ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
НАПРАВЛЕННОСТИ НА МИР СЕМЬИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Развитие направленности на мир семьи как педагогическая
проблема 13
1.2. Методологические подходы в развитии направленности на мир
семьи у старших дошкольников 25
1.3. Педагогические условия развития направленности на мир семьи у
старших дошкольников 39
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ
НАПРАВЛЕННОСТИ НА МИР СЕМЬИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
направленности на мир семьи у старших дошкольников
2.2. Содержание работы по развитию направленности на мир семьи у
старших дошкольников в полихудожественной деятельности
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня
направленности на мир семьи у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование семейных ценностей у детей - одно из важнейших направлений современной социально-образовательной политики. В программных документах Правительства Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») утверждается необходимость формирования направленности на мир семьи у детей дошкольного возраста - обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие укреплению семьи и развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» существует свое определение понятия «семья», она рассматривается в качестве базовой национальной ценности, которая характеризуется представлениями о «любви и верности, здоровье, достатке, уважении к родителям, заботе о старших и младших, заботе о продолжении рода» [22, с. 22]. Важно понимать, что, когда мы говорим о базовых национальных ценностях, они становятся фундаментом, ориентиром при выстраивании моделей воспитания и нравственного развития - следовательно, понятие семьи как базовой национальной ценности должно быть раскрыто для личности, оно должно быть качественно сформировано и освоено.
Однако, несмотря на свою приоритетность, институт семьи сегодня переживает явный кризис. Не случайно в новой редакции Конституции РФ такое внимание уделяется семейным ценностям - например, вносится корректировка понятия брака и заявляется, что дети становятся «важнейшим приоритетом политики страны» [33].
Стоит отметить, что у ребенка всегда остается повышенная потребность в самоидентификации себя через семейные коды. Для него семья - это первый уровень социализации, формирования личности, развития мышления и определения собственных ролей и моделей поведения в обществе. Известны феномены детей-маугли, когда дети были лишены контакта с взрослыми и, например, находились в среде животных. Отсутствие общения как одного из главных условий личностного развития приводило к тому, что ребенок навсегда утрачивал способность быть полноценным членом общества.
Потеря семьи для детей всегда критична. Если взрослый человек готов к одиночеству, то ребенок не способен выжить даже физически. И очень важно поддержать потребности детей в период становления их личности - в старшем дошкольном возрасте, от 5 до 7 лет. Ведущей характеристикой личности отечественная психология и педагогика выделяет направленность.
Семья - ближайшая среда ребенка, поэтому направленность на мир семьи - это его важнейшая естественная потребность. Дети изучают мир в лоне семьи и сквозь призму семьи. Ребенок не может жить вне семьи и даже в самой неблагоприятной обстановке вырабатывается «нечто незаменимое» для него. Первая неосознанная привязанность младенца к своим родителям со временем должна развиться в устойчивую направленность на мир семьи.
Однако важным становится выбор методики , с помощью которой эта направленность на мир семьи будет формироваться. Учитывая, что мы в своей работе ориентируемся на дошкольников, то важен тип восприятия реальности, актуальный для этого возраста - сензитивность, полимодальность интересов, проживание мира через игру. В связи с этим мы выбрали эстетическое воспитание - в частности, полихудожественный подход.
Данный подход, основанный на синтезе искусств, отвечает заложенной в ребенке врожденной способности воспринимать все виды искусств и практиковатьразличныевидытворческойдеятельности.
Полихудожественный подход - это «раскрытие внутреннего родства различных видов искусства, обнаружений обратных связей слова, звука, цвета, движения, интонации, ритма, жеста, пространства и формы» [20, с. 3].
Дополняя и взаимно влияя друг на друга, разные виды искусств в синтезе вызывают в ребенке яркий эмоциональный отклик и эстетическое переживание, дают платформу для самовыражения и формирует целостное восприятие художественного образа, а в перспективе и мира в целом. Однако в исследованиях, посвященных развитию направленности на мир семьи, полихудожественная деятельность не рассматривается как одна из эффективных. Воспитательный потенциал искусства, связанный с переживанием семейных ценностей и их предметным воплощением в полихудожественной деятельности старшего дошкольника, недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольной организации.
Таким образом, к настоящему времени в педагогической науке накоплено значительное количество работ, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что существует ряд значительно снижающих эффективность развития направленности на мир семьи противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между государственной политикой, определяющей семью как базовую национальную ценность и образовательными институциями, не готовыми обеспечить достаточные условия для развития направленности на мир семьи у старших дошкольников.
- на научно-педагогическом уровне - между необходимостью развития направленности на мир семьи у старших дошкольников и недостаточной разработанностью теории развития направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
- на научно-методическом уровне - между потребностью образовательных организаций в учебно-методической литературе в развитии направленности на мир семьи у старших дошкольников и недостаточностью методических материалов для педагогов в данном направлении.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
Актуальность проблемы и поиск эффективных педагогических условий разрешения противоречий определили выбор темы исследования: «Развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности».
Объект исследования - процесс развития направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
Предмет исследования - программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
реализовать программу по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: процесс развития направленности на мир семьи детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности будет проходить эффективно, если:
- процесс будет строиться на основе аксиологического и полихудожественного подходов;
- будут созданы педагогические условия эффективного взаимодействия детей, педагогов, родителей, способствующие развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников;
- будет учтен и использован потенциал полихудожественной деятельности в развитии направленности на мир семьи у старших дошкольников;
- будет разработана и реализована программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности, которая позволит получить опыт осмысления базовых семейных ценностей путем создания и переживания художественных образов в разных видах искусства (ведущая - театрализованная деятельность).
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществитьанализпсихолого-педагогической,научно- методической литературы по проблеме исследования, уточнить понятие «направленность на мир семьи» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
2. Обосновать потенциал методологических подходов к организации процесса развития направленности на мир семьи у старших дошкольников;
3. Выявить необходимые педагогические условия развития направленности на мир семьи у старших дошкольников;
4. Определить и использовать возможности полихудожественной деятельности в развитии направленности на мир семьи у старших дошкольников;
5. Провести опытно-поисковую работу, включающую в себя начальную и итоговую диагностику, описать результаты и сделать выводы;
6. Разработать содержание и методическое обеспечение программы по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планетаСемья»наосновеполихудожественнойдеятельности, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Работы, раскрывающие проблему исследования с позиций:
- аксиологического подхода (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, Н. Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова, Н.О. Лосский и др.);
- психолого-педагогических подходов к формированию ценностных ориентаций личности (Ю.П. Азаров, А.А. Бодалев, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельштейн и др.);
- полихудожественного подхода (Б.П. Юсов, Е.П. Кабкова, Л.Г. Савенкова, И.Э. Кашекова, С.И. Назарова, Т.М. Сорочан, Е.А. Заплатина, Т.С. Комарова, Н.Г. Куприна, Н.Г. Тагильцева, Е.М. Торшилова и т. д.);
-проблем направленности на мир семьи (Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.В. Дыбина, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина);
- теории нравственного формирования личности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
- ценностно-смыслового и культурологического основания воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Н.Е. Щуркова);
- исследования о воспитательном потенциале искусства (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, Н.О. Лосский и др.);
-теоретических оснований о роли семьи в формировании личности ребенка (Б.Г. Ананьев, Т.А. Куликова, О.В. Дыбина, Г.А. Карабанова, Г.Г. Филлипова, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, В.В. Ильина, А.Г. Харчев и т. д.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы;
- экспериментальные - опытно-поисковая работа;
- эмпирические - включенное наблюдение, сравнения, анализ творческой деятельности старших дошкольников, обобщение, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
База исследования. Основные теоретические положения и материалы исследования апробированы на занятиях в негосударственном учреждении дополнительного образования «Детская киностудия» (г. Екатеринбург) под руководством автора исследования.
Этапы исследования
Первый этап исследования - заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследования. Были изучены теоретические основы педагогической проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования - уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. Осуществлялась начальная диагностика развитости направленности на мир семьи у старших дошкольников, были описаны результаты, сделаны выводы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась разработка и реализация программы «Моя планета Семья», ориентированной на развитие направленности на мир семьи на основе полихудожественной деятельности. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в проведении итоговой диагностики развитости направленности на мир семьи у старших дошкольников, были проанализированы в процессе сопоставления результаты двух диагностик, сделаны выводы. Систематизировался описанный материал, были уточнены теоретические положения, сформулированы выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что определен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса развития направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- определено содержание понятия «развитие направленности на мир семьи» применительно к старшему дошкольному возрасту;
-выявленпотенциалполихудожественнойдеятельности, способствующий развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности .
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана и реализована программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности;
- определены компоненты развитости направленности на мир семьи у старших дошкольников (интеллектуальный, мотивационно-потребностный, поведенческий), дана характеристика уровней (высокий, средний, низкий) в показателях, диагностируемых у старших дошкольников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников представляет собой систематическую, специально организованную деятельность по формированию творчески развитой и гармоничной личности дошкольника, у которого сформирована положительная модель семьи, как базовой ценности.
2. Процесс развития направленности на мир семьи старших дошкольников строится на основе аксиологического и полихудожественного подходов.
Потенциал аксиологического подхода состоит в отношении к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную дошкольную организацию, создании ценностно-смыслового контекста на основе базовых семейных ценностей, оптимизации воспитательного потенциала искусства, связанного с воплощением образа семьи, и его трансформации в личностные ценности через переживание и предметное воплощение в художественно-практической деятельности ребенка.
Потенциал полихудожественного подхода состоит в активизации творческих резервов и талантов ребенка, всестороннем, глубоком, ценностном восприятии семейных ценностей через художественные образы и предоставлении ребенку возможности проявить собственную позицию в отношении мира семьи в творческих продуктах с привлечением разных средств художественного самовыражения.
3. Педагогическими условиями развития направленности на мир семьи у старших дошкольников являются:
- организационные (нормативно-правовая база воспитательного процесса, театральная студия в условиях учреждения дополнительного образования для детей дошкольного возраста и т.д.);
- личностные (осознание педагогической и родительской общественностью принятия семьи как базовой национальной ценности, значимости развития направленности на мир семьи для дошкольника как необходимого компонента развития гармоничной личности, личный нравственный пример значимых взрослых - педагога и родителя);
- информационные (программа «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности (ведущая - театрализованная деятельность). Методическое сопровождение программы, содержание которого базируется на базовых национальных ценностях , интерактивных методах взаимодействия детей и взрослых, таких как: театрализованные мастер-классы; коллективные проекты; тематические игры; обсуждения; обыгрывание проблемных ситуаций; праздничные мероприятия; и др.).
4. Положительная динамика в личностных результатах старших дошкольников - развитость направленности на мир семьи, зафиксированная
в результате опытно-поисковой работы, подтвердила эффективность выявленных и реализованных педагогических условий, важным из которых стала программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности - «Моя планета Семья».
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
1. Развитие направленности на мир семьи применительно к детям старшего дошкольного возраста - это педагогический процесс сосредоточения восприятия, мышления, действия и желания детей с целью изучения и осмысления, овладения ими сведениями о мире семьи, присвоения статуса семьи как личностно значимого и своего, «преобразования» - обогащения мира семьи специфическими для ребенка формами, достижениями и способами действий, поведения и делания.
2. Процесс развития направленности на мир семьи строится на основе аксиологического и полихудожественного подходов.
Потенциал аксиологического подхода состоит в отношении к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную дошкольную организацию, создании ценностно-смыслового контекста на основе базовых семейных ценностей, оптимизации воспитательного потенциала искусства, связанного с воплощением образа семьи, и его трансформации в личностные ценности через переживание и предметное воплощение в художественно-практической деятельности ребенка.
Потенциал полихудожественного подхода состоит в активизации творческих резервов и талантов ребенка, всестороннем, глубоком, ценностном восприятии семейных ценностей через художественные образы и предоставлении ребенку возможности проявить собственную позицию в отношении мира семьи в творческих продуктах с привлечением разных средств художественного самовыражения.
3. Программа «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности (доминирующий - театр). Методическое сопровождение программы основывается на базовых национальных ценностях, интерактивных методах взаимодействия детей и взрослых, таких как: театрализованные мастер-классы; коллективные проекты; тематические игры; обсуждения; обыгрывание проблемных ситуаций; праздничные мероприятия и др.
4. Положительная динамика в личностных результатах старших дошкольников - развитость направленности на мир семьи, зафиксированная в результатах опытно-поисковой работы, подтвердила гипотезу исследования, важным аспектом которой стала программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности - «Моя планета Семья».
1. Абраменкова, В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании / В. В. Абраменкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста : Сборник материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции. - Москва, 2011. - С. 151-169.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 288 с.
3. Антонов, А. И. Кризис семьи и родительства / А. И. Антонов // Проблемы родительства и планирования семьи. - Москва : Российская академия наук, Институт социологии, 1992. - С. 11-27.
4. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. - Москва : Издательство Московского Государственного Университета ; Издательство Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.
5. Антонова, А. В. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / А. В. Антонова, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, - Изд. 3-е, исправленное и дополненное - Москва : Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
6. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
7. Архангельский, Л. М. Моральные ценности и современность / Л. М. Архангельский // Вопросы философии. - 1983. - № 11. - С. 88-93.
8. Безрукова, Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников : автореферат диссертации кандидата психологических наук : 13.00.07 / Л. В. Безрукова ; Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург, 1999. - 24 с.
9. Божович, Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 108-116.
10. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /
Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков : сборник статей / под редакцией Л. И. Божович и Л. В. Благонадеждиной ; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - Москва : «Педагогика», 1972. - С. 7-44. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=73530 (дата обращения:
15.07.2020).
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды / Л. И. Божович; под редакцией Д. И. Фельдштейна. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с.
12. Большая Советская Энциклопедия - URL:
https: //www.booksite .ru/fulltext/1/001/008/130/index.htm (дата обращения: 15.10.2020).
13. Большой энциклопедический словарь. URL: https://rus-big-enc- dict.slovaronline.com/60536-СЕМЬЯ (дата обращения: 11.07.2020).
14. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е. Н. Бородина; Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург, 2015. - 176с.
15. Бурмистровы, Е. А. и М. Ю. Современная семья: психология отношений / Е. А. и М. Ю. Бурмистровы. - Изд.2-е. - Москва : ДАРЪ, 2017. - 544 с.
16. Волкова, И. В. Формирование социальной уверенности как качества становящейся личности ребенка посредством подвижных игр : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.01 / И. В. Волкова ; Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет - Нижний Новгород, 2006. - 35 с.
...