Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ СОЛЬФЕДЖИО

Работа №95189

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА ДЕТЕЙ 8
1.1. Сущность музыкального слуха и современные подходы к его
классификации 8
1.2 Психолого-педагогические аспекты проблемы развития
музыкального слуха 20
1.3 Характеристика методического обеспечения процесса развития
музыкального слуха у детей 25
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ (ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ СОЛЬФЕДЖИО 31
2.1. Характеристика условий деятельности, контингента участников опытно-поисковой работы, диагностических методик и начального уровня
развития обучающихся 31
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по развитию музыкального
слуха у учащихся ДМШ 37
2.3. Анализ итоговых результатов опытной работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Актуальность. Музыкальное воспитание - процесс развития музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, его эмоционального восприятия музыки, глубокого понимания ее содержания. Это главная составляющая воспитания ребёнка, так как оно направлено на всестороннее и гармоничное развитие, на формирование и корректировку характера человека.
В современном обществе зачастую развитие музыкальной культуры у школьников находится на достаточно низком уровне, так как на занятия музыкой отводится весьма ограниченное количество времени. Также огромное влияние на музыкальное воспитание у школьников играют средства массовой информации, ведь большую часть времени они проводят в социальных сетях, которые переполнены информацией, неблаготворно влияющих на развитие учеников.
Недостаток развития музыкальной культуры начинает сказываться в подростковом возрасте, когда дети этого возраста обращаются к поп и массовой музыкальной культуре. Нередко с наступлением подросткового возраста, замечается смена интересов или наоборот более яркое проявление заинтересованности к тем занятиям, которыми подросток занимался раннее . Это период, когда ребёнок принимает себя как определенную личность, приводит к становлению самосознания. Ребята в этом возрасте хотят приобрести новые знаний, умения и навыки, в том числе и в музыкальной деятельности.
Современное дополнительное образование позволяет начать занятия музыкой абсолютно в любом возрасте, ведь творчество - это деятельность, доступная каждому. Но чем старше человек, тем сложнее, зачастую, добиться желаемых результатов, так как наиболее благоприятное начало занятий музыкальным искусством, всё-таки приходится на ранний возраст. В этом возрасте организм с удовольствием впитывает всю новую информацию, и развитие происходит быстрее и продуктивнее.
В настоящее время образовательный процесс в дополнительном образовании осуществляется согласно федеральным государственным требованиям (далее - ФГТ). Данные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Особое место в музыкальных школах при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте, отводится развитию музыкального слуха. Уровень его развития существенно сказывается на умении слышать и понимать музыку, а также уметь воспринимать интонации и воспроизводить их.
Развитием музыкального слуха в детской музыкальной школе преимущественно занимаются на занятиях сольфеджио. Данная дисциплина является одной из самых важных в образовательном процессе в Детских музыкальных школах (далее - ДМШ). Наравне с другими дисциплинами общего обязательного курса сольфеджио содействует повышению общего музыкального и культурного развития учащихся.
Основная задача сольфеджио - развитие музыкального слуха, который лежит в основе музыкальной деятельности, как в процессе обучения в школе, так и после её окончания...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
1. При изучении природы музыкального слуха, было выявлено, что музыкальный слух напрямую связан с одаренностью человека; от него зависит умение воспринимать, определять, понимать и представлять музыку. Он имеет тонкую психофизиологическую чувственность и выраженную психоэмоциональную отзывчивость; от музыкального слуха зависит степень эмоционального восприятия музыки.
Музыкальный слух подразделяют на абсолютный и относительный.
Абсолютный слух - это способность услышать и распознать любой звучащий звук по высоте, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты. Данный вид слуха невозможно приобрести и развить с помощью каких-либо специальных упражнений, ведь он является врожденным.
Выделяют синопсический тип абсолютного слуха. Данный вид слуха позволяет соотносить звучащие звуки и тональности с определенной цветовой гаммой.
Относительный слух обусловлен способностью определять и воспроизводить звуковысотные отношения путём сравнения с эталонным звуком; к относительному слуху можно отнести все виды обязательного компонентного слуха. К ним относятся ритмический, мелодический, интервальный, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, полифонический слух. Каждый вид слуха отвечает за определенную сторону восприятия и понимания музыки, за её передачу.
Каждый компонент относительного слуха подвергается развитию, путем использования специальных упражнений, которые могут быть направлены на развитие одного лишь вида слуха, но зачастую это происходит комплексно.
2) При изучении психолого-педагогических аспектов проблем развития музыкального слуха было выявлено, что на разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики существовали различные подходы в разработке аспектов проблемы развития музыкальных способностей. Способности всегда являются результатом развития уже имеющихся особенностей, предрасположенностей и задатков человека, которые являются врожденными. Таким образом, способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.
Комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков определяют саму музыкальность, которая является необходимой для успешного осуществления музыкальной деятельности.
В каждом виде деятельности, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) развиваются и другие: мышление, эмоции, творческое воображение, способность удерживать внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных, в первую очередь на развитие музыкального слуха. Недостаток его развития отражается на возможности заниматься музыкальной деятельностью как таковой.
3) При изучении методического обеспечения процесса преподавания сольфеджио, было выявлено, что в настоящее время преподаватель имеет возможность применять традиционные, давно устоявшиеся и хорошо проверенные методики, а также в праве выбрать для процесса обучения новые методики, способные разнообразить и оживить учебный процесс. К ним (в числе прочих) можно отнести основанные на современных электронно-цифровых технологиях, облегчающих ученику процесс обучения, и способствующих его усвоению.
4) Для решения задач исследования была проведена опытно-поисковая работа, которая состояла из трёх этапов.
На начальном этапе опытно-поисковой работы с учащимися была проведена диагностика, которая помогла выявить следующие показатели: ни один из учеников не показал высокий уровень развития музыкального слуха, средний уровень развитости выявлен у 67%, низкий у 33% участников. Анализ полученных результатов показал, что высокий уровень развития (25%) имеет чувство ритма, а остальные показатели имели средний и низкие результаты, так как развитие остальных чувств требует наиболее детальной работы.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы, с учащимися проводилась работа по развития музыкального слуха. На данном этапе были разработаны индивидуальные маршруты развития, направленные на воспитание и формирование умений и навыков, необходимых для повышения уровня развития того или иного вида музыкального слуха у отдельного взятого ученика. Особое внимание уделялось на учащихся с низкими показателями уровня развития музыкального слуха, ведь именно эти ученики нуждаются в тщательной и детальной работе над знаниями, умениями и навыками. Для учащихся со средними и высокими показателями уровня развития музыкального слуха был отобраны упражнения и задания, позволяющие ученикам повысить уровень развития музыкального слуха.
На заключительном этапе опытно-поисковой работы с помощью проведенной диагностики было выявлено, что учащиеся значительно улучшили свои результаты по уровню развития музыкального слуха - 33 % учеников удалось достичь высокого уровня развития музыкального слуха. Средний уровень развития остался неизменным, но к заключительному этапу ни один ученик не показал низкого уровня развития музыкального слуха.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи
выполнены, а гипотеза подтверждена.
В дальнейшем перспективы нашего исследования лежат в последующем освещении индивидуальных подходов к воспитанию музыкального слуха учащихся подросткового возраста с различным уровнем музыкальных способностей.


1. Агажанов А.П. Воспитание музыкального слуха. М. : Музыка, 1977. 81 с.
2. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей. М. : Музыка, 2004. 60 с.
3. Антонюк А. Полифонический слух: сущность и методы развития [Электронный ресурс]: http://www.rusnauka.com
4. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. М. : Кифара, 2006. 80 с.
5. Барабошкина А. Сольфеджио для 1 класса ДМШ. Методическое пособие. М. : Музыка, 1975. 75 с.
6. Барабошкина А. Сольфеджио для 2 класса ДМШ. Методическое пособие. М. : Музыка, 1977. 76 с.
7. Берак О., Карасёва М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. М.: Классика-XXI, 2009. 224 с.
8. Бережанский П.Н. Абсолютный музыкальный слух [Электронный ресурс]: М., 2000. 101 с. http://www.absolute-pitch.ru
9. Боровик Т. Ансамблевое музицирование в классе сольфеджио [Электронный ресурс]: http://borovik.ucoz.ru/
10. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов. М. : Сов. композитор, 1983. 112 с.
11. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио. 1 класс. М. : Владос, 2008. 144 с.
12. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. М. : Музыка, 1978. 88 с.
13. Вейс П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха. М. : Музыка, 1967. 134 с.
14. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку / Пособие по сольфеджио. Для подготовительного класса детских музыкальных школ. М. : Сов. композитор, 1980. 198 с.
15. Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально­творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. М. : НИИ ХВ, 1982. С. 245-247...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ