ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1 Сущность ответственности как личности качества 12
1.2 Психолого-педагогические особенности воспитания
ответственности у детей младшего школьного возраста 20
1.3 Педагогические условия формирования ответственности у
младших школьников средствами оценочной деятельности 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ
ШОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня
ответственности у младших школьников 33
2.2 Содержание работы по формированию ответственности у
младших школьников 53
2.3 Диагностическое исследование по выявлению уровня
ответственности у младших школьников на итоговом этапе опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение 82
Актуальность. Воспитание растущего человека как формирование личности, способной осуществлять ответственные действия и готовой нести ответственность за свои поступки, составляет одну из главных задач современного общества.
Базисной в системе духовно-нравственных ценностей выступает ответственность, поскольку она способствует человеку в освоении всех других ценностей. Именно мера сформированности сознательной личной ответственности служит залогом жизнестойкости как человека, так и общества.
В ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определено, что одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «... воспитание самоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности...». В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования выступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе». Отмечается необходимость перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, навыков» к воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
Ответственность, как и другие духовно-нравственные качества, формируется с детства.
Современная наука располагает многочисленными данными о том, что формирующиеся в младшем школьном возрасте психологические новообразования, имеют непреходящее значение для становления ответственности как качества личности младшего школьника. К таковым новообразованиям можно отнести развитие произвольности, рефлексии, внутреннего плана действия, смену социального статуса (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, А.В. Запорожец, И.А. Захарченко, В.И. Слободчиков и др.). Это положение имеет принципиальное значение для нашего исследования, ибо до сих пор начальной школе отводилась роль пропедевтики личностного развития и этот возраст, за редким исключением, не считался сензитивным для становления ответственности. По сути, ответственность должна рассматриваться как фундамент дальнейшей социализации младшего школьника, его общего и любого специального образования.
Теоретический анализ педагогической и психологической литературы свидетельствует о наличии устойчивого научного и практического интереса исследователей к изучению процесса формирования ответственности младшего школьника. Однако в имеющихся теоретических исследованиях пока не нашли полного научного осмысления целостного представления о сущности ответственности как качества личности, обоснования реализации возможностей средств оценочной деятельности в формировании ответственности младших школьников. Кроме того, в научно-педагогических исследованиях не установлены в должной степени научные основы разработки модели, программы формирования ответственности как качества личности младшего школьника средствами оценочной деятельности.
Изучение состояния современной педагогической теории и образовательной практики позволяет выявить ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитывать ответственную личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их 4
реализацию и сложившей практикой, не отвечающей запросам всех субъектов образования;
- на научно-педагогическом уровне - между необходимостью формирования ответственности у младших школьников и недостаточной разработанностью представления о сущности ответственности как качества личности на этапе ее социализации в начальной школе;
- на научно-методическом уровне - между потребностью правильной организации учебно-воспитательной деятельности в учебно-методической литературе и недостаточностью освещения темы исследования для педагогов в данном направлении.
Актуальность проблемы для педагогической практики, а также выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании создания определенных педагогических условий, обеспечивающих формирование ответственности у младших школьников.
Актуальность проблемы и поиск эффективных педагогических условий разрешения противоречий определили выбор темы исследования: «Формирование ответственности младших школьников средствами оценочной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности.
Объект исследования — процесс формирования ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности.
Предмет исследования — программа по формированию ответственности учащихся младшего школьного возраста средствами оценочной деятельности.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: формирование ответственности как качества личности младших школьников будет более эффективно, если
- традиционное понимание ответственности как интегративного качества личности будет дополнено включением в него способности личности выступать инициатором своих поступков на основе самостоятельного решения и готовностью отвечать за его последствия;
- созданы условия применения средств оценочной деятельности, которые способствуют формированию ответственности младших школьников;
- будет разработана программа по формированию ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности, включающая в себя различные виды деятельностной активности и формы организации, которые будут наиболее эффективны для формирования ответственности.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы с целью определения понятия «ответственность»;
2) выявить особенности процесса формирования ответственности у детей младшего школьного возраста;
3) выявить педагогические условия, способствующие формированию ответственности младших школьников средствами оценочной деятельности;
4) разработать структурную модель развития ответственности у детей младшего школьного возраста;
5) провести опытно-поисковую работу, включающую в себя педагогическую диагностику, обоснование и реализацию программы по формированию ответственности у детей младшего школьного возраста в оценочной деятельности, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Методологическую основу исследования составили:
1) философские и психологические исследования ответственности (М.М. Бахтин, Л.А. Коган, Д.А. Леонтьев, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, В.П.
Тугаринов и др.), давшие возможность рассмотреть ответственность как нравственное качество личности;
2) учение о роли деятельностного подхода в формировании личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), требующего перевода ребенка в позицию активности, деятельности и общения;
3) идеи концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская), позволившие построить модель процесса формирования ответственности как качества личности младшего школьника;
4) идеи системно-целостного подхода к проектированию образовательного процесса (В.В. Краевский, В.С. Ильин, Н.К.Сергеев), задающего методологические ориентиры исследования ответственности как качества личности;
5) идеи об особенностях процесса становления личности в младшем школьном возрасте (В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина и др.), позволившие выявить особенности формирования ответственности в данной возрастной категории.
В процессе исследования для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретический - изучение и анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической научно-педагогической и методической литературы;
экспериментальные - опытно-экспериментальная работа;
эмпирические - методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов.
Базу исследования составила опытно-экспериментальная работа в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа, учащиеся 1 -го и 2-го классов.
Этапы исследования:
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась проверка эффективности применения в практике программы формирования ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями с учетом проблематики и темы; использованием достижений психолого¬педагогической науки; комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования; соответствием логики проведения исследования его цели, задачам и предмету; проведенной опытно-поисковой работой и полученными положительными результатами.
Научная новизна исследования:
- обоснована необходимость применения аксиологического, культурологического, деятельностного подходов для обеспечения результативности педагогических усилий по формированию ответственности у старших подростков средствами оценочной деятельности;
- выявлены, обоснованы и реализованы на практике условия результативности процесса формирования ответственности у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнены определения понятия «ответственность»;
- выявлен потенциал организации образовательного процесса,
способствующий формированию ответственности у младших школьников.
Практическая значимость исследования:
- разработана и внедрена в практику программа по формированию ответственности у младших школьников в условиях образовательного процесса;
- определены критерии ответственности у младших школьников (когнитивный, эмоциональный, деятельностный), дана характеристика уровней (высокий, средний, низкий) в показателях, диагностируемых у младших школьников, что позволяет использовать материалы исследования для работы в общеобразовательных организациях.
В результате проведенного исследования были сформулированы положения, выносимые на защиту:
1. Формирование ответственности у младших школьников представляет собой систематическую, специально организованную деятельность по формированию личности, обладающей ответственностью за свою деятельность.
2. Процесс формирования ответственности у младших школьников строится на основе аксиологического, культурологического, деятельностного подходов.
3. Критериями и адекватными им показателями сформированности ответственности как качества личности младшего школьника выступают:
- полнота представленности ценностных оснований ответственного поведения в сознании ребенка (полнота знаний об ответственности);
- наличие и уровень знаний о себе, своих возможностях в проявлении ответственного поведения; критичность оценки своего поведения);
- степень осознанного контроля области своей ответственности (способность к проявлению внутреннего волевого усилия для достижения намеченной цели; локус контроля (внешний или внутренний) области своей ответственности);
- наличие эмоционального отношения к окружающей действительности (эмоциональное переживание ответственных и безответственных поступков);
- личная активность в проявлении ответственности (степень самостоятельности в проявлении ответственного поведения, степень автоматизма (привычность) осуществления ответственных поступков);
- рефлексия (умение адекватно оценивать свои поступки и отвечать за них). Переход с низкого (импульсивного) уровня ответственности на средний (исполнительский) и высокий (инициативный) уровни выражается в повышении устойчивости, привычности, обязательности, внутренней детерминированности и осмысленности ответственного поведения, готовности оказаться в позиции другого человека.
4. Условиями формирования ответственности у младших школьников являются:
- организационные (общеобразовательная организация, нормативно-правовая база образовательного процесса и др.);
- личностные (осознание педагогической и родительской общественностью значимости ответственности как одного из важнейших качеств личности, личный пример взрослых - педагог, родитель (законный представитель), иной субъект, например ветеран и др., культурный уровень, квалификация, компетентность и мотивация педагогов занимающихся в данной проблематике и др.);
- дидактические (программа по формированию ответственности у младших школьников, включающая в себя когнитивный компонент, содержание которого заключается в положительной мотивации, порождающей положительное отношение, стремление к организованности; просмотр и обсуждение видеоматериала; коллективные творческие дела; проекты; викторины; интеллектуально-познавательные игры; дискуссии; тренинги; обыгрывание проблемных ситуаций и др.).
5. Положительная динамика в личностных результатах младших школьников зафиксированная в результате опытно-поисковой работы подтвердила эффективность выявленных и реализованных условий, важным из которых стала программа по формированию ответственности у младших школьников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В социокультурных условиях современной России, ориентирующейся на построение демократического правового государства, возрастают требования к личностным качествам человека как гражданина, как самостоятельного, компетентного, свободного и ответственного субъекта своей жизни и деятельности, готового взять ответственность за свое будущее и будущее страны на себя. Поскольку базисной в системе духовно-нравственных ценностей личности выступает ответственность, ее воспитание становится актуальной задачей на всех возрастных ступенях развития личности.
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Ответственность и другие связанные с ней духовно-нравственные качества играют важную роль в социализации детей младшего школьного возраста.
Как качество личности ответственность включает в себя следующие компоненты: знания, жизненный опыт, умения на практике реализовывать нравственные цели, способность предвидеть негативные последствия своих действий, переживание чувства ответственности и др.
Ответственность у младших школьников проявляется в ряде когнитивных, эмоционально-волевых и деятельностных характеристик, среди которых:
- готовность отвечать за свои поступки;
- способность к самостоятельному и осознанному выбору действий;
- добровольное выполнение взятых на себя обязательств;
- отсутствие конформизма как попытки уклониться от ответственности;
- способность причины своих негативных безответственных действий искать в самом себе, а не в других людях и складывающихся внешних обстоятельствах;
- способность и готовность к самоконтролю, умение определять меру своей ответственности;
- знание своих обязанностей и привычка ответственно относиться к исполнению;
- способность и готовность заботиться о других и о себе.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности воспитания ответственности детей младшего школьного возраста:
- ответственность как личностное качество в младшем школьном возрасте находится в стадии становления;
- младшие школьники уже способны адекватно оценивать поступки героев художественных произведений, их готовность выполнить общественный долг. В тоже время при оценке ответственности сверстников и оценке собственной ответственности младшие школьники еще нуждаются в педагогической поддержке и помощи;
- у детей младшего школьного возраста способность к адекватной самооценке своих действий, готовность нести ответственность за свой выбор, не ссылаясь на других людей и внешние обстоятельства находится в стадии развития;
3. Определено, что самооценка как форма в рамках средств оценочной деятельности является одним из важнейших показателей развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.
4. Подобран комплект диагностических методик и определен уровень сформированности ответственности у детей младшего школьного возраста на начальном этапе, который показал, что существенная часть детей находится еще на низком уровне ответственности. Самооценка ответственности у младших школьников как правило завышенная, что в целом показывает их стремление быть ответственными и одновременно обнаруживает недостаточность из знаний об этом качестве, попытки во многих случаях оправдать внешними причинами свое невыполнение обязательств. В тоже время при постоянной педагогической поддержке и систематическом контроле большая часть детей начинает выполнять взятые на себя обязательства и стремится довести начатое дело до конца.
5. Была разработана и применена программа формирования ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности.
6. Выявлены условия для формирования ответственности у младших школьников:
Организационные условия: социальный заказ, общеобразовательная организация, нормативно-правовая база образовательного и воспитательного процесса, внеурочная деятельность.
Личностные условия: учет психолого-педагогических особенностей формирования ответственности младших школьников; осознание педагогической и родительской общественностью значимости ответственности как личностных качеств личности, личный пример значимых взрослых - педагог, родитель (законный представитель), культурный уровень, квалификация, компетентность и мотивация педагогов занимающихся в данной проблематике.
Дидактические условия: методология процесса, основанная на трех подходах: культурологического, аксиологического, деятельностного;
программа внеурочной деятельности по формированию ответственности у младших школьников; просмотр и обсуждение видеоматериала; индивидуальные и коллективные социально-значимые и творческие дела; проекты; тренинги; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; методический подход к организации процесса.
6. Итоговые результаты опытно-поисковой работы показывают положительную динамику и позволяют утверждать об эффективности применения программы.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что на практике были подтверждены выдвинутые положения гипотезы.
Осуществив гипотезу в действительность, нами была достигнута поставленная цель исследования, а именно теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию ответственности у младших школьников средствами оценочной деятельности. Были получены успешные результаты, чему свидетельствуют результаты диагностики на итоговом этапе исследования.
1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности //
2. Психологический журнал. 1985. - №5. - С. 3-17.
3. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973.- 93 с.
4. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П.
5. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / под общ. ред.1
6. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения' к учению:
7. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание Ребенка в воспитании самих себя. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2007. - 189 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т. 2.-288 с.
9. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: МГУ, 1981. - С. 3-18.
10. Аплетаев М.Н., Маврин С.А., Медведицков А.П. Воспитание ответственного отношения учащихся к учению в учебном процессе. Учеб. пособие / под ред. А.П. Медведицкого. — Омск, 1989. 77с.
11. Аристотель. Большая этика Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т.
4. -С. 310.
12. Бабанский Ю.К. Комплексный* подход к воспитанию учащихся: в вопросах и ответах. Киев: Рад. шк., 1985; - 256 с.
13. Барановская JI.A. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 1996. - 151с.
14. Белозерцева Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: дис. . канд. пед; наук. - Челябинск, 2000. 195с.20: Блонский П;П. Психология младшего: школьника. — Mi: МОДЭК, 2006. 632 с.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна.- изд. 2-е. М.: «Институт практической психологии»; 19971 —352 с., ' 1
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
17. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное, образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д: Рост. гос. пед. ун-т, 1997. - С. 13. v
18. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. - 352 с.
19. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер, 2000. - 304 с.
20. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.
...