Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования

Работа №95246

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ. 6
1.1 Характеристика понятия «творческие способности» в
современной психолого - педагогической литературе. 6
1.2 Методы и приемы развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста в процессе конструирования. 15
1.3 Методика развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования. 22
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ. 34
2.1 Критерии и показатели развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста. 34
2.2 Организация и проведение эксперимента по эффективности
методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования. 38
2.3 Анализ результатов опытно - поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82


Мы живем в век инновационных технологий. На современном рынке труда возникла необходимость в профессиях требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты необходимы и востребованы. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования.
Как показывает лучший российский и зарубежный опыт, успешным направлением подготовки умеющих самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения технических специалистов является практико - ориентированное обучение. Такая концепция предполагает подготовку таких специалистов со школьной скамьи, но основы исследовательского поведения, творческого потенциала, конструктивные способности, логическое мышление начинают формироваться еще в период дошкольного детства.
Для детей дошкольного возраста характерны живой и не поддельный интерес к окружающей жизни, жажда ее познания и изучения, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой тесно связана с интересом к делу, с чередованием различных видов детской деятельности. У детей данного возраста заметно повышается произвольность психических процессов: восприятие, мышление, речь, внимание, память, воображение.
Психолого - педагогические исследования Л.С. Выготского [13, с. 92], А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой [41, с. 223] показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективности новизны.
Поэтому на сегодняшний день является актуальной проблемой подобрать правильные практико - ориентированные методики, которые бы способствовали формированию перечисленных выше качеств.
Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения в ДОУ можно реализовать с помощью конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования и недостаточно эффективными методиками направленными на их формирование.
Рассматривая актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
Цель исследования: усовершенствовать и апробировать методику способствующую творческому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования будет успешным если:
- выявлена возможность использования наборов для конструирования разного вида («Дупло», «Первые шаги в инженерию», «Первые шаги в мир электроники», «Cuboro», «Lego - Education@» и т.д.) в работе с детьми;
- усовершенствованна и опробирована методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и провести анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Проанализировать методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Усовершенствовать методику, направленную на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
4. Провести диагностику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и обобщить результаты опытно - экспериментальной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение литературы по рассматриваемой проблеме;
- практические: опытно - поисковой работы, диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
База исследования. Исследование проводилось на базе филиала МБДОУ детского сада «Детство» - детском саду № 318, г. Екатеринбурга
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. У детей мало развиты воображение, осмысление творчества как продукта своей деятельности.
Анализ опытно - поисковой работы позволил определить, что конструктивная деятельность ребёнка - достаточно сложный и трудоемкий процесс: ребёнок не только действует руками и воспринимает возводимую постройку или поделку, но и обязательно при этом мыслит, что активизирует его творческий потенциал, самостоятельность, инициативность.
Опытно - поисковая работа доказывает, что эффективное овладение конструктивными навыками у старших дошкольников возможно при соблюдении комплекса педагогических условий. Такими условиями являются:
- правильно разработанная методика, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
- дополнительное образовательное время;
- создание предметно-развивающей среды для творческого саморазвития личности;
- планирование содержательной образовательной деятельности по конструированию даже в условиях дополнительного образования;
- личностно - ориентированное педагогическое сопровождение, направленное на непосредственное общение, участие педагога в детских играх, стимулирование продуктивной и творческой деятельности по конструированию, активизации позитивного опыта поведения в повседневной жизни.
Конструирование на занятиях в дополнительном образовании, в играх является средством не только умственного и всестороннего развития ребенка, но и формирует моральные качества личности ребенка. Обучение старших дошкольников сооружениям построек, моделей, изготовлению разнообразных конструкций, игрушек из конструктора и других материалов - развивает детское воображение и творческий потенциал, выход на новое инженерно - техническое мышление.
В процессе конструирования в дополнительном образовании у детей также вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, моделей, игрушек. Дети учатся такому понятию как - планирование, учатся контролировать свои действия, и самостоятельно решать проблемные ситуации.
Интерес к конструированию поддерживается у детей за счет познания чего-то нового, новых методов, приемов. Чем старше становятся дети, тем шире становится их представление о конструируемых объектах, постройках, моделях, и чем сложнее она становится, тем и интереснее с ней играть.
Проведенная диагностика по усовершенствованной методике развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования на базе филиала МБДОУ детского сада «Детство» - детском саду № 318, выявила достаточно высокий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования. Основываясь на данные результаты, видим, что существует необходимость в проведении с детьми работы по направлению развития творческих способностей для повышения уровня развития детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования в условиях дополнительного образования.
Поставленные задачи на данном этапе работы решены.



1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст]. - М.: Просвещение, 2001. - 168 с.
2. Барышева Т.А. Психолого - педагогиеские основы развития креативности/Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - Спб.; 2006 - 312 с.
3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/В.А. Березина - М.; 1998 - 230 с.
4. Богат В. Развитие творческого мышления (ТРИЗ в детском саду) [Текст]/В. Богат, В. Нюкалов. - Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. - 17-18 с.
5. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. Теоретические и прикладные исследования/2-е изд. - М.; 2003 - 32 с.
6. Богуславская З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.; Знание, 2006 - 177 с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре [Текст]. - М.: Просвещение, 2004 - 142 с.
8. В. А. Сухомлинский Сердце отдаю детям [Текст]. Изд. 4-е. /
Издательство «Радянська школа»., Киев 1973. - 55 с.
9. Венгер Л.А. Психология [Текст]: учебное пособие/Л.А. Венгер, В.С. Мухина. -М.: «Проспект», 2008. - 336 с.
10. Венгер Л.А. Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - 32-38 с.
11. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.:Просвещение, 1974. - 175 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский.: Просвещение, 2004. - 312 с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
15. Галигузова Л.Н. Статья. Творческие проявления в игре/Вопросы психологии, 1993 - 5 с.
16. Гордон Дж. Конструкции, или почему не ломаются вещи [Текст]. - 1980. - Интернет ресурс: https://royallib.com/book/gordon dgeyms/
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ