ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ НА ОСНОВЕ ЕЕ
СОВРЕМЕННЫХ ОБРАБОТОК 8
1.1. Понятие об обработке в музыке и современных обработках
классических музыкальных произведений 8
1.2. Методические пути приобщения школьников к классической музыке во
взаимосвязи с современными течениями 20
1.3. Обработки классической музыки в творчестве современных
музыкальных групп 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ НА ОСНОВЕ ЕЕ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАБОТОК 36
2.1. Характеристика условий, диагностических методик и этапов
опытной работы 36
2.2. Содержание, ход и результаты опытной работы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Актуальность. Необходимость передачи подрастающему поколению духовно-нравственного опыта, накопленного предыдущими поколениями, всегда являлась и продолжает являться актуальной задачей. Одним из носителей данного опыта является классическое музыкальное наследие. Однако именно в данной области педагоги, деятели культуры и искусства, представители старшего поколения, транслирующие искомые ценности посредством классической музыки, постоянно испытывают противодействие со стороны подростков, ориентирующихся в своих предпочтениях на молодежную музыкальную культуру и новые тенденции в ее развитии. Данная ситуация, по всей видимости, является объективной для каждого поколения, потому что о ней говорилось в трудах таких классиков отечественной методики музыкального образования, как О. А. Апраксина и В. Н. Шацкая. Интересен тот факт, что те музыкальные предпочтения подростков, по поводу которых сетовали указанные выше авторы, в настоящее время нередко рассматриваются в качестве классики эстрадного жанра. Таким образом, поиск методических путей приобщения подростков к классической музыке ведется параллельно с развитием «легкой» музыки и деятельностью современных музыкальных групп, чье творчество не может однозначно квалифицироваться как «легкое» или «серьезное».
Методические пути приобщения школьников к классической музыке с учетом современных тенденций в развитии музыкального искусства, с привлечением творчества современных эстрадных исполнителей и музыкальных групп разрабатывали Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский. Они не противопоставляли классическую музыку музыкальным предпочтениям подростков, а разрабатывали методы и приемы, позволяющие установить взаимосвязь между классическим наследием и современными тенденциями; обращались к музыкальным произведениям, находившимся на пике популярности; предложили ряд 3
интересных проблемных ситуаций, построенных на сопоставлении музыкальных произведений разных стилей и направлений, но отражающих при этом общие духовно-нравственные ценности человечества. В ряду данных ситуаций были и те, которые основаны на современных обработках классики.
Анализируя данные работы, мы пришли к следующему выводу: методы и приемы, предложенные указанными выше авторами, не утратили своей методической ценности и могут использоваться в работе и поныне. Однако, многие из рекомендуемых музыкальных произведений, остроактуальных на момент создания данных работ, в настоящее время уже не являются таковыми: они или заняли своё место в ряду классики соответствующего музыкального жанра, или утратили сиюминутное значение и оказались забытыми. В любом случае, они уже не входят в число музыкальных предпочтений современных подростков, а имена популярных на тот момент исполнителей по большей части им незнакомы. То же самое можно сказать и об оценочных суждениях ряда музыкальных произведений и творчества исполнителей, современных на тот момент, которые со временем также видоизменились. В частности, под влиянием деятельности академических композиторов, высокохудожественных эстрадных оркестров и музыкальных групп, а также благодаря развитию киномузыки, в конце ХХ - начале ХХ1 вв. значительно изменилось само отношение к правомерности создания обработок классической музыки и цитированию классических музыкальных произведений в современных композициях, в музыкальном сопровождении кинофильмов и др.
В свете сказанного мы считаем крайне необходимым обращение учителя музыки к более современному музыкальному материалу и, в частности, к современным обработкам классической музыки. В современной культурной среде очень важно научить школьников отличать «подлинное» от «мнимого» в любых музыкальных течениях, в том числе и творчестве современных музыкальных групп.
На основании сказанного можно выделить следующие противоречия:
• между объективной необходимостью передачи подрастающему поколению духовно-нравственного опыта, запечатленного в классическом музыкальном наследии, и недостаточно результативным решением задач приобщения подростков к классической музыке;
• активным развитием в музыкальном искусстве такого направления, как современная обработка классической музыки, и недостаточной изученностью методического потенциала таких обработок в решении задач приобщения подростков к классической музыке;
• теоретической разработанностью методов и приемов приобщения подростков к классической музыке и недостаточной интерпретацией данных методов в аспекте приобщения подростков к классической музыке на основе ее современных обработок.
Проблема исследования: поиск результативных методических путей приобщения школьников к классической музыке с учетом современных тенденций в развитии музыкального искусства.
В рамках данной проблемы определена тема настоящей выпускной квалификационной работы: «Приобщение подростков к классической музыке на основе ее современных обработок».
Цель: обобщить методы ознакомления подростков с обработками
классических музыкальных произведений в творчестве современных музыкальных групп, способствующие приобщению подростков к классической музыке, и проверить их результативность.
Объект исследования - процесс музыкального образования
подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методы ознакомления подростков с обработками классических музыкальных произведений в творчестве современных музыкальных групп.
Гипотеза. Ознакомление подростков с обработками классических музыкальных произведений в творчестве современных музыкальных групп будет способствовать их приобщению к классической музыке, если:
• данная работа будет осуществляться на примере цитирования классических музыкальных произведений и стилизации;
• учителем будет отобран высокохудожественный музыкальный материал, где цитаты из классической музыки несут глубокий смысл;
• будут использоваться методы: проблемно-поисковый, размышления о музыке, сравнения, наведения, моделирования художественно-творческого процесса, музыкального обобщения;
• в беседах со школьниками о творчестве данных групп акцентировать вопрос о традициях и новаторстве в содержании и музыкальном языке, духовно-нравственном смысле цитирования классической музыки.
Для достижения поставленной цели и подтверждения положений гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержания понятия обработки в музыке и варианты современных обработок классической музыки.
2. Проанализировать методические подходы к приобщению подростков к классической музыке во взаимосвязи с современными музыкальными течениями, описать методы и приемы создания соответствующих проблемных ситуаций на уроках музыки.
3. Отобрать и систематизировать материал о творчестве современных групп, цитирующих классические музыкальные произведения и создающих обработки классической музыки.
4. Разработать критерии и показатели приобщенности подростков к классической музыке на основе ее современных обработок.
5. Проверить результативность отобранного материала, методов и приемов в процессе опытной работы.
Методы исследования:
• теоретические: изучение литературы по теме и проблеме
исследования, сопоставление, обобщение, анализ, систематизация;
• эмпирические: педагогические наблюдения и их обобщение,
проектирование педагогического процесса, опытная работа.
Теоретико-методологическаяоснова:теоретические положения
исследований о сущности классической музыки (Г. В. Келдыш, В. Д. Конен) и ее роли в воспитании детей и подростков (О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, В. П. Россихина); теоретические положения о развитии у подростков интереса к классической музыке (Т. А. Затямина, А. В. Полозова, В. Я. Семенов, Л. И. Столярчук, С. Н. Чечина); трактовка понятия «приобщение» применительно к музыкальному образованию (Л. В. Добровольская); теоретические положения о цитировании классической музыки в современных сочинениях (С. В. Лаврова, Т. Ф. Шак); положения, обусловливающие целесообразность обращения на школьном уроке музыки к темам, отражающим современные тенденции в развитии «легкой» и «серьезной» музыки (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, В. В. Алеев, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Т. И. Науменко, Г. П. Сергеева).
База опытной работы: МАОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В процессе выполнения поставленных в исследовании задач мы пришли к следующим выводам:
1. Обработка существующего музыкального материала, результатом которой является новое музыкальное произведение, широко представлена в музыкальном искусстве. На протяжении развития музыкального искусства видоизменялся ее смысл, разрабатывались различные способы и приемы, утверждались виды (аранжировка, оркестровка, транскрипция, парафраза, цитирование). Основой для обработки в музыке может стать различный материал, в том числе классическая музыка. Темы и фрагменты классических музыкальных сочинений могут быть аранжированы с использованием современных средств музыкальной выразительности (с акцентированием их ритмического начала, использованием подголосков и др.), оркестрованы с использованием современного инструментария, процитированы в других музыкальных сочинениях, фильмах и др. Новое прочтение музыкальной классики должно сохранять художественный образ и основные музыкальные характеристики первоисточника, не допуская их искажения; должно нести определенный смысл, реализуя творческий замысел современного композитора или исполнителя-интерпретатора; цитирование классических музыкальных произведений в музыкальных сочинениях и фильмах рассчитано на пробуждение соответствующего ассоциативного ряда и предполагает определенную музыкальную эрудицию слушателя (зрителя).
2. Необходимость приобщения подростков к классической музыке не вызывает сомнения, однако поиск методических путей осуществления данного приобщения продолжает оставаться актуальной проблемой музыкального образования. В процессе их поиска педагоги-методисты утвердились во мнении о необходимости решения задач приобщения подростков к классической музыке во взаимодействии с массовыми музыкальными жанрами, с учетом современных течений в их развитии. Результативным способом является создание проблемных ситуаций на материале сопоставления оригинального классического произведения и его современной обработки или цитирования его фрагмента в современных музыкальных композициях, кинофильмах и пр.
3. Примером корректного и высокохудожественного обращения к классическому музыкальному наследию на уровне цитирования и стилизации может послужить творчество музыкальных групп Muse и Queen. Поскольку творчество данных групп, признанное к настоящему времени классикой своего жанра, недостаточно отражено в содержании школьных уроков музыки, собранная информация может послужить основой для разработки уроков, в основу которых будет положено сопоставление оригинального классического произведения и его современной обработки.
4. Для выявления уровня приобщенности подростков к классической
музыки на основе ее современных обработок были разработаны три критерия: знаниевый, художественно-интерпретационный и ценностно
ориентационный с соответствующими показателями. Показателями знаниевого критерия явились: знание имен современных музыкантов, в творчестве которых используются цитаты классической музыки; знание исходного музыкального материала, который используется в современных обработках. Показателями художественно-интерпретационного критерия явились: осмысление художественного образа исполненного музыкального произведения; нахождение сходств и различий между исходным музыкальным материалом и его современной обработкой. Показателями ценностно-ориентационного критерия явились: осмысление комплекса эмоционально-волевых качеств музыканта-исполнителя; осмысление возможности создавать новое, опираясь на старое. По каждому критерию, в соответствии с его показателями, были разработаны характеристики трех уровней - высокого, среднего, низкого. Данные критерии и показатели могут использоваться в дальнейшей работе по приобщению подростков к классической музыке на основе ее современных обработок.
Проведенная опытная работа позволила сделать первые выводы о подтверждении выдвинутой гипотезы, содержащей предположение о том, что ознакомление подростков с обработками классических музыкальных произведений в творчестве современных музыкальных групп будет способствовать их приобщению к классической музыке, если:
• данная работа будет осуществляться на примере цитирования классических музыкальных произведений и стилизации;
• учителем будет отобран высокохудожественный музыкальный материал, где цитаты из классической музыки несут глубокий смысл;
• будут использоваться методы: проблемно-поисковый, размышления о музыке, сравнения, наведения, моделирования художественно-творческого процесса, музыкального обобщения;
• в беседах со школьниками о творчестве данных групп акцентировать вопрос о традициях и новаторстве в содержании и музыкальном языке, духовно-нравственном смысле цитирования классической музыки.
Оценивание результатов опытной работы в опоре на разработанные критерии и показатели показало наличие определенной динамики в приобщении подростков к классической музыке.
В процессе опытной работы были решены задачи пробуждения эмоционального отклика обучающихся на отдельные произведения классической музыки, цитируемые в творчестве современной музыкальной группы, и на творчество данной группы. На данной базе может быть развернута дальнейшая работа по закреплению у школьников ярко проявившегося интереса к творчеству композиторов, произведения которых цитировались в сочинениях современной музыкальной группы. Таким образом, создание проблемных ситуаций на основе сопоставления классического музыкального произведения и их современного прочтения является результативным методическим путем в решении задач приобщения подростков к классической музыке.
Перспективы исследования связаны с расширением спектра проблемных ситуаций, создаваемых на основе сопоставления оригинального классического музыкального произведения и его современной обработки (включая цитирование); с разработкой методических приемов возвращения к классическим музыкальным произведениям, вызвавшим у школьников интерес в сопоставлении с их современными обработками, и расширения представлений об их авторском, оригинальном творчестве; с расширением возрастных границ контингента обучающихся, с которыми будет проводиться такая работа. Отобранный материал может быть систематизирован в виде методического пособия, адресованного учителям музыки.
1. 16 артистов, которые оказали влияние на Muse [Электронный ресурс].
URL: https://modernrock.ru/posts/blog/16-artistov-kotorye-okazali- vliyanie-na-muse. html
2. 20 интересных фактов о песне Queen «Bohemian Rapsody» [Электронный ресурс]. URL: http://britishwave.ru/reviews/queen/20_interesnyh_faktov_o_pesne_queen_ bohemian_rhapsody
3. Алиев Ю. Б. Музыка. 7 класс. М. : Музыка, 1982. 60 с.
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. :Владос, 2000. 325 с.
5. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1983. 215 с.
6. Аранжировка и обработка как производные музыкальные произведения [Электронный ресурс]. URL: http://scicenter.online/avtorskoe-pravo- scicenter/aranjirovka-obrabotka-kak-proizvodnyie-60043.html.
7. В новом альбоме Muse [Электронный ресурс]. URL: http://rockcult.ru/news/no-love-songs-on-muse-album/
8. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. 77 с.
9. Группа Muse [Электронный ресурс]. URL:
https: //ru.m. wikipedia. org/wiki/Muse
10. Группа Queen [Электронный ресурс]. URL:
https: //ru.m. wikipedia.org/wiki/Queen
11. Добровольская Л. В. Приобщение младших школьников к
музыкальным традициям казахского народа :автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 26 с.
12.Затямина Т. А. Классическая музыка в формировании мотивационной направленности подростков на продуктивную музыкально-творческую деятельность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 7(102). С. 41-45.
13. История группы Queen [Электронный ресурс]. URL: http://www.rock- book.ru/world/queen/story.html
14. Исхакова Н. Р., Болтачев Р. Р. Музыкальные предпочтения молодежи // СОЦИС. 2006. № 1. С. 1-10.
15. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. М. : Музыка, 1987. 124 с...