ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие «гибкость» в теории и методике физического
воспитания и её виды 5
1.2. Особенности физического развития и двигательной
подготовленности детей 10-12 лет 10
1.3. Методика развития гибкости у младших
школьников 16
1.4. Тесты для оценки уровня развития гибкости у
младших школьников 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Организация исследования 38
2.2. Методы исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность исследования. Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в том числе и гибкости. Младший школьный возраст - благоприятный период для развития практически всех суставах. Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным [15].
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях гибкости.
Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная - затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья [20].
При многочисленных движениях гибкость играет важную роль, но многие недооценивают ее значение. Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение не только для воспитания двигательных качеств, но и физического состояния людей в целом.
Необходимость развития гибкости у школьников рассказывают у себя в работах В.И.Лях [25], А.П.Матвеев [28], В.С.Быков [7], О.Н.Маркова [27] и другие исследователи.
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития гибкости в соответствии с современными требованиями.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика развития гибкости у младших школьников 10-12 лет на уроках физической культуры.
Цель выпускной квалификационной работы: повышение уровня развития гибкости школьников 10-12 лет на уроках физической культуры.
Задачи.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить динамику развития гибкости у младших школьников 10-12 лет за период эксперимента.
3. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие гибкости школьников 10-12 лет на уроках физической культуры.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс упражнений для увеличения гибкости младших школьников 10-12 лет, так же результаты исследования, практические рекомендации могут быть использованы специалистами по ФК при организации урока физической культуры в образовательных учреждениях.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). Выпускная квалификационная работа представлена на 61 страницах. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 47 источник. Работа снабжена иллюстративным материалом, который включает 9 рисунков и 4 таблицы.
Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 - 17 лет. При этом, для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а для активной - 10 - 14 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечносвязочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы.
1. Возраст 10-12 лет является наиболее эффективным в развитии активной и пассивной гибкости школьников.
2. Были разработаны и применены комплексы упражнений, направленные на повышение уровня развития гибкости. Они включались в подготовительную и заключительную часть урока. Продолжительность каждого комплекса составляла 7-10 минут.
3. За период эксперимента произошли следующие изменения:
- у девочек в тесте «Наклон из исходного положения стоя» прирост составил 37,2%;
- в тесте «Мост» прирост составил 14,3%;
- в тесте «Наклон вперед из положения сидя» прирост составил 54,5%;
- в тесте «Выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки» прирост составил 3,2%.
У мальчиков изменения результатов были следующими:
- в тесте «Наклон из исходного положения стоя» прирост составил 17,9%;
- в тесте «Мост» прирост составил 6,3%;
- в тесте «Наклон вперед из положения сидя» прирост составил 12,7%; - в тесте «Выкрут прямых рук назад с помощью гимнастической палки» прирост составил 6,8%.
1. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология / А. В. Акрушенко. - Москва: Эксмо, 2006. - 250 с.
2. Ашмарин, Б. А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин.- Москва: просвещение, 1995 .- 287 с.
3. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: Просвещение, 1990 .- 287 с.
4. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: Просвещение, 1979 .- 240 с.
5. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич. - Москва: Физкультура и спорт, 1988 .- 208 с.
6. Белов, Р.А Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методике развития у девочек школьного возраста / Р.А.Белов. - Москва: 1967 .- 19 с.
7. Быков, B.C Развитие двигательных способностей учащихся / В.С.Быков. - Москва: 1998 .- 74 с.
8. Воробьев, В.И Определение физической работоспособности спортсменов / В.И. Воробьев.- Москва: 1998 .- 54 с.
9. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена / М.Р.Галеева. - Москва: 2012 . - 56 с.
10. Глазырина, Л.Д. Физическая культура школьникам. Программа и программные требования./ Л.Д. Глазырина. - Москва: Гуманитарный центр ВЛА ДОС, 1999. - 144с.
11. Демидов, В.М Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников / В.М.Демидов.- Москва: 1991 .¬47 с.
12. Дербаба, Л.В. Гибкость-необходимое качество / Л.В. Дербаба, Е.Н.Жариков, В. Н. Петров // Спортивные игры. - 1974. - №11. - С. 65-76.
13. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена ./ В.М. Дьячков. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 193с.
14. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов вузов/ Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - Москва: 2008. - 165с.
15. Зациорский, В.М. Спортивная метрология . Учебник для институтов физической культуры./ В.М. Зациорский. - Москва: Физкультура и спорт, 1992. - 256с.
16. Зимкина, Н.В Физиология человека / Н.В.Зимкина. - Москва:
Физкультура и спорт, 1964 .- 98 с.
...