Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Работа №95215

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Определение основных понятий «межличностные отношения»,
«межличностное общение» в работах исследователей 7
1.2. Общая характеристика детей с нарушениями зрения
1.3. Особенности межличностных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста с нарушениями
_ 22 зрения
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НРАУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 27
2.1. Обоснование выбранных методов и методик диагностики межличностного общения у детей младшего школьного возраста с
27 нарушениями зрения
2.2. Экспериментальные условия определения специфики
межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 29
2.3. Анализ констатирующего этапа эксперимента 31
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИЗРЕНИЯ 40
3.1. Составление и частичная апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на совершенствование межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями
зрения 40
3.2. Анализ результатов частичной апробации программы 52
3.3. Методические рекомендации педагогам по дальнейшей апробации
Л „ Л ~ „ 59
коррекционно-развивающей программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ

Общение играет важную роль в жизни человека. Благодаря общению человек социализируется в обществе. Люди обмениваются информацией, понимают и воспринимают друг друга.
Дети младшего школьного возраста - это дети, которые активно овладевают навыками общения. В младшем школьном возрасте одной из главных задач детей является установление дружеских контактов со сверстниками. На протяжении младшего школьного возраста, обучающиеся учатся навыкам взаимопомощи; у них развивается чувство ответственности, преданности друг другу.
У детей с нарушениями зрения может обстоять все иначе. Восприятие информации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения происходит по-другому, так как они овладевают способами общения иным путем. Без специальной работы у детей с названной патологией имеются трудности социальной адаптации, что в конечном результате может привести к обеднению социального опыта и к социальной изоляции.
Имея те или иные нарушения зрения, дети становятся неуверенными в своих действиях, игровое общение между детьми имеет слабое развитие, что может приводить к межличностным конфликтам.
Данной проблемой в науке занимались отечественные авторы ( В. М. Астапов, А. М. Виленская, Г. В. Григорьева, Г. В. Никулина и др.), и зарубежные авторы (Д. Паркер, Д. Бранс, Н. Таттл, и др.).
Динамика развития коммуникативных способностей детей с нарушением зрения осуществляется в процессе смены ведущих видов деятельности и подчиняется тем же законам развития, что и у детей с нормальным зрением (Л. С. Выготский, и др.).
Таким образом, при составлении коррекционной программы, направленной на совершенствование межличностного общения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, позволит повысить уверенность ребенка в себе и в своих действиях, освободить от внутренних зажимов, мешающих вступать в контакт с окружающими детьми, развить игровое общение между школьниками и улучшить дружеские отношения.
Цель исследования: составить и частично апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на совершенствование межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования: межличностное общение у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: процесс совершенствования межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения посредством апробации коррекционно-развивающей программы.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы в психолого-педагогических исследованиях.
2. Провести диагностику на основе выбранных методов и методик, и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента.
3. Составить программу, направленную на совершенствование межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, частично ее апробировать.
4. Проверить эффективность составленной программы, направленной на совершенствование межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, путем промежуточного мониторинга.
База исследования: ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
В роли испытуемых дети младшего школьного возраста с нарушением зрения, от 8 до 10 лет.
Используемые методы и методики.
Методы: теоретические (анализ источников и литературы),
эмпирические (наблюдение);
Методики: Методика «День рождения», автор Панфилова М. А., исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в межличностном общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении; Методика Стрелковой Л. П., направленная на изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции; Набор заданий, разработанных Минаевой В. М.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (43), приложений, в состав которых вошли следующие материалы: протоколы наблюдения за обучающимися, конспекты коррекционно-развивающих занятий.
Объем работы 92 страницы.
В работах представлены: таблицы (9), рисунки (3).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Совершенствование общения детей младшего школьного возраста является одной из главных проблем, в первую очередь для самого ребенка, а также для педагогов, психологов и родителей. Дети с нарушениями зрения имеют трудности в коммуникативной сфере. В связи с этим, у младших школьников начинает формироваться низкая самооценка, они становятся неуверенными в своих действиях, испытывают чувство вины, им трудно поддерживать игровое общение, часто случаются конфликты со сверстниками из-за непонимания условий или правил игры.
Проведя теоретический анализ по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что процесс межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения отличается от процесса общения у детей младшего школьного возраста без нарушения зрения, так как восприятие информации происходит по-другому. Обучающиеся с данной патологией имеют трудности в овладении и использовании невербальных форм общения, в выразительности речи, которая играет роль в процессе межличностного общения детей, почти не используют пантомимику, что значительно усложняет процесс развития эмпатии, Они не вступают в контакт первыми, менее инициативны, не знают как правильно реагировать на эмоциональное настроение партнера.
В данной работе было проанализирована научная литература о детях с нарушениями зрения, особенности диагностики и коррекции совершенствования межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Были сделаны выводы по результатам изучение теоретической и проведении практической части.
В процессе работы был проведен теоретический анализ по проблеме и теме исследования. Теоретически определены особенности межличностных отношений и межличностного общения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Подобраны, обоснованы и реализованы методы и методики диагностики специфики межличностного общения у детей младшего школьного возраста. Выбранные методы и методики позволили удачно выявить особенности межличностного общения у детей с нарушениями зрения.
Определена группа детей для проведения исследования. Осуществлен констатирующий этап эксперимента. Результаты эксперимента показали, что существует необходимость использования коррекционно-развивающей программы. Была составлена и частично апробирована коррекционно­развивающая программа по совершенствованию межличностного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, проведен промежуточный мониторинг результатов частичной апробации программы и составлены методические рекомендации по дальнейшей апробации программы.
После проведения формирующего этапа эксперимента, можно сказать о том, что прослеживается незначительная, но положительная динамика совершенствования межличностного общения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что задачи выпускной квалификационной работы выполнены, цель достигнута.


1. Виленская, А. М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей [Текст] / А. М. Виленская ; Х- науч.сессия по дефектам. - М. : Полиграфсервис, 1990. - 323 с.
2. Волкова, Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : Вече, 1983. - 254 с.
3. Волкова, Л. С. К истории вопроса о коррекции нарушений речи у детей с глубокими дефектами зрения [Текст] / JI. С. Волкова // Опыт изучения аномальных школьников : XXXI Герценовские чтения. Д., 1978. - С. 34-36.
4. Генкина, С. Г. Ранняя диагностика зрительной патологии детей как условие коррекции и компенсации их развития [Текст] / С. Г. Генкина // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 56­58.
5. Гимадеева, М. Как помочь детям с нарушением зрения [Текст] / М. Гимадеева; Соц. защита. - 2005. - № 2. - С. 32-35.
6. Гришанова, И. А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения [Текст] Образование и наука без границ: материалы II междунар. науч.-практ. конф / И. А. Гришанова. - М. : Днепропетровск, 2006. - 432 с.
7. Денискина, В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения [Текст] [о проблеме преемственности между дошкольным воспитанием и обучением в начальной школе детей с нарушением зрения] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5.
8. Денискина, В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями [Текст] / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 3-12.
9. Денискина, В. З. Учимся улыбаться: неверб. общение детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина. - М. : РГБС , 2008. - 44 с.
10. Егорова, Л. В. Некоторые особенности работы со слабовидящими детьми: Консультации для родителей [Текст] // Дошк. педагогика. - 2007.
11. Загайнова, В. А. Грищенко [Текст] // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения : материалы Междунар. науч.- пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. — М., 1997. — С. 41-44
12. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М. И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
13. Зотов А. И. Дефект зрения и психическое развитие личности [Текст] / А. И. Зотов. - Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. М. : ЛГНИ им. А. И. Герцена, 1981. - С. 3-18
14. Зубкова, В. П. К проблеме изучения представлений об эмоциях у детей в условиях зрительной недостаточности [Текст] / В. П. Зубкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. — № 1 (63). — С. 30-34.
15. Каплан, А. И. Причины детской слепоты [Текст] / А. И. Каплан // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» // сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - М. - 2005...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ