Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95225

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1 Сущность ответственности как личности качества 12
1.2 Психолого-педагогические особенности воспитания
ответственности у детей младшего школьного возраста 20
1.3 Педагогические условия формирования ответственности у
младших школьников средствами оценочной деятельности 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня
ответственности у младших школьников 33
2.2 Содержание работы по формированию ответственности у
младших школьников 53
2.3 Диагностическое исследование по выявлению уровня
ответственности у младших школьников на итоговом этапе опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение


Актуальность. Воспитание растущего человека как формирование личности, способной осуществлять ответственные действия и готовой нести ответственность за свои поступки, составляет одну из главных задач современного общества.
Базисной в системе духовно-нравственных ценностей выступает ответственность, поскольку она способствует человеку в освоении всех других ценностей. Именно мера сформированности сознательной личной ответственности служит залогом жизнестойкости как человека, так и общества.
В ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определено, что одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «... воспитание самоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности...». В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования выступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе». Отмечается необходимость перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, навыков» к воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
Ответственность, как и другие духовно-нравственные качества, формируется с детства.
Современная наука располагает многочисленными данными о том, что формирующиеся в младшем школьном возрасте психологические новообразования, имеют непреходящее значение для становления ответственности как качества личности младшего школьника. К таковым новообразованиям можно отнести развитие произвольности, рефлексии, внутреннего плана действия, смену социального статуса (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, А.В. Запорожец, И.А. Захарченко, В.И. Слободчиков и др.). Это положение имеет принципиальное значение для нашего исследования, ибо до сих пор начальной школе отводилась роль пропедевтики личностного развития и этот возраст, за редким исключением, не считался сензитивным для становления ответственности. По сути, ответственность должна рассматриваться как фундамент дальнейшей социализации младшего школьника, его общего и любого специального образования.
Теоретический анализ педагогической и психологической литературы свидетельствует о наличии устойчивого научного и практического интереса исследователей к изучению процесса формирования ответственности младшего школьника. Однако в имеющихся теоретических исследованиях пока не нашли полного научного осмысления целостного представления о сущности ответственности как качества личности, обоснования реализации возможностей средств оценочной деятельности в формировании ответственности младших школьников. Кроме того, в научно-педагогических исследованиях не установлены в должной степени научные основы разработки модели, программы формирования ответственности как качества личности младшего школьника средствами оценочной деятельности.
Изучение состояния современной педагогической теории и образовательной практики позволяет выявить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитывать ответственную личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию и сложившей практикой, не отвечающей запросам всех субъектов образования;
- на научно-педагогическом уровне - между необходимостью формирования ответственности у младших школьников и недостаточной разработанностью представления о сущности ответственности как качества личности на этапе ее социализации в начальной школе;
- на научно-методическом уровне - между потребностью правильной организации учебно-воспитательной деятельности в учебно-методической литературе и недостаточностью освещения темы исследования для педагогов в данном направлении.
Актуальность проблемы для педагогической практики, а также выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании создания определенных педагогических условий, обеспечивающих формирование ответственности у младших школьников.
Актуальность проблемы и поиск эффективных педагогических условий разрешения противоречий определили выбор темы исследования: «Формирование ответственности младших школьников средствами оценочной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности.
Объект исследования — процесс формирования ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности.
Предмет исследования — программа по формированию ответственности учащихся младшего школьного возраста средствами оценочной деятельности.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: формирование ответственности как качества личности младших школьников будет более эффективно, если:
- традиционное понимание ответственности как интегративного качества личности будет дополнено включением в него способности личности выступать инициатором своих поступков на основе самостоятельного решения и готовностью отвечать за его последствия;
- созданы условия применения средств оценочной деятельности, которые способствуют формированию ответственности младших школьников;
- будет разработана программа по формированию ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности, включающая в себя различные виды деятельностной активности и формы организации, которые будут наиболее эффективны для формирования ответственности.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы с целью определения понятия «ответственность»;
2) выявить особенности процесса формирования ответственности у детей младшего школьного возраста;
3) выявить педагогические условия, способствующие формированию ответственности младших школьников средствами оценочной деятельности;
4) разработать структурную модель развития ответственности у детей младшего школьного возраста;
5) провести опытно-поисковую работу, включающую в себя педагогическую диагностику, обоснование и реализацию программы по формированию ответственности у детей младшего школьного возраста в оценочной деятельности, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Методологическую основу исследования составили:
1) философские и психологические исследования ответственности (М.М. Бахтин, Л.А. Коган, Д.А. Леонтьев, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, В.П.
Тугаринов и др.), давшие возможность рассмотреть ответственность как нравственное качество личности;
2) учение о роли деятельностного подхода в формировании личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), требующего перевода ребенка в позицию активности, деятельности и общения;
3) идеи концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская), позволившие построить модель процесса формирования ответственности как качества личности младшего школьника;
4) идеи системно-целостного подхода к проектированию образовательного процесса (В.В. Краевский, В.С. Ильин, Н.К.Сергеев), задающего методологические ориентиры исследования ответственности как качества личности;
5) идеи об особенностях процесса становления личности в младшем школьном возрасте (В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина и др.), позволившие выявить особенности формирования ответственности в данной возрастной категории.
В процессе исследования для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретический - изучение и анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической научно-педагогической и методической литературы;
экспериментальные - опытно-экспериментальная работа;
эмпирические - методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов.
Базу исследования составила опытно-экспериментальная работа в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа, учащиеся 1 -го и 2-го классов.
Этапы исследования:
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась проверка эффективности применения в практике программы формирования ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями с учетом проблематики и темы; использованием достижений психолого-педагогической науки; комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования; соответствием логики проведения исследования его цели, задачам и предмету; проведенной опытно-поисковой работой и полученными положительными результатами.
Научная новизна исследования:
- обоснована необходимость применения аксиологического, культурологического, деятельностного подходов для обеспечения результативности педагогических усилий по формированию ответственности у старших подростков средствами оценочной деятельности;
- выявлены, обоснованы и реализованы на практике условия результативности процесса формирования ответственности у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнены определения понятия «ответственность»;
- выявлен потенциал организации образовательного процесса,
способствующий формированию ответственности у младших школьников.
Практическая значимость исследования:
- разработана и внедрена в практику программа по формированию ответственности у младших школьников в условиях образовательного процесса;
- определены критерии ответственности у младших школьников (когнитивный, эмоциональный, деятельностный), дана характеристика уровней (высокий, средний, низкий) в показателях, диагностируемых у младших школьников, что позволяет использовать материалы исследования для работы в общеобразовательных организациях.
В результате проведенного исследования были сформулированы положения, выносимые на защиту:
1. Формирование ответственности у младших школьников представляет собой систематическую, специально организованную деятельность по формированию личности, обладающей ответственностью за свою деятельность.
2. Процесс формирования ответственности у младших школьников строится на основе аксиологического, культурологического, деятельностного подходов.
3. Критериями и адекватными им показателями сформированности ответственности как качества личности младшего школьника выступают:
- полнота представленности ценностных оснований ответственного поведения в сознании ребенка (полнота знаний об ответственности);
- наличие и уровень знаний о себе, своих возможностях в проявлении ответственного поведения; критичность оценки своего поведения);
- степень осознанного контроля области своей ответственности (способность к проявлению внутреннего волевого усилия для достижения намеченной цели; локус контроля (внешний или внутренний) области своей ответственности);
- наличие эмоционального отношения к окружающей действительности (эмоциональное переживание ответственных и безответственных поступков);
- личная активность в проявлении ответственности (степень самостоятельности в проявлении ответственного поведения, степень автоматизма (привычность) осуществления ответственных поступков);
- рефлексия (умение адекватно оценивать свои поступки и отвечать за них). Переход с низкого (импульсивного) уровня ответственности на средний (исполнительский) и высокий (инициативный) уровни выражается в повышении устойчивости, привычности, обязательности, внутренней детерминированности и осмысленности ответственного поведения, готовности оказаться в позиции другого человека.
4. Условиями формирования ответственности у младших школьников являются:
- организационные (общеобразовательная организация, нормативно-правовая база образовательного процесса и др.);
- личностные (осознание педагогической и родительской общественностью значимости ответственности как одного из важнейших качеств личности, личный пример взрослых - педагог, родитель (законный представитель), иной субъект, например ветеран и др., культурный уровень, квалификация, компетентность и мотивация педагогов занимающихся в данной проблематике и др.);
- дидактические (программа по формированию ответственности у младших школьников, включающая в себя когнитивный компонент, содержание которого заключается в положительной мотивации, порождающей положительное отношение, стремление к организованности; просмотр и обсуждение видеоматериала; коллективные творческие дела; проекты; викторины; интеллектуально-познавательные игры; дискуссии; тренинги; обыгрывание проблемных ситуаций и др.).
5. Положительная динамика в личностных результатах младших школьников зафиксированная в результате опытно-поисковой работы подтвердила эффективность выявленных и реализованных условий, важным из которых стала программа по формированию ответственности у младших школьников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В социокультурных условиях современной России, ориентирующейся на построение демократического правового государства, возрастают требования к личностным качествам человека как гражданина, как самостоятельного, компетентного, свободного и ответственного субъекта своей жизни и деятельности, готового взять ответственность за свое будущее и будущее страны на себя. Поскольку базисной в системе духовно-нравственных ценностей личности выступает ответственность, ее воспитание становится актуальной задачей на всех возрастных ступенях развития личности.
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Ответственность и другие связанные с ней духовно-нравственные качества играют важную роль в социализации детей младшего школьного возраста.
Как качество личности ответственность включает в себя следующие компоненты: знания, жизненный опыт, умения на практике реализовывать нравственные цели, способность предвидеть негативные последствия своих действий, переживание чувства ответственности и др.
Ответственность у младших школьников проявляется в ряде когнитивных, эмоционально-волевых и деятельностных характеристик, среди которых:
- готовность отвечать за свои поступки;
- способность к самостоятельному и осознанному выбору действий;
- добровольное выполнение взятых на себя обязательств;
- отсутствие конформизма как попытки уклониться от ответственности;
- способность причины своих негативных безответственных действий искать в самом себе, а не в других людях и складывающихся внешних обстоятельствах;
- способность и готовность к самоконтролю, умение определять меру своей ответственности;
- знание своих обязанностей и привычка ответственно относиться к исполнению;
- способность и готовность заботиться о других и о себе.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности воспитания ответственности детей младшего школьного возраста:
- ответственность как личностное качество в младшем школьном возрасте находится в стадии становления;
- младшие школьники уже способны адекватно оценивать поступки героев художественных произведений, их готовность выполнить общественный долг. В тоже время при оценке ответственности сверстников и оценке собственной ответственности младшие школьники еще нуждаются в педагогической поддержке и помощи;
- у детей младшего школьного возраста способность к адекватной самооценке своих действий, готовность нести ответственность за свой выбор, не ссылаясь на других людей и внешние обстоятельства находится в стадии развития;
3. Определено, что самооценка как форма в рамках средств оценочной деятельности является одним из важнейших показателей развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.
4. Подобран комплект диагностических методик и определен уровень сформированности ответственности у детей младшего школьного возраста на начальном этапе, который показал, что существенная часть детей находится еще на низком уровне ответственности. Самооценка ответственности у младших школьников как правило завышенная, что в целом показывает их стремление быть ответственными и одновременно обнаруживает недостаточность из знаний об этом качестве, попытки во многих случаях оправдать внешними причинами свое невыполнение обязательств. В тоже время при постоянной педагогической поддержке и систематическом контроле большая часть детей начинает выполнять взятые на себя обязательства и стремится довести начатое дело до конца.
5. Была разработана и применена программа формирования ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности.
6. Выявлены условия для формирования ответственности у младших школьников:
Организационные условия: социальный заказ, общеобразовательная организация, нормативно-правовая база образовательного и воспитательного процесса, внеурочная деятельность.
Личностные условия: учет психолого-педагогических особенностей формирования ответственности младших школьников; осознание педагогической и родительской общественностью значимости ответственности как личностных качеств личности, личный пример значимых взрослых - педагог, родитель (законный представитель), культурный уровень, квалификация, компетентность и мотивация педагогов занимающихся в данной проблематике.
Дидактические условия: методология процесса, основанная на трех подходах: культурологического, аксиологического, деятельностного;
программа внеурочной деятельности по формированию ответственности у младших школьников; просмотр и обсуждение видеоматериала; индивидуальные и коллективные социально-значимые и творческие дела; проекты; тренинги; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; методический подход к организации процесса.
6. Итоговые результаты опытно-поисковой работы показывают положительную динамику и позволяют утверждать об эффективности применения программы.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что на практике были подтверждены выдвинутые положения гипотезы.
Осуществив гипотезу в действительность, нами была достигнута поставленная цель исследования, а именно теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности. Были получены успешные результаты, чему свидетельствуют результаты диагностики на итоговом этапе исследования.



1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности //
2. Психологический журнал. 1985. - №5. - С. 3-17.
3. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973.- 93 с.
4. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П.
5. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / под общ. ред.1
6. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения' к учению:
7. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание Ребенка в воспитании самих себя. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2007. - 189 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т. 2.-288 с.
9. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: МГУ, 1981. - С. 3-18.
10. Аплетаев М.Н., Маврин С.А., Медведицков А.П. Воспитание ответственного отношения учащихся к учению в учебном процессе. Учеб. пособие / под ред. А.П. Медведицкого. — Омск, 1989. 77с.
11. Аристотель. Большая этика Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т.
4. -С. 310.
12. Бабанский Ю.К. Комплексный* подход к воспитанию учащихся: в вопросах и ответах. Киев: Рад. шк., 1985; - 256 с.
13. Барановская JI.A. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 1996. - 151с.
14. Белозерцева Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: дис. . канд. пед; наук. - Челябинск, 2000. 195с.20: Блонский П;П. Психология младшего: школьника. — Mi: МОДЭК, 2006. 632 с.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна.- изд. 2-е. М.: «Институт практической психологии»; 19971 —352 с., ' 1
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
17. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное, образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д: Рост. гос. пед. ун-т, 1997. - С. 13. v
18. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. - 352 с.
19. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер, 2000. - 304 с.
20. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.
21. Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника: (Системно-структурный анализ): учеб. пособие к спецкурсу. JL: РПТУ, 1991. — 85 с.
22. Васильева З.И., Ежеленко В.Б., Седова Н.В. Воспитание дисциплинированности и ответственности у школьников в учебном процессе: учеб. Пособие. Л.: ЛГПИ," 1983. - 75 с.
23. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников // Начальная школа. 2008. №8. - С.11-15.
24. Винокурова Н.В. Формирование ответственности у подростков как целевая функция деятельности классного руководителя: автореф. дис. . канд. пед. наук. Киров. 2004. - 18с.
25. Воробьева O.A. Социальная адаптация младших школьников с отклонениями в поведении средствами игровой деятельности Электронный ресурс.: дис. . канд. пед. наук. М.: РГБ, 2005. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
26. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии.- 1966.- №6. С.75.
27. Выготский JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского 4 развития // Вопросы психологии. №2. 1972. С. 114-123.
28. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?: Штрихи к портрету // Начальная школа. 2004. - № 3. - С. 13-19.
29. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы: Ст., воспоминания. М.: МИРОС, 2002. - 294с.
30. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. - 150 с.
31. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова JI.M. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: «Институт практической психологии», 1998. - 256 с.
32. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / под ред. д.п.н. H.JI. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. 336 с.
33. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.:
Образование, 1996. - 159 с.
34. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3- 4. С. 14 -19.
35. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Русский язык, 1989. Т.2: И-О. - 779 с.
36. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. СПб: КАРО, 2007. - 160 с.
37. Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1997. 195с.
38. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
39. Дьяконова В.Н: Педагогические условия нравственного воспитания студентов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 16 с.
40. Елканов С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1971. — 12 с.
41. Зайцев В.В. Механизмы, способствующие развитию, личностной;- свободы младших школьников // Начальная школа. 1999. №12. С. 101-104.
42. Зайцев В.В. Принцип;свободы.в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные: тенденции. -Волгоград: Перемена, 1998. 382 с.
43. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. М.: Логос, 1992. В 2-х ч.
44. Запорожец А .В. Младший школьник / Избранные психологические труды;- М!: Наука, 1986.- С. 34-4Г.
45. Захарченко И:А. Дидактические основы построения системы личностного развития младшего; школьника средствами; иностранного языка: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ррстов-натДону: Ростовский гос. пед. ун-т, 1998.-24 с.
46. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. изд. 2-е, уточненное и дополненное. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.
47. Зосимовский A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика: 1998. - № 7. - С. 74-77.
48. Иванов С.П: Художественная деятельность как психологическое условие воспитания социальной ответственности: автореф. дис. . канд. псих, наук. М., 1989.-18 с.
49. Иванова Т.Ф. Формирование мотивации достижения у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. . канд. пс. наук. — Волгоград, 2005.-23 с.
50. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М: Педагогика, 1984. - 144 с.
51. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // Целостный подход в учеб.- восп. процессе: Сб. науч. тр. Волгоград: ВГПИ; 1984. - 176ю.
52. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Флинт, 1998. 192 с.
53. Каракулина Т.А. Формирование самооценки младших школьников в» условиях совместной учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1998.- 164 с.
54. Кларин М.В. Обучение как игра // Школьные технологии. 2004: - №
5. - С. 45-58.
55. Климова К.А. О. формировании, ответственности у детей 6-7 лет // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1968. С. 328-3531
56. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1970.-391 с.
57. ПО.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: учебное пособие. М.: Владос- Пресс, 2003.-224 с.
58. Ш.Кождаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М.: Академия, 2000. 174 с.
59. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М: Академия, 2005. - 288 с.
60. Кон И.С. Психология доброго поступка / Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. -М.: Политиздат, 1988. 384 с.
61. Конникова Т.Е. О взаимоотношениях в коллективах подростков // Ребенок в системе коллективных отношений / под ред. JI. Буевой, JL Новиковой. Mi, 1972. - 130 с.
62. Косолапова JI.A. Формирование ответственного отношения учащихся к учению как интегрального личностного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1990.' - 20 с.
63. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. 2004. № 2. С. 3-8.
64. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. -М.: МГУ, 2005. 84 с.
65. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. — Волгоград: Перемена, 2001. 324 с.
66. Краткий психологический словарь / под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко. 2-е изд., расширенное, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 431 с.
67. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Монография. Волгоград: Перемена, 1999г. - 196 с.
68. Куприянов Б.В., Рожков М.И:, Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.- метод. пособие. М:: ВЛАДОС, 2004. - 216 с.
70. Куфарова А.Ю. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию: автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. - 23 с.
71. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
72. Леонтьев Д.А. Личностное в. личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУим M.B. Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева М.: Смысл, 2002. -Вып. 1. -С. 56-65.
73. Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем. // Экзистенциальное измерение в консультировании'w психотерапии. Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. - Т. 2. - С. 7-22.
74. Липкина А.И. Самооценка школьника. М. г Просвещение, 1976.63с.
75. Лысенко, Т.Ф. Проблема» уровней- нравственной воспитанности
личности (на материале изучения нравственной ответственности студентов вуза). Электронный ресурс. URL: http://www.lib.ua-
ru.net/diss/cont/157924.html (дата обращения: 20.09.2007).
76. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненноважным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / под ред. Н.П.
77. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. пед. уч-щ и колледжей М.: ВЛАДОС, 2006.-238 с.
78. Максимова В.Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов учащихся. // Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: Ленингр. гос. пед.ин-т им. Герцена; 1975.- 233с:
79. Маркова А.К. Формирование: мотивации учения в- школьном', возрасте: Пособие дляучителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 е.
80. Матюхина M.B:, Спиридонова С.Б. Развитие личности и, познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учеб. пособие. - Волгоград: Перемена, 2005. 215 с:
81. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 240с.
81. Мирошникова С.С. Стимулирование осознанности выбора жизненной позиции подростка в процессе дидактической игры: дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2005. - 150с.
82. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя*/ под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.118с.
83. Моложавый С.С. Игра и труд в дошкольном возрасте. — М.; JL, 1929. С. 24.
83. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. Волгоград: Перемена, 2006. - 319 с.
84. Монахов В'.М. Технологические основы проектирования и: конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
85. Морозкина Т.В: Формирование внутренней ответственности: (на
материале дежурства школьников по классу). Экспериментальное исследование: дис. . канд. психол. наук. М.: РГБ, 2006. - (Из фондов
Российской государственной библиотеки).- 1-74 с.
86. Муздыбаев К. Психология ответственности. JL: Наука. 1983.240с.
87. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. изд. 4-е, стереотипное. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
88. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
89. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4'классы. -М.: Эксмо, 2009. 384 с.
90. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
91. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю; Толковый словарь русского языка. изд.4.е, доп: М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.182,Олешкевич В.И. История психотехники: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2002. — 304 с.
91. Осмоловская- И.М. Игра на уроках. // Начальная школа 2004. №5. С. 13,78.
93. Основы разработки педагогических технологий и инноваций: Монография / Л;Н! Давыдова; В .А. Пятин; A.M. Трещев и др. / под ред; проф. В .А. Пятина. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998.¬380 с.
94. Пантина Н.С. К характеристике исследования игры как формы детской деятельности //Психология . и педагогика игры дошкольника: (Материалы симпозиума) / под ред. А.В.Запорожца и Л.П.Усовой. М., 1966. - С.85.
95. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ; ред: В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. — М;: «Академия», 2006;.— 368 с.
96. Пасниченко А.Э. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник МГУ. 1991. - серия 14'. - № 3.-С. 39-45.
97. Педагогическая, энциклопедия. В 4-х т. М.: «Советская
энциклопедия», 1966. - Т.З. - С. 130.
98. Петрова«В.И., Трофимова Н.М.1 Азбука-нравственного взросления. — СПб.: Питер, 2006. 304 с.
99. Петровский A.B. Введение в психологию. — М.: Академия, 1996.496 с.
100. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма
субъективности. Ростов н/Д: Феликс, 1996. - 512с.
101. Петрухина O.A. Формирование ответственного отношения подростков к учению в учебной деятельности // Специфика форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск: ОГПИ, 1984. - С.44-49.
102. Платонов К.К. Структура и развитие личности / отв. ред. А.Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. - 254 с.
103. Пожидаева Т.Ф. Игра как технология личностного развития младшего школьника Электронный ресурс.: дис. . канд. пед: наук. Ростов н/Д: РГБ, 2006. — (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
104. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для<Л студ. сред. пед. учеб. заведений / авт. сост. Е.Е. Данилова / под ред. И.В. Дубровиной.- 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 1999. - С.112.
105. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В. и др. / под общ. ред. Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2005. 304 с.
106. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1989. - 67с.
107. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной саморегуляции поведения младших школьников>// Вопросы психологии. 1990. №4. С. 55-60.
108. Семенов HtH., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992. - 140 с.
109. Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. - 1956. № 4. С.96-105.
110. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. завед. 3-е изд. М.: Школа-пресс, 2000 - 512 с.
111. Талызина Н:Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
112. Тен Н.М. Формирование ответственного отношения подростков к общественно полезной'деятельности: Учеб., пособие к спецкурсу. Хабаровск: Хабаров. ГПИ, 1982. - 149 с.
113. Ярикова С.Г. Формирование ответственности у младших школьников. Методические рекомендации для студентов и учителей начальных классов. Волгоград. 1983. - 19с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ