Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НАЦИОНАЛЬНЫМ КУЛЬТУРАМ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95208

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТОЛЕРАНТНОСТИ К НАЦИОНАЛЬНЫМ КУЛЬТУРАМ 8
1.1. Толерантность: сущность и понятия, типы толерантности 8
1.2. Поликультурность. Культурная толерантность в современном
образовании 22
1.3. Коллективная художественно - творческая деятельность: формы, виды,
содержание 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ 36
2.1. Диагностический инструментарий определения наличия национальной
культурной толерантности у старших школьников 36
2.2. Содержание и результаты опытно-поисковой работы по развитию
национально-культурной толерантности у старших школьников в процессе коллективной художественно-творческой деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Актуальность исследования. В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Формирование таких качеств, как признание, принятие, понимание человеком другого облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.
Многонациональность - важнейшая составляющая Российского общества. Без учета этой объективной реальности невозможно сохранение и развитие российской государственности. Эта данность имеет принципиальное значение для российской системы образования, одним из основополагающих общекультурных компонентов, которым является поликультурный подход к организации образовательного процесса.
В Российской Федерации насчитывается более 190национальностей. Каждая народность имеет свою историю, культуру, обычаи, традиции. Общеобразовательные школы это тот государственно-общественный институт в культурном образовательном пространстве, в котором обучаются представители разных национальных культур. Именно здесь особое значение должно придаваться воспитанию толерантности и уважения к культурным ценностям разных народов.
В научно-педагогической литературе представлено большое количество исследований, посвященных проблеме формирования толерантности в обществе: И. Кант (виды толерантности: натуральная или естественная); Т.Н. Юдина (религиозная или конфессиональная толерантность); А.Г. Здравомыслов (моральная толерантность, нравственная толерантность); Т.Б. Багирова, Л.Н. Боронина и З.В. Сенук (этническая, национальная толерантность); В.А Липатов,Г. Зиммель (социальная толерантность); А.П. Самохин (культурная толерантность) и т.д.В то же времяв педагогической литературе наблюдается недостаточное освещение опыта организации педагогической деятельности по воспитанию толерантности у подрастающего поколения, методических аспектов работы в этом направлении.
В культурно-образовательной практике остро стоит проблема воспитания национально - культурной толерантности: данные педагогических наблюдений свидетельствуют об отсутствии у отдельных представителей учащейся молодежи интереса к ознакомлению и изучению национальных культурных традиций разных народов, образцов их культурного наследства (истории искусства, образцов народного и профессионального художественного и музыкального творчества), в том числе представителей, обучающихся в конкретном ученическом сообществе. Среди немногочисленных исследований в сфере музыкально­-художественного образования воспитанию толерантности посвящены работы О.А. Бурлак и О.С. Изюровой.
Выше обозначенные аспекты позволяют выделить следующие противоречия:
1. Между достаточной разработанностью исторических и теоретических аспектов проблемы толерантности в обществе и недостаточной практической ее реализованностью в практике образования.
2. Между необходимостью активизации деятельности по воспитанию культурной толерантности, развитию у учащихся интереса к различным национальным культурам и формированию толерантного отношения к ним и неготовностью педагогических кадров к данной работе ввиду слабой освещенности методических аспектов педагогической деятельности по воспитанию у учащейся молодежи национально - культурной толерантности, отсутствия у педагогов эрудированности в вопросе национальных культур.
Все вышеизложенное обозначило проблему исследования, суть которой заключается в поиске обоснования возможных путей развития толерантности у старших школьников к различным национальным культурам и народным культурным традициям.
В русле поиска решения проблемы сформулирована тема: развитие толерантности к национальным культураму старших школьников в процессеколлективной художественно-творческой деятельности.
Цель: изучить, обосновать и практически проверить
эффективность форм и средств развития толерантности у старших школьников к национальным культурам.
Объект исследования: коллективная художественно-творческая деятельность, как процесс формирования толерантного отношения к национальным культурам.
Предмет исследования: содержание и методы работы по развитию толерантности к национальным культурам у старших школьников в процессе коллективной художественно-творческой деятельности.
Гипотеза: развитие толерантности к национальным культурам у старших школьников в процессе коллективной художественно­творческой деятельности будет успешным если:
1) в основу организации коллективной художественно-творческой деятельности будет положен этнокультурный подход, включающий в свое содержание знания о культуре народа, их традициях, народном национальном музыкальном наследии;
2) процесс ознакомления с культурными традициями, образцами народного художественно-музыкального творчества будет проходить в процессе коллективного взаимодействия старших школьников;
3) коллективная художественно-творческая деятельность будет включать в себя создание презентационных проектов по национальным культурам самими учениками, подготовку национальных номеров, участие в фестивалях национальных культур и т.д.
Задачи исследования:
1. изучить информационные источники по проблеме развития толерантности к национальным культурам у старших школьников в процессе коллективной художественно-творческой деятельности;
2. на основе анализа педагогической, философской, культурологической, социологической, литературы рассмотреть сущность понятий толерантности и культурной толерантности;
3. выявить критерии и показатели развития толерантности у старших школьников к национальным культурам;
4. провести опытно-поисковую работу по выявлению методических подходов к развитию национально-культурной толерантности и проверке их эффективности.
Методологическая основа исследования: основные положения философии и социологии о значении толерантности в процессе коммуникации ( В.С. Библер, Г. Зиммель, З.А.Кочергина и др.); теория развития личности в общении (А.Г. Ривин, ); концепции и модели поликультурного и этнокультурного образования (Б. С.Гершунский, М. М. Евдокимова, , Е. В. Орел, Л. В. Романова ); основные положения педагогики художественного и музыкального образования о поликультурном
воспитании (О.А. Бурлак, А. Н. Джуринский, Маргарян Л. И.).
Методы исследования - теоретические: изучение литературы по теме исследования, анализ, обобщение; эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы студентамибакалавриата и магистратуры при прохождении педагогической практики, молодыми педагогами в процессе проведения и подготовки школьных мероприятий, посвященных развитию культурной толерантности у старших школьников.
Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе опытно - поисковой работы на базе МАОУ СОШ №32 (гор.Екатеринбург), в ходе выступления на студенческой научно-практической конференции на базе ИМХО (УрГПУ, ИМХО, кафедра музыкального образования).
База исследования: МАОУ СОШ №32 г. Екатеринбург.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Обозначенная в начале опытно-поисковой работы проблема заключалась в поиске обоснования возможных путей развития толерантности у старших школьников к различным национальным культурам и народным культурным традициям. Ее изучению посвящали свои работы И. Кант, Т.Н. Юдина, А.Г. Здравомыслов, Т.Б. Багирова, Л.Н. Боронина и З.В. Сенук,В.А Липатов,Г. Зиммель, А.П. Самохин и т.д.
Рассмотрев понятие «толерантность», ее виды и исторические аспекты проблемы ее формирования можно сделать вывод о том, что анализ феномена толерантности имеет глубокие исторические корни. Существуют различные подходы к рассмотрению и интерпретации его сущности .
Основными видами толерантности, проявляющимися в отношениях между людьми, являются: натуральная или естественная; религиозная или конфессиональная; моральная толерантность; нравственная толерантность; этническая, национальная толерантность; социальная толерантность; культурная толерантность; ситуативная толерантность; типологическая толерантность; профессиональная толерантность.
2. В современном мире отчетливо проявляются две тенденции развития
поликультурности: интеграция культур и диверсификация. В современных условиях общественного развития проблема укрепления и развития межкультурного общения, включающего межэтническое и межнациональное культурное общение, актуализирует вопросы поликультурного воспитания. Мультикультурализм в образовании связывается чаще всего с постижением этнокультурного многообразия, необходимостью введения учащейся молодежи в культурный диалог, воспитанием культурной толерантности.понятие культурная толерантность трактуется,
какинтегративное нравственное качества человека, которое проявляется на уровне отношения человека к культуре в совокупности с такими проявлениями, как человек с его культурным потенциалом, способы, средства его коммуникативной и культурной деятельности и генерированные культурой тексты, позволяющие принимать многообразие культуры как проявление вариативности человеческой природы.
3. Главными ориентирами мультикультурной педагогики являются: -
разработка и включение в образовательную практику множественности типов, моделей и ориентаций разных этнокультурных групп и осуществление образования с учетом национальных (этнических) культурных различий, традиций. Образование должно быть нацелено на формирование личности, готовой к активной жизнедеятельности, успешной самореализации в условиях многонациональной поликультурной среды. В условиях поликультурности художественное образование должно быть ориентировано на формирование толерантности к национальным культурам.
4. Сформулированная в начале выпускного квалификационного исследования гипотеза обозначила необходимость выявления критериев и показателей сформированности национально-культурной толерантности у учащихся. В качестве основных критериев сформированности национально-­культурной толерантности выступили: национальная и национально­-культурная толерантность; межкультурная компетентность; межкультурное взаимодействие. С помощью этих критериев и показателей, в ходе опытно­-поисковой работы анализировался уровень толерантности идейственность способов развитию толерантного отношения к национальным культурам у учащихся.
5. Опытно-поисковая работа по развитию национально-культурной толерантности у учащихся 7-х классов МАОУ СОШ №32 (гор.Екатеринбург) была построена на основе этнокультурного подхода (обретение знаний о культуре, традициях, народном художественном, музыкальном наследии) и включала в процесс ознакомления с национальными культурами создание культурно-презентационных проектов, подготовленных в ходе коллективного творческого взаимодействия учащихся. Результаты деятельностипо развитию толерантности у учащихся 7 «а» и 7 «б» классов выявили положительную динамику в развитии национально-культурной толерантности у участников опытно-поисковой работы.
Анализ данных опытно-поисковой работы показал снижение процента пассивного и негативного отношения к подготовке и участию в обсуждении и творческих мероприятиях посвященных проблеме национально-культурной толерантности. Также выросло число учащихся, демонстрирующих средний и высокий уровни национально-культурной толерантности: наличие
обобщенных знаний о национальных культурах, культурных традициях народов, представители которых учатся в классе; наличие поверхностных знаний, представлений о музыкальных жанрах, народных музыкальных инструментах, образцах народного и профессионального песенного, инструментального и танцевального творчества; первоначальных умений выявления по обобщенным признакам национально-культурной принадлежности музыкальных образцов с помощью наводящих вопросов. Таким образом, полученные в ходе контрольного этапа поисковой работы данные подтвердили достоверность выдвинутой в начале исследования гипотезы.
Дальнейшей перспективой исследования проблемы развития толерантности к национальным культурам может стать: более глубокое изучение методических подходов к включению образцов разных национальных культур в художественно-образовательный процесс (содержание уроков музыки; учебный музыкально-исполнительский репертуар занятий по музыкальному инструменту, хореографии, изобразительному искусству, хоровому и сольному пению). Формами коллективного творчества выступят коллективные интегрированные творческие проекты. Например, подготовка и проведение фольклорных концертов, олимпиад и выставок по этническим культурам, фестивалей национальных культур.


1. Асмолов А. Г.На пути к толерантному сознанию[Электронный ресурс]. URL: https://klex.ru/7sy.
2. Багирова Т. Б., Воронина Л. Н., Сенук З. В. Национальная толерантность, идентичность и социальное родство как феномен глобализации [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/40934/1/978 -5-321-02081-4_2012_009.pdf
3. Бакулина С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. [Электронный ресурс]. Учебное пособие. Изд-во «ФЛИНТА» 2014. URL: https://www.litmir.me/br/?b=231108&p=1
4. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
5. Библер В. С. От наукоучения - к логике культур. [Электронный ресурс] .URL: https://www.litmir. me/br/?b=42472&p=1
6. Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового Завета. Изд. 3-е. М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. 2011. С. 1019
7. Бурлак О.А. Формирование культурной толерантности младших школьников на уроках музыки:дисс... канд.пед наук: Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург: 2007. 241 с.
8. Виды, формы, структура коллективных творческих дел. [Электронный ресурс]. StudFiles - файловый архив для студентов. URL: https://studfiles.net/preview/3000848/page:3/
9. Вольтер Ф. Философские тетради //Философские сочинения /ответ. ред. , составитель и автор вступ. Статьи док. филос. наук В.Н. Кузнецов, пер. с фр. С.Я. Шейнман - Топштейн. М. : Наука, 1998. С. 36 - 37.
10. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования : Филос. аспект // Педагогика. 2002.- № 7. C. 3-12.
11. Давыдов Ю. Н., Ковалева М. С., Филиппов А. Ф. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 с.
12. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. URL:https://gufo.me/dict/dal
13. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно­публицистический вестник. М. : МГУ, 2001. С. 133-134.
14. Джуринский А. Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике // Вопросы философии. 2007.№ 10. С. 41 - 52.
15. Евдокимова М. М. Школа диалога культур в музыкальной педагогике//Музыка в школе. 2004. № 6. С. 39 - 42)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ