.2019).
42. Жаринов, С. А. Платоновский эрос как преодоление Другого: гетерологический анализ [Электронный ресурс] / С. А. Жаринов // Вестник ЧелГУ. - 2019. - №5 (427). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/platonovskiy- eros-kak-preodolenie-drugogo-geterologicheskiy-analiz(дата обращения: 20.10.2020).
43. Жиров, М. С. Гуманитарная направленность социального образования
[Электронный ресурс] / М. С. Жиров // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. Материалы VI международной научно-практической конференции. - Белгород, 2014. - С. 9¬17.- URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26796843(дата обращения:
17.09.2019).
44. Захарова, А. А. Формирование профессиональной компетентности
специалистов социальной работы [Электронный ресурс] / А. А. Захарова ZZ Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / под общей редакцией Д. В. Сочивко. - Рязань, 2019. - С. 625-632. - URL :
https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=37275757 (Дата обращения: 16.09.2019).
45. Зезюлько, А. В. Социальные технологии и технологии социальной работы [Электронный ресурс] / А. В. Зезюлько, С. П. Кузьмин // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 9. № 11. - С. 145-149. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27540947(дата обращения: 17.09.2019).
46. Зубанова, С. Г. Возрождение традиции социального служения русской православной церкви на современном этапе [Электронный ресурс] / С. Г. Зубанова // Социально-экономические проблемы развития России в условиях новых политических и экономических трендов. Сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. - Москва : РГСУ, 2015. - С. 13-19. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24338602(дата обращения: 17.09.2019).
47. Зубанова, С. Г. Концепт «социальное служение» в современном языковом пространстве России [Электронный ресурс] / С. Г. Зубанова // Социокультурные концепты в социальной работе Сборник научных и учебно-методических статей. Российский государственный социальный университет. - Москва : Издательство «Перо», 2015. - С. 84-101. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23911366(дата обращения: 17.09.2019).
48. Зубанова, С. Г. О понятийно-категориальном аппарате теории и истории
социального служения: «социальное служение» или «социальная работа»? [Электронный ресурс] / С. Г. Зубанова // Современные технологи и
проблемы преподавания социально-экономических и юридических дисциплин в социальном университете (анализ и рекомендации) Материалы учебно-методических и учебно-методологических семинаров кафедр Филиала РГСУ в г. Люберцы. - Москва, 2013. - С. 62-72. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24352740(дата обращения: 17.09.2019).
49. Зубанова, С. Г. Социальная практика церкви в современной России и ее правовая регламентация [Электронный ресурс] / С. Г. Зубанова // Актуальные проблемы науки, образования и социальной работы. Сборник научных статей. РГСУ филиал в г. Люберцы; Институт психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ. - Москва, 2015. - С. 76-84. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24828351(дата обращения: 16.10.2019).
50. Зубанова, С. Г. Социальное служение в России: исторический опыт, теоретические основы, современная практика / С. Г. Зубанова. - Москва :
Российский государственный социальный университет, 2013. - 255 с.
51. Зубанова, С. Г. Социальные трансформации ХХ-ХХ1 веков и их влияние на практику социальной деятельности церкви [Электронный ресурс] / С. Г. Зубанова // Социально-психологические аспекты практики социальной работы / Ответственные редакторы: Овчаренко Л. Ю., Тютченко А. М. / Редактор-составитель: Дорошенко Т. Н. - Москва, 2016. - С. 109-120. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25396732(дата обращения: 17.09.2019).
52. Зубанова, С. Г. Характер государственно-церковных отношений в
исторической ретроспективе и правовая основа социальной практики РПЦ [Электронный ресурс] / С. Г. Зубанова // Общество: философия, история, культура. -2016.- № 2. - С. 50-57. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25445013(дата обращения: 17.09.2019).
53. Зубанова, С .Г. , Социальное служение русской православной церкви: вопросы истории, теории, практики [Электронный ресурс] / С. Г. Зубанова, И. И. Степанов, Н. Д. Патюлина, Н. П. Рузанова. - Москва : Издательство «Лика», 2013. - 463 с. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23910090(дата обращения: 17.09.2019).
54. Зыкова, Т. И. Методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза [Электронный ресурс] / Т. И. Зыкова // Вопросы культурологии. - 2007. - №6. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12839341 (дата обращения: 17.09.2019).
55. Иванова, А. Д. Реализация профессиональных стандартов и развитие профессиональных компетенций работников социальной службы [Электронный ресурс] / А. Д. Иванова, О. В. Муругова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018 .- № 3. - С. 184-196. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35683059(дата обращения: 16.09.2019).
56. Иванова, Е. М. Социальная работа как общественный феномен: эволюция ценностных оснований [Электронный ресурс] / Е. М. Иванова // Социальная онтология в структурах теоретического знания. Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией О. Н. Бушмакиной, Э. Р. Рогозиной. - Ижевск, 2016. - С. 79-92. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27718062(дата обращения: 17.09.2019)
57. Камыш, А. Н. Духовно-нравственные ценности: философско-
педагогический анализ [Электронный ресурс] / А. Н. Камыш // Система ценностей современного общества. - 2014.-№34. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-tsennosti-filosofsko- pedagogicheskiy-analiz(дата обращения: 20.10.2019).
58. Каримова, Е. Г. Роль духовно-нравственного воспитания в
профессиональном становлении студентов [Электронный ресурс] / Е. Г. Каримова, З. В. Петрова, А. Н. Никитина, В. Г. Леонтьева, Н. А. Баранова // Медицинская сестра. - 2012.- №6.- С. 11-13.- URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17925455(дата обращения: 17.09.2019).
59. Кашин, А. В. Воспитание милосердия у студентов медицинских вузов
[Электронный ресурс] / А. В. Кашин, А. А. Филозоп // Инновации в науке / Сб. ст. по материалам XXXIX межднар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. «СибАК» - 2014. - № 11 (36). - С. 108-111. -URL:
https://sibac.info/sites/default/files/archive/2014/2014.11.26_innovacii_pravka.pdf(дата обращения: 20.10.2019).
60. Кирикова, М. И. Особенности профессиональной этики социального
работника [Электронный ресурс] / М. И. Кирикова // Социокультурные исследования: история и современность. Сборник научных и учебно-методических статей. - Москва, 2016. - С. 17-25. -URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26077083(дата обращения: 17.09.2019).
61. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для вузов (МО) / Е. А. Климов. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2010. — 304 с.
62. Кобышева, Л. И. Представления студентов о чертах национального
характера, оказывающих влияние на становление профессионально значимых личностных качеств социального педагога в различных ситуациях студенческой жизни [Электронный ресурс] / Л. И. Кобышева // Интернет- журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. № 4 (29). - С. 116. URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24312501(дата обращения: 17.09.2019).
63. Коваленко, Т. Н. Добровольческая деятельность и добровольческие ресурсы в сфере социальной работы [Электронный ресурс] / Т. Н. Коваленко // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2015. - Т. 23. № 1. - С. 59-67. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24208299(дата обращения: 17.09.2019).
64. Козин, А. М. Профессиональное воспитание в аспекте духовно-нравственного развития личности студента [Электронный ресурс] / А. М. Козин // Духовно-нравственные основы ориентации молодежи на военные профессии. X Сазоновские педагогические чтения. Сборник научных материалов Международной научно-практической конференции. - Курган, 2018. - С. 55-59. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=37039808(дата обращения: 16.09.2019).
65. Козлова, Л. Я. Современное состояние духовно-нравственного воспитания в вузах России [Электронный ресурс] / Л. Я. Козлова // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Т. 6. № 21. - С. 35-48. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30554081(дата обращения: 16.09.2019).
66. Колмакова, В. В. Определение уровня сформированности активной
гражданской позиции современного студента [Электронный ресурс] / В. В. Колмакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 10-3 (64). - С. 182-186.- URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26744566(дата обращения: 17.09.2019).
67. Кондрашов, В. А. Этика. Эстетика : учебное пособие / В. А. Кондрашов,
A. Е. Чичина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 512 с.
68. Кузьмина, Л. П. Милосердие как важная составляющая личности
будущих медицинских работников [Электронный ресурс] / Л. П. Кузьмина, Н. В. Сапронова, Т. В. Звягина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.- Т. 43.- С. 281-283.- URL : http://e-
koncept.ru/2016/76474.htm (дата обращения: 16.09.2019).
69. Кузьминов, Н. Н. Реализация государственной стратегии духовно-нравственного воспитания студентов как средство подготовки востребованных специалистов [Электронный ресурс] / Н. Н. Кузьминов, А. Н. Кузьминова // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика РАО В. А. Сластёнина. В 2 частях. - Рязань, 2017. - С. 98¬101. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30613635(дата обращения: 16.09.2019).
70. Кутякова, Н. К. Духовно-нравственные ценности образования как
средство воспитания личности [Электронный ресурс] / Н. К. Кутякова // Духовно-нравственное воспитание личности: история и современность. Сборник научных статей. - Орехово-Зуево, 2013. - С. 2. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26581393(дата обращения: 20.10.2019).
71. Лебедева, Н. В. Психологические факторы развития профессионализма социального работника [Электронный ресурс] / Н. В. Лебедева // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2015. - Т. 23. № 1. - С. 68-74. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24208300(дата обращения: 17.09.2019).
72. Левченко, Н. В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогических специальностей [Электронный ресурс] / Н. В. Левченко, Г.
B. Антонова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 22. -
C.248-250.- URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25021218(дата
обращения: 17.09.2019).
73. Левченко, Н. В. Ознакомление с православной культурой как условие
духовно-нравственного воспитания студентов [Электронный ресурс] / Н. В. Левченко, Г. В. Антонова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - № 4. - С. 220-225. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24988576(дата обращения:
17.09.2019).
74. Логинова, В. В. Благотворительность и милосердие как значимые
ценности русской культуры [Электронный ресурс] / В. В. Логинова // Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения: к 155-летию со дня посещения Сахалина святителем Иннокентием (Вениаминовым). Материалы региональной научно-практической конференции. Сборник докладов / Составители: А. Ю. Делова, Д. А. Бородулин. - Южно-Сахалинск, 2016. - С. 56-58. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29179509(дата
обращения: 17.09.2019).
75. Логунова, Е. Г. Особенности милосердия в двух типах общества: традиционном и современном [Электронный ресурс] / Е. Г. Логунова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 8-1 (58). - С. 117-120. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23575176(дата обращения: 16.09.2019).
76. Логунова, Е. Г. Эгоистические и бескорыстные мотивы милосердия [Электронный ресурс] / Е. Г. Логунова, О. А. Логунова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - Оренбург, 2017. - № 4. - С. 63-65. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29411426(дата обращения: 16.09.2019).
77. Лопатухина, Т. А. Современное воспитание молодых людей как система
возвращения духовно-нравственных ценностей в российское общество [Электронный ресурс] / Т. А. Лопатухина, А. В. Осипова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2013. - №6. - С. 69-73. - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=21170096 (дата обращения: 17.09.2019).
78. Лыгина, М. А. Нравственные детерминанты социальной работы [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина, В. В. Балахонский // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2010. - №3. - С. 171-175. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=17330174(дата обращения: 17.09.2019).
79. Лысцова, Н. А. Особенности преподавания курса «Психология
социальной работы» [Электронный ресурс] / Н. А. Лысцова // Труды
Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и
социальные науки. - 2005. - Том 1. - С.24-27 - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=21816648(дата обращения: 17.09.2019).
80. Мальцев, В. А. Гуманистическая этика: история и проблемы:
монография [Электронный ресурс] / В. А. Мальцев ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 574 с. - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=21332838(дата обращения: 17.09.2019).
81. Мартиросян, К. М. Благотворительность как вид социально-культурной
деятельности в условиях современной России и ее влияние на воспитательный процесс подрастающего поколения [Электронный ресурс] / К. М. Мартиросян, К. В. Каракьян // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. - № 4. - С. 86-92. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnost-kak-vid-sotsialno-kulturnoy- deyatelnosti-v-usloviyah-sovremennoy-rossii-i-ee-vliyanie-na-vospitatelnyy- protsess(дата обращения: 10.10.2019).
82. Мартышин, Д. Социальная работа церкви как наука на современном этапе развития общества [Электронный ресурс] / Д. Мартышин // Богословско-исторический сборник. - 2016. - № 1 (8). - С. 51-62. - URL : http://eparhia-kaluga.ru/images/pdf/BIS/periodBIS_0008.pdf(дата обращения: 16.09.2019).
83. Медведева, Г. П. Аксиологические основы социальной работы: монография / Г. П. Медведева. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство РГСУ, 2019. - 364 с.
84. Медведева, Г. П. Этика социальной работы: учебное пособие / Г. П. Медведева. - М.: Владос, 2002. - 208 с.
85. Мельников, Д. А. Ценностное самоопределение социальной работы:
между прагматизмом и гуманизмом [Электронный ресурс] / Д. А. Мельников // Наука и школа. - 2013. - №1. -. С. 167-172 - URL :
https://elibrary.ru/item.asp7idM9030198(дата обращения: 17.09.2019).
86. Митрошенков, О. А. Духовно-нравственные детерминанты и ценностные ориентиры социальной работы [Электронный ресурс] / О. А. Митрошенков // Философия и общество. - 1997. - Выпуск №6. - С. 142-159. - URL : https://www.socionauki.ru/journal/articles/1499936/(дата обращения: 14.11.2020).
87. Митрошенков, О. А. Онтология гуманизма и тоталитаризма. М., 1993. - 240 с.
88. Можейко, М. А. Христианские ценности как аксиологические основания
современного светского образования и воспитания [Электронный ресурс] / М. А. Можейко // Теологическое образование: проблемы и перспективы развития. Сборник материалов международной научно-практической Свято¬Тихоновской конференции. - Псков, 2014. - С. 152-159. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28387032(дата обращения: 17.09.2019).
89. Моисеева М. М. И. Значение сострадания в профессиональной
деятельности социального работника [Электронный ресурс] / М. М. И. Моисеева // Теология: история, проблемы, перспективы Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием / Под редакцией Н. Я. Безбородовой, Н. В. Стюфляевой. - 2018. - С. 218-222. - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=36444407(дата обращения: 16.09.2019).
90. Моисеенко, М. В. Нравственный феномен служения [Электронный
ресурс] / М. В. Моисеенко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2017. - Т. 21. № 3. - С. 338-345. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30075136(дата обращения: 16.09.2019).
91. Молчанова, С. Ю., Усачева Е. А. Методика организации лекции-
дискуссии (на примере материалов лекции по дисциплине «Благотворительность в социальной работе») [Электронный ресурс] / С. Ю. Молчанова, Е. А. Усачева // Материалы научно-методической конференции СЗАГС. - 2011. - № 1. - С. 94-103. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=%2016923812 (дата обращения:
19.09.2019).
92. Надеева, М. И. Исторический опыт социальной деятельности в России
[Электронный ресурс] / М. И. Надеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. № 8. - С. 394-398. - URL
: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/istoricheskiy-opyt-sotsialnoy-deyatelnosti-v-
rossii (дата обращения: 16.09.2019).
93. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы : учебник для бакалавров / И. В. Наместникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 367 с.
94. Никитин, М. Сущность, содержание и структура духовно-нравственного
потенциала социальной работы [Электронный ресурс] / М. Никитин ZZ Академик. - 2019. № 1. - С. 63-71. - URL :
https:ZZelibrary.ru/item.asp?id=37213066 (Дата обращения: 16.09.2019).
95. Никитина, М. Ю. Концепт милосердие в современном русском языковом сознании (психолингвистический аспект) [Электронный ресурс] / М. Ю. Никитина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2-2 (32). - С. 135-138. - URL : https:ZZwww.gramota.netZarticlesZissn_1997- 2911_2014_2-2_35.pdf (дата обращения: 16.09.2019).
96. Никитина Т. Н. Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях : автореферат диссертации кандидата социологических наук : 22.00.06 / Т. Н. Никитина ; Казанский государственный технологический университет. - Казань, 2009. - 19 с.
97. Новикова, Ж. А. Этические основания социальной работы как ориентир
практической деятельности [Электронный ресурс] / Ж. А. Новикова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2019. - № 1 (29). - С. 40-51. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=38052713(дата обращения:
16.09.2019).
98. Нравственные ценности и будущее человечества. Материалы Пятых региональных Рождественских образовательных чтений / под общей редакцией протоиерея Вадима Ершова. - Пенза : Пензенская духовная семинария, 2017. - 360 с.
99. Оганян, К. М. Теория и практика социальной работы / К. М. Оганян. — М.: Мир, 2007. — 370 с.
100. Орлова, И. С. Специфика подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» [Электронный ресурс] / И. С. Орлова // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. - 2012. - № 1. - С. 188-196. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23443041 (дата обращения: 17.09.2019).
101. Острикова, С. А. Духовно-нравственное воспитание студенческой
молодежи как приоритетная задача формирования личности современного специалиста [Электронный ресурс] / С. А. Острикова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2006. - №2(17). - С. 327-332. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=12875129(дата
обращения: 17.09.2019).
102. Павенков, О. В. Человек и любовь - ФШа в трудах представителей
Каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов) [Электронный ресурс] / О. В. Павенков // Вестник КГУ. - 2013. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-lyubov-v-trudah-
predstaviteley-kappadokiyskoy-shkoly-vasiliy-velikiy-grigoriy-nisskiy-grigoriy- bogoslov (дата обращения: 20.11.2020).
103. Павлова, В. А. Православное добровольчество в образовательной среде // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики,
перспективы. Материалы Международной научно-практической
конференции. - 2016. - С. 213-220.
104. Павлова, И. В. Социальное служение в религиозных организациях как
особый вид реабилитационной работы [Электронный ресурс] / И. В. Павлова, Е. Ю. Исаева // История, политология, социология, философия:
теоретические и практические аспекты : сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2018. - С. 33-38. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36281306(дата
обращения: 16.09.2019).
105. Паклина, Е. А. Развитие социальной активности волонтеров в вузе [Электронный ресурс] / Е. А. Паклина // Вестник СПбГИК. - 2019. - №1 (38). - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-sotsialnoy-aktivnosti-volonterov- v-vuze(дата обращения: 20.11.2020).
106. Паклина, Е. А. Условия мотивации студенческой молодёжи к
волонтёрской деятельности в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] / Е. А. Паклина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 37-1. - С. 199-203. - URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZusloviya-motivatsii-studencheskoy-molodyozhi-k- volontyorskoy-deyatelnosti-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah(дата обращения: 10.10.2020).
107. Петрова, О. Н. Формирование профессиональных компетенций
социальных работников в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / О. Н. Петрова // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2016. - № 46 - С. 245-249. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25594927(дата обращения: 17.09.2019).
108. Позднякова, О. К. Нравственное воспитание студентов в
образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] / О. К. Позднякова ZZ Научное отражение. - 2017. - № 5-6 (9-10). - С. 129-131. - URL :
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32675160(дата обращения: 16.09.2019).