ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ 11
1.1. Сущность понятия «нравственно-эстетический идеал» 11
1.2 Методологические подходы к формированию нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов 18
1.3 Хореографическая деятельность как средство формирования
нравственно-эстетического идеала у студентов 23
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ 28
2.1 Начальный этап опытно-поисковой работы по формированию нравственно-эстетического идеала в хореографической деятельности студентов технических ВУЗов 28
2.2. Содержание работы по формированию нравственно-эстетического
идеала у студентов в хореографической деятельности 40
2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по формированию
нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В данный момент наша страна переживает сильнейший кризис как экономический, так и социально-культурный. В этот период особенно остро ощущается потребность в формировании нравственно-эстетического идеала у молодого поколения. Сохранение традиций и высокой нравственно-эстетической культуры необходимо для гармоничного развития личности. Ведь именно целостная личность с высокими нравственно-эстетическими идеалами является основой сильного государства.
В условиях засилья средств массовой информации культурой низкого качества, когда танец и хореографическое искусство используется в качестве средства массового влияния, когда происходит размытие понятий: достоинства, чести, нравственности, этики и эстетики, формирование нравственно-эстетического идеала у молодого поколения, а особенно студентов, приобрело высокую значимость. Развитие культуры творчества средствами хореографического искусства в силу специфики студенческого возраста особенно актуально.
Хореографическая деятельность не только формирует эстетический вкус, но и способствует развитию гармоничной личности, развивает творчество, образное мышление, нравственно-эстетические качества, координацию движений, укрепляет здоровье и помогает в формировании психологической зрелости и уверенного поведения у молодого поколения. Противоречие
Все выше изложенное, подчеркивает актуальность проблемы формирования нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности.
Анализ данной проблемы выявил ряд противоречий:
на социально-педагогическом уровне — остро стоит вопрос в сохранении и обеспечении преемственности духовно-нравственных, и исконных базовых национальных ценностей, художественной и эстетической культуры в воспитании студентов и относительно не высокой готовностью образовательной системы помочь молодому поколению воспользоваться этим духовно-нравственным наследием;
на научно-педагогическом уровне — существует необходимость формирования системы нравственно-эстетического развития в студенческий период и недостаточная разработанность теоретической базы формирования нравственно-эстетических представлений в период юношества в хореографической деятельности;
на научно-методическом уровне — потребность высших учебных заведений непрофильной направленности в учебно-методическом комплексе в направлении формирования нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности и низкой обеспеченности учебно-методическими материалами педагогов в данном направлении.
Стремление разрешить указанные противоречия обусловило проблему исследования: поиска педагогических условий формирования нравственно-эстетического идеала студентов в хореографической деятельности, а так же выбор темы: «Формирование нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов в хореографической деятельности». Цель исследования.
Выявить педагогические условия формирования нравственно-эстетического идеала в хореографической деятельности, разработать и реализовать программу формирования нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов.
Объект исследования.
Процесс формирования нравственно - эстетического идеала у студентов технических ВУЗов.
Предмет исследования.
Педагогические условия, повышающие эффективность формирования нравственно-эстетического идеала студентов в хореографической деятельности.
Рабочая гипотеза исследования.
Формирование нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности будет эффективным, если:
1) формирование нравственно-эстетического идеала в хореографической деятельности будет реализовано на основе гармоничного развития как физических, так и духовных, эстетических, творческих способностей студентов: способности чувствовать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, развивать высокую культуру творчества, базирующуюся на базовых национальных ценностях, законах этики и эстетики;
2) педагогический процесс обучения хореографическому искусству будет содержать методы духовно-нравственного развития студентов: включение в занятия тем, формирующих морально-нравственные ценности, занятия по основам культуры, творчества, психологической помощи и поддержки в решении актуальных проблем студентов, дополнение занятий элементами творческой деятельности и импровизации, создание атмосферы единства и праздника для закрепления ситуации успеха;
3) будет реализован комплекс необходимых творческих занятий: специально разработанная комплексная программа обучения, основанная на изучении хореографии классической, народной, современной культуры, элементов духовно-нравственного развития и сопутствующих предметов этики и эстетики. Закрепление результатов практической деятельности атмосферой праздника - студенческого бала.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу и нормативно-правовые документы по теме исследования. На основании этого, определить содержание и структуру понятия «нравственно-эстетического идеала».
2. Обосновать целесообразность использования культурологического, аксиологического и системно-деятельностного подходов в формировании нравственно-эстетического идеал студентов.
3. Раскрыть специфику и педагогический потенциал хореографической деятельности в формировании нравственно-эстетического идеала у студентов.
4. Разработать и реализовать комплекс практических занятий по хореографическому искусству, направленный на формирование нравственно - эстетического идеала у студентов.
5. Провести опытно-поисковую работу на начальном и итоговом этапах, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Теоретическую основу исследования составили:
— культурологический подход (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, С.М. Одинцова, Л.Н. Столович);
— личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская);
— теория формирования духовно-нравственных семейных ценностей
с позиций православной педагогики (С.Ю. Дивногорцева, В.В. Зеньковский, Л. В.Сурова, К.Д. Ушинский, игум. Г. Шестун,);
— формирующий подход (Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
— теория нравственного формирования личности (Ш.А. Амоношвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
— теория нравственного формирования личности (Ш.А. Амоношвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
— эстетическое воспитание (Веремьев, А.А, Черникова, Н.В.);
— психолого-педагогический подход(Ананьев Б.Г., Макаренко А.С., Новикова Л.И.);
— современные взгляды на роль духовно-нравственных и ценностно-смысловых факторов в формировании образа жизни человека и его личности (И.В. Бачинин, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Е.К. Веселова, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин и др.).
Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов исследования:
— теоретические — изучение и анализ хореографической, социологической, психолого-педагогической, культурологической литературы, нормативно-правовых документов, классической, народной и современной музыки;
— эмпирические — опрос, включенное наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности, обобщение, систематизация и описание полученных данных результатов исследования.
Опытно экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в танцевальном коллективе, организованном на базе Уральского государственного горного университета, ул. Хохрякова, 85А, Екатеринбург, Свердловская обл.
Этапы исследования:
На первом этапе осуществлен анализ педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования; разработан понятийный аппарат; проведена опытно-поисковая работа по проблеме исследования. На этом этапе была обоснована актуальность исследования, ее практическая значимость, сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе был разработан комплекс занятий, направленных на формирование нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов в хореографической деятельности. Обоснован выбор и применены методологические подходы в формировании нравственно-эстетического идеала у студентов, разработаны формы организации занятий, подобраны методы. Продолжилась опытно-поисковая работа по проблеме исследования; оформлялись материалы исследования в формате магистерской диссертационной работы.
На третьем этапе проведен анализ полученных результатов, систематизация материалов, уточнение теоретических положений, оформление выпускной квалифицированной работы.
Предполагаемая научная новизна
— определить сущность формирования нравственно-эстетического идеала в хореографической деятельности;
— раскрыть специфику и педагогический потенциал хореографической деятельности в развитии нравственно-эстетического идеала и духовно-нравственных ценностей студентов технических ВУЗов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научно-педагогических условий эффективного использования хореографической деятельности в формировании нравственно-эстетического идеала, а именно:
— пониманием педагогами сущности нравственно-эстетического идеала, осуществляемого средствами хореографии, как реализации духовных и нравственных способностей студентов: способность чувствовать и переживать прекрасное, ценить красоту, создавать новое и творить по законам красоты и высокой нравственности;
— соприкосновение студентов с миром истинных духовно-нравственных ценностей;
— создание на занятиях творческо-воспитательной среды;
— использование организационных форм и методов, способствующих формированию высокой духовной и эстетической культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании теоретические положения и выводы могут способствовать повышению уровня нравственного развития личности в системе высшего технического образования средствами хореографического искусства. Кроме того, разработан и реализован комплекс занятий по формированию нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов. Проведены практические занятия с элементами творчества по формированию у студентов нравственно- эстетического идеала в хореографической деятельности с использованием художественных и музыкальных образов носителей нравственно-эстетических ценностей, организовано праздничное мероприятие студенческий бал.
Опытно-поисковая работа осуществлялась в студенческом коллективе на базе Уральского государственного горного университета города Екатеринбурга.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Хореографическая деятельность в процессе формирования нравственно-эстетического идеала определяет становление высоконравственной личности студента. Искусство хореографии гармонично развивает физические, эстетические, творческие и духовные способности. Помогает осмыслению движений в контексте чувствования своего физического и эмоционального состояния: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать движения до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности; является эффективным средством улучшения эмоционального, психологического и физического состояния студентов, сохранения и развития духовного и физического здоровья.
Результат формирования нравственно-эстетического идеала можно представить в совокупности трёх критериев и соответствующим им показателями: сознательно-ценностный критерий; эмоционально-творческий критерий; художественно-образный критерий.
2. Методологической основой организации процесса формирования нравственно-эстетического идеала у студентов являются аксиологический, культурологический и системно-деятельностный подходы.
3. В процессе теоретического обоснования, разработки и реализации комплекса практических занятий было выявлено, что хореографическая деятельность является действенным средством формирования у студентов нравственно-эстетического идеала. Воспитательный потенциал комплекса занятий дает возможность проявить творческие, физические, эмоциональные нравственные и эстетические представления студентов, что позволяет сделать процесс формирования нравственно-эстетического идеала более осознанным, естественным, осмысленным
4. Время, отведенное для самостоятельной деятельности, студенты проводят в творческом процессе, развивая эмоционально-волевые качества, стремлении к прекрасному, к гармонии, улучшают свои физические возможности, учатся ценить свободное время и противостоять соблазнам и обманчивым образам современного потребительского мира.
Структура и объем диссертации: диссертация изложена на 89 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 57 источников, 3 приложения.
Проведенная опытно-поисковая работа подтвердила актуальность выбранной темы «Формирование нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов в хореографической деятельности». В данной работе мы теоретически обосновании, разработали и реализовали организационно - педагогические условия формирования нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности.
1. В первой главе, проводя теоретический обзор таких авторов как В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, мы сделали вывод, что нравственно-эстетический идеал - это наивысшая форма прекрасного, основанная на высоких моральных ценностях, единстве духовно-материальных основ, неразрывно связанная с чувством прекрасного, а в наивысшем состоянии, основанная на единении с высшим началом или Богом.
Выявили, что процесс формирования нравственно-эстетического идеала - это обретение устойчивых моральных ценностей, основанных на единстве духовно-материальных основ, наивысшей форме понимания прекрасного в физической, психологической, художественной и творческой деятельности.
В контексте данного процесса, можно представить результат формирования нравственно-эстетического идеала в единстве трех критериев и соответствующим им показателями: сознательно-ценностный; эмоционально-творческий; художественно-образный.
2. Мы рассмотрели особенности студенческого возраста и доказали эффективность системно-деятельностного, культурологического и аксиологического подходов в формировании нравственно-эстетического идеала у студентов. Системно-деятельностный подход, ориентированный на результаты, позволяет сформировать навыки поэтапно и целостно. Культурологический подход опирается на общенациональные базовые ценности, объединяя специальные, общекультурные, психолого-педагогические аспекты. Аксиологический подход направлен на развитие ценностной ориентации и формировании идеала как наивысшей ценности и нравственного ориентира. Таким образом, раскрывается большой потенциал хореографической деятельности в формировании нравственно-эстетического идеала в студенческом возрасте.
3. Таким образом, хореографическая деятельность способствует созданию творческой среды, а значит, стимулирует развитие творческих способностей.
Предложенная система критериев формирования нравственно-эстетического идеала отражает наполнение внутренней структуры личности и учитывает степень ее проявления как в повседневной деятельности, так и на занятиях хореографией у студентов.
Опытно поисковая работа по формированию нравственно эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности проводилась в хореографическом коллективе, организованном на базе Уральского государственного горного университета города Екатеринбурга. Возраст студентов 18-21 год. В работе приняли участие 3 педагога, 18 студентов.
4. На начальном этапе опытно-поисковой работы и анализа результатов была выявлена необходимость коррекционной работы по следующим направлениям: создать подходящие условия для формирования нравственно-эстетического идеала у студентов; сформировать навыки творческого мышления и способности к импровизации в хореографической деятельность; сформировать и укрепить базовые духовно-нравственные ценности; развить и укрепить координацию и пластику движений; развить уверенность в проявлении своей индивидуальности, используя при этом разнообразные выразительные средства, художественные образы, развить гибкость движения, стимулировать и поощрять познавательную, творческую и умственную активности; укрепить любовь к своей культуре, традициям, стране.
5. В работе представлен тематический план программы занятий по
хореографии, направленный на формирование нравственно-эстетического идеала у студентов технических ВУЗов. Тематический план занятий, составленный на основе авторской программы, с использованием трудов И.Б Сентябова, А.М. Рубаненко, В.В. Ромм, С.С. Поляков, В.Н. Никитин, Джожев. Дж. Морено, В. Зигфрид и др. Таким образом решается вопрос поэтапного формирования нравственно-эстетического идеала у студентов в хореографической деятельности. За основу выбраны бальные танцы, демонстрирующие культуру высокой нравственности и эстетической красоты. Программа занятий, направленная на формирование нравственно-эстетического идеала была разработана с учетом методологических подходов, стимулирующих нравственно-эстетические представления у студентов. Занятия строились на дидактических принципах, необходимых для организации хореографической деятельности студентами.
6. После формирующего этапа была проведена повторная диагностика, данные которой показали, что уровень сформированности нравственно-эстетического идеала у студентов повысился.
Выбор содержания, форм и методов организации программы занятий обеспечил положительный результат в развитии показателей сформированности нравственно-эстетического идеала, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа уровней сформированности по показателям.
Опытно-поисковая работа представила благоприятную динамику роста показателей сформированности нравственно-эстетического идеала, что подтверждает сформулированную гипотезу
1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста . [Электронный pecypc]/URL: https://almavest.ru/ru/node/1257
2. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова. // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч.
конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). [Электронный
ресурс]ЛЖк: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/ (дата обращения: 29.09.2020).
3. Арапова,Н.С Кальки в русском языке послепетровского периода [Электронный pecypc]/URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/нpавcтвeнноcть
4. Вильсон, Н Энциклопедия античной Греции [Электронный ресурс]ЛЖк: https://ru.wikipedia. org/wiki/Эстетика
5. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.:Педагогика, 1991 480 с.
6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1991. - 294 с.
7. Вялкова Е.В. Формирование нравственных представлений и умений школьников [Электронный ресурс] URL:
http: //www.scienceforum.ru/2014/pdf/3 519.pdf
8. Геник Е.А. Нравственные представления дошкольников образовательного учреждения с религиозно-этническим компонентом [Электронный ресурс] URL:ftp://samgum.ru/Vestnik/%D0%92%D0%B5%D1 %81 %D 1 %82%D0%BD% D0%B8%D0%BA%20%D0%A1%D0%B0%D0%93%D0%90_%D0%BF%D 1 %8 1 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0%BB_2009-01/66-74.pdf
9. Гребено, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с. [Электронный ресурс] URL: https://mosmetod.ru/files/Мeтодика_Рокича.pdf (дата обращения 01.12.2019).
10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. / М., 2004
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. URL:http://нэб.рф/co11ections/95_v-dal-and-his-dictionaгy (дата обращения 06.09.2016).
12. Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк. // Педагогика. - 2008. - №9. - С.63-88
13. Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / А.В. Елисеева, Саратов, - 1996. - 182 с.
14. Зеньковский, В.В. Психология детства : учеб. пособие / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург : [б. и.], 1995. - 348 с.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов по педагогической и психологической направлениям. и специальностям . [Электронный ресурс]/иВЕ:ййрз://а1шауез1.ги/ги/побе/1257
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2002. - 417 с.
17. Зубова, Л.В. Обоснование системы критериев, способствующих определению уровней сформированности ценностных ориентаций личности[Электронный ресурс]/ Л.В. Зубова //ВЕСТНИК ОГУ 8’2002. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/obosnovanie-sistemy-kriteriev- sposobstvuyuschih-opredeleniyu-urovney-sformirovannosti-tsennostnyh- orientatsiy-lichnosti/viewer(дата обращение 30.10.2020).
18. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. /М.: Изд- во Моск. психолого-социального института: Воронеж: Изд-во НПО Модек, 2002. 640 с.
19. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
20. КаптеревП. Ф. Об эстетическом развитии и воспитании // Избр. пед.сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - С.105.
21. Коган, Л.Н. Социология культуры : учеб. пособие / Л.Н. Коган. - Екатеринбург : УРГУ, 1992. - 391 с.
22. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России [Электронный
ресурс]иКЕ:й11р://шо8ше1об.ги/ше1оШсйе8коерго81гап81Уо/пасйа1пауа- shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiyadukhovno-nravstvennogo- га7УЙ1уа-1-уо8рйашуа-11сЬпо8Й-дга7Йбашпа-го88и.й1ш1
23. Концепция художественного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.lib.smr.ru.
24. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентации / Д.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 17 с
25. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. М. : Учпедгиз, 1940. 120 с.
26. Макаренко, А.С. Проектировать лучшее в человеке / А.С. Макаренко. - М. : Университет, 1989. - 416 с.
27. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. - 368 с.
28. Медник, С. Методики диагностики креативности и специальных способностей. [Электронный ресурс] /С. Медник// методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным,-1994. - URL:
http://www.konspektov.net/question/5102418173886464 (дата обращение 29.10.2020)
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с. 27
30. Мы живем среди людей: материалы в помощь воспитанию культуры поведения / Гос. юнош. б-ка Рос. Федерации . - М., 1992. - 31 с.
31. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm(дата обращения: 10.09.2019).
32. Никитина, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. -URL:http://www.pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nik inina_08_2.htm
33. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 144 с. - (Законы и кодексы). 17
34. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 120 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М. : А Темп, 2015. 896 с.
35. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просещение, 1996 - 432 с.
36. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] / одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/poop_noo_reestr.doc (дата обращения 20.03.2020).
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб.: Питер, - 2015 - 718 с.
38. Сергеева Б.В., Шерстюк А.Е. Средства нравственного воспитания младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла// Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3 URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24688(дата обращения: 09.11.2019).
39. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. М. : Покров, 2004. 55с.
40. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 1998 - 512 с.
41. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Электронный ресурс] /URL:https://almavest.ru/ru/node/1257
42. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/#review(дата обращения 5.02.2020).
43. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. / В.А.Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979-1987. - Т.2. - 1980. - 383с.
44. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х т. Т. 1 / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М. : Педагогика, 1979. 560 с.
45. Творчество и педагогика : матер. всесоюз. науч.-практ. конф. : сб. ст. / под ред. Л.П. Буевой. - М., 1988. - 262 с.
46. Уроки нравственности-2: книга учителя: тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока / [и др.] ; Автор Альберт Лиханов, Ирина Антонова. - Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2007. - 256 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург : Ажур, 2017. 36с.
48. Франкл,С.Л. Нравственный идеал и действительность. [Электронный ресурс]/URL:https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH015cc06b35a444828ea5d95c
49. Шевченко М.В., Галимская О.Г. Особенности применения методов формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / URL: http://sibac.info/17334
50. Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. - М.:Педагогика, 1990. - 144с.
51. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство в художественном образовании в средней общеобразовательной школе: теоретические обоснования системы обучения и воспитания дис. д-ра пед. наук / Т.Я. Шпикалова. - М., 1988. - 346 с.
52. Щукина, Г.И. Классификация методов воспитания [Электронный ресурс] / Г.И. Щукина. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=9145.
53. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб. : Питер, 2005. - 366 с.
54. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст] / Б.Г. Эльконин. - М.: Академия. 2001. - 140 с.
55. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Ленато. Акт, Фонд «Университетская книга», 1996. - 312 с
56. Юсов Б. П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] / Б. П. Юсов // Педагогика искусства: В творческом поиске: материалы Всерос. совещания-семинара, 3-6 дек. 1996 г., Самара. — М.; Самара: ИЦЭВ РАО, Самар. ИПРО, 1996. — С. 28
57. Юсов Б. П. Предисловие // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. - Луганск, 1990. - С. 6.