Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого- педагогического сопровождения их образования

Работа №95243

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы137
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Определение основных понятий. Развитие элементарных
математических представлений в структуре целостного развития детей дошкольного возраста 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 12
1.3. Особенности формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 18
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых,
задействованных в констатирующем этапе эксперимента 18
2.2. Методы и методики изучения уровня развития элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
2.3. Анализ эмпирических данных изучения развития элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 32
Глава 3. ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ
59
3.1. Построение интегративной модели формирования элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 59
3.2. Анализ результатов и особенностей освоения элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе применения интегративной модели 72
3.3. Методические рекомендации педагогам по применению
интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 119


Актуальность темы исследования обусловливается недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения для внедрения процессов формирования элементарных математических представлений во все аспекты психолого-педагогического сопровождения образования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также рядом противоречий между:
- потребностью практики обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточностью научных данных об особенностях и возможностях формирования элементарных математических представлений у данной категории детей;
- недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы и программно-методического обеспечения дошкольного образования детей с задержкой психического развития и проблемой преемственности их дошкольного и школьного образования в рамках формирования элементарных математических представлений;
- овладением математикой детьми школьного возраста с задержкой психического развития, с одной стороны, и уровнем формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, с другой.
Проблема исследования. В настоящее время присутствует необходимость в новом подходе к изучению сущности развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, который позволит определить диагностические показатели и создать интегративную модель формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования. Это, в свою очередь, вызывает необходимость теоретического и экспериментального обоснования целей, принципов, методов, содержания, организационных форм коррекционно-развивающей работы, основанной на интеграции разных видов познавательной деятельности с учетом структуры процесса овладения элементарными математическими представлениями, психолого-педагогических особенностей и возможностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Реализация научно¬обоснованных целей и принципов коррекционно-развивающей работы обеспечит построение интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Степень разработанности темы исследования, место и значение в науке и практике: для современных теории и практики специальной педагогики и психологии характерно глубокое и всестороннее изучение своеобразия познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Многочисленные публикации ученых демонстрируют большой диапазон мнений при освещении отдельных аспектов формирования и развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Так, учеными доказано, что у детей с задержкой психического развития не сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к развитию элементарных математических представлений (З. М. Дунаева, Г. М. Капустина и др.); наряду с общими, у детей с задержкой психического развития существуют и особые образовательные потребности. Поэтому в процессе обучения таких детей необходимо решать задачи целостного развития и коррекции как первичных, так и вторичных нарушений, используя для этого специфические средства и методы (Л. И. Белякова, Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев и др.). Вместе с тем в специальной педагогике до сих пор нет целостного научного взгляда на процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования - элементарные математические представления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс формирования элементарных математических представлений в рамках применения интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное подтверждение эффективности формирования элементарных математических представлений на основе применения интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Гипотеза исследования. Очевидно, что своеобразие развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития связано со спецификой их познавательного развития и психолого-педагогической характеристики. Предполагалось, что организация процесса по преодолению нарушений в области формирования и развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективной, если:
1) будут определены основные теоретико-методические аспекты проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
2) будет разработана и реализована интегративная модель формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования, основанная на интеграции элементов формирования и развития элементарных математических представлений во все виды образовательной деятельности и режимных моментов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ и обобщение научно-методической литературы об изучении элементарных математических представлений, необходимости и способах формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Изучить особенности сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать интегративную модель формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, реализуемую в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
4. Проанализировать эффективность применения интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
5. Составить методические рекомендации педагогам по применению интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили системный подход к развитию математических представлений у детей с задержкой психического развития (Л. И. Анциферова, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.); принципы дифференциации, интеграции и иерархической организации в их взаимосвязи и взаимозависимости (А. Н. Аверьянов, В. И. Бельтюков, Н. И. Чуприкова); теория деятельности (Б. Г. Ананьев, Г. И. Вергелес, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина); концепция дошкольного детства как своеобразного этапа развития человека (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин); исследования проблем социализации и индивидуализации личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, Э. Эриксон); исследования в области педагогических технологий, построения педагогических систем (Л. А. Венгер, М. В. Крулехт, А. М. Леушина, В. И. Логинова, М. Монтессори, В. А. Петровский, К. Д. Ушинский); теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина); положения о сложной много-операциональной структуре деятельности в области применения элементарных математических представлений (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, A. Р. Лурия, Ж. Пиаже, Л. С. Цветкова); теория построения моделей (А. А. Веденов, А. Н. Кочергин,
B. А. Штофф); положения о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка с отклонениями в развитии (Л. С. Выготский); представления о задержке психического развития у детей (Т. А. Власова, B. В. Лебединский, К. C. Лебединская, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова и др.).
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы (теоретические: анализ научно-методической литературы, прогнозирование и конструирование интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; эмпирические: анализ педагогического опыта учителей-дефектологов, логопедов, психологов и воспитателей дошкольного образовательного учреждения, а также медико-психолого-педагогической, инструктивной, программно-методической документации; изучение продуктов детской деятельности; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение; методы математической статистики) и методики («Где находится предмет?» А. К. Бондаренко (адаптировано), «Spatial Scaling Test» A. Frick, N. Newcombe («Тест пространственного масштабирования») (адаптировано), «Схематизация» Р. И. Бардиной (адаптировано), «Изучение восприятия формы» и «Закрашивание фигур» Л. Ф. Фатиховой, «Подбери фигуру к предмету» Л. А. Венгера (адаптировано), «Эталоны» О. М. Дьяченко, «Тест-картинки» Л. Ф. Тихомировой (адаптировано), «Разложи по возрастанию» (на основе методики М. Монтессори) (адаптировано), «Части суток», «Дни недели» и «Явления природы» В. П. Новиковой, Э. Ф. Замбицявичене (адаптировано), «Изучение понимания сохранения количества» Л. Ф. Фатиховой (адаптировано), «Упорядочивание» И. И. Аргинской (адаптировано), «Путаница» Н. И. Фрейлах (адаптировано)).
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №133 города Тюмени. В исследовании принимали участие десять детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Элементы научной и (или) практической новизны, представленные в работе: разработка и применение интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Структура ВКР: содержание, введение, главы основной части, заключение, список источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование элементарных математических представлений - это одна из важнейших сфер познавательного развития детей дошкольного возраста, которое несет системообразующую роль в образовании.
Целью исследования было теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное подтверждение эффективности формирования элементарных математических представлений на основе применения интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Задержка психического развития - полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития.
В отличие от нормотипичного развития при задержке психического развития отмечаются: недостаточная познавательная активность; повышенная утомляемость и истощаемость; сниженная работоспособность; низкая сосредоточенность на задании; пониженная активность мыслительной деятельности; недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; ослабленность памяти, внимания; неумение подчиняться правилам; преобладание игровых мотивов.
Научная обоснованность своеобразия развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития нашла свое отражение в работах множества различных специалистов (Л. Б. Баряева, Н. Ю. Борякова, Г. М. Капустина, И. В. Чумакова и др.).
Базой исследования являлось муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №133 города Тюмени.
Для проведения констатирующего этапа эксперимента с учетом психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, были подобраны следующие методики обследования уровня и особенностей сформированности элементарных математических представлений:
Блок I. Представление о пространстве:
1. Дидактическая игра «Где находится предмет?» А. К. Бондаренко (адаптировано).
2. Методика «Spatial Scaling Test» A. Frick, N. Newcombe («Тест пространственного масштабирования») (адаптировано).
3. Методика «Схематизация» Р. И. Бардиной (адаптировано).
Блок II. Представление о форме:
1. Методика «Изучение восприятия формы» Л. Ф. Фатиховой.
2. Методика «Подбери фигуру к предмету» Л. А. Венгера (адаптировано).
3. Методика «Эталоны» О. М. Дьяченко.
Блок III. Представление о величине:
1. Методика «Закрашивание фигур» Л. Ф. Фатиховой.
2. Методика «Тест-картинки» Л. Ф. Тихомировой (адаптировано).
3. Методика «Разложи по возрастанию» (на основе методики М. Монтессори) (адаптировано).
Блок IV. Представление о времени:
1. Методика «Части суток» В. П. Новиковой, Э. Ф. Замбицявичене (адаптировано).
2. Методика «Дни недели» В. П. Новиковой, Э. Ф. Замбицявичене (адаптировано).
3. Методика «Явления природы» В. П. Новиковой, Э. Ф. Замбицявичене (адаптировано).
Блок V. Представление о количестве и счете:
1. Методика «Изучение понимания сохранения количества» Л. Ф. Фатиховой (адаптировано).
2. Методика «Упорядочивание» И. И. Аргинской (адаптировано).
3. Методика «Путаница» Н. И. Фрейлах (адаптировано).
Они позволили выявить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проанализировав полученные данные, мы выявили, что в группе испытуемых преобладает низкий уровень сформированности элементарных математических представлений, так как количественный анализ данных показал, что у 70% испытуемых определен низкий, а у 30% - средний уровень названных представлений. Высокий уровень не зафиксирован ни у одного испытуемого (0%).
Таким образом, в ходе изучения специальной литературы, проведения и анализа констатирующего этапа эксперимента был сделан следующий вывод: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет свою специфику, а уровень их сформированности по всем пяти блокам недостаточен по сравнению с возрастными нормативами. Что свидетельствовало о необходимости разработки и применения интегративной модели, направленной на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Был составлен план интегративной модели, который строился с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
При применении интегративной модели формирования элементарных математических представлений было составлено и реализовано учебно¬тематическое планирование программы кружка «Цифра», проведены индивидуальные занятия, создано учебно-методическое пособие «Экспресс- диагностика сформированности элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (с материалами)», проведены собрания, консультации с педагогами, создано единое визуальное расписание, разработаны каталоги для проработки заданий воспитателями, тьюторами и ассистентами группы с детьми, собрана копилка домашних заданий для детей разного уровня развития элементарных математических представлений и др.
Эффективность применения интегративной модели формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования проверялась путем сравнения данных, полученных в результате сопоставительного анализа после повторной диагностики сформированности элементарных математических представлений по пяти блокам. Так, было выявлено, что у двоих испытуемых из группы (20%) навыки качественно улучшились, однако они остались на прежнем низком уровне, пять испытуемых (50%) перешли с низкого уровня сформированности элементарных математических представлений на средний, три испытуемых (30%) поднялись со среднего на высокий уровень.
Данные результаты позволили отметить, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития после применения интегративной модели формирования элементарных математических представлений в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования повысились показатели всех пяти блоков и их компонентов.
В дальнейшем планируется продолжение применения интегративной модели формирования элементарных математических представлений в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования в виде расширения группы участников, внедрения экспресс-диагностики сформированности элементарных математических представлений в психолого -педагогическую диагностику на начало и конец учебного года, реализации кружка дополнительного образования «Цифра».



1. Агамагомедова Н. К. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр // Для дошкольников. 2019. URL: http://raguda.ru/ds/logicheskoe-myshlenie-u-detej- doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 28.11.2021).
2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984. 62 с.
3. Антропов А. П. Методика и технология обучения математике школьников с недоразвитием интеллекта. СПб., 2001. 35 с.
4. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2012. № 1. С. 23-31.
5. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития : монография. М., 2016. 143 с.
6. Баряева Л. Б. Математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 2004. 287 с.
7. Баряева Л. Б. Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушением умственного развития // Дефектология. 1990. № 2. С. 66-69.
8. Баряева Л. Б. Обучение решению текстовых арифметических задач детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. СПб., 1992. 160 с.
9. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). Учебно¬методическое пособие. СПб., 2002. 479 с.
10. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю., Лопатина Л. В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей. СПб., 2015. 95 с.
11. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Изд. 2-е, испр. М., 2009. 192 с.
12. Белошистая А. В. Современные программы математического образование дошкольников. Елец., 2005. 256 с.
13. Белошистая А. В. Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 2. С. 2-8.
14. Белошистая А. В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад : теория и практика. 2012. № 1. С. 6-17.
15. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991. 160 с.
16. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М., 2002. 64 с.
17. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников : конспект лекций. Брест, 2006. 144 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ