ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ И
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ
(НА ПРИМЕРЕ ГУ МЧС РОССИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ 5
1.1 Организация системы МЧС в Российской Федерации 5
1.2 Организация обучения в системе МЧС России 11
1.3 Анализ рынка программных средств, используемых для обучения
персонала 19
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО
АЛТАЙСКОМУ КРАЮ 24
2.1 Общая характеристика деятельности и организационной
структуры Главного Управления МЧС России по Алтайскому краю 24
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Главного управления МЧС
России по Алтайскому краю 34
2.3 Анализ информационной инфраструктуры 43
3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ 54
3.1 Разработка информационного обеспечения формирования списков
персонала, подлежащего обучению 54
3.2 Разработка модуля формирования отчета и интерфейса системы 60
3.3 Оценка эффективности внедрения подсистемы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Теме обучения и повышения квалификации персонала в настоящее время отводится большое количество времени, не только со стороны образовательных заведений, но и со стороны работодателей. Особую важность имеет уровень образования сотрудников государственных структур. В последние годы оптимизация образовательной деятельности затрагивает, в первую очередь, внедрение современного оборудования и качественного программного обеспечения.
Актуальность настоящей дипломной работы заключается в том, что на данный момент государственные учреждения испытывают высокую потребность в оптимизации своей работы за счет применения информационных технологий.
Объектом исследования выступает Главное Управление МЧС России по Алтайскому краю.
Предметом исследования выступает процесс контроля своевременного прохождения курсов и повышения аттестации персонала в системе МЧС.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка подсистемы для формирования списков сотрудников, подлежащих обучению в текущем периоде.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
• проанализировать деятельность системы МЧС в Российской Федерации;
• исследовать теоретические аспекты образовательной деятельности в системе МЧС России;
• выполнить анализ рынка программного средств, используемых для обучения персонала;
• проанализировать деятельность Главного управления МЧС России по Алтайскому краю;
• разработать подсистему, оптимизирующую учет сотрудников,
подлежащих обучению в текущем периоде;
• оценить и рассчитать эффективность от внедрения данной
подсистемы.
В ходе работы были использованы следующие методы: моделирование, синтез информации, сравнительный анализ, сбор документации.
Практическая значимость заключается во внедрении в исследуемой организации подсистемы автоматизации учета сотрудников, подлежащих обучению в текущем периоде.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и источников, содержащего 67 наименований, представлена на 81 странице, включает в себя 20 рисунков, 12 таблиц и 7 приложений.
Во введении приводится обоснование выбора темы, практическая значимость, определяются основные методы работы, цели и задачи.
В первом разделе рассмотрена организация системы МЧС в Российской Федерации, теоретические аспекты образовательной деятельности в системе МЧС и программное обеспечение, используемое на информационном рынке образовательных услуг.
Во втором разделе приведен анализ деятельности Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, отражена его организационная структура и основные бизнес-процессы.
В третьем разделе подробно описана разработка подсистемы , ведущей учет сотрудников, подлежащих обучению в текущем периоде, а также проанализирована эффективность от внедрения данной подсистемы в Главном управлении.
В заключении подводятся и анализируются итоги проведенного исследования по каждому этапу работы, описываются выполненные задачи и формулируются итоговые выводы по проведенной работе.
Современный рынок информационных технологий в настоящее время имеет большую базу разработчиков программного обеспечения, которые предлагают свои услуги в сфере разработки и внедрения различных кадровых систем и систем дистанционного обучения сотрудников. Но, в основном, они помогают автоматизировать только внутренние бизнес-процессы организации.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы осуществлен анализ всей системы функционирования МЧС в Российской Федерации; рассмотрены теоретические аспекты осуществления образовательной деятельности в структуре МЧС; проведен анализ рынка программных средств в сфере обучения персонала; дана полная характеристика Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, его деятельности, организационной структуры, бизнес-процессов и финансового состояния; проведен анализ существующих информационных систем в организации.
В ходе анализа в Главном Управлении МЧС России по Алтайскому краю выявлена проблема в недостатке функционала в уже имеющейся программе кадровой службы. Для качественной работы отдела кадров требуется не только решение кадровых вопросов в рамках конкретной организации, но и сотрудничество с подведомственными организациями МЧС России, а именно с Барнаульским учебным центром ФПС, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала. Решением настоящей проблемы, по нашему мнению, являлась разработка и внедрение подсистемы, позволяющей автоматизировать взаимодействие между вышеупомянутыми организациями. Ранее списки сотрудников на обучение из отдела кадров Главного управления формировались вручную, что было очень трудоемким процессом, возникали многочисленные ошибки в процессе выполнения данной операции. Сейчас же списки формирует подсистема контроля над обучением, а пользователь только управляет ею и анализирует результаты.
В ходе работы выполнена разработка проектных материалов, в том числе: создано описание характеристик подсистемы, выделены основные этапы деятельности, разработано информационное и программное обеспечение с целью выполнения информационной поддержки процессов планирования обучения, с использованием возможностей системы управления базами данных Microsoft Office Access. Итоговая информационная подсистема стабильно функционирует, соответствует всем требованиям технического задания и решает поставленные перед ней задачи: повышает качество и скорость осуществления деловых процессов отдела кадров организации.
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 (ред. от 29.05.2019) № 117-ФЗ;
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 (ред. от 01.04.2019) № 197-ФЗ;
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 05.10.2015 № 285-ФЗ);
4. Федеральный закон от 21.12.1994 (ред. от 23.06.2016) № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
5. Указ Президента РФ от 11.07.2004 (ред. от 19.12.2018) № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
6. Приказ МЧС России от 06.08.2004 (ред. от 25.03.2019) № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации»;
7. Приказ МЧС России от 01.07.2010 № 306 «О реализации решения коллегии МЧС России от 16.06.2010 № 4/11 «Об утверждении Концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 года»»;
8. Приказ МЧС России от 05.12.2018 № 571 «Об утверждении Порядка и условий приема на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении МЧС России» (вместе с «Порядком и условиями приема на обучение в образовательные организации высшего образования пожарно¬технического профиля, находящиеся в ведении МЧС России», «Порядком и условиями приема в военные образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении МЧС России»);
9. Приказ МЧС России от 12.09.2017 № 379 «Об утверждении Порядка формирования кадрового резерва в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»;
10. Приказ МЧС России от 14.03.2019 №145 «Об организации обучения в 2019 году специалистов МЧС России, должностных лиц и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по дополнительным профессиональным программам»;
11. Приказ МЧС России от 26.10.2017 № 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны»;
12. Приказ МЧС России от 28.02.2017 № 89 «О квалификационных
требованиях для сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, государственного надзора в области гражданской обороны»;
13. Приказ МЧС России от 23.11.2017 № 539 «О внесении изменений в Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении МЧС России, утвержденный приказом МЧС России от 28.12.2016 № 702».
Литература:
14. Бахтиярова, Л.Н. Microsoft Office 2010. Часть II: Работа в приложении Microsoft Office Access 2010. / Л.Н. Бахтиярова. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. - 125 с.;
15. Волков, О.Н. Стандарты и методологии моделирования бизнес - процессов / О.Н. Волков. - М.: АСВ, 2015. - 145 с.;
16. Громов, А.И. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт; под редакцией А. И. Громова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 367 с.;
17. Гурвиц, Г.А. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере / Г.А. Гурвиц. - М.:БВХ, 2014. - 56 с.;
18. Дубейковский, В.И. Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler 4.1. Где? Зачем? Как? / В.И. Дубейковский. - М.:ДИАЛОГ-МИФИ, 2015. - 464 с.;
19. Джурбина, Е.М. Организация исполнения бюджета: учебное пособие / Е.М. Джурбина, Ш.А. Агаян, Е.В. Пирская ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо -Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 200 с.;
20. Дубейковский, В.И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler / В.И. Дубейковский. - М.: Диалог-МИФИ, 2016. - 384 с.;
21. Дубовик, Е. А. Мотивация и стимулирование персонала предприятия / Е. А. Дубовик. - Москва : Дело, 2018. № 3. - 1-5 с.;
22. Зверева Л.В. Пути повышения эффективности использования персонала / Зверева Л.В. // Символ науки, 2017. № 04 - 1 с.;
23. Зимина, Л. В. Роль моделирования бизнес-процессов в управлении современной организацией / Л. В. Зимина // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования, 2016. № 3. - 321 с.;
24. Ильин, В. В. Моделирование бизнес-процессов. Практический опыт разработчика / В. В. Ильин. - 3-е изд. - М.: Интермедиатор, 2015. - 252 с.;
25. Калинина, А.И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении / А.И. Калинина //Вестник МУ. Педагогическое образование: журнал, 2015. № 1 - 100-105 с.;
26. Кобыш, А.Н. Технологии и методы управления персоналом, связанные с обучением / А.Н. Кобыш // Проблемы научной мысли, 2017. Т. 1. № 4. - 13 с.;
27. Куатпекова, А. К. Планирование, обучение и развитие персонала / А.К. Куатпекова // Молодой ученый, 2016. №1. - 389-392 с.;
28. Лейбович, А. Н. Система подготовки кадров: точки роста. Сборник методических и информационных материалов. Выпуск 1 / под общ. редакцией А. Н. Лейбовича. - М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2017. - 232 с.;
29. Маклаков, С.В. BPwin и Erwin. Case-средства разработки информационных систем - М.: Диалог - МИФИ., 2014.;
30. Мандель, Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение / Б.Р. Мандель // Образовательные технологии: журнал, 2015. № 2. - 27-48 с.;