ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ 6
1.1. Теоретические подходы к формированию дикции у подростков в
педагогической и научно-методической литературе
1.2. Психолого-педагогические особенности детей в подростковом
возрасте
1.3. Методика проведения занятий эстрадным вокалом по формированию дикции у подростков
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА
ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ 23
2.1. Диагностика начального уровня сформированности дикции у
23 подростков на занятиях эстрадным вокалом
2.2. Упражнения и задания, направленные на формирование дикции
34 подростков в процессе занятий эстрадным вокалом
2.3. Итоговая диагностика опытно-поисковой работы по
формированию дикции подростков в процессе занятий эстрадным 40 вокалом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность исследования. Интерес к эстрадному искусству наиболее активно проявляется с подросткового возраста. Интерес этот не случайный, он связан с изменениями в психологи и физиологии подростка.
Ученые отмечают, что музыка воздействует на развитие подростка: формирует эмоциональную сферу, развивает воображение, фантазию, обостряет восприятие, активирует творческие силы. В певческой деятельности у подростка формируется весь комплекс музыкальных способностей, а владение голосом дает возможность выразить свои чувства в современном, интересном для подростов, эстрадном пении.
Особенностью эстрадного пения является необходимость произносить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания и хорошей дикции. Ясность и чистота произношения, четкость и разборчивость речи лежат в основе хорошей дикции певца. Важно именно в подростковом возрасте сформировать навыки эстрадного пения, так как формируется голосовой аппарат. К основным навыкам относится дикция. Для обеспечения дикции требуется четкая артикуляция. Для достижения этой цели необходимо использовать систему упражнений для артикулярного аппарата, которые создают нервно-мышечный фон для звучания полноценного голоса, ясную и четкую дикцию, снимают излишнюю напряженность, вырабатывают необходимые мышечные движения артикуляционного аппарата. При проведении музыкальных занятий следует учитывать физиологические особенности подросткового возраста, так как в подростковом возрасте приблизительно с 12-13 лет начинается мутация голоса, голос начинает вести себя непредсказуемо. Педагогу требуется обеспечить максимально комфортную обстановку на занятиях.
Изучение педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом, позволили установить противоречия на занятиях эстрадным вокалом между изученностью вопроса формирования дикции в вокальной педагогике и недостаточностью методик в формировании дикции подростков на занятиях эстрадным вокалом.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: как развить певческий навык подростка - дикцию, подобрав упражнения, способствующие формированию дикции на занятиях эстрадным вокалом.
Актуальность и интерес к проблеме обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом».
Цель работы - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность упражнений, способствующих формированию дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом.
Объект исследования - процесс формирования дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом.
Предмет исследования - упражнения по формированию дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом.
Гипотеза исследования: эффективное формирование дикции у подростков будет, если в учебный процесс будут введены специальные упражнения, направленные на формирования дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом и учтены индивидуальные особенности детей .
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
3. Обобщить методические рекомендации для музыкальных занятий эстрадным вокалом при формировании дикции у подростков.
4. Систематизировать упражнения по формированию дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом.
5. Провести опытно-поисковую работу по внедрению в практическую деятельность подобранных упражнений.
Методологической основой исследования являются: основные положения теории и методики развития голоса детей и подростков И.Б. Бархатовой, Н.А.Ветлугиной, А.Е Варламова, А.М.Вербова.
Н.Б. Гонтаренко, Н.Дилецкого, В.В. Емельянова, И.И.Левидова, А.И. Морозова, И.Незайнинского, Л.В. Романовой; психологические исследования процесса перестройки всего организма ребенка в период его подросткового возраста Л.С. Выготского, Ю.В. Котеловой, В.С. Мухиной, диагностические методики А.И.Фотеевой.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление, систематизация; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в
общеобразовательной МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5» п. Троицкий Талицкого района Свердловской области в процессе деятельности школьной вокальной студии для подростков «Сияние».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Правильная речь, разговаривающего или поющего подростка, имеющая четкую дикцию, играет особую роль в становлении личности подростка. Язык и речь всегда рассматривались в психологии, философии и педагогике вместе, так как они влияют на психическое развитие подростка: мышление, воображение, память, эмоции. Хорошее вокальное исполнение песен, всегда привлекало слушателей. В его основе ясность и чистота произношения, четкость и разборчивость речи. Они лежат в основе хорошей дикции певца. «Дикция» - произношение, манера выговаривать слова.
Важно в подростковом возрасте сформировать дикцию, когда подросток находится еще в возрасте ребенка, но физиологически и психологически его организм перестраивается в юношу. В этот период подростков интересует эстрадные песни, и он хочет петь. Особенностью эстрадного пения является необходимость произносить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания и хорошей дикции. Можно сделать следующий вывод: формирование дикции - актуальная и сложная проблем, которая должна решаться сегодня педагогами на основе интегративного подхода.
В ходе исследования установлено, что правильная дикция - один из показателей развития подростка. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения у подростков возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «подросток - взрослый», закомплексованность подростка будет мешать в учебе, и в полной мере раскрывать свои природные способности.
Подростковый возраст - это период мутации (изменения) голоса. В период мутации голоса педагогу необходимо организовать занятия таким образом, чтобы не допустить перегрузки голосового аппарата подростка. Объяснить подростку, что изменения голоса - это результат его взросления.
Современные педагогические исследования и практический опыт подтверждают, что в мутационный период есть индивидуальные различия в правильном произношении звуков у подростков, и есть пути их коррекции.
Для подтверждения теоретического исследования в выпускной квалификационной работе, проведена опытно-поисковая работа, определён диагностический инструментарий, поставлены цели и задачи дальнейшего исследования.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе деятельности школьной вокальной студии для подростков «Сияние МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5». п. Троицкий
Талицкого района Свердловской области.
Для формирования дикции использовались специальные упражнения, направленные на восстановление дикции, на произносимость звука [р]. В ходе анализа и подбора упражнений рассмотрены различные методики вокально-исполнительской работы голосового аппарата: методика развития голоса, созданная В.В. Емельяновым, методика Н.Б. Гонтаренко, предложившей использовать методы и приёмы работы с певческим голосом, - упражнения для работы языка. Упражнения подобраны таким образом, чтобы не торопиться формировать взрослый голос, чтобы создать условия, для спокойного и естественного развития, без особого напряжения голосового аппарата.
Диагностики (первичный и вторичный замеры) проведены индивидуально у каждого подростка, у 15 человек: у 9 девочек и 6 мальчиков. По результатам выполнения каждого задания сделаны выводы. Диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной работы по формированию дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом. Специальные упражнения дали возможность восстановить дикцию одного подростка, так как при тренировке исчезли недостатки речевого развития, вызванные психологическим и физиологическим ростом подростка, изменением голосового аппарата. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования. Действительно, в результате организации работы по формированию дикции подростков посредством занятий эстрадным вокалом, использованию специальных упражнений для улучшения дикции, дикция у подростков улучшилась.
Результаты опытно-поисковой работы показали, что у обследуемых подростков в основном, сформирована дикция: выше среднего у 40% подростков (6 человек); соответствует норме у 53,4% (8 подростков), один подросток имеет уровень ниже среднего (6,6%); этот подросток еще продолжает работать над формированием дикции, хотя в результате индивидуальной работы педагога с подростком, его речь улучшилась.
Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что эффективное формирование дикции у подростков будет, если в учебный процесс, будут введены специальные упражнения, направленные на формирования дикции у подростков на занятиях эстрадным вокалом и учтены индивидуальные особенности детей, подтвердилась.
Таким образом, поставленные в настоящей выпускной работе задачи были выполнены, а цель достигнута.
Данная работа дает возможность для дальнейшего изучения проблемы, эффективности применения упражнений, направленных на формирование навыков дикции у подростков при обучении эстрадным вокалом, а также поиска новых возможностей и упражнений для улучшения дикции.
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. СПб. : Питер, 2001.
2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе : Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение».// О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983.
3. Ахутина Т. В.Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие /Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. 3-е изд., испр. и доп. М. : «Юрайт», 2018. (Серия: Образовательный процесс).
4. Бархатова И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем. Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ, 2013.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008.
6. Большой толковый словарь правильной русской речи : 8000 слов и выражений / Л. И. Скворцов. М. : «Издательство Оникс», 2009.
7. Васильева Г.И. Упражнения по дикции. Согласные звуки. М. : ГИТИС, 1988.
8. Варламов А.Е. Полная школа пения [Электронный ресурс]. URL: V arlamov_A_E_Polnaya_shkola_penia. pdf
9. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. М., 2012
10. Вербов А.М. Техника постановки голоса [Электронный ресурс]. URL: A_M_Verbov__Tekhnika_postanovki_golosa.pdf
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 2008.
12. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып. 2/ ред. - сост. В.И.Руденко. М.,1980.
13. Воронович О.Е., Тихомирова А.В. Работа над дикцией и артикуляцией в детском вокальном ансамбле // Академия педагогических идей
«Новация». 2016. № 11 (ноябрь). АРТ 40-эл. 0,2 п. л. [Электронный
ресурс]. URL: http://akademnova.ru/page/875548
14. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. Ростов: Феникс, 2007.
15. Емельянов В. В. Фонопедический метод формирования голосообразования. Новосибирск : Наука, 1991...