ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Характерологические нарушения как психологический
феномен 8
1.2. Особенности развития характерологической сферы у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 15
1.3. Психологические подходы к профилактике и преодолению
характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 33
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента и побор
диагностических методик 33
2.2. Анализ процедуры проведения и результатов констатирующего этапа
эксперимента 37
2.3. Корреляционный анализ взаимосвязей между отдельными
проявлениями характерологический сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 50
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 52
3.1. Описание коррекционно-развивающей программы 52
3.2. Апробация программы по профилактике и преодолению
характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 57
3.3. Проведение контрольного этапа эксперимента и анализ его
результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Гуманистические идеи современного общества определяют особый интерес специалистов различного уровня к вопросам гармоничного развития личности в том числе, в контексте различных вариантов дизонтогенеза. В структуре личности занимает характер, он же влияет на познавательные процессы, определяет индивидуальность и своеобразие личности. Образ жизни предопределяет формирование характера. Он проявляется в поступках, в манере поведения, в привычках и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их нравственными и морально-этическими нормами, а также социальными ценностями, потребностями и интересами [5].
Характер является сложной категорией психологического анализа. В характере можно выделить ряд черт, которые выражают различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В процессе жизни любые черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных значений и оказывается у крайней границы среднестатистической нормы, возникает так называемая акцентуация характера, а в более грубой форме нарушения - личностное расстройство (психопатия) [10].
Изучением характерологических нарушений занимались такие ученые как П. Б. Ганнушкин, Э. Кричмер, К. Леонгард, А. Е. Личко, С. Л. Рубенштейн. Любой вариант дизонтогенеза является патологическим фактором, что усложняет формирование и развитие характера [14, 42].
Акцентуации личности широко распространены и являются проявлением возрастных тенденций в подростковом возрасте. Среди лиц юношеского возраста явные или скрытые акцентуации обнаруживаются у 90 % обследованных. По мере взросления людям удается сглаживать нежелательные черты, и количество акцентуаций снижается до 50% [28]. Однако наиболее эффективный способ преодоления этих негативных явлений, как указывают Г. В. Грибанова и П. Ф. Лесграфт это предупреждение деформаций личности в детском возрасте - периоде, когда личностные расстройства и акцентуации закрепляются под влиянием социально-психологических факторов [14, 25]. Особенно острую форму та проблема приобретает при различных отклонениях вторичного порядка, в том числе и в структуре личности. Так при задержке психического развития (ЗПР) риск появления характерологических нарушений усиливается в результате склонности к асинхронии в развитии (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) и неблагоприятных условий воспитания [40, 25]. При этом дети данной категории имеют высокий уровень компенсаторных ресурсов, что определяет возможность предупреждения вторичных отклонений. Поэтому актуальной задачей специальной психологии является поиск путей современной диагностики, предупреждения и преодоления характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Вышесказанное определяет цель исследования.
Цель - изучение характерологических нарушений и возможности их профилактики и преодоления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Объект - характерологическая сфера детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - составление и апробация программы по профилактике и преодолению характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики для экспериментального изучения характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Экспериментальным путем изучить проявления характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Составить коррекционно-развивающую программу по профилактике и преодолению характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Апробировать и оценить эффективность составленной коррекционно-развивающей программы по профилактике и преодолению характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методологической основой исследования являются:
• Теоретическое положение Н. Я. Семаго, М. М. Семаго о влиянии асинхронии при ЗПР на возникновение характерологических нарушений;
• исследование Г. В. Гребановой о нарушениях характера и особенностей личности подросткового возраста с ЗПР;
• концепции личностных расстройств А. Е. Личко, К. Леонгарда, П. Б. Ганнушкина.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы, развернутый эксперимент; методы математической статистики: корреляционный анализ по Пирсону; T- критерий Стьюдента.
Методики экспериментального исследования: «Карта наблюдений» Д. Стотта, проективная методика «Несуществующее животное» М. Дукаревич, «Тест Розенцвейга» (модификация В. Доброва).
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Выборка испытуемых: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы (50), приложения (11).
Увеличение количества детей с ЗПР в последнее время требует усиленного внимания специалистов и поиска новых путей их социализации и адаптации. Исследования характерологических особенностей в этом ключе имеет большое значение, так как способствует эффективному обучению и социализации. На протяжении последних десятилетий проблемы детей с ЗПР являются объектом изучения многих исследователей. Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме акцентуации характера у подростков, проблема характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с ЗПР остается открытой.
Решение данной проблемы актуально для системы коррекционноразвивающего обучения. Л. И. Божович, В. С. Мерлин, Р. С. Немов отмечают, что уже в младшем школьном возрасте идет становление характера. Заостренные черты характера у детей младшего школьного возраста могут в дальнейшем подростковом периоде трансформироваться и закрепиться как акцентуации характера или психопатические черты. Заостренные черты характера могут привести к состоянию дезадаптации. Как подчеркиваю Р. С. Немов и А. Е. Личко, дезадаптация является фактором, который препятствует полноценному личностному развитию ребенка и затрудняет учебно-воспитательный процесс. Вышеизложенное стало основанием для формирования цели исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на профилактику и преодоление характерологических нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель достигалась через решение конкретных теоретических и эмпирических задач. Так, в процессе теоретического анализа было рассмотрено 50 источников. В первой главе была проанализирована
структура характера, рассмотрены особенности становления характера у детей младшего школьного возраста с ЗПР, рассмотрены теоретические подходы к проблеме характерологических нарушений.
Для решения эксперимент задач был подобрана батарея методик: «Карта наблюдений», «Несуществующее животное», «Тест Розенцвейга»
Эмпирическая, экспериментальная, часть исследования состояла из двух этапов: констатирующего и контрольного. На контрольном этапе эксперимента были выявлены выраженные количественные показатели по следующим шкалам: недоверие к новым людям, вещам и ситуациям; депрессия; тревожность по отношению к взрослым. Использование математической статистики позволило доказать наличие достоверной взаимозависимости между показателями недоверия к новым людям, людям, вещам и ситуациям, и депрессии. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости проведения коррекционных мероприятий с детьми младшего школьного возраста с ЗПР профилактике и преодолению характерологических нарушений.
В качестве основной формы коррекционной работы были выбраны сказкотерапия в сочетании с различными видами деятельности, так как различные формы активности, предусматриваемые сказкотерапией, представлялись наиболее привлекательными для детей младшего школьного возраста исследуемой категории. Коррекционная работа проходила в групповой форме в течение двух месяцев. Контрольный этап эксперимента показал небольшую положительную динамику в таких показателях НД, Д, ТВ, ВВ, НС, для остальных характерологических проявлений коррекционные мероприятия коррекционные мероприятия оказались неэффективны.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель данного исследования достигнута задачи успешно решены.
1. Акцентуации характера [Электронный ресурс]. - URL :
https://vk.eom/@psychologyhappylife-akcentuacii-haraktera (дата обращения: 20.03.2019).
2. Акцентуации характера рекомендации [Электронный ресурс]. - URL : https://donschool61.ru/2-uncategorised/185-aktsentuatsiya-kharaktera- rekomendatsii (дата обращения: 20.01.2019).
3. Бэн, А. Об изучении характера [Текст] / А. Бэн ; пер. с англ. - СПб. : Изд-во Заленского и Любарского, 1866. - 523 с.
4. Бехтерев, В. М. Психопатия и ее отношение к вопросу о вменении [Текст] / В.М. Бехтерев. - Казань, 1986. - 32 с.
5. Бодалев, А. А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 1999. - 312 с.
6. Бодалев, А. А. Психология о личности [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 210 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М., 2001. - 312 с.
8. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 380 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т. / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1984
Т. 4 : Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - 1984. - 432 с.
10. Ганнушкин, П. Б. Избранные труды [Текст] / П. Б. Ганнушкин ; под ред. О. В. Кербикова. - Ростов-н/Д., 1998. - 416 с.
11. Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика [Текст] / П. Б. Ганнушкин // Психология индивидуальных различий. - М., 1982. - С. 145-158.
12. ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 9».
Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL : http://ekb-school18.ucoz.ru (дата обращения: 12.03.2019).
13. Гиппервайтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций [Текст] : учебное пособие для вузов / Ю. Б. Гиппервайтер. - М. : ЧсРо, 1997. - 70 с.
14. Грибанова, Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития [Текст] / Г. В. Грибанова // Психология детей с задержкой психического развития / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - С. 167-178.
15. Гурова, Е. В. Диагностика психического развития детей [Текст] : учебно-методическое пособие к курсу «Возрастная психология» / Е. В. Гурова, Н. Ф. Шляхта, Н. Н. Седова. - Москва ; Институт молодежи, 1992. - 258 с...