Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ИГРЫ НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №95184

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ 6
1.1. Ударные музыкальные инструменты: истоки и эволюция 6
1.2. Характеристика исполнительских приемов игры на
ударных инструментах 12
1.3. Психологические особенности восприятия подростками
музыки с участием ударных инструментов 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ИГРЫ НА УДАРНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ 26
2.1. Характеристика условий, контингента участников,
диагностических методик и начального уровня обучаемых 26
2.2. Содержание опытной работы 33
2.3. Анализ результатов опытной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60

Актуальность исследования. Ударные инструменты относятся к одним из самых древних музыкальных инструментов человечества, представляя собой одно из базовых оснований музыкальной культуры. Обладая огромным богатством темброво-колористических красок, широким спектром штрихового разнообразия, динамикой и выразительностью, ударные инструменты достойно представлены как полноправный голос в музыке.
На сегодняшний день ударные инструменты занимают важную нишу в каждом ансамбле, оркестре, малом составе. Практически нет таких музыкальных жанров, в которых не использовались бы какие-либо ударные или перкуссионные инструменты. Появились даже отдельные ансамбли ударных инструментов, не нуждающиеся в дополнительном аккомпанементе (контрабас, бас-гитара, рояль, гитара). Ударные инструменты могут выполнять как аккомпанирующую (ударная установка, конги, бонги, различная перкуссия, оркестровые ударные), так и солирующую функции (темперированные ударные: в первую очередь, вибрафон, а также ксилофон, маримба, колокольчики, литавры). Поэтому игра на ударных инструментах (в том числе на ударной установке) сегодня является неотъемлемой частью современной музыкальной культуры в целом.
Ударные инструменты используются в современной музыкальной культуре в самых разнообразных стилях: от академической музыки до кантри-джаза и тяжелого рока.
Очевидно, что и педагогика музыкального образования должна быть адекватна процессам, происходящим в современном музыкальном искусстве и отражать его принципы. Решить проблему такого соответствия возможно, в том числе, и с помощью ударных музыкальных инструментов.
Налицо противоречия:
- между востребованностью ударных инструментов в современном исполнительском репертуаре разных жанров и недостатком исполнителей, обученных соответствующим приемам, позволяющим воплощать композиторские замыслы на достойном художественном уровне;
• наличием интереса подростков и юношей к игре на ударных инструментах и ограниченностью возможностей для освоения необходимых для этого навыков;
• значительного педагогического потенциала, накопленного практикой обучения музыкантов-ударников и недостатком соответствующих методических источников.
Из данных противоречий вытекает проблема исследования: поиск результативных методических путей обучения навыкам игры на ударных инструментах в условиях разных форм музыкального образования.
Данная проблема определила выбор темы - «Формирование у обучающихся навыков игры на ударных инструментах в условиях дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытной работе методы формирования у подростков навыков игры на ударных инструментах в условиях музыкальной студии.
Объект исследования: Процесс формирования у подростков базовых навыков обучения игре на ударных инструментах.
Предмет исследования: методы формирования у подростков базовых навыков игры на ударных инструментах в условиях музыкальной студии.
Гипотеза: процесс обучения подростков базовым приемам обучения игре на ударных инструментах может быть успешным, если:
• создать необходимую базу для занятий, укомплектованную необходимым набором инструментов;
• привлечь подростков, физически соответствующих и заинтересованных в обучении на ударных инструментах и учитывать психологические особенности обучающихся подросткового возраста;
• отобрать методы обучения, адаптированные к особенностям музыкально-образовательного процесса.
В выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
• проследить историю и эволюцию ударных музыкальных
инструментов;
• охарактеризовать основные исполнительские приемы игры на ударных инструментах;
• выявить психологические особенности восприятия подростками музыки с участием ударных инструментов;
• осветить условия, контингент участников опытной работы;
-- разработать диагностическую методику выявления уровня навыков обучаемых;
-- отобрать и адаптировать к условиям музыкально-образовательного процесса методы обучения игре на ударных инструментах;
- организовать и провести опытную работу и обобщить ее результаты.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогические наблюдения, диагностические процедуры, опытная работа.
Теоретико-методологической основой исследования явились: теоретические положения музыковедения об особенностях оркестровой музыки и ее воздействия на слушательскую аудиторию (Д. Р. Рогаль- Левицкий, М.И. Чулаки); положения, определяющие содержание и последовательность обучения игре на ударных инструментах (К. М. Купинский).
Опытная база исследования: музыкальная студия «Научим Играть» г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа.
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев особенности ударных инструментов в древней Руси, мы убедились в том, что они имели множество разновидностей, которые явились прообразом современных оркестровых инструментов.
Выяснено, что постепенное совершенствование этих инструментов привело к появлению и закреплению в исполнительской практике их новых видов. Новый эволюционный этап развития ударных инструментов также привел к появлению ударной установки и электронных ударных инструментов, широко востребованных в практике различных исполнительских коллективов академического и эстрадного направлений.
Изучая основные исполнительские приемы игры на ударных инструментах, мы, отмечая их многообразие и широту тембровых красок, сложность исполнения, выделяем базовые приемы, навыки исполнения которых необходимы для освоения на начальных этапах обучения и требуют кропотливого и правильно организованного обучения.
Рассмотрев различные виды влияния звучания ударных инструментов на подростков, можно заключить, что в большинстве случаев наблюдается позитивное воздействие. При соблюдении в определенных ситуациях норм безопасности, связанных с громкостью инструмента, звучание ударных инструментов позитивно влияет как на эмоционально-душевную, так и на физическую составляющие восприятия, а также способствует укреплению социального статуса подростков, владеющих навыками игры на ударных инструментах.
Рассмотрев условия для проведения опытной работы, составив диагностическую методику и описав критерии оценки качества образовательного процесса по обучению игре на ударных инструментах, ознакомившись с обучающимися и выявив уровень их начальной подготовки и предрасположенность к музыке, мы наметили основные направления предстоящего обучающего процесса.
Описывая содержание опытной работы, мы убедились в том, что она, в силу многообразия и сложности выполнения, требует кропотливого и правильно организованного процесса обучения. К наиболее значимым для нас личностным особенностям подростков - участников опытной работы мы отнесли наличие глубокой перестройки всего организма, быструю переключаемость внимания, способность преодолевать трудности, потребность в самовыражении и самореализации, склонность к спорам и дискуссиям, критичность мышления, проявление творческого начала, аффектированное проявление чувств.
Процесс обучения в студии опирался на Федеральные государственные требования дополнительного образования (раздел обучения игре на ударных инструментах), адаптированные к статусу музыкальной студии (образования в области культуры). Это позволило соотнести сроки, объем и степень сложности освоения навыков с реальными возможностями обучающихся, сохранив при этом опору на дидактические принципы и методы, лежащие в основе грамотного и целесообразного педагогического процесса. Мы опирались на две взаимосвязанные классификации методов обучения - по способам преподнесения информации и по степени самостоятельности обучающихся.
В начальный период обучения предлагалось осваивать следующие приемы: одиночный кистевой, одиночный высокий, двойной кистевой, одиночный удар ногой. Выявив значительные различия между участниками опытной группы, (по характерологическим особенностям и по степени знакомства с приемами игры), мы особое внимание уделили индивидуализированному подходу в обучении.
Сопоставив данные начального и итогового диагностирования, мы сделали вывод, что методы и приемы, использованные нами в ходе опытно - поисковой работы, оказались эффективными. Приведенные данные убедительно свидетельствуют о целесообразности избранной диагностики и об эффективности проведенной опытной работы.
Проведенные с участниками опытной работы занятия позволили заложить определенную базу для их дальнейшего развития. Освоенные ими базовые приемы игры на ударных инструментах могут найти применение в привлекательной для них форме любительских занятий музыкой. При необходимости обучение игре на ударных инструментах может (при наличии соответствующих условий) быть продолжено в студии или в других формах дополнительного образования.
Таким образом, оказалась достоверной гипотеза о том, что процесс обучения подростков базовым приемам обучения игре на ударных инструментах может быть успешным, если:
• создать необходимую базу для занятий, укомплектованную необходимым набором инструментов;
• привлечь подростков, физически соответствующих и заинтересованных в обучении на ударных инструментах и учитывать психологические особенности обучающихся подросткового возраста;
• знать: историю и эволюцию ударных музыкальных инструментов, базовые приемы игры на них и владеть соответствующими навыками;
-- использовать в учебном процессе диагностическую методику, соответствующую задачам обучения;
• применять в опытной работе научно обоснованные методы обучения, адаптированные к особенностям музыкально-образовательного процесса.
Поставленные в выпускной работе задачи выполнены, а цель... достигнута.
Перспективы в дальнейшей работе по теме исследования мы видим в разработке программно-методических материалов для обучения лиц разного уровня и степени подготовки приемам игры на ударных инструментах для сферы дополнительного образования.


1. Банин А. А. Памяти К. Квитки: Сб. статей». М. : Сов. композитор, 1983. 303 с.
2. Бубны конные [Электронный ресурс]
https: //ru.wikisource.org/wiki/МЭСБЕ
3. Бубны пехотные [Электронный ресурс]
http: //www.screen.ru/RussianPercussion/percus .htm
4. Варган [Электронный ресурс]
https: //ru.wikisource.org/wiki/МЭСБЕ
5. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л. : Музыка, 1975. 284 с.
6. Влияние музыки на гармоничное развитие ребенка [Электронный ресурс]: http://studopedia.org/8- 173033.html
7. Восемь фактов о влиянии музыки на работу головного мозга [Электронный ресурс] http://lpgenerator.ru/blog/2013/11/29/8-faktov-o-vliyanii- muzyki-na-rabotu-golovnogo-mozga/#ixzz43ZScXaJs
8. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 1008 с.
9. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д.: Феникс,
1998. 480 с.
10. Егорова Т. и Штейман В. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. М. : Музыка, 1968. 128 с.
11. Карвасарский Б. Д. Музыкотерапия: психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер. 2000. 827 с.
12. Купинский К. М. Школа игры на ударных инструментах.
Музыка, 1941. 117 с. [Электронный ресурс]
https://docs.google.com/file/d/0B0QyKqbCiwk0ZTNhYzhkZmEtYjdkZi00OTE2L WIzYjYtZmQzYTBhNzUxNzMy/edit
13. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. : Моск. психол.-социал. ин-т; МОДЭК, 2008. 480 с.
14. Макуров А.П. Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «инструменты эстрадного оркестра», [Электронный ресурс] https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ah UKEwiVruKJsfvSAhVDCywKHaKAAlgQFggaMAA&url=http%3A%2F%2F iros ki.ru%2F sites%2Fdefault%2Ffiles%2Flibrary%2Fprof- prog%2Fmusic%2Fdoc28.docx&usg=AFQjCNETeF062EgOSaufnaRt81BOK08rL A&sig2=BQAghuRizoR_0Gw692M1mA&bvm=bv.150729734,d.bGg
15. Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. М. : Сов. композитор, 1984. 168 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ