ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1.Развитие изобразительных навыков у детей как педагогическая
проблема 8
1.2.Особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1 Диагностика по выявлению исходного уровня развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Содержание работы педагога по развитию изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.... 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ2
102 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 184
Детское дошкольное образование является первой, начальной ступенью образования в России. Развитые способности, умения и навыки, приобретенные в период дошкольного детства, помогают ребенку, успешно справляться с обучением в следующей ступени образования, а также с различными жизненными ситуациями. Чем больше мы раскроем потенциал ребенка, тем более качественное общество мы получим в дальнейшем. Ведь как сказал известный французский писатель, поэт и профессиональный летчик Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства...» [46].
Значимость развития способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 №273 - ФЗ [57]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [27] творчество определяется как базовая национальная ценность. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО) [58] одной из задач образовательной области значится развитие самостоятельной творческой деятельности детей (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивно-модельной и др.) В требованиях к организации условий говорится о необходимости развития творческого потенциала каждого ребенка. Развитие творческих способностей детей осуществляется лепке, аппликации, конструировании и рисовании.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию ребята учатся воспринимать и понимать произведения искусства, доступные их возрасту: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, произведения декоративного народного творчества. Все это обогащает их внутренний духовный мир, позволяет использовать разнообразные выразительные средства в продукте своей деятельности. В художественно-эстетической деятельности выделяют три основных направления художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: декоративное, конструктивное и изобразительное.
Изобразительная деятельность - это деятельность, специфическая для детей, позволяющая им передавать свое виденье окружающего мира и выражать свое эмоциональное отношение к изображаемым объектам. Реализация учебной программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста требует от педагогов дошкольного образования постоянного обновления своих знаний и повышения своего педагогического мастерства. Значимый вклад в разработку внесли следующие исследователи художественного творчества детей дошкольного возраста: А.А. Волкова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики выявил противоречие между: необходимостью развития изобразительных навыков старших дошкольников и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической литературе.
Актуальность исследования развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности напрямую связана с требованиями готовности руки к письму, которые предъявляет к будущим первоклассникам современная школа. По данным психолого-педагогических исследований, около 80% трудностей у детей в начальной школе связано с письмом. Это не случайно, поскольку графические навыки представляют собой сложный комплекс, включающий в себя зрительно-моторную координации, восприятие фигурно-фоновых отношений, положения в пространстве, и др. Если какой-то компонент данного комплекса недостаточно сформирован, то в целом это создает ряд определенных трудностей в последующем обучении ребенка. Следовательно, успешное обучение в школе возможно при наличии у детей определенных графических навыков. Одним из средств подготовки руки к письму, являются занятия по изобразительной деятельности, наиболее продуктивным, на мой взгляд, является рисование, а особенно в смешанных техниках.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы и вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организация процесса по развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационных условий,
направленный на развитие изобразительных навыков старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, выявить комплекс организационных условий, направленный на развитие изобразительных навыков старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировав научную и методическую литературу и другие источники информации рассмотреть проблему развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности рисования в развитии изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить организационные условия развития изобразительных навыков у старших дошкольников, разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности и частично реализовать его.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов С.Л. Рубенштейн, Н.П. Сакулиной, В.Б. Каминская, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Т.С. Комарова и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретика-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: беседа, наблюдение, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по организации процесса по развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методологической литературы по проблеме исследования: определялись особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по рисованию в развитии изобразительных навыков, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости изобразительных навыков.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, анкетирование педагогического состава с целью выявления уровня знаний по методике развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Определялись этапы организации процесса, разрабатывались и уточнялись методы и приемы развития изобразительных навыков у старших дошкольников. Разрабатывался комплекс занятий, направленный на развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста и частично реализовывался. Разрабатывались методические рекомендации для педагогов по работе с комплексом и методические рекомендации для родителей.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования при разработке организационно-педагогических условий развития изобразительных навыков детей. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может быть использован в организации досуговой и свободной деятельности детей в детском саду, дома или в учреждениях дополнительного образования.
База практического исследования: МБДОУ - Детский сад комбинированного вида № 376. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, 8 педагогов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На основании изученной литературы таких авторов как С.Л. Рубенштейн, В.Б. Каминская, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др. сделаем следующие выводы:
1. Изобразительные навыки - это комплекс, включающий в себя изобразительные умения и технические навыки. (Т.С. Комарова)
Развитие изобразительных навыков - это целенаправленный процесс, совершенствование изобразительных умений и технических навыков. Развитость изобразительных навыков - степень доведения до автоматизма изобразительных умений и технических навыков. (Рабочее определение по Т.С. Комаровой).
2. Говоря о результатах процесса развития изобразительных навыков, мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Т.С. Комаровой:
- навыки и умения владения инструментом - характер производимой линии, нажим на карандаш, раскрашивание в пределах контура.
- навыки и умения, передающие пространственные свойства предметов
- передача формы, строения, величины, пропорций , сюда же отнесем композицию.
- навыки владения цветом - передача реального цвета предметов (чистота, яркость) и явлений и творческое отношение ребенка к цвету- количество используемых цветов в рисунке.
3. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительных навыков детей. Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте у детей происходят изменения психических процессов, наращивание физического потенциала, меняется деятельность, дети стремятся к самостоятельности. Они достаточно развиты для приобретения новых изобразительных навыков. В изобразительной деятельности дети выражают свое эмоциональное состояние и свои знания об окружающем мире. У старших дошкольников совершенствуется восприятие окружающего мира.
В процессе восприятия предмета в основном участвует зрительный анализатор, но при этом, знакомясь с новым предметом, его форму можно проанализировать, задействовав осязание. Ребенок старшего дошкольного возраста, видя только некую часть предмета, может воспринимать его целиком и выделять его части. Ребята уже способны определять величину предмета и его пропорции, однако с определением положения предмета в пространстве возникают трудности. Трудности так же возникают в проведении горизонтальных и наклонных линий. Дети прекрасно ориентируются в основной цветовой гамме и могут выделять характер цвета.
Педагог является важной фигурой в освоении изобразительных навыков, он показывает способы и приемы изображения, учит правильно держать инструмент и пользоваться материалами. Приобретенные и усвоенные ранее изобразительные навыки являются базой, для освоения более сложных изобразительных навыков.
4. Рисование предоставляет большую возможность для развития изобразительных навыков у старших дошкольников. Процесс изображения требует от ребенка постоянной включенности в процесс, а значит активного участия в нем, осмысления своих наблюдений, воображения, эмоциональной отзывчивости, графо-моторных навыков. Эти знания, умения и навыки формируются путем систематизированных и последовательно составленных занятий от простого к сложному.
Что бы заинтересовать, еще больше вовлечь ребенка в процесс рисования, в свои занятия педагоги включают дидактические игры «Нарисуй друга ежику», «Помоги фее» и др. используют нетрадиционные техники рисования и смешивание этих техник, что дает еще больше возможностей для развития изобразительных навыков.
5. В соответствии с критериями и показателями развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию подобраны и применены следующие диагностические занятия:
- по критерию навыков и умению владений инструментов методика Т.С. Комаровой «Штриховка», «Волшебные линии», «Оживи сказку»;
- по выявлению навыков и умений, передающих пространственные свойства предметов методика Т.С. Комаровой «Нарисуй портрет», «Нарисуй узор» «Фруктовая корзина»;
- по критерию владения цветом методика Т.С. Комаровой «Сказочная птица» «Фруктовая корзина» «Оживи сказку».
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне развитости изобразительных навыков находятся 4 ребенка, на среднем уровне 14 детей и на низком уровне 2 ребенка, в процентном соотношении: высокий уровень 20%; средний уровень 70%; низкий уровень 10%
6. Для организации процесса по развитию изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, при изучении литературы в первом параграфе нами были выявлены следующие организационно-педагогические условия:
- профессионализм воспитателей;
- методическое обеспечение пособиями;
- организация творческо-пространственной среды;
- использование разнообразных материалов и приемов изображения;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создание ситуации успешности;
интеграция художественного образования другими образовательными областями;
- заинтересованность и участие родителей;
- наличие комплекса занятий, направленных на развитие
изобразительных навыков.
6. Учитывая выявленные организационные условия, критерии и показатели, определенные в первой главе исследования и результаты диагностического исследования на констатирующем этапе, был разработан и частично реализован комплекс занятий «Мир вокруг нас» направленный на развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию в смешанных техниках. Тематика была выбрана целенаправленно т.к. разнообразие и богатство окружающего мира затрагивает все области образования и в то же время доступна и понятна детям.
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с различными техниками рисования (монотипия, кляксография, пуантилизм, набрызг и др.); с репродукциями художников (И.И. Левитан, А.А. Пластов, И.Н. Шишкин, А. К. Саврасов, В.Д. Поленов, Жоржа Сера и др.), используются игровые упражнения («Нарисуй друга ежику», «Помоги фее» и др.).
Процесс развития изобразительных навыков можно выстраивать при помощи следующих методов: методы наглядности - рассматривание репродукций картин художников, образца работы воспитателя, показ способа действий, слайдов, фотографий, наблюдения за природой и ее явлениями и т.д.; словесный метод - беседа, чтение художественной литературы, рассказ педагога и т.д.; проблемно-мотивационный - включение проблемной ситуации (нарисовать ежику друзей, что бы ему не было скучно) и т.д. игровой метод - игровые упражнения, тематические подвижные игры, пальчиковая гимнастика; практический метод - упражнение, эксперимент и т.д. В одном занятии можно применять самые разные методы и приемы, ориентируясь в их выборе на содержание программного материала, возрастных особенностей детей и их уровня подготовки.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно сказать следующее, правильно организованная изобразительная деятельность предоставляет широкие возможности для развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что специфика занятий требует постоянной включенности в процесс, активности, наличия наглядно-образного мышления, работы зрительно - моторной координации и мелкой моторики пальцев, усидчивости и упорства в достижении цели. Занятия по изобразительной деятельности имеют эстетическую направленность, как по форме, так и по содержанию. Занятия интегрируют в себе другие образовательные области и вместе все их задачи направлены на развитие изобразительных навыков детей при рисовании в смешанных техниках.
Наличие положительного результата в степени развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста после частичной реализации комплекса занятий, разработанного в процессе исследования с учетом выявленных нами организационных условий, говорит об эффективности данного комплекса для развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Значит мы можем утверждать, что выявленные организационные условия способствуют развитию изобразительных навыков старших дошкольников в изобразительной деятельности.
1. Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.05 /Ю.С. Балашова; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2013. - 205 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова,
В. Зинченко. - Санкт-Петербург: прайм ЕВРОЗНАК: ОЛМА - Пресс - 2003. -666 с.
4. Бренова, Ю.А. Художественный труд в детском саду. /Ю.А Бренова. - Москва: Сфера, 2013. - 64 с.
5. Бутенко, Н.В. Концептуальные основы художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста: диссертация ... док. пед. Наук: 13.00.02 / Н.В. Бутенко; Юж. - Ур. гос. гуманитар. - пед. ун-т. - Челябинск, 2016. - 444 с.
6. Веракса, Н.Е. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. - Москва: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2019. - 334 с.
7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [Электронный ресурс] - URL: http:ZZpedlib.ru/Books/6Z0112/6_0112-1.shtml (дата обращение 15.11.2020).
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Санкт- Петербург: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
9. Гоманов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: учебное пособие / А.С. Громанов, С.Н. Корнилова. - Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 133 с.
10. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: - Москва: Академия 1999. -344 с.
11. Давидчук, А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие. / А.Н. Давидчук. - Москва: Мозайка- Синтез, 2004. - 168 с.
12. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. / Г.Н. Давыдова. - Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. -78 с.
13. Дырда, Г.П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) // Педагогическое мастерство: материалы VII международной науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015г.) Москва: Буки-Веди,2015-с69-70 [Электронный ресурс] - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9036/ (дата обращения
23.11.2020) .
14. Запорожец, А.В. Психологические проблемы развития детского
восприятия. / Запорожец А.В., Лисина М.И. [Электронный ресурс] - URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZRv-1966/ZRv-0031 .Йт#(дата обращение
15.11.2020) .
15. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности
детей: учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - Москва: Академический Проект, 2017. - 161 с. [Электронный ресурс] - URL:
http//www/iprbookshop/ru/71801/html (дата обращения 20.11.2020).
16. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / Авт.-сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
...