Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Работа №95147

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы155
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА 15
1.1. Духовно-нравственное воспитание детей как педагогическая
проблема 15
1.2. Методологические подходы духовно-нравственного воспитания
детей младшего школьного возраста 25
1.3. Потенциал педагогических традиций кубанского казачества в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста... 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА 48
2.1. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности детей
младшего школьного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 48
2.2. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций
кубанского казачества 52
2.3. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности детей на
итоговом этапе опытно-поисковой работы 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 102


В современном обществе наблюдается деформация ценностных ориентиров, духовных и нравственных идеалов. Такое явление, это следствие забвения культурно-исторической памяти, глобальных социальных и политических перемен. Данные тенденции привели к формированию эгоцентрического сознания молодого человека. Возникшие проблемы духовно-нравственного кризиса современного человека, в условиях глобализации, приобрели ярко выраженный характер, не только, социально¬психологического и педагогического, но и правового бедствия. При этом, главным условием сохранения и поддержания духовно-нравственных ценностей и культурных традиций в истории нашего государства, как условие национальной безопасности государства, принадлежала образованию, в тесной связи с различными социальными институтами такими как, семья, религиозные организации, этнокультурные объединения, просветительские центры, молодежные, спортивные объединения и пр.
Основой духовно-нравственного воспитания личности человека является сформированность духовно-нравственных ценностей. Ценности человека принято рассматривать, как мировоззренческие представления и смысловые установки, основанные на понимании и принятии базовых национальных ценностей. Но, современному человеку, живущему в техномире, мире неоязыческом, получившему возможность комфортного бытия и удовольствий, трудно воспринимать жизнь, здоровье, семью, творчество, и другие обозначенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», базовые национальные ценности, как абсолютные ценности. Современный уклад жизни концентрирует растущего человека на своем собственном индивидуалистическом «Я». Формирование системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», приводит к духовно-нравственной деградации, утрате культурных традиций и обычаев, забвению исторических подвигов предыдущих поколений, разрушению семейного института, снижению духовно-нравственного уровня всего населения.
Наиболее сензитивным периодом духовно-нравственного воспитания, является младший школьный возраст, когда формируются основы ценностного выбора, мотивы нравственного поступка, происходит оценка, принятие или отвержение нравственных категорий. Духовно-нравственные ценности являются неотъемлемой частью мировоззрения личности, которые и должны получить свое место в формировании мышления младшего школьника, его мировосприятия. В данный период, необходима тесная и слаженная связь образовательной организации с семьей младшего школьника. И.А. Ильин о семье говорит так: «Мы все слагаемся в это лоно, - со всеми нашими возможностями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески -материнской семьи или как бы живым символом ее семейного духа» [43, с. 199].
Национально-региональный педагогический опыт представлен в традициях кубанского казачества. Кубанский исследователь Фёдор Андреевич Щербина, описал в своих педагогических трудах, данное культурное наследие. В форме простых и поучительных рассказов из жизни кубанских казаков, на основе фольклорных тонкостях Ф.А. Щербина, смог передать мудрый педагогический опыт народной педагогики Кубани. «Нравственность личности начинается с нравственных законов, по которым живет общество» - говорит нам Щербина-историк.
Почитание старших, любовь и уважение к родителям, благоговейное отношение к матери, беспримерная доброта и заботливость о близких и ближних, долг и честь, религиозность - вот нравственные нормы кубанских казаков. Сам Ф.А. Щербина, свое жизнью показал идеал семейных отношений, душевная теплота и взаимоучастие, терпимость к другому и деликатность в общении, где, всегда, старший стоял за младшего и оберегал его. Воспитанный в семье священника, Ф.А. Щербина смог впитать всё богатство духовности Возможность религиозного воспитания и веры позволила ему сохранить и пронести сквозь свою жизнь твердость нравственных понятий и принципов.
Обращаясь к педагогическим традициям кубанского казачества, можно констатировать, что это, прежде всего - религиозность, высокая духовность, которая помогала казакам преодолевать, как личностные кризисы, так и решать многие конфликтные и кризисные ситуации в своих семьях, в родовых отношениях, позволила сохранить свою культурную ментальную идентичность. Научный труд Ф.А. Щербины «История Кубанского казачьего войска», рассказывает нам о высокой духовной культуре народа, сумевший в жестоком течении истории России сохранить живую певучую душу, нравственный стержень, остаться верными религиозным традициям. Педагогические традиции кубанского казачества всегда строились и зиждились на тесной связи с церковью. По мнению Г. Сковороды, уход педагогики от религиозных ценностей приводит общество к тому, что «люди в скором времени становятся полуживотными». К глубокому сожалению, примеров тому немало.
Базисом национальных педагогических традиций в воспитании подрастающего поколения на Кубани являются следующие направления духовно-нравственного воспитания как:
1. Воспитание патриотических чувств, воспитание мужества и преданности Родине;
2. Воспитание уважительного и почтительного отношения к родителям, к старшим, ценностного отношения к семье и роду;
3. Воспитание трудолюбия; воспитание уважительного отношения к мастерству и труду ближнего;
4. Воспитание ценностного отношения к религиозным традициям.
Теоретический опыт ученого кубанца, философа и историка, писателя и политика одновременно, показывает путь к расцвету кубанского края, через духовно-нравственное воспитание маленького жителя Кубани, как продолжателя, национальных народных культурных корней и преодоления социальных трудностей на примере казачьей педагогики. Диалектика прогресса кубанского казачества и Российского общества в целом, по мнению Ф.А. Щербины, зависит от воспитания у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств: религиозности, трудолюбия, патриотизма, общей культуры, ответственности за настоящее и будущее, почитание прошлого.
Актуальность исследования подчеркивается отсутствием мотивации к духовно-нравственному развитию среди детей младшего школьного возраста; распространением негативных поведенческих проявлений в детской школьной среде; разгармонизацией детско-родительских отношений, утратой традиционных семейных отношений внутри семьи, неосознанностью духовно-нравственных ценностей и неприятием базовых национальных ценностей подрастающими поколениями.
В последнее время проблемам духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, уделяется большое внимание. Образовательные организации, Детские центры развития и творчества, культурно-просветительские центры и другие организации, решают воспитательные задачи. Русская православная церковь, также проявляет сегодня, не малую активность в данной области, разрабатываются и реализуются различные просветительские и профилактические и иные проекты, просветительские тематические летние лагерные смены и другое. Все это, нашло место в ряде официальных государственных, правительственных документах. Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры» [33, с. 11]. Все выше изложенное, подчеркивает актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества. Анализ данной проблемы выявил ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между возрастающей значимостью педагогических традиций кубанского казачества в современном воспитательном пространстве и недостаточном фактическим уровнем их использования в образовательных организациях кубанского региона;
- на научно-педагогическом уровне - между необходимостью развития системы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества и недостаточной разработанностью теории духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с учетом культурных традиций воспитания Кубани;
- на научно-методическом уровне - между потребностью общеобразовательных организаций в учебно-методической литературе в направлении духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества и недостаточно существующим обеспечением учителей начальных классов учебно-методических материалов для учителей начальных классов в данном направлении.
Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в выявлении наиболее эффективных путей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества».
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: интегрированная программа внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества,
направленная на духовно-нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и реализация интегрированной программы внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества, направленная на духовно¬нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу и нормативно-правовые документы по теме исследования, на основании этого, определить содержание и структуру понятия «духовно-нравственное воспитание» применительно к детям младшего школьного возраста;
2) Описать методологию исследования, опираясь на
культурологический, аксиологический и деятельностный подходы;
3) Выявить необходимые педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества;
4) Разработать и реализовать интегрированную программу внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста;
5) Подобрать диагностические методики, провести диагностику на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, проанализировать результаты, сделать выводы.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на основе педагогических традиций кубанского казачества пройдет успешно если: 
- будут созданы педагогические условия эффективного взаимодействия педагогов, детей младшего школьного возраста и их родителей, священнослужителей-духовников и представителей кубанского казачества (атаманы, наставники) способствующие духовно-нравственному развитию детей;
- будет разработана и реализована интегрированная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на основе педагогических традиций кубанского казачества, объединяющая гуманитарные, художественные, культурные, религиозные представления о духовно-нравственных и базовых национальных ценностях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие проблему исследования с позиций:
- культурологического подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, СИ. Гессен, М.С Каган и др.);
- теоретические разработки в области истории Кубанского казачества (Н.И. Бондарь, Б.В. Виноградов, Н.Н. Великая, И. Дмитриенко, П.П. Короленко, А.Н. Малукало, А.Н. Мануйлов, И.Д. Попко, В.Н. Ратушняк, Ю.Ф. Сухарев, Б.Д. Фелицын, Б.Е. Фролов, Ф.А. Щербина и др.);
- аксиологического подхода (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др);
- психолого-педагогические подходы к формированию ценностных ориентаций личности (Ю.П. Азаров, А.А. Бодалев, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельштейн и др.);
- личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская);
- диалогического подхода в познании на основе взаимодействия с собеседником (М.М. Бахтин, Т.А. Флоренская);
- культурно-исторической парадигмы образования (Л.С. Выготский, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, Н.Е. Щуркова);
- теории нравственного формирования личности (Ш.А. Амоношвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
- ценностно-смысловое и культурологическое основание воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Н.Е. Щуркова);
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ и изучение нормативно-правовых документов, философской, социологической, психолого-педагогической литературы, учебных программ и программ по воспитательной работе, учебно-методических пособий, проектирование.
Эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение; опросные методы - тестирование, анкетирование; методы статистической обработки и качественного анализа результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Опытно-поисковая работа осуществлялась в условиях Муниципального общеобразовательного автономного учреждения средней общеобразовательной школы №6 МО Горячий Ключ Краснодарского края. В работе были задействованы 1 учитель начальных классов, 59 родителей, 31 ребенок младшего школьного возраста, 2 священнослужителя Русской Православной Церкви, 1 наставник-казак.
Этапы проведения исследования Избранные теоретико-методологические основы и задачи исследования определили логику магистерского исследования, который осуществлялся в два этапа в период с 2017 по 2019 годы.
На первом этапе (2017 - 2018 гг.) осуществлен анализ психолого-педагогической, социологической, философской литературы по проблеме исследования; осуществлялось разбор и уточнение понятийного аппарата. На этом этапе была обоснована актуальность исследования, практическая значимость проблемы, сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (2018 - 2019 гг.) была разработана программа по воспитательной работе на основе педагогических традиций кубанского казачества, направленная на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Разрабатывались формы по воспитательной работе, подбирались методы взаимодействия педагогов, детей младшего школьного возраста и родителей, священнослужителей, представителями кубанского казачества. Осуществлялась опытно-поисковая работа по проблеме исследования; оформление материалов исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью теорией и методологией; совокупностью методов исследования и соответствию поставленным задачам, организация и логика проведения исследования не противоречит современным представлениям о научном педагогическом исследовании; привлечением широкого круга источников.
Элементы новизны и теоретическая значимость:
- уточнено содержание и структура понятия «духовно-нравственное воспитание» применительно к детям младшего школьного возраста;
- определены методологические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
- выявлены педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования: разработана и реализована программа по воспитательной работе на основе педагогических традиций кубанского казачества направленная на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в условиях МОАУ СОШ №6 МО Горячий Ключ. Материалы исследования докладывались и обсуждались на: всероссийской научно¬практической конференции УрГПУ ИП и ПД, Екатеринбург, 2018 г.; в научно-методических публикациях и на выступлениях перед педагогами, магистрантами в рамках лекционно-семинарских и практических занятий УрГПУ, МО учителей начальный классов и «Основы религиозных культур и светской этики» МО Горячий Ключ, на секциях Региональных образовательных Рождественских чтений Краснодарской епархии, были представлены к участию в Областном открытом методическом конкурсе «Воспитание святостью».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный педагогический процесс связанный с накоплением мировоззренческого и нравственного опыта ребенком, осмыслением и принятием духовно-нравственных представлений, ценностей, системы отношений к миру, себе, результатом которого становится сформированность духовно-нравственной культуры и духовно-нравственная воспитанность.
2. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников строится на основе аксиологического, культурологического, деятельностного подходов.
3. Разработана и реализована интегрированная программа внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества и применена «Педагогическая технология» Н.Е. Щурковой, адаптированная для условий общеобразовательной школы. Работа строилась по четырем направлениям:
- воспитание патриотизма (любви к большой и малой Родине), мужества и преданности Родине;
- воспитание уважительного и почтительного отношения к родителям, к старшим, ценностного отношения к семье и роду;
- воспитание трудолюбия и уважительного отношения к мастерству и труду ближнего;
- воспитание ценностного отношения к религиозным традициям.
Задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста формулировались с учетом выделенных критериев и показателей: когнитивно-смысловой - полнота и точность нравственных представлений и понятий в отношении семьи-рода, народа; любви и преданности Родине; религиозных традиций Православия; значимости труда и мастерства в жизни человека. Способность понимать необходимость следования нравственным законам; эмоционально-ценностный, эмоционально-чувственное принятие нравственных норм, ценностное отношение к семье, другому человеку, окружающему миру, желание поступать и соответствовать нравственным примерам и нормам из истории казачества, православной культуры; регуляторно-волевой, устойчивость нравственных убеждений
отражающихся в поступках, проявление духовно-нравственных качеств в поведении и деятельности, способность к «преобразованию самого себя», самовоспитанию, осознанность нравственного выбора.
Работа в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе педагогических традиций кубанского казачества включила в себя следующие компоненты: ценностно-целевой, содержательный, критериально-оценочный, технологический,
организационно-управленческий, рефлексивный, результативный.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит в специально организованных условиях.
Первую группу условий составили - ценностно-ориентированная совокупность знаний и убеждений относительно духовно-нравственной культуры на основе педагогических традиций кубанского казачества и др.
Во вторую группу вошли условия межсубъектоного взаимодействия которые обеспечивают обязательное вовлечение родителей детей младшего школьного возраста в воспитательный процесс. Встречи и тематические беседы с родителями до начала реализации программы и после, совместное участие в мероприятиях, беседы родителей со священником, с казаком- наставником.
Третью группу условий составили условия, включения в педагогический процесс педагогических традиций кубанского казачества, обеспечивающие интеграцию гуманитарных, художественных, культурных, религиозных представлений о духовно-нравственных и базовых национальных ценностях.
4. Положительная динамика в личностных результатах младших школьников зафиксированная в результате опытно-поисковой работы подтвердила эффективность выявленных и реализованных условий, важным из которых стала программа внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества способствующую духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 87 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, 2 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования духовно-нравственных семейных ценностей актуальна, исследование этой проблемы посвящен значительный круг психолого-педагогических исследований, диссертационных исследований, нормативно-правовых и правительственных документов, актуальность исследования подчеркивается в законах и концепциях:
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
- Закон «Об образовании РФ» от 2012 г.
- Стратегия развития воспитания на период 2020 г.
Теоретический анализ философской, психолого-педагогической, демографической, социологической, учебно-методической литературы, изучение нормативно-законодательных документов Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблематике позволил подтвердить важность и актуальность проблемы исследования, выявить методологическую сущность объекта исследования, раскрыть необходимость и востребованность поставленной методико-педагогической цели данного исследования.
1. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный педагогический процесс связанный с накоплением мировоззренческого и нравственного опыта ребенком, осмыслением и принятием духовно-нравственных представлений, ценностей, системы отношений к миру, себе, результатом которого становится сформированность духовно-нравственной культуры и духовно-нравственная воспитанность (рабочее определение на основе С.Т. Погорелова).
2. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников строится на основе аксиологического, культурологического, деятельностного подходов.
3. Разработана и реализована интегрированная программа внеурочной деятельности на основе педагогических традиций кубанского казачества на основе программ «Основы православной культуры», «История и культура кубанского казачества», и применена «Педагогическая технология» Н.Е. Щурковой, адаптированная для условий общеобразовательной школы. Работа строилась по четырем направлениям:
- воспитание патриотизма (любви к большой и малой Родине), мужества и преданности Родине;
- воспитание уважительного и почтительного отношения к родителям, к старшим, ценностного отношения к семье и роду;
- воспитание трудолюбия и уважительного отношения к мастерству и труду ближнего;
- воспитание ценностного отношения к религиозным традициям.
В процессе теоретического обоснования, разработки и реализации программы мероприятий были выявлены необходимые педагогические условия: организационные, личностные и информационные.
Воспитательный потенциал программы внеурочной деятельности дал возможность, проявиться духовно-нравственной позиции всех субъектов воспитательного процесса, благодаря чему активизируется осмысление младшим школьником значимых ценностей маленького казака - Родина, Семья, Культура, Православие.
4. Результатом процесса духовно-нравственного воспитания считаем духовно-нравственную воспитанность в единстве трех критериев и их показателей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста формулировались с учетом выделенных критериев и показателей по К.В. Зелинскому, Т.В. Черниковой: когнитивно-смысловой - полнота и точность нравственных представлений и понятий в отношении семьи-рода, народа; любви и преданности Родине; религиозных традиций Православия; значимости труда и мастерства в жизни человека. Способность понимать необходимость следования нравственным законам; эмоционально¬ценностный, эмоционально-чувственное принятие нравственных норм, ценностное отношение к семье, другому человеку, окружающему миру, желание поступать и соответствовать нравственным примерам и нормам из истории казачества, православной культуры; регуляторно-волевой, устойчивость нравственных убеждений отражающихся в поступках, проявление духовно-нравственных качеств в поведении и деятельности, способность к «преобразованию самого себя», самовоспитанию, осознанность нравственного выбора.
5. Диагностика на начальном этапе показала, что у 2 учащихся (6,5 %) низкий уровень духовно-нравственной воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. У 29 учащихся (93,5 %) средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Ни у одного учащегося (0 %) не выявлен высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
В ходе наблюдений, при диалоговом ценностно-ориентированном общении, и по результатам анкетирования, младшие школьники показали низкий уровень сформированности духовно-нравственных ценностей. Младшие школьники не включаются в процесс диалогового ценностно¬ориентированного общения; при индивидуальном личностном обращении у детей возникают трудности с ответом, с высказыванием собственных суждений; младшие школьники считают ненужным духовно-нравственное совершенствование, самовоспитание, отвлечен от общей деятельности.
6. В ходе проведения опытно-поисковой работы на итоговом этапе нами были получены следующие результаты: количество детей младшего школьного возраста показавших низкий уровень составил 2 человека, средний уровень на итоговом этапе у 9 учащихся, высокий уровень показали 15 человек, первоначальный показатель был 0 человек. По результатам анкетирования, наблюдения, диалогового общения можно констатировать следующие результаты: на констатирующем этапе, те дети, которые показали средний уровень духовно-нравственной воспитанности, на заключительном этапе показали высокий уровень результатов, это были те младшие школьники, которые выражали активную позицию в процессе педагогического взаимодействия.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.
Выполненное исследование не исчерпывает полностью решение поставленной проблемы. Перспективные направления продолжения начатой работы видятся в создании системы духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы во внеурочной деятельности при тесном взаимодействии педагогов, детей младшего школьного возраста, родителей, священнослужителей, казака-наставника в управлении качеством этого взаимодействия. В поиске новых возможных педагогических условий в направлении духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста и формированию духовно-нравственных ценностей.



1. Абозина, Г.А. Система внеклассной работы «Воспитательные программы» / Г. А. Абозина // Классный руководитель. 2003. - № 1. - с.86-87.
2. Акутина, С.П. Формирование у детей младшего школьного возраста семейных духовно - нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. Автореферат. Нижний Новгород, 2010. Электронный ресурс: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/akutina2.Ыш1(дата обращения 15.01.2019).
3. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно -
нравственных ценностей. Электронный ресурс:
ftp: //1 ib.herzen. spb. ru/text/akutina 94 9 15. pdf(дата обращения 14.01.2019).
4. Акутина, С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно - нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста // Образование и общество. №1, 2009. - 120 с.
5. Алексеева, JI.B. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию в педагогическом наследии М.И. Демкова / JI.B. Алексеева //Аксиологические проблемы педагогики: Сб. науч. трудов. — Смоленск: СмолГУ, 2005. Вып. 2. - 175 с.
6. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. труды / под ред. A.A. Бодалева и др. Москва: Педагогика, 1980. -Т.2, 247 с.
7. Антропологические основы формирования духовно - нравственных позиций педагога в условиях модернизации российского образования. Материалы VII Международной научно - практической конференции (10 декабря 2010 года). Ставрополь, 2010.
8. Антонов, А.И. Социология рождаемости / А.И. Антонов. Москва: Статистика, 1980.-271 с.
9. Антонов, А.И. Почему нельзя надеяться, что рождаемость
повысится, когда в брак начнут вступать сегодняшние подростки. // Демографические исследования. № 2.
Ь11р://^^^.ДетодгарН1а.ги/аг11с1ез=Н/1пбех.Ь1т1?1бК=20&1бАг1=245(дата обращения 14.02.2019).
10. Артюхов, A.B. Государственная семейная политика и ее особенности в России / A. B. Артюхов // Социс 2002. - 7 с.
11. Асташова, H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / H. A. Асташова // Педагогика. 2002. - № 8. - с. 14-16.
12. Бабурова, И.В. Пример в воспитании ценностных отношений у школьников: монография / И.В. Бабурова. — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. -224 с.
13. Бестужев-Лада, И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением / И.В. Бестужев-Лада, Москва: Просвещение, 1988. - 111 с.
14. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд. Москва: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. -595 с.
15. Бондаревская, Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2007. - № 3.
16. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - № 4.
17. Бородина, Е.Н. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи, школы и церкви по воспитанию духовно¬нравственных семейных ценностей у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.Н. Бородина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ