ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У
ПЕВЦОВ ДЕТСКОГО ХОРА ОПЕРНОГО ТЕАТРА 7
1.1. Певческие традиции и вокально технические возможности развития детского голоса
в хоре 7
1.2. Вокально слуховое развитие детей при обучении хоровому пению в оперном театре 14
1.3. Развитие тембрового слуха у детей на хоровых занятиях в оперном театре как
педагогическая проблема 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ПЕВЦОВ ДЕТСКОГО ХОРА ОПЕРНОГО ТЕАТРА 35
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 35
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 46
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность дипломной работы. В настоящее время музыкальное образование школьников осуществляется в различных условиях и формах. Среди них представлены единичные варианты, не имеющие аналогов в широкой практике. К их числу относятся детские хоровые коллективы, функционирующие при музыкальных театрах, в том числе театрах оперы и балета. Существование таких детских коллективов обусловлено исполнительскими задачами, поскольку во многих операх дети являются действующими лицами различных сцен, соответственно в партитуре представлены номера для исполнения детским хором. Таким образом, дети принимают участие в полноценных спектаклях театров оперы и балета наравне с профессиональными артистами. Это обусловливает значительно более высокий уровень требований к музыкально-исполнительскому результату, чем в обычных детских хорах, а также выведение на первый план достижение данного результата (в отличие от условий общего и дополнительного музыкального образования, где приоритетными считаются задачи развития обучающегося).
В связи с этим в музыкальных театрах ставятся и решаются следующие частные задачи: набрать участников детского хора; организовать процесс их музыкального образования с учетом специфических музыкальноисполнительских задач (освоение репертуара театра); обеспечить достижение необходимого музыкально-исполнительского результата; осуществлять ротацию участников детского хора (новые дети принимаются в хор, старшие участники постепенно расстаются с детским хором); осуществлять преемственность в освоении музыкального репертуара. При этом нельзя забывать о том, что детский хор в музыкальном театре, несмотря на приведенные выше высокие требования, является не взрослым, а детским музыкальным коллективом. Соответственно, в работе следует учитывать особенности возрастного развития его участников; делать хоровые занятия интересными для детей, разнообразными по содержанию, методам, приемам; учитывать индивидуальные особенности общего и музыкального развития участников.
В условиях доминирования задач освоения театрального музыкального репертуара важным является то, что этот репертуар не всегда отвечает уровню музыкального развития участников детского хора. Детские оперные хоры бывают сложными по музыкальному языку. Сложность обуславливается обилием гармонических отклонений, переходов в другие тональности, сложными ритмическими фигурами, четкими вступлениями с оркестром, иностранным языком многих произведений, наличием движений и драматургии. Все это нацеливает руководителей на разностороннюю работу с хором: от привития навыка чтения нотного текста до развития общей музыкальной культуры детей.
Отметим, что при работе с детскими коллективами зачастую на первый план выходит работа над ладовым чувством детей, мелодическим слухом, созданием дикционного, ритмического и тембрового ансамблей, активное и целенаправленное развитие тембрового слуха, как правило, происходит опосредованно, работа над ним ведется с детьми среднего и старшего школьного возраста. При этом именно тембровый ансамбль в хоре раскрывает выразительные возможности коллектива, и обеспечивает адекватное стилю и жанру раскрытие музыкального образа произведения, и дети, пришедшие в коллектив в младшем возрасте, должны овладеть этим хоровым навыком.
Все вышесказанное позволило выделить следующие противоречия:
— на социально-педагогическом уровне - между необходимостью уделять особое внимание формированию высокой музыкальной культуры, общих культурных и музыкально-теоретических знаний детей младшего школьного возраста и недостаточной реализацией этого требования в условиях работы в театре;
• на теоретико-педагогическом уровне - между теоретической разработанностью проблемы развития тембрового слуха в работах по музыкальной педагогике и недостаточной разработанностью методик занятий с детьми в рамках жанра взрослой оперы;
• на научно-методическом уровне - между наличием методов и приемов работы над сольными детскими тембрами и отсутствием методики, позволяющей работать над тембровым ансамблем детского хора в условиях погруженности детей в специфическую среду музыкального театра.
Указанные противоречия определили проблему работы, суть которой состоит в анализе специфических условий работы хорового коллектива, поиске и теоретическом обосновании путей развития тембрового слуха на хоровых занятиях.
Актуальность, наличие противоречий и потребность решения указанной проблемы определили тему работы: «Развитие тембрового слуха участников детского хора театра оперы и балета»
Цель работы: теоретически обосновать и выявить наиболее продуктивные методы и приемы работы с детьми по развитию тембрового слуха для достижения ансамбля в хоре.
Объект исследования: процесс обучения детей хоровому пению в условиях хоровой студии театра оперы и балета.
Предмет исследования: развитие тембрового слуха детей на хоровых занятиях.
Задачи:
1. Изучить и обобщить методики воспитания музыкального слуха у детей на хоровых занятиях;
2. Совершить анализ методов развития тембрового слуха и достижения тембрового ансамбля для работы с детьми в условиях театральной студии;
3. Разработать упражнения и отобрать музыкальный материал, позволяющий обогатить слуховой тембровый «багаж» ребенка, необходимый для участия в театральном спектакле;
4. В опытно-поисковой работе проверить эффективность разработанных приемов и упражнений для развития тембрового слуха.
Гипотеза: Развитый вокально-тембровый слух играет ведущую роль в успешном достижении тембрового ансамбля в хоре, без которого невозможно полноценное раскрытие художественного образа произведения.
Методологической основой исследования послужили: теоретические основы хороведения (П. Г. Чесноков); положения отечественной психологии о природе и развиваемости музыкального слуха (Б. М. Теплов, Е. В. Назайкинский); концепции и методические положения о развитии музыкального слуха и ладового чувства (Д. Е. Огороднов, Б. В. Асафьев, Г. А. Струве); теоретические положения о сущности и развитии тембрового слуха (В. П. Морозов, Е. В. Назайкинский, Т. А. Литвинова).
В ходе работы были использованы следующие методы:
• анализа и обобщения исследований развития слуха и постановки голоса на хоровых занятиях;
• педагогического наблюдения;
• педагогического эксперимента на базе детского хора театра оперы и балета.
База проведения опытно-поисковой работы: Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета.
Структура исследования. Данная работа содержит введение, две главы, заключение и список источников и литературы.
Музыкально-исполнительская направленность деятельности детского хора оперного театра обусловливает ряд особенностей организации музыкально-образовательного процесса в данном хоровом коллективе. Во- первых, организуется строгий отбор детей для зачисления в ряды артистов хора. Во-вторых, после отбора начинается этап адаптации «новичков». В- третьих, отличительной особенностью этого детского хорового коллектива является сам род деятельности: участие в спектаклях театра, новых постановках и гастролях. Такая направленность обусловливает специфику хоровых занятий. В целом деятельность хора можно разделить на следующие составляющие: участие в действующих спектаклях театра; работа с
режиссером и дирижером на постановках новых спектаклей или «перезапуске» старых; подготовка конкурсного репертуара для участия во всероссийских и международных хоровых соревнованиях.
Педагоги детского хора оперного театра находятся в постоянном поиске оптимального содержания, форм и методов организации музыкальнообразовательного процесса. В содержании занятий, особенно на раннем, подготовительном этапе должна учитываться специфика музыкальноисполнительской деятельности участников детского хора. При выходе на сцену ребенок сталкивается с рядом специфических трудностей: это пение с симфоническим оркестром под управлением оркестрового дирижера (в то время как выучка партий в классе происходит под рояль); совместное исполнение со взрослыми в условиях сложного многоголосия; необходимость концентрации внимания; необходимость быстрого запоминания музыкального материала и указаний руководящего состава. Сложность обусловливается обилием гармонических отклонений, переходов в другие тональности, сложными ритмическими фигурами, четкими вступлениями с оркестром, иностранным языком многих произведений, наличием движений и драматургии. Все это нацеливает руководителей на разностороннюю работу с хором: от привития навыка чтения нотного текста до развития общей музыкальной культуры детей.
Развитие музыкального слуха в детском хоре оперного театра очень важно и ведется регулярно. Наибольшее внимание этому вопросу уделяется в период адаптации, когда дети из нового набора только вливаются в коллектив. Разный уровень подготовки детей предполагает дифференциацию учебного процесса. Театральная сфера деятельности хора определяет выбор музыкального материала для занятия. Для ориентировки в одновременном звучании симфонического оркестра, солистов с разными тембрами и взрослого хора, также представленного разными тембрами звучания, необходимо большое внимание уделять развитию тембрового слуха, способствующего сформированности тембрового ансамбля.
В результате проведенного исследования была достигнута цель нашей работы, а именно, теоретическое обоснование и выявление наиболее продуктивных методов работы с детьми по достижению тембрового ансамбля в хоре. Подтверждена гипотеза о том, что развитый вокальнотембровый слух играет ведущую роль в успешном достижении тембрового ансамбля, без которого невозможно полноценное раскрытие художественного образа произведения. Таким образов развитие тембрового слуха рассматривалось в работе двусторонне: как способность детей различать разнообразные музыкальные тембры, понимать их выразительные возможности, так и управлять своим тембром в ансамбле с помощью самоконтроля, отталкиваясь от образа, заложенного в произведении.
Исследование позволило решить все поставленные задачи работы:
1. Были изучены и обобщены методики воспитания музыкального слуха на хоровых занятиях, выявлены связи тембрового слуха с другими видами музыкального слуха и ладовым чувством;
2. Были отобраны методы и разработаны приемы развития тембрового слуха и достижения тембрового ансамбля для работы с детьми в условиях театральной студии;
3. Были разработаны упражнения и отобраны материалы, позволяющие обогатить слуховой тембровый «багаж» ребенка для понимания им всего богатства палитры музыкальных тембров для достижения более успешного исполнения произведений в условиях театрального спектакля;
4. Была проверена и подтверждена эффективность разработанных приемов и упражнений для развития тембрового слуха.
1. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М. : Музыка, 2006. 336 с.
2. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М. : Наука, 1979. 454 с.
3. Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.; Л. : Музыка, 1965. 135 с.
4. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX в. Л. : Музыка, 1979. 345 с.
5. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. М. : Музгиз, 1956. 246 с.
6. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб. : Семёновская Типолитография, 1901. 503 с.
7. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л.: Музыка, 1984. 216 с.
8. Вейс П. Ф. Опыт применения наглядных пособий на уроках сольфеджио. Л.: Музыка, 1967. 43 с.
9. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания. Вып. 8. М. : Педагогика, 1938. 12-32 с.
10. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2000. 368 с.
11. Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 2009. 367 с.
12. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Электронный ресурс] : СПб. : Лань, 2015. 176 с.
13. Емельянов В.В. Трифонова И.А. Развивающие голосовые игры : Метод. разработка для самост. работы студентов. Тюмень. : Изд-во Тюм ГУ, 2005. 178 с.
14. Ильин В. П. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985 г.
15. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 2005. 224 с...