Составление и апробация коррекционно-развивающей программы по оптимизации общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Понятие общения, его структура и функции 8
1.2. Возрастные особенности общения со сверстниками детей младшего
школьного возраста 13
1.3. Специфика общения со сверстниками детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 25
2.2. Описание методических средств, направленных на изучение
общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 28
2.3. Анализ результатов изучения общения со сверстниками детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 32
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 51
3.1. Теоретический анализ подходов оптимизации общения со
сверстниками детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 51
3.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию общения со сверстниками детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 54
3.3. Анализ результатов промежуточного мониторинга общения со сверстниками детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Общение является важной частью жизнедеятельности человека, поскольку оно выступает в качестве одного из основных условий развития. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей человека, его характер, познавательная активность и дальнейшая жизнь в целом. В результате взаимодействия и общения с другими людьми происходит формирование и самоопределение личности человека.
Потребность в общении является одной из самых главных, так как в ходе общения с окружающими людьми человек удовлетворяет особую потребность - потребность в контактах с другим человеком. И если ребенок растет в условиях дефицита общения, то у него наблюдается глубокое отставание в психическом и физическом развитии, а также замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
В настоящее время психологи (Д. И. Бойков, О. С. Степина, Р. Д. Тригер и др.) активно изучают особенности личности детей с задержкой психического развития, в частности, особенности общения детей данной категории в младшем школьном возрасте, поскольку дефект у такого ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, взаимоотношений со сверстниками, что в дальнейшем может негативно сказаться на его психическом развитии.
Исследованием вопроса общения детей с задержкой психического развития занимались Д. И. Бойков (общение детей с проблемами в развитии), Е. Е. Дмитриева (коммуникативно-личностное развитие детей с легкими формами психического недоразвития), О. С. Степина (формирование коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития), Р. Д. Тригер (психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития) и др.
Несмотря на наличие стойкого научного интереса исследователей к проблеме общения детей с задержкой психического развития, данный вопрос остается актуальным. Изучение особенностей общения в младшем школьном возрасте со сверстниками у детей данной категории имеет большое значение, поскольку общение выступает необходимым условием полноценного существования ребенка в социуме и является фундаментом для формирования его личности.
Если обучающийся с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте не умеет вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера, то есть если ребенок не умеет общаться, то в дальнейшем это может негативно сказаться на психическом развитии ребенка. Зная особенности взаимодействия и общения ребенка с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте, в частности со сверстниками, мы можем помочь ему в социализации и индивидуализации, а также содействовать правильному формированию и развитию личности ребенка.
Таким образом, общение является важным условием жизнедеятельности, а также играет важную роль в социализации обучающихся и в формировании их личности, поэтому необходимо более разносторонне и углубленно изучить данную проблему, чтобы выявить специфику общения со сверстниками детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и при необходимости провести своевременную коррекцию.
Цель - составление и частичная апробация коррекционноразвивающей программы, направленной на оптимизацию общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект - общение со сверстниками у детей младшего школьного возраста.
Предмет - процесс оптимизации общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Теоретический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме общения со сверстниками у детей с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников младшего школьного возраста.
2. Подбор методического инструментария для осуществления психологической диагностики общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Психологическая диагностика общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
4. Составление и частичная апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию общения со сверстниками детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
5. Проведение промежуточного мониторинга оптимизации общения со сверстниками детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для изучения особенностей общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, использовались следующие методики:
1. Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман);
2. Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова);
3. Методика «Выбор ролей» (Т. Ю. Андрущенко);
4. Наблюдение (М. Я. Басов, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова, Р. Д. Тригер, Г. Р. Хузеева).
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Выборка испытуемых: дети младшего школьного с задержкой психического развития в количестве 12 человек.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы (49), приложения (20).
Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка и его полноценного существования в социуме. В результате взаимодействия и общения с другими людьми происходит формирование и самоопределение личности человека.
Если дети с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте не умеют общаться, то есть вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, слушать партнера, то в дальнейшем это может негативно сказаться на психическом развитии детей. Поэтому изучение особенностей общения в младшем школьном возрасте со сверстниками у детей с задержкой психического развития имеет большое значение, так как, зная эти особенности, мы можем помочь им в социализации и индивидуализации, а также содействовать правильному формированию и развитию личности.
Цель исследования заключалась в составлении и частичной апробации коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения цели были решены конкретные задачи.
В ходе исследования были изучены и проанализированы научные труды и учебные пособия, раскрывающие понятие «общение», его структуру и функции. А также рассмотрены особенности общения со сверстниками детей с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников.
Экспериментальная часть состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Для определения особенностей общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста были подобраны и использованы следующие
методики: методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман); методика «Картинки» (Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова); методика «Выбор ролей» (Т. Ю. Андрущенко); наблюдение (М. Я. Басов, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова, Р. Д. Тригер, Г. Р. Хузеева).
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выявить специфику общения со сверстниками у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, которая заключается в следующем:
• средний уровень диадического общения, то есть трудности в ведении диалога со сверстниками, неумение договориться;
• неспособность самостоятельно решать конфликтные ситуации, либо решать их с помощью агрессии;
• узкий круг общения со сверстниками;
• неустойчивость пар и групп;
• низкая потребность в общении;
• преобладание игрового мотива в общении со сверстниками;
• пассивность в общении.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционно-развивающей работы по оптимизации общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Для этого была составлена и частично апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию общения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Частичная апробация осуществлялась на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Контрольный этап эксперимента (на основе промежуточного мониторинга) показал динамику в оптимизации общения со сверстниками у 82
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, что позволяет сделать вывод о том, что при полной реализации коррекционно- развивающей программы будет присутствовать эффективность программы.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Абрамова, Г. С. Общая психология [Текст] : учебное пособие для вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академический Проект, 2002. - 496 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
3. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : Икар, 2009. - 448 с.
4. Андрущенко, Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Ю. Андрущенко. - М. : Академия, 2002. - 80 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдитейна. - Воронеж : МОДЭК, 1995. - 349 с.
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии : коммуникативная дифференциация личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. - СПб. : КАРО, 2005. - 288 с.
7. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова [и др.]. - М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
8. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.
9. Волкова, А. И. Психология общения [Текст] : учебное пособие для вузов / А. И. Волкова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. - 448 с.
10. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста [Текст] : учеб. пособие / О. О. Гонина. - М. : ФЛИНТА, 2015. - 271 с.
11. Горянина, В. А. Психология общения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Горянина. - М. : Академия, 2002. - 416 с.
12. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 9,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» [Электронный ресурс]. - URL : http://ekb-school18.ucoz.ru/ (дата обращения: 20. 03. 2019 г.).
13. Дерманова, И. Б. Психологический практикум. Межличностные отношения [Текст] : методические рекомендации / И. Б. Дерманова, Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2003. - 40 с.
14. Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1 - 7 классов при реализации ФГОС [Текст] / сост. С. Г. Шамаева. - Черногорск : ГМК ГУО, 2014. - 55 с.
15. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Е. Е. Дмитриева. - Н. Новгород : [б. и.], 2005. - 53 с...