ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ИМИДЖА ИСПОЛНИТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ-УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНОЙ РОК- ГРУППЫ
7
1.1.
Имидж музыкального исполнителя как понятие науки имиджелогии
7
1.2.
Имидж у наиболее популярных участников рок- группы
19
1.3.
Имидж у студентов- участников молодежной рок-группы «KUGA HONEY»
25
Вывод по первой главе
28
ГЛАВА 2
ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ИМИДЖА ИСПОЛНИТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ- УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНОЙ РОК-ГРУППЫ «KUGA HONEY»
29
2.1.
Диагностика сформированности понятия об имидже у студентов-участников молодежной рок-группы «KUGA HONEY»
29
2.2.
Условия формирования сценического имиджа у студентов- участников молодежной рок-группы «KUGA
HONEY»
36
2.3.
Итоговое анкетирование. Результаты сформированности понятия об имидже исполнителя у студентов-участников молодежной рок-группы «KUGA HONEY
46
Вывод по второй главе
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
55
Приложение 1
59
Актуальность исследования. Проблема имиджа, рассмотрение этой темы в условиях, которые осуществляются во всех аспектах жизни современного общества, приобретает все большую теоретическую и практическую значимость, в частности в тех сферах, в которых это является важным, а порой и определяющим фактором. Требование к формированию имиджа возрастают с каждым днем, это связано, прежде всего, с возрастающем значением среды, где всё больше ценится информационная составляющая в жизни общества. Поэтому имидж превращается в полноценный информационный продукт, а не просто в основанный на эмоциональном восприятии образ. Работа над имиджем, по мнению многих специалистов этой области, все больше будет основываться на синтезе научного знания и искусства, опираясь на объективные закономерности и процессы.
Теоретические положения и идеи отечественных и зарубежных специалистов в области имиджелогии, связей с общественностью и менеджмента, а также изучение особенностей формирования имиджа известных персон шоу-бизнеса изложены в работах Г.Г. Поцепцова, М. Марк и К. Пирсон, А.Ю. Кошмарова, А.П. Федоркиной, Р.Ф. Ромашкиной. Также интересными и полезными работами в исследовании данной проблемы были «Антропологическая основа имиджелогии» (Шепель В.М.), «Философия имиджелогии» (Турбовская Я.С.), «Пространственное творчество имиджелогии» (Метленков Н.Ф), « Имидж как научное понятие» (Санатулова А.Ш.), «Теоретические аспекты самопрезентации» (Апраксина М.В).
Исследование содержания этих работ позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие понятия имиджелогии, определить особенности основных технологий формирования имиджа. В вопросе формирования имиджа студента- участника рок- группа, следует отталкиваться от изучения данной задачи в сфере шоу- бизнеса, поскольку это является наиболее доступным, показательным примером.
Проблема формирования имиджа в шоу-бизнесе на основе архетипов, предложенная М. Марк и К. Пирсон, которая может стать базой для построения, сохранения и управления имиджем звезд музыкального шоу- бизнеса, мало где рассматривалась и не исследована в достаточной степени. Практически любой бизнес и любая сфера деятельности при необходимости продвижения товара или услуги имеет возможности заимствования отдельных элементов и технологий в шоу-бизнесе. Имиджелогия входит в область изучения трех научных дисциплин - психологии (одного из ее разделов - психологии управления), менеджмента и Public Realations (связи с общественностью). Музыкальная индустрия сейчас является значительным структурным образованием в сфере шоу-бизнеса как специфическая связь коммерческой и творческой деятельности. Быстро растет число участников и потребителей этой сферы, а идущие в ней процессы очень динамичны. Несмотря на это, имиджу не уделяется должное внимание в учебных заведениях в процессе обучения студентов- участников молодежной рок- группы, невзирая на необходимость его создания и поддержания в связи с высокой конкуренцией в сфере шоу- бизнеса.
Это создает противоречие между необходимостью формирования представлений об имидже у студентов и отсутствием должного внимания преподавателей в процессе обучения студентов к теме создания имиджа.
Таким образом, формулируем проблему исследования, суть которой заключается в поиске путей, способствующих помощи студентам- участникам молодёжной рок- группы в формировании имиджа.
Анализ актуальности исследования позволил сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование сценического
имиджа у студентов- участников молодежной рок- группы».
Цель исследования: Сформировать понятие и представление об имидже у студентов- участников молодежной рок- группы «KUGA HONEY»
Объект исследования: процесс обучения студентов-участников молодежной рок- группы «KUGA HONEY» .
Предмет исследования: методические рекомендации по созданию имиджа для студентов- участников молодёжной рок- группы «KUGA HONEY».
Гипотеза исследования: Формирование сценического имиджа
исполнителя жанра рок-музыки студентом представляется возможным при условии сформированности понятия об имидже, соблюдении рекомендаций по созданию имиджа и обладании определенными навыками (вокальными, навыком сценического поведения, двигательным и пр.). В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ литературы по выявлению специфики имиджа исполнителя;
2. Рассмотреть историю развития жанра рок- музыки в искусстве и наиболее популярных ее представителей;
3. Дать характеристику понятию о сформированности сценического имиджа у студентов- участников молодежной рок- группы «KUGA HONEY»;
4. Провести диагностику сформированности представлений об имидже исполнителя жанра рок- музыки у студентов-участников молодежной рок- группы «KUGA HONEY»;
5. Дать рекомендации по созданию имиджа для студентов- участников молодежной рок- группы «KUGA HONEY»;
6. Проанализировать динамику сформированности представлений об имидже исполнителя жанра рок-музыки у студентов- участников молодежной рок- группы «KUGA HONEY».
Теоретико- методологическая основа исследования: положения о менеджменте и индивидуальном имидже (М. Марк и К. Пирсон, Маркин В.М., А.Ю. Панасюк, А. С. Пелих, Г.Г. Почепцов, А.К. Семенов и Е.Л. Маслова, А.П. Федоркина и Р.Ф. Ромашкина, и др.), идеи о подготовке эстрадного исполнителя (Сет Риггс), разработки, посвященные проблемам подготовки вокального эстрадного номера в рамках детской эстрадной студии (О.С. Изюрова), а так же положения о стилях эстрадного жанра (О.Я. Клипп). «Антропологическая основа имиджелогии» (Шепель В.М.), «Философия имиджелогии» (Турбовская Я.С.), «Пространственное творчество имиджелогии» (Метленков Н.Ф), « Имидж как научное понятие» (Санатулова А.Ш.), «Теоретические аспекты самопрезентации» (Апраксина М.В).
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, элементный анализ, метод обобщения), эмпирические (метод экспертной оценки).
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающие по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретический и практический анализ изучения проблемы исследования явился основой для следующих заключительных выводов.
1. Анализ литературы по выявлению специфики имиджа исполнителя позволил нам прийти к выводу, что данная тема недостаточно изучена в настоящий момент и требует теоретического подкрепления. Тем не менее, понятие «имидж» широко используется в сфере экономики и политики, что послужило основой для подробного рассмотрения данного термина и формулировки собственного определения. Помимо этого, был определен путь к созданию имиджа для студента - исполнителя: посредством предоставленных условий для сформированности понятия и представлений об имидже у студентов- участников молодежной рок- группы «Kuga Honey»
2. В работе рассмотрена история развития рок- культуры, а конкретно жанра рок- музыки в искусстве и процесса становления и удержание на мировой сцене этого жанра. Рассмотрены некоторые выдающиеся группы и их история успеха, как пример идеальной модели создания и удержания имиджа в контексте жанра рок- музыки.
3. Проведена диагностика сформированности понятия об имидже исполнителя жанра рок- музыки у студентов- участников молодёжной рок- группы «Kuga Honey», позволившая исследовать уровень обладания студентами необходимыми навыками и умениями для создания собственного имиджа. Анализ показал, что высоким уровнем владения навыками оформления номера обладают 2 студента из 5.
4. Основываясь на результатах диагностики, разработаны условия и даны рекомендации по созданию имиджа для студентов- участников молодежной рок- группы «Kuga Honey», которые представляют собой порядок действий при подготовке и реализации формирования имиджа музыкальной группы.
6. Произведен анализ динамики сформированности понятия об имидже исполнителя у студентов- участников молодежной рок- группы «Kuga Honey», осуществленный после бесед со студентами на тему создания имиджа исполнителя. В ходе анализа выявлено, что после применения рекомендаций на практике, уровень обладания студентами необходимыми навыками и умениями для создания собственного имиджа повысился. Средний балл по каждому участнику группы позволил сделать вывод, что обучающиеся показали лучший результат: высокий уровень обладания необходимыми навыками зарегистрирован у четырех студентов, средний - у одного. Резюмируя результаты контрольного замера, можно говорить о значительном улучшении в освоении критериев.
Следовательно, созданные условия и рекомендации по созданию имиджа действенны и способны помочь студенту грамотно и целенаправленно подходить к вопросу сформированности понятия об имидже, как к одному из начальных этапов создания имиджа исполнителя музыкальной молодежной рок- группы.
Таким образом, поставленные задачи выпускной квалификационной работы решены в полном объеме, цель достигнута, а гипотеза доказана.
1. Аристотель. Поэтика. Риторика/под общ. ред. К. Красника. М. : Азбука, 2015. 320 с.
2. Блок А.А. Собрание сочинений. T.XII. Л. : Изд-во писателей в Ленинграде, 1936. 328 с.
3. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. : Сов. Россия. 1987. 160 с.
4. Гусева Е.П., Лавочкина И.А., Печенков В.В., [и др.]. Эмоциональные аспекты музыкальности // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М. , 1994. С. 122-138.
5. Дмитриев Л. Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве. М. : Московские учебники - СиДиПресс, 2004. 183 с.
6. Егорова - Гантман Е.В. Игры в солдатики: политическая психология президентов. М. : Никколо М, 2003. 336 с.
7. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: учеб. пособие для вузов культуры и искусств. М. : МГУКИ, 2002. 287 с.
8. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах : психотехника эффектив. проведения избират. кампании: науч.-практ. пособие / А.Н. Жмыриков. Обнинск: Титул, 1995. 128 с.
9. Закиров А.З. Семь уроков сценического движения для самостоятельной
работы: Метод. пособие. М. : ВГИК им. С.А. Герасимова, 2009. 80 с.
[Электронный ресурс] URL: http://e.lanbook.com/books/element.php (ЭБС).
10. Изюрова О.С. Особенности организации вокальной работы с детьми в рамках эстрадной студии // Художественное общее и дополнительное образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества : сб. науч. ст. / под ред. Н.Г. Тагильцевой [и др.]. Екатеринбург, 2010. С. 42-54.
11. Имидж творческого человека в рок- культуре 1965-1975 гг. : необходимые элементы, стратегии продвижения [Электронный ресурс] http://taby27.ru
12. Как создать сценический образ [Электронный ресурс] http://samesound.ru/
13. Как формируется имидж музыкальной группы [Электронный ресурс] https: //rockschool .ru/training/books/other/
14. Карягина А.В. Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих. СПб. : Планета музыки, 2008. 48 с.
15. Клипп О.Я., Полякова О.И. История становления вокальных стилей эстрадного жанра // Модернизация профессиональной подготовки педагога- музыканта: сб. науч. трудов. М. : МИГУ, 2002. Вып. 1. С.135138...