Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95146

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1 Сущность ответственности как личности качества 12
1.2 Психолого-педагогические особенности воспитания
ответственности у детей младшего школьного возраста 20
1.3 Педагогические условия формирования ответственности у
младших школьников средствами оценочной деятельности 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ
ШОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня
ответственности у младших школьников 33
2.2 Содержание работы по формированию ответственности у
младших школьников 53
2.3 Диагностическое исследование по выявлению уровня
ответственности у младших школьников на итоговом этапе опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение 82


Актуальность. Воспитание растущего человека как формирование личности, способной осуществлять ответственные действия и готовой нести ответственность за свои поступки, составляет одну из главных задач современного общества.
Базисной в системе духовно-нравственных ценностей выступает ответственность, поскольку она способствует человеку в освоении всех других ценностей. Именно мера сформированности сознательной личной ответственности служит залогом жизнестойкости как человека, так и общества.
В ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определено, что одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «... воспитание самоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности...». В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования выступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе». Отмечается необходимость перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, навыков» к воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
Ответственность, как и другие духовно-нравственные качества, формируется с детства.
Современная наука располагает многочисленными данными о том, что формирующиеся в младшем школьном возрасте психологические новообразования, имеют непреходящее значение для становления ответственности как качества личности младшего школьника. К таковым новообразованиям можно отнести развитие произвольности, рефлексии, внутреннего плана действия, смену социального статуса (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, А.В. Запорожец, И.А. Захарченко, В.И. Слободчиков и др.). Это положение имеет принципиальное значение для нашего исследования, ибо до сих пор начальной школе отводилась роль пропедевтики личностного развития и этот возраст, за редким исключением, не считался сензитивным для становления ответственности. По сути, ответственность должна рассматриваться как фундамент дальнейшей социализации младшего школьника, его общего и любого специального образования.
Теоретический анализ педагогической и психологической литературы свидетельствует о наличии устойчивого научного и практического интереса исследователей к изучению процесса формирования ответственности младшего школьника. Однако в имеющихся теоретических исследованиях пока не нашли полного научного осмысления целостного представления о сущности ответственности как качества личности, обоснования реализации возможностей средств оценочной деятельности в формировании ответственности младших школьников. Кроме того, в научно-педагогических исследованиях не установлены в должной степени научные основы разработки модели, программы формирования ответственности как качества личности младшего школьника средствами оценочной деятельности.
Изучение состояния современной педагогической теории и образовательной практики позволяет выявить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитывать ответственную личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их 4
реализацию и сложившей практикой, не отвечающей запросам всех субъектов образования;
- на научно-педагогическом уровне - между необходимостью формирования ответственности у младших школьников и недостаточной разработанностью представления о сущности ответственности как качества личности на этапе ее социализации в начальной школе;
- на научно-методическом уровне - между потребностью правильной организации учебно-воспитательной деятельности в учебно-методической литературе и недостаточностью освещения темы исследования для педагогов в данном направлении.
Актуальность проблемы для педагогической практики, а также выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании создания определенных педагогических условий, обеспечивающих формирование ответственности у младших школьников.
Актуальность проблемы и поиск эффективных педагогических условий разрешения противоречий определили выбор темы исследования: «Формирование ответственности младших школьников средствами оценочной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности.
Объект исследования — процесс формирования ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности.
Предмет исследования — программа по формированию ответственности учащихся младшего школьного возраста средствами оценочной деятельности.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: формирование ответственности как качества личности младших школьников будет более эффективно, если
- традиционное понимание ответственности как интегративного качества личности будет дополнено включением в него способности личности выступать инициатором своих поступков на основе самостоятельного решения и готовностью отвечать за его последствия;
- созданы условия применения средств оценочной деятельности, которые способствуют формированию ответственности младших школьников;
- будет разработана программа по формированию ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности, включающая в себя различные виды деятельностной активности и формы организации, которые будут наиболее эффективны для формирования ответственности.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы с целью определения понятия «ответственность»;
2) выявить особенности процесса формирования ответственности у детей младшего школьного возраста;
3) выявить педагогические условия, способствующие формированию ответственности младших школьников средствами оценочной деятельности;
4) разработать структурную модель развития ответственности у детей младшего школьного возраста;
5) провести опытно-поисковую работу, включающую в себя педагогическую диагностику, обоснование и реализацию программы по формированию ответственности у детей младшего школьного возраста в оценочной деятельности, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Методологическую основу исследования составили:
1) философские и психологические исследования ответственности (М.М. Бахтин, Л.А. Коган, Д.А. Леонтьев, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, В.П.
Тугаринов и др.), давшие возможность рассмотреть ответственность как нравственное качество личности;
2) учение о роли деятельностного подхода в формировании личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), требующего перевода ребенка в позицию активности, деятельности и общения;
3) идеи концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская), позволившие построить модель процесса формирования ответственности как качества личности младшего школьника;
4) идеи системно-целостного подхода к проектированию образовательного процесса (В.В. Краевский, В.С. Ильин, Н.К.Сергеев), задающего методологические ориентиры исследования ответственности как качества личности;
5) идеи об особенностях процесса становления личности в младшем школьном возрасте (В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина и др.), позволившие выявить особенности формирования ответственности в данной возрастной категории.
В процессе исследования для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретический - изучение и анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической научно-педагогической и методической литературы;
экспериментальные - опытно-экспериментальная работа;
эмпирические - методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов.
Базу исследования составила опытно-экспериментальная работа в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа, учащиеся 1 -го и 2-го классов.
Этапы исследования:
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась проверка эффективности применения в практике программы формирования ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями с учетом проблематики и темы; использованием достижений психолого¬педагогической науки; комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования; соответствием логики проведения исследования его цели, задачам и предмету; проведенной опытно-поисковой работой и полученными положительными результатами.
Научная новизна исследования:
- обоснована необходимость применения аксиологического, культурологического, деятельностного подходов для обеспечения результативности педагогических усилий по формированию ответственности у старших подростков средствами оценочной деятельности;
- выявлены, обоснованы и реализованы на практике условия результативности процесса формирования ответственности у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнены определения понятия «ответственность»;
- выявлен потенциал организации образовательного процесса,
способствующий формированию ответственности у младших школьников.
Практическая значимость исследования:
- разработана и внедрена в практику программа по формированию ответственности у младших школьников в условиях образовательного процесса;
- определены критерии ответственности у младших школьников (когнитивный, эмоциональный, деятельностный), дана характеристика уровней (высокий, средний, низкий) в показателях, диагностируемых у младших школьников, что позволяет использовать материалы исследования для работы в общеобразовательных организациях.
В результате проведенного исследования были сформулированы положения, выносимые на защиту:
1. Формирование ответственности у младших школьников представляет собой систематическую, специально организованную деятельность по формированию личности, обладающей ответственностью за свою деятельность.
2. Процесс формирования ответственности у младших школьников строится на основе аксиологического, культурологического, деятельностного подходов.
3. Критериями и адекватными им показателями сформированности ответственности как качества личности младшего школьника выступают:
- полнота представленности ценностных оснований ответственного поведения в сознании ребенка (полнота знаний об ответственности);
- наличие и уровень знаний о себе, своих возможностях в проявлении ответственного поведения; критичность оценки своего поведения);
- степень осознанного контроля области своей ответственности (способность к проявлению внутреннего волевого усилия для достижения намеченной цели; локус контроля (внешний или внутренний) области своей ответственности);
- наличие эмоционального отношения к окружающей действительности (эмоциональное переживание ответственных и безответственных поступков);
- личная активность в проявлении ответственности (степень самостоятельности в проявлении ответственного поведения, степень автоматизма (привычность) осуществления ответственных поступков);
- рефлексия (умение адекватно оценивать свои поступки и отвечать за них). Переход с низкого (импульсивного) уровня ответственности на средний (исполнительский) и высокий (инициативный) уровни выражается в повышении устойчивости, привычности, обязательности, внутренней детерминированности и осмысленности ответственного поведения, готовности оказаться в позиции другого человека.
4. Условиями формирования ответственности у младших школьников являются:
- организационные (общеобразовательная организация, нормативно-правовая база образовательного процесса и др.);
- личностные (осознание педагогической и родительской общественностью значимости ответственности как одного из важнейших качеств личности, личный пример взрослых - педагог, родитель (законный представитель), иной субъект, например ветеран и др., культурный уровень, квалификация, компетентность и мотивация педагогов занимающихся в данной проблематике и др.);
- дидактические (программа по формированию ответственности у младших школьников, включающая в себя когнитивный компонент, содержание которого заключается в положительной мотивации, порождающей положительное отношение, стремление к организованности; просмотр и обсуждение видеоматериала; коллективные творческие дела; проекты; викторины; интеллектуально-познавательные игры; дискуссии; тренинги; обыгрывание проблемных ситуаций и др.).
5. Положительная динамика в личностных результатах младших школьников зафиксированная в результате опытно-поисковой работы подтвердила эффективность выявленных и реализованных условий, важным из которых стала программа по формированию ответственности у младших школьников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В социокультурных условиях современной России, ориентирующейся на построение демократического правового государства, возрастают требования к личностным качествам человека как гражданина, как самостоятельного, компетентного, свободного и ответственного субъекта своей жизни и деятельности, готового взять ответственность за свое будущее и будущее страны на себя. Поскольку базисной в системе духовно-нравственных ценностей личности выступает ответственность, ее воспитание становится актуальной задачей на всех возрастных ступенях развития личности.
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Ответственность и другие связанные с ней духовно-нравственные качества играют важную роль в социализации детей младшего школьного возраста.
Как качество личности ответственность включает в себя следующие компоненты: знания, жизненный опыт, умения на практике реализовывать нравственные цели, способность предвидеть негативные последствия своих действий, переживание чувства ответственности и др.
Ответственность у младших школьников проявляется в ряде когнитивных, эмоционально-волевых и деятельностных характеристик, среди которых:
- готовность отвечать за свои поступки;
- способность к самостоятельному и осознанному выбору действий;
- добровольное выполнение взятых на себя обязательств;
- отсутствие конформизма как попытки уклониться от ответственности;
- способность причины своих негативных безответственных действий искать в самом себе, а не в других людях и складывающихся внешних обстоятельствах;
- способность и готовность к самоконтролю, умение определять меру своей ответственности;
- знание своих обязанностей и привычка ответственно относиться к исполнению;
- способность и готовность заботиться о других и о себе.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности воспитания ответственности детей младшего школьного возраста:
- ответственность как личностное качество в младшем школьном возрасте находится в стадии становления;
- младшие школьники уже способны адекватно оценивать поступки героев художественных произведений, их готовность выполнить общественный долг. В тоже время при оценке ответственности сверстников и оценке собственной ответственности младшие школьники еще нуждаются в педагогической поддержке и помощи;
- у детей младшего школьного возраста способность к адекватной самооценке своих действий, готовность нести ответственность за свой выбор, не ссылаясь на других людей и внешние обстоятельства находится в стадии развития;
3. Определено, что самооценка как форма в рамках средств оценочной деятельности является одним из важнейших показателей развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.
4. Подобран комплект диагностических методик и определен уровень сформированности ответственности у детей младшего школьного возраста на начальном этапе, который показал, что существенная часть детей находится еще на низком уровне ответственности. Самооценка ответственности у младших школьников как правило завышенная, что в целом показывает их стремление быть ответственными и одновременно обнаруживает недостаточность из знаний об этом качестве, попытки во многих случаях оправдать внешними причинами свое невыполнение обязательств. В тоже время при постоянной педагогической поддержке и систематическом контроле большая часть детей начинает выполнять взятые на себя обязательства и стремится довести начатое дело до конца.
5. Была разработана и применена программа формирования ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности.
6. Выявлены условия для формирования ответственности у младших школьников:
Организационные условия: социальный заказ, общеобразовательная организация, нормативно-правовая база образовательного и воспитательного процесса, внеурочная деятельность.
Личностные условия: учет психолого-педагогических особенностей формирования ответственности младших школьников; осознание педагогической и родительской общественностью значимости ответственности как личностных качеств личности, личный пример значимых взрослых - педагог, родитель (законный представитель), культурный уровень, квалификация, компетентность и мотивация педагогов занимающихся в данной проблематике.
Дидактические условия: методология процесса, основанная на трех подходах: культурологического, аксиологического, деятельностного;
программа внеурочной деятельности по формированию ответственности у младших школьников; просмотр и обсуждение видеоматериала; индивидуальные и коллективные социально-значимые и творческие дела; проекты; тренинги; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; методический подход к организации процесса.
6. Итоговые результаты опытно-поисковой работы показывают положительную динамику и позволяют утверждать об эффективности применения программы.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что на практике были подтверждены выдвинутые положения гипотезы.
Осуществив гипотезу в действительность, нами была достигнута поставленная цель исследования, а именно теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности. Были получены успешные результаты, чему свидетельствуют результаты диагностики на итоговом этапе исследования.


1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности //
2. Психологический журнал. 1985. - №5. - С. 3-17.
3. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973.- 93 с.
4. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П.
5. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / под общ. ред.1
6. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения' к учению:
7. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание Ребенка в воспитании самих себя. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2007. - 189 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т. 2.-288 с.
9. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: МГУ, 1981. - С. 3-18.
10. Аплетаев М.Н., Маврин С.А., Медведицков А.П. Воспитание ответственного отношения учащихся к учению в учебном процессе. Учеб. пособие / под ред. А.П. Медведицкого. — Омск, 1989. 77с.
11. Аристотель. Большая этика Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т.
4. -С. 310.
12. Бабанский Ю.К. Комплексный* подход к воспитанию учащихся: в вопросах и ответах. Киев: Рад. шк., 1985; - 256 с.
13. Барановская JI.A. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 1996. - 151с.
14. Белозерцева Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: дис. . канд. пед; наук. - Челябинск, 2000. 195с.20: Блонский П;П. Психология младшего: школьника. — Mi: МОДЭК, 2006. 632 с.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна.- изд. 2-е. М.: «Институт практической психологии»; 19971 —352 с., ' 1
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
17. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное, образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д: Рост. гос. пед. ун-т, 1997. - С. 13. v
18. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. - 352 с.
19. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер, 2000. - 304 с.
20. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ