Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы192
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1.Развитие изобразительных навыков у детей как педагогическая
проблема 8
1.2.Особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1 Диагностика по выявлению исходного уровня развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Содержание работы педагога по развитию изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.... 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ2
102 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 184


Детское дошкольное образование является первой, начальной ступенью образования в России. Развитые способности, умения и навыки, приобретенные в период дошкольного детства, помогают ребенку, успешно справляться с обучением в следующей ступени образования, а также с различными жизненными ситуациями. Чем больше мы раскроем потенциал ребенка, тем более качественное общество мы получим в дальнейшем. Ведь как сказал известный французский писатель, поэт и профессиональный летчик Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства...» [46].
Значимость развития способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 №273 - ФЗ [57]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [27] творчество определяется как базовая национальная ценность. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО) [58] одной из задач образовательной области значится развитие самостоятельной творческой деятельности детей (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивно-модельной и др.) В требованиях к организации условий говорится о необходимости развития творческого потенциала каждого ребенка. Развитие творческих способностей детей осуществляется лепке, аппликации, конструировании и рисовании.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию ребята учатся воспринимать и понимать произведения искусства, доступные их возрасту: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, произведения декоративного народного творчества. Все это обогащает их внутренний духовный мир, позволяет использовать разнообразные выразительные средства в продукте своей деятельности. В художественно-эстетической деятельности выделяют три основных направления художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: декоративное, конструктивное и изобразительное.
Изобразительная деятельность - это деятельность, специфическая для детей, позволяющая им передавать свое виденье окружающего мира и выражать свое эмоциональное отношение к изображаемым объектам. Реализация учебной программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста требует от педагогов дошкольного образования постоянного обновления своих знаний и повышения своего педагогического мастерства. Значимый вклад в разработку внесли следующие исследователи художественного творчества детей дошкольного возраста: А.А. Волкова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики выявил противоречие между: необходимостью развития изобразительных навыков старших дошкольников и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической литературе.
Актуальность исследования развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности напрямую связана с требованиями готовности руки к письму, которые предъявляет к будущим первоклассникам современная школа. По данным психолого-педагогических исследований, около 80% трудностей у детей в начальной школе связано с письмом. Это не случайно, поскольку графические навыки представляют собой сложный комплекс, включающий в себя зрительно-моторную координации, восприятие фигурно-фоновых отношений, положения в пространстве, и др. Если какой-то компонент данного комплекса недостаточно сформирован, то в целом это создает ряд определенных трудностей в последующем обучении ребенка. Следовательно, успешное обучение в школе возможно при наличии у детей определенных графических навыков. Одним из средств подготовки руки к письму, являются занятия по изобразительной деятельности, наиболее продуктивным, на мой взгляд, является рисование, а особенно в смешанных техниках.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы и вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организация процесса по развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационных условий,
направленный на развитие изобразительных навыков старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, выявить комплекс организационных условий, направленный на развитие изобразительных навыков старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировав научную и методическую литературу и другие источники информации рассмотреть проблему развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности рисования в развитии изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить организационные условия развития изобразительных навыков у старших дошкольников, разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности и частично реализовать его.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов С.Л. Рубенштейн, Н.П. Сакулиной, В.Б. Каминская, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Т.С. Комарова и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретика-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: беседа, наблюдение, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по организации процесса по развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методологической литературы по проблеме исследования: определялись особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по рисованию в развитии изобразительных навыков, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости изобразительных навыков.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, анкетирование педагогического состава с целью выявления уровня знаний по методике развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Определялись этапы организации процесса, разрабатывались и уточнялись методы и приемы развития изобразительных навыков у старших дошкольников. Разрабатывался комплекс занятий, направленный на развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста и частично реализовывался. Разрабатывались методические рекомендации для педагогов по работе с комплексом и методические рекомендации для родителей.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования при разработке организационно-педагогических условий развития изобразительных навыков детей. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может быть использован в организации досуговой и свободной деятельности детей в детском саду, дома или в учреждениях дополнительного образования.
База практического исследования: МБДОУ - Детский сад комбинированного вида № 376. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, 8 педагогов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов как С.Л. Рубенштейн, В.Б. Каминская, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др. сделаем следующие выводы:
1. Изобразительные навыки - это комплекс, включающий в себя изобразительные умения и технические навыки. (Т.С. Комарова)
Развитие изобразительных навыков - это целенаправленный процесс, совершенствование изобразительных умений и технических навыков. Развитость изобразительных навыков - степень доведения до автоматизма изобразительных умений и технических навыков. (Рабочее определение по Т.С. Комаровой).
2. Говоря о результатах процесса развития изобразительных навыков, мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Т.С. Комаровой:
- навыки и умения владения инструментом - характер производимой линии, нажим на карандаш, раскрашивание в пределах контура.
- навыки и умения, передающие пространственные свойства предметов
- передача формы, строения, величины, пропорций , сюда же отнесем композицию.
- навыки владения цветом - передача реального цвета предметов (чистота, яркость) и явлений и творческое отношение ребенка к цвету- количество используемых цветов в рисунке.
3. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительных навыков детей. Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте у детей происходят изменения психических процессов, наращивание физического потенциала, меняется деятельность, дети стремятся к самостоятельности. Они достаточно развиты для приобретения новых изобразительных навыков. В изобразительной деятельности дети выражают свое эмоциональное состояние и свои знания об окружающем мире. У старших дошкольников совершенствуется восприятие окружающего мира.
В процессе восприятия предмета в основном участвует зрительный анализатор, но при этом, знакомясь с новым предметом, его форму можно проанализировать, задействовав осязание. Ребенок старшего дошкольного возраста, видя только некую часть предмета, может воспринимать его целиком и выделять его части. Ребята уже способны определять величину предмета и его пропорции, однако с определением положения предмета в пространстве возникают трудности. Трудности так же возникают в проведении горизонтальных и наклонных линий. Дети прекрасно ориентируются в основной цветовой гамме и могут выделять характер цвета.
Педагог является важной фигурой в освоении изобразительных навыков, он показывает способы и приемы изображения, учит правильно держать инструмент и пользоваться материалами. Приобретенные и усвоенные ранее изобразительные навыки являются базой, для освоения более сложных изобразительных навыков.
4. Рисование предоставляет большую возможность для развития изобразительных навыков у старших дошкольников. Процесс изображения требует от ребенка постоянной включенности в процесс, а значит активного участия в нем, осмысления своих наблюдений, воображения, эмоциональной отзывчивости, графо-моторных навыков. Эти знания, умения и навыки формируются путем систематизированных и последовательно составленных занятий от простого к сложному.
Что бы заинтересовать, еще больше вовлечь ребенка в процесс рисования, в свои занятия педагоги включают дидактические игры «Нарисуй друга ежику», «Помоги фее» и др. используют нетрадиционные техники рисования и смешивание этих техник, что дает еще больше возможностей для развития изобразительных навыков.
5. В соответствии с критериями и показателями развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию подобраны и применены следующие диагностические занятия:
- по критерию навыков и умению владений инструментов методика Т.С. Комаровой «Штриховка», «Волшебные линии», «Оживи сказку»;
- по выявлению навыков и умений, передающих пространственные свойства предметов методика Т.С. Комаровой «Нарисуй портрет», «Нарисуй узор» «Фруктовая корзина»;
- по критерию владения цветом методика Т.С. Комаровой «Сказочная птица» «Фруктовая корзина» «Оживи сказку».
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне развитости изобразительных навыков находятся 4 ребенка, на среднем уровне 14 детей и на низком уровне 2 ребенка, в процентном соотношении: высокий уровень 20%; средний уровень 70%; низкий уровень 10%
6. Для организации процесса по развитию изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, при изучении литературы в первом параграфе нами были выявлены следующие организационно-педагогические условия:
- профессионализм воспитателей;
- методическое обеспечение пособиями;
- организация творческо-пространственной среды;
- использование разнообразных материалов и приемов изображения;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создание ситуации успешности;
интеграция художественного образования другими образовательными областями;
- заинтересованность и участие родителей;
- наличие комплекса занятий, направленных на развитие
изобразительных навыков.
6. Учитывая выявленные организационные условия, критерии и показатели, определенные в первой главе исследования и результаты диагностического исследования на констатирующем этапе, был разработан и частично реализован комплекс занятий «Мир вокруг нас» направленный на развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию в смешанных техниках. Тематика была выбрана целенаправленно т.к. разнообразие и богатство окружающего мира затрагивает все области образования и в то же время доступна и понятна детям.
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с различными техниками рисования (монотипия, кляксография, пуантилизм, набрызг и др.); с репродукциями художников (И.И. Левитан, А.А. Пластов, И.Н. Шишкин, А. К. Саврасов, В.Д. Поленов, Жоржа Сера и др.), используются игровые упражнения («Нарисуй друга ежику», «Помоги фее» и др.).
Процесс развития изобразительных навыков можно выстраивать при помощи следующих методов: методы наглядности - рассматривание репродукций картин художников, образца работы воспитателя, показ способа действий, слайдов, фотографий, наблюдения за природой и ее явлениями и т.д.; словесный метод - беседа, чтение художественной литературы, рассказ педагога и т.д.; проблемно-мотивационный - включение проблемной ситуации (нарисовать ежику друзей, что бы ему не было скучно) и т.д. игровой метод - игровые упражнения, тематические подвижные игры, пальчиковая гимнастика; практический метод - упражнение, эксперимент и т.д. В одном занятии можно применять самые разные методы и приемы, ориентируясь в их выборе на содержание программного материала, возрастных особенностей детей и их уровня подготовки.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно сказать следующее, правильно организованная изобразительная деятельность предоставляет широкие возможности для развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что специфика занятий требует постоянной включенности в процесс, активности, наличия наглядно-образного мышления, работы зрительно - моторной координации и мелкой моторики пальцев, усидчивости и упорства в достижении цели. Занятия по изобразительной деятельности имеют эстетическую направленность, как по форме, так и по содержанию. Занятия интегрируют в себе другие образовательные области и вместе все их задачи направлены на развитие изобразительных навыков детей при рисовании в смешанных техниках.
Наличие положительного результата в степени развитости изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста после частичной реализации комплекса занятий, разработанного в процессе исследования с учетом выявленных нами организационных условий, говорит об эффективности данного комплекса для развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Значит мы можем утверждать, что выявленные организационные условия способствуют развитию изобразительных навыков старших дошкольников в изобразительной деятельности.



1. Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.05 /Ю.С. Балашова; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2013. - 205 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова,
В. Зинченко. - Санкт-Петербург: прайм ЕВРОЗНАК: ОЛМА - Пресс - 2003. -666 с.
4. Бренова, Ю.А. Художественный труд в детском саду. /Ю.А Бренова. - Москва: Сфера, 2013. - 64 с.
5. Бутенко, Н.В. Концептуальные основы художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста: диссертация ... док. пед. Наук: 13.00.02 / Н.В. Бутенко; Юж. - Ур. гос. гуманитар. - пед. ун-т. - Челябинск, 2016. - 444 с.
6. Веракса, Н.Е. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. - Москва: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2019. - 334 с.
7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [Электронный ресурс] - URL: http:ZZpedlib.ru/Books/6Z0112/6_0112-1.shtml (дата обращение 15.11.2020).
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Санкт- Петербург: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
9. Гоманов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: учебное пособие / А.С. Громанов, С.Н. Корнилова. - Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 133 с.
10. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: - Москва: Академия 1999. -344 с.
11. Давидчук, А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие. / А.Н. Давидчук. - Москва: Мозайка- Синтез, 2004. - 168 с.
12. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. / Г.Н. Давыдова. - Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. -78 с.
13. Дырда, Г.П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) // Педагогическое мастерство: материалы VII международной науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015г.) Москва: Буки-Веди,2015-с69-70 [Электронный ресурс] - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9036/ (дата обращения
23.11.2020) .
14. Запорожец, А.В. Психологические проблемы развития детского
восприятия. / Запорожец А.В., Лисина М.И. [Электронный ресурс] - URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZRv-1966/ZRv-0031 .Йт#(дата обращение
15.11.2020) .
15. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности
детей: учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - Москва: Академический Проект, 2017. - 161 с. [Электронный ресурс] - URL:
http//www/iprbookshop/ru/71801/html (дата обращения 20.11.2020).
16. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / Авт.-сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ