ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 9
1.1 Философско-педагогический аспект содержания понятий о милосердии и сострадании как профессионально-личностных качествах работников социальной сферы 9
1.2. Особенности процесса формирования профессионально-личностных качеств у будущих социальных работников в условиях ВУЗа 22
1.3. Характеристика средств формирования милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 36
2.1. Характеристика диагностики милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников 36
2.2 Педагогический проект по формированию милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 9
1.1 Философско-педагогический аспект содержания понятий о милосердии и сострадании как профессионально-личностных качествах работников социальной сферы 9
1.2. Особенности процесса формирования профессионально-личностных качеств у будущих социальных работников в условиях ВУЗа 22
1.3. Характеристика средств формирования милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников 29
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 36
2.1. Характеристика диагностики милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников 36
2.2 Педагогический проект по формированию милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
Состояние современного общества показывает, что оно (общество), несмотря на технологический, научный, производственный прогресс, всё же не может обойтись без особой сферы деятельности - социальной работы. Более того, оно остро нуждается в специалистах, мотивированных осуществлять свою профессиональную деятельность по завершении образования, а значит, в развитии системы их профессионально-личностной подготовки.
В современном техногенном обществе зачастую возникает глобальное политическое и идеологическое манипулирование, информационное и культурное давление. Развивающаяся система телекоммуникаций, в том числе Интернет, создает условия для роста экономической и прочей преступности. В сложившихся современных условиях возникает сложность адаптации к среде информационного общества. В связи со стремительным развитием информационного общества нарастают экологические проблемы. На фоне молниеносного распространения информации можно наблюдать обострение проблем социально-экономического, политического,
национально-этнического характера, впечатляющих своей масштабностью, драматизмом, непредсказуемостью и глубокой противоречивостью.
В условиях обозначенных процессов актуализируется профессиональная деятельность, связанная с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией и адаптацией отдельного человека, различных групп и сообществ, а это вызывает в свою очередь острейшую потребность в высококвалифицированных кадрах социальной работы. Постепенное формирование ювенальной юстиции, формирование доступной среды и инклюзии людей с ограниченными возможностями в общественное пространство, увеличение числа одиноких пожилых людей - все это требует активного участия со стороны социальных служб. Изменения в этических ориентирах, произошедшие в последние десятилетия, нуждаются в серьезном осмыслении. Все большая виртуализация жизненного пространства и обилие насилия и жестокости в информационном пространстве неизбежно ведут к обесцениванию способности сопереживать и сострадать.
Социальная работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психологические и моральные ресурсы недостаточны, возможности ограничены, а способности самостоятельно разрешать свои проблемы неудовлетворительны. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида [87; С. 142-159]. Принципиально, что эти ценности на протяжении веков развивались именно в религиозной сфере, укоренены в ней и отчасти принадлежат ей и сегодня. Конечно, секуляризация этих понятий - объективный факт современной культуры, однако эти процессы не окончательны и не абсолютны.
Проблема осмысления сути и цели милосердия и сострадания освещена во множестве трудов. Философы античной Греции заложили основы понимания данных явлений в контексте гуманизма. В трудах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Конфуция, Пифагора, Платона, Сократа, Фалеса содержится понимание милосердия и сострадания как добродетелей, свойственных природе человека как части социума. Этические качества являются следствием воспитания результатом взаимодействия людей в обществе, что предполагает соответствующую организацию деятельности и бытия человека. Этика средневековья предполагала добродетелью отречение человека от собственной уникальности и земных радостей, служение обществу, в том числе благими делами и милосердными поступками.
Милосердие как сложное социокультурное явление и сострадание как личностное качество нашли отражение в нравственно-этических учениях мировых религий. В нашем случае наиболее актуальным можно считать опыт христианской этики - как религиозного мировоззрения традиционного и во многом конституирующего для культуры страны и региона.
В Новое Время в европейской философии получили развитие идеи гуманизма. Гуманистическая этика объявила важными человеколюбие, альтруизм, сострадание, терпение, благожелательность, симпатию. Подробно эти идеи излагались в трудах Просветителей: И. Кант, Ж.Ж. Руссо, А. Смит и более поздних философов: Л. Фейербах, Д. Юм.
Западная традиция оказала серьезное влияние на развитие русской философской мысли и представлений о милосердии. В трудах И.И. Бецкого можно встретить идеи о прощении и заботе о ближних. П.Я. Чаадаев в своих работах, вызвавших неоднозначную реакцию образованных современников, подчеркивал доброжелательность и любовь к ближнему как качества, присущие русской душе. Славянофилы в своей полемике с западниками обсуждали русскую ментальность и присущие ей сострадание и готовность оказывать безвозмездную помощь. Л.Н. Толстой, формулируя собственную мировоззренческую систему, считал, что для каждого человека необходимо творить добро. По мнению писателя, бескорыстная любовь к ближнему - единственный разумный вид любви. Русская школа философии «всеединства» (С.Н. Булгаков, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк) называла единство истины, добра и красоты источником совершенствования мира. Русские религиозные философы признавали высшим нравственным идеалом человека образ Иисуса Христа, его абсолютное служение людям, милосердие, любовь, сострадание и определяли в качестве первоочередной задачи воспитания развитие в человеке таких чувств как стыд, жалость, благоговение, из которых рождаются все человеческие добродетели.
Философские идеи становились основой отечественной педагогики. Ее основоположники в России - В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский много внимания уделяли вопросам воспитания нравственности. В их трудах можно встретить размышления и конкретные советы о воспитании милосердия в процессе обучения.
Проблема теории и практики духовно-нравственного воспитания детально рассмотрена в работах отечественных исследователей. Так, О.Г. Дробницкий в своих работах останавливался на сути моральных законов и нравственности в целом. В исследованиях О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко рассмотрены особенности нравственного воспитания в школе, проблемы освоения нравственных ценностей. В трудах Б.Т. Лихачева выделены факторы и особенности эстетического и этического воспитания, их взаимосвязь и взаимовлияние. Проблему формирования милосердия при профессиональной подготовке в вузе тщательно исследовала Л.Р. Уварова.
Социальная работа как профессия носит комплексный характер и имеет несколько специальностей (специализаций). Для каждой из них есть свои нюансы, но существуют и универсальные профессиональные характеристики социального работника. К ним можно отнести ряд способностей и умений. Базовыми способностями считаются коммуникативные и организационные качества, позволяющие специалисту - социальному работнику организовать адекватное взаимодействие между личностью и обществом, в микросоциуме (семье) между представителями разных поколений, микросредой и макросредой, найти возможности конструктивного общения и действия. Необходимыми умениями можно считать создание эмоционально комфортной среды, всесторонний анализ ситуации и поиск альтернативных решений. Все перечисленные способности требуют своего развития в системе подготовки и образования будущих социальных работников, что ставит вопросы воспитания и формирования профессионально-личностных качеств.
Одной из насущных проблем современной системы профессиональной подготовки социальных работников является ее не полное соответствие потребностям той сферы, в которой призваны работать выпускники. В процессе подготовки будущих социальных работников пока еще недостаточно учитывается то, что социальная работа - это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно, чем во многих других профессиях. Профессионально-нравственные проблемы возникают у социального работника во всех сферах его деятельности. Поэтому социальный работник только в том случае принесет пользу своим трудом отдельным людям и обществу, если тезис «нести людям добро» соответствует его внутренним убеждениям.
Таким образом, можно сформулировать противоречие между растущей потребностью в дальнейшей разработке вопросов профессионально-нравственного совершенствования будущих социальных работников в вузе через формирование милосердия и сострадания и недостаточной разработанностью средств формирования этих качеств личности будущих социальных работников.
Сказанное выше делает возможным постановку проблемы: в чем сущность милосердия и сострадания в условиях социальной работы, каковы средства формирования милосердия и сострадания будущего социального работника, как осуществить на практике формирование милосердия и сострадания у будущих социальных работников в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования: формирование милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
Предмет исследования: средства формирования милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
Цель исследования: выявить и описать средства формирования милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• выявить сущность милосердия как основного профессионально-
личностного качества будущего социального работника;
• рассмотреть сострадание как способность к внутреннему переживанию и личностному качеству будущего социального работника;
• определить особенности формирования милосердия и сострадания у будущего социального работника;
• охарактеризовать средства формирования милосердия и
сострадания у будущего социального работника в вузе;
• спроектировать деятельность, направленную на формирование милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
Гипотеза исследования: формирование милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников будет эффективно, если для этого применять духовно-ориентированное информационное обеспечения образовательной деятельности и включать студентов в волонтерскую деятельность и социально-профессиональные пробы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
В современном техногенном обществе зачастую возникает глобальное политическое и идеологическое манипулирование, информационное и культурное давление. Развивающаяся система телекоммуникаций, в том числе Интернет, создает условия для роста экономической и прочей преступности. В сложившихся современных условиях возникает сложность адаптации к среде информационного общества. В связи со стремительным развитием информационного общества нарастают экологические проблемы. На фоне молниеносного распространения информации можно наблюдать обострение проблем социально-экономического, политического,
национально-этнического характера, впечатляющих своей масштабностью, драматизмом, непредсказуемостью и глубокой противоречивостью.
В условиях обозначенных процессов актуализируется профессиональная деятельность, связанная с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией и адаптацией отдельного человека, различных групп и сообществ, а это вызывает в свою очередь острейшую потребность в высококвалифицированных кадрах социальной работы. Постепенное формирование ювенальной юстиции, формирование доступной среды и инклюзии людей с ограниченными возможностями в общественное пространство, увеличение числа одиноких пожилых людей - все это требует активного участия со стороны социальных служб. Изменения в этических ориентирах, произошедшие в последние десятилетия, нуждаются в серьезном осмыслении. Все большая виртуализация жизненного пространства и обилие насилия и жестокости в информационном пространстве неизбежно ведут к обесцениванию способности сопереживать и сострадать.
Социальная работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психологические и моральные ресурсы недостаточны, возможности ограничены, а способности самостоятельно разрешать свои проблемы неудовлетворительны. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида [87; С. 142-159]. Принципиально, что эти ценности на протяжении веков развивались именно в религиозной сфере, укоренены в ней и отчасти принадлежат ей и сегодня. Конечно, секуляризация этих понятий - объективный факт современной культуры, однако эти процессы не окончательны и не абсолютны.
Проблема осмысления сути и цели милосердия и сострадания освещена во множестве трудов. Философы античной Греции заложили основы понимания данных явлений в контексте гуманизма. В трудах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Конфуция, Пифагора, Платона, Сократа, Фалеса содержится понимание милосердия и сострадания как добродетелей, свойственных природе человека как части социума. Этические качества являются следствием воспитания результатом взаимодействия людей в обществе, что предполагает соответствующую организацию деятельности и бытия человека. Этика средневековья предполагала добродетелью отречение человека от собственной уникальности и земных радостей, служение обществу, в том числе благими делами и милосердными поступками.
Милосердие как сложное социокультурное явление и сострадание как личностное качество нашли отражение в нравственно-этических учениях мировых религий. В нашем случае наиболее актуальным можно считать опыт христианской этики - как религиозного мировоззрения традиционного и во многом конституирующего для культуры страны и региона.
В Новое Время в европейской философии получили развитие идеи гуманизма. Гуманистическая этика объявила важными человеколюбие, альтруизм, сострадание, терпение, благожелательность, симпатию. Подробно эти идеи излагались в трудах Просветителей: И. Кант, Ж.Ж. Руссо, А. Смит и более поздних философов: Л. Фейербах, Д. Юм.
Западная традиция оказала серьезное влияние на развитие русской философской мысли и представлений о милосердии. В трудах И.И. Бецкого можно встретить идеи о прощении и заботе о ближних. П.Я. Чаадаев в своих работах, вызвавших неоднозначную реакцию образованных современников, подчеркивал доброжелательность и любовь к ближнему как качества, присущие русской душе. Славянофилы в своей полемике с западниками обсуждали русскую ментальность и присущие ей сострадание и готовность оказывать безвозмездную помощь. Л.Н. Толстой, формулируя собственную мировоззренческую систему, считал, что для каждого человека необходимо творить добро. По мнению писателя, бескорыстная любовь к ближнему - единственный разумный вид любви. Русская школа философии «всеединства» (С.Н. Булгаков, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк) называла единство истины, добра и красоты источником совершенствования мира. Русские религиозные философы признавали высшим нравственным идеалом человека образ Иисуса Христа, его абсолютное служение людям, милосердие, любовь, сострадание и определяли в качестве первоочередной задачи воспитания развитие в человеке таких чувств как стыд, жалость, благоговение, из которых рождаются все человеческие добродетели.
Философские идеи становились основой отечественной педагогики. Ее основоположники в России - В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский много внимания уделяли вопросам воспитания нравственности. В их трудах можно встретить размышления и конкретные советы о воспитании милосердия в процессе обучения.
Проблема теории и практики духовно-нравственного воспитания детально рассмотрена в работах отечественных исследователей. Так, О.Г. Дробницкий в своих работах останавливался на сути моральных законов и нравственности в целом. В исследованиях О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко рассмотрены особенности нравственного воспитания в школе, проблемы освоения нравственных ценностей. В трудах Б.Т. Лихачева выделены факторы и особенности эстетического и этического воспитания, их взаимосвязь и взаимовлияние. Проблему формирования милосердия при профессиональной подготовке в вузе тщательно исследовала Л.Р. Уварова.
Социальная работа как профессия носит комплексный характер и имеет несколько специальностей (специализаций). Для каждой из них есть свои нюансы, но существуют и универсальные профессиональные характеристики социального работника. К ним можно отнести ряд способностей и умений. Базовыми способностями считаются коммуникативные и организационные качества, позволяющие специалисту - социальному работнику организовать адекватное взаимодействие между личностью и обществом, в микросоциуме (семье) между представителями разных поколений, микросредой и макросредой, найти возможности конструктивного общения и действия. Необходимыми умениями можно считать создание эмоционально комфортной среды, всесторонний анализ ситуации и поиск альтернативных решений. Все перечисленные способности требуют своего развития в системе подготовки и образования будущих социальных работников, что ставит вопросы воспитания и формирования профессионально-личностных качеств.
Одной из насущных проблем современной системы профессиональной подготовки социальных работников является ее не полное соответствие потребностям той сферы, в которой призваны работать выпускники. В процессе подготовки будущих социальных работников пока еще недостаточно учитывается то, что социальная работа - это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно, чем во многих других профессиях. Профессионально-нравственные проблемы возникают у социального работника во всех сферах его деятельности. Поэтому социальный работник только в том случае принесет пользу своим трудом отдельным людям и обществу, если тезис «нести людям добро» соответствует его внутренним убеждениям.
Таким образом, можно сформулировать противоречие между растущей потребностью в дальнейшей разработке вопросов профессионально-нравственного совершенствования будущих социальных работников в вузе через формирование милосердия и сострадания и недостаточной разработанностью средств формирования этих качеств личности будущих социальных работников.
Сказанное выше делает возможным постановку проблемы: в чем сущность милосердия и сострадания в условиях социальной работы, каковы средства формирования милосердия и сострадания будущего социального работника, как осуществить на практике формирование милосердия и сострадания у будущих социальных работников в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования: формирование милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
Предмет исследования: средства формирования милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
Цель исследования: выявить и описать средства формирования милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• выявить сущность милосердия как основного профессионально-
личностного качества будущего социального работника;
• рассмотреть сострадание как способность к внутреннему переживанию и личностному качеству будущего социального работника;
• определить особенности формирования милосердия и сострадания у будущего социального работника;
• охарактеризовать средства формирования милосердия и
сострадания у будущего социального работника в вузе;
• спроектировать деятельность, направленную на формирование милосердия и сострадания у будущего социального работника в вузе.
Гипотеза исследования: формирование милосердия и сострадания как профессионально-личностных качеств у студентов - будущих социальных работников будет эффективно, если для этого применять духовно-ориентированное информационное обеспечения образовательной деятельности и включать студентов в волонтерскую деятельность и социально-профессиональные пробы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Современная наука считает термин «социальная работа» многозначным и многоаспектным. При этом социальная работа как вид деятельности рассматривается как комплексная и многозадачная. В основе такой деятельности лежит гуманистический подход и этические ценности гуманизма.
В российском обществе профессия «социальный работник» появилась сравнительно недавно. Но базовые для российского менталитета духовно-нравственные ценности - коллективизм, милосердие, бескорыстие, сострадание - обусловили существование преемственности в понимании помощи на всех этапах исторического развития. К традиционным для российского общества видам помощи, доказавшим свою жизнеспособность н эффективность, относятся трудовая помощь и благотворительность. На современном этапе развития российского общества приобретает актуальность положение о том, что при оказании помощи следует иметь в виду не отвлеченное добро, а конкретного человека.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности достаточно сложна, требует определенных качеств личности и осознанности действий. Опыт показывает, что не каждый человек способен работать в этой сфере. Главную роль играет духовно-нравственная составляющая личности социального работника. От нее зависят и методы, и результаты работы. Гуманистическая парадигма об абсолютной ценности каждого человека переходит из разряда философской категории в нравственный императив деятельности, основу мировоззрения и миропонимания. Моральный долг постепенно становится профессиональным. Можно предположить, что социальная работа скорее не профессия, а призвание.
С другой стороны, профессиональная деятельность в социальной сфере очень зависима от социума. Уровень развития социальных отношений, роль государства и частных инициатив, отношение к благотворительности выступают не менее значимыми факторами, чем очевидные - политика, экономика, правовая система, демографические процессы и технологический прогресс. Комплексность, мультизадачность и повышенная требовательность к исполнению обязанностей делают профессию «социальная работа» одной из самых сложных.
Социальный работник должен обладать определенными духовно- нравственными качествами для успешной профессиональной деятельности. В базисный ряд духовно-нравственных качеств специалиста социальной работы выделены: гуманность, честность, совестливость, отзывчивость, искренность, доброта, рефлексивность, справедливость, милосердие, порядочность, эмпатия, стремление к самосовершенствованию как качества, способствующие гармонизации отношений человека в социуме и одновременно как перспектива развития.
Специфика российского социального образования заключается в большом значении его духовно-нравственного компонента. Воспитательный аспект является не менее важным, чем образовательный. Моральные нормы и духовно-нравственные ценности в процессе обучения становятся основой формирования ответственного отношения будущего социального работника к своей деятельности и ее результатам. Другими характерными чертами системы образования в области социальной работы в России являются тесное взаимодействие образовательных и социальных учреждений, преемственность ступеней образования и учебных дисциплин, антропологический подход к преподаванию и воспитанию, внимание к региональным особенностям, организация участия студентов в волонтерских проектах. При этом допрофессиональная и начальная подготовка будущих социальных работников играет важную роль в становлении мировоззренческих ориентиров, системы ценностей и моделей нравственного поведения. Этот этап помогает определиться с сутью и особенностями профессии. В результате системного подхода к образованию и воспитанию формируются необходимые социально и профессионально значимые качества будущего специалиста в области социальной работы.
Тесная взаимосвязь идей гуманистической философии, лежащих в основе социальной работы, и ценностных ориентиров социальных работников позволила спроектировать содержание социального образования в виде курса «Духовно-нравственные основы православной культуры». Разработанное содержание дисциплины и формы его реализации позволили решить одну из основных образовательно-воспитательных задач - сформировать духовные основы мировоззрения. Включение дисциплины в учебный план в качестве факультативной и изучение ее студентами показало высокую степень интереса к ней. Анализ результатов обучения позволяет говорить о широких возможностях объединения обучения и воспитания, методик психологии и педагогики для формирования духовно-нравственных качеств, понимания студентами сути милосердия и сострадания. Участие студентов в волонтерских проектах позволяет перенести это понимание из теоретической области в практическую, помогает сформировать необходимые в дальнейшей работе модели поведения. Результаты внедрения дисциплины «Духовно-нравственные основы православной культуры» в учебный процесс вуза показали ее эффективность и открыли перспективы сотрудничества.
В российском обществе профессия «социальный работник» появилась сравнительно недавно. Но базовые для российского менталитета духовно-нравственные ценности - коллективизм, милосердие, бескорыстие, сострадание - обусловили существование преемственности в понимании помощи на всех этапах исторического развития. К традиционным для российского общества видам помощи, доказавшим свою жизнеспособность н эффективность, относятся трудовая помощь и благотворительность. На современном этапе развития российского общества приобретает актуальность положение о том, что при оказании помощи следует иметь в виду не отвлеченное добро, а конкретного человека.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности достаточно сложна, требует определенных качеств личности и осознанности действий. Опыт показывает, что не каждый человек способен работать в этой сфере. Главную роль играет духовно-нравственная составляющая личности социального работника. От нее зависят и методы, и результаты работы. Гуманистическая парадигма об абсолютной ценности каждого человека переходит из разряда философской категории в нравственный императив деятельности, основу мировоззрения и миропонимания. Моральный долг постепенно становится профессиональным. Можно предположить, что социальная работа скорее не профессия, а призвание.
С другой стороны, профессиональная деятельность в социальной сфере очень зависима от социума. Уровень развития социальных отношений, роль государства и частных инициатив, отношение к благотворительности выступают не менее значимыми факторами, чем очевидные - политика, экономика, правовая система, демографические процессы и технологический прогресс. Комплексность, мультизадачность и повышенная требовательность к исполнению обязанностей делают профессию «социальная работа» одной из самых сложных.
Социальный работник должен обладать определенными духовно- нравственными качествами для успешной профессиональной деятельности. В базисный ряд духовно-нравственных качеств специалиста социальной работы выделены: гуманность, честность, совестливость, отзывчивость, искренность, доброта, рефлексивность, справедливость, милосердие, порядочность, эмпатия, стремление к самосовершенствованию как качества, способствующие гармонизации отношений человека в социуме и одновременно как перспектива развития.
Специфика российского социального образования заключается в большом значении его духовно-нравственного компонента. Воспитательный аспект является не менее важным, чем образовательный. Моральные нормы и духовно-нравственные ценности в процессе обучения становятся основой формирования ответственного отношения будущего социального работника к своей деятельности и ее результатам. Другими характерными чертами системы образования в области социальной работы в России являются тесное взаимодействие образовательных и социальных учреждений, преемственность ступеней образования и учебных дисциплин, антропологический подход к преподаванию и воспитанию, внимание к региональным особенностям, организация участия студентов в волонтерских проектах. При этом допрофессиональная и начальная подготовка будущих социальных работников играет важную роль в становлении мировоззренческих ориентиров, системы ценностей и моделей нравственного поведения. Этот этап помогает определиться с сутью и особенностями профессии. В результате системного подхода к образованию и воспитанию формируются необходимые социально и профессионально значимые качества будущего специалиста в области социальной работы.
Тесная взаимосвязь идей гуманистической философии, лежащих в основе социальной работы, и ценностных ориентиров социальных работников позволила спроектировать содержание социального образования в виде курса «Духовно-нравственные основы православной культуры». Разработанное содержание дисциплины и формы его реализации позволили решить одну из основных образовательно-воспитательных задач - сформировать духовные основы мировоззрения. Включение дисциплины в учебный план в качестве факультативной и изучение ее студентами показало высокую степень интереса к ней. Анализ результатов обучения позволяет говорить о широких возможностях объединения обучения и воспитания, методик психологии и педагогики для формирования духовно-нравственных качеств, понимания студентами сути милосердия и сострадания. Участие студентов в волонтерских проектах позволяет перенести это понимание из теоретической области в практическую, помогает сформировать необходимые в дальнейшей работе модели поведения. Результаты внедрения дисциплины «Духовно-нравственные основы православной культуры» в учебный процесс вуза показали ее эффективность и открыли перспективы сотрудничества.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У
СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Подготовка студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание милосердия у студентов медицинского училища
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Компетенции субъектов паллиативного ухода (на примере онкобольных)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



