Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕУРОЧНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №95204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО­КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ 8
1.1 Характеристика детей младшего школьного возраста детей с ОВЗ 8
1.2 Формы внеурочной музыкальной деятельности 19
1.3 Социально-коммуникативные навыки и возможности музыкальной дея
тельности в их формировании у детей с ограниченными возможностями здор овья 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ 37
2.1 Диагностика развитости социально-коммуникативных навыков младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 37
2.2 Педагогические условия организации внеурочной музыкальной
деятельности у детей с ОВЗ 41
2.3 Итоговая диагностика 48
Заключение 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью развития социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с помощью внеурочной деятельности, о чем подчеркивается в ФГОС для детей с ОВЗ.
В ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ОВЗ) указывается, что такие дети испытывают сложности в общении: часто в силу своих особенностей они хотят, но не умеют вступать в контакт, находить различные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, слушать партнера, часто вступают в конфликт проявляя защитные формы поведения, не могут самостоятельно планировать свои действия, контролировать эмоции.
По мнению М. И. Лисиной, врожденной потребность в общении назвать нельзя. Данная потребность может возникать и формироваться только в общении с окружающими. На протяжении всего периода детства расширяется круг общения, увеличивается его интенсивность и избирательность.
Генезис общения предполагает развертывание коммуникативной потребности ребенка, становление форм общения и совершенствование его средств.
Психологами, педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, доказано, что чем лучше развиты коммуникативные навыки у ребенка, тем уверенней он чувствует себя в обществе и имеет больше возможностей для расширения круга своего общения и дальнейшей социализации. Именно коммуникация помогает ребенку проявляться как личность и реализовываться, усваивая нравственные принципы актуальные для общества и социальной среды.
О проблеме формирования и развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ говорится в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, таких как А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, М.С. Певзнер, Л.М. Шипицына и др.
Для преодоления таких трудностей, указанных в трудах данных исследователей необходимо использовать различные формы и методы работы с детьми данной категории, не только на уроках, но и на индивидуальных занятиях, а также во внеурочной деятельности.
Общение в жизни детей играет важную роль и становится ведущей деятельностью, а музыкальное развитие на этапе формирования личности - является одним из важных составляющих в образовательном процессе.
Отметим, что в основе Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, реализация которых предполагает: не только ориентацию на результаты образования но и на общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ. Различные виды организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития обучающихся данной категории, необходимы для развития познавательных мотивов, творческого потенциала, а также обогащения форм взаимодействия в различных видах деятельности. (Часть 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации») [42].
К важным документам, регламентирующим работу внеурочной деятельности с такими детьми является: «Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [36].
Внеурочная деятельность в процессе организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ имеет следующие направления: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное.
Внеурочная музыкальная деятельность в период развития личности может выполнять одну из ведущих функций в формировании коммуникативной компетентности обучающихся.
Одной из главных задач внеурочной музыкальной деятельности - сформировать у школьника понимание эмоционального характера, осознание и осмысление эмоций и чувств, как своих собственных, так и окружающих ребенка людей.
Виды внеурочной музыкальной деятельности могут включать в себя: посещение музыкальных кружков, студий на которых осуществляется восприятие и анализ музыкальных произведений, высказывание личных впечатлений от прослушанной музыки, осуществление сравнительных характеристик музыкальных произведений, знакомства с композиторами, музыкальными стилями.
Также в рамках внеурочной музыкальной деятельности для развития социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является активное участие в мероприятиях различного уровня и формы, посещение театров, концертных программ, которые дают возможность использовать эти навыки в новых условиях коммуникации, а также способствуют творческому развитию и самореализации детей данной категории. Однако, на практике такие формы музыкальной работы, включенной в внеурочную деятельность используются в школах редко. В связи с этим возникает противоречие: между необходимостью формирования коммуникативных компетенций, обусловленных нарушениями развития у различных категорий детей с ОВЗ и недостаточным пониманием значимости музыкальной внеурочной деятельности в формировании данных навыков для успешной интеграции обучающихся с ОВЗ в общество.
Из данного противоречия вытекает проблема выпускной квалификационной работы - поиск путей для развития у детей с ОВЗ социально-коммуникативных навыков с помощью внеурочной музыкальной деятельности.
В русле данной проблемы сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Внеурочная музыкальная деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать и
апробировать педагогические условия для развития социально­коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в процессе внеурочной музыкальной деятельности.
Объект: процесс развития социально-коммуникативных навыков у обучающихся в специальных образовательных учреждениях с помощью внеурочной музыкальной деятельности.
Предмет: педагогические условия включения внеурочной
музыкальной деятельности для успешной социализации детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования: если разработать педагогические условия по включению детей с ОВЗ в различные формы и виды внеурочной музыкальной деятельности (музыкальные студии в рамках учебного заведения, ритмика, кружки), то можно выявить положительные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у детей данной категории, что является показателем их успешной социализации.
Задачи:
1. Охарактеризовать специфику развития детей с определенной категорией ОВЗ.
2. Раскрыть формы внеурочной музыкальной деятельности для детей с ОВЗ.
3. Рассмотреть виды социально-коммуникативных навыков у
школьников с ОВЗ.
4. Подобрать и провести диагностику развития социально­коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
5. Ввести педагогические условия в процесс работы с детьми с ОВЗ по музыкальному образованию.
Опытная база исследования: ГКОУ СО «Полевская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г. Полевской Свердловской области.
Методы исследования: теоретические: изучение литературы по проблеме исследования, ее анализ, обобщение и сопоставление; эмпирические: педагогическое наблюдение и опытная работа.
Теоретической основой исследования послужили: идеи
отечественных и зарубежных исследователей о развитии коммуникации у детей, в том числе и с ОВЗ (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Л.Н. Собчик, Е.И. Головаха, Г.М. Андреева, Л.А. Петровская, А.А. Кузьмин, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.В. Ярмоленко, В.В. Столин, Е.В. Субботский, Е.С. Бодалев, А. Биман, Дж. Мид, М. Снайдер, Э. Гофман, К. Дэвис, Дж. Келли, Л. Росс, Ч. Остуд, П. Танненбаум, А.С. Золотнякова и др.).
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам выполнения, поставленных в выпускной квалификационной работе задач мы пришли к следующим выводам:
Решая первую задачу мы дали краткую характеристику различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, а также охарактеризовали специфику развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рассматривая различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья можно сказать, что такие дети испытывают сложности в общении: часто в силу своих особенностей они хотят, но не умеют вступать в контакт, находить различные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, слушать партнера, часто вступают в конфликт проявляя защитные формы поведения, не могут самостоятельно планировать свои действия, контролировать эмоции.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Проблема развития социально-коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна.
Решая следующую задачу, мы выделили особенности общения подростков с умственной отсталостью: отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Обучающиеся данной категории испытывают трудности в общении из-за непонимания обращенной речи в следствии скудного словарного запаса.
В нормативных документах прописаны требования к организации обучения данных категорий обучающихся. Учебный план АООП включает в себя обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область. Рассматривая организацию внеурочной деятельности в школе, реализующей АООП для детей с нарушением интеллекта, определили, что, внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность обучающихся, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Внеурочная деятельность направлена на создание условий для достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов основных образовательных программ начального и основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно­нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в различных формах. Организация и анализ констатирующего эксперимента по изучению коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью была проведена по выделенным ранее критериям.
Проанализировав результаты, полученные на констатирующем эксперименте, мы сделали вывод, что уровень сформированности социально­коммуникативных навыков у экспериментальной группы обучающихся с умственной отсталостью недостаточный.
На обучающем этапе эксперимента мы реализовывали программу музыкальной студии «Подснежник» внеурочной деятельности общекультурной направленности. В своей работе мы использовали различные формы музыкальной деятельности и методы с помощью которых осуществлялась коррекция недостатков развития, формирование творческих навыков, а также осуществлялась главная задача развитие социально­коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
После обучающего эксперимента мы провели контрольный эксперимент для выявления динамики уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
В результате этого мы пришли к выводу, что проведенная нами работа в ходе внеурочной музыкальной деятельности с использованием различных методов и приемов является эффективной для развития коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Исходя из диагностических данных мы сделали вывод о том, что коммуникативные навыки у экспериментальной группы школьников с умственной отсталостью имеют положительную динамику в развитии.
Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют считать, что поставленная цель достигнута, а поставленные в работе задачи решены.


1. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2005г.
2. APPLICATION OF SMART TECHNOLOGIES IN MUSIC EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES Tagiltseva N.G., Konovalova S.A., Kashina N.I., Matveeva L.V., Suetina A.I., Akhyamova I.A. Lecture Notes in Computer Science (см. в книгах). 2018. Т. 10896 LNCS. С. 353­356.
3. INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING POP VOCALS OF TEENAGERS WITH DISABILITIES IN MOTION Tagiltseva N.G., Konovalova S.A., Dobrovolskaya L.V., Zhukova A.M., Ovsyannikova O.A. Lecture Notes in Computer Science (см. в книгах). 2018. Т. 10896 LNCS. С. 365­368.
4. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.И. Акатов. - М.: Владос, 2003. - 368с.
5. Баблумова М.Е. К вопросу формирования коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью // Практ. психолог и логопед. - 2014. - № 3. - 44-46 с.
6. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей в обстоятельствах прямого доступа образовательного учреждения. — Ставрополь, 2002. — С.87-88.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Лениздат, 1992 - 400 с.
8. Бодалев А.А. Психология о личности -М.: Изд-во Москва, 1988. - 188 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / СПб.: Питер. 2009. - 400 с.
10. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 2005.
11. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого­педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. / С.Ю. Бородулина // серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 352 с.
12. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матосов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.
13. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / под ред. Власовой, Т. А. - М.: Педагогика, 2009. - 186 с.
14. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 38 с.
15. Даргевичене Л. И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. - М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1971 - 16 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ