Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности

Работа №95144

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
НАПРАВЛЕННОСТИ НА МИР СЕМЬИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Развитие направленности на мир семьи как педагогическая
проблема 13
1.2. Методологические подходы в развитии направленности на мир
семьи у старших дошкольников 25
1.3. Педагогические условия развития направленности на мир семьи у
старших дошкольников 39
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ
НАПРАВЛЕННОСТИ НА МИР СЕМЬИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
направленности на мир семьи у старших дошкольников
2.2. Содержание работы по развитию направленности на мир семьи у
старших дошкольников в полихудожественной деятельности
2.3. Диагностическое исследование по выявлению уровня
направленности на мир семьи у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование семейных ценностей у детей - одно из важнейших направлений современной социально-образовательной политики. В программных документах Правительства Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») утверждается необходимость формирования направленности на мир семьи у детей дошкольного возраста - обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие укреплению семьи и развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» существует свое определение понятия «семья», она рассматривается в качестве базовой национальной ценности, которая характеризуется представлениями о «любви и верности, здоровье, достатке, уважении к родителям, заботе о старших и младших, заботе о продолжении рода» [22, с. 22]. Важно понимать, что, когда мы говорим о базовых национальных ценностях, они становятся фундаментом, ориентиром при выстраивании моделей воспитания и нравственного развития - следовательно, понятие семьи как базовой национальной ценности должно быть раскрыто для личности, оно должно быть качественно сформировано и освоено.
Однако, несмотря на свою приоритетность, институт семьи сегодня переживает явный кризис. Не случайно в новой редакции Конституции РФ такое внимание уделяется семейным ценностям - например, вносится корректировка понятия брака и заявляется, что дети становятся «важнейшим приоритетом политики страны» [33].
Стоит отметить, что у ребенка всегда остается повышенная потребность в самоидентификации себя через семейные коды. Для него семья - это первый уровень социализации, формирования личности, развития мышления и определения собственных ролей и моделей поведения в обществе. Известны феномены детей-маугли, когда дети были лишены контакта с взрослыми и, например, находились в среде животных. Отсутствие общения как одного из главных условий личностного развития приводило к тому, что ребенок навсегда утрачивал способность быть полноценным членом общества.
Потеря семьи для детей всегда критична. Если взрослый человек готов к одиночеству, то ребенок не способен выжить даже физически. И очень важно поддержать потребности детей в период становления их личности - в старшем дошкольном возрасте, от 5 до 7 лет. Ведущей характеристикой личности отечественная психология и педагогика выделяет направленность.
Семья - ближайшая среда ребенка, поэтому направленность на мир семьи - это его важнейшая естественная потребность. Дети изучают мир в лоне семьи и сквозь призму семьи. Ребенок не может жить вне семьи и даже в самой неблагоприятной обстановке вырабатывается «нечто незаменимое» для него. Первая неосознанная привязанность младенца к своим родителям со временем должна развиться в устойчивую направленность на мир семьи.
Однако важным становится выбор методики , с помощью которой эта направленность на мир семьи будет формироваться. Учитывая, что мы в своей работе ориентируемся на дошкольников, то важен тип восприятия реальности, актуальный для этого возраста - сензитивность, полимодальность интересов, проживание мира через игру. В связи с этим мы выбрали эстетическое воспитание - в частности, полихудожественный подход.
Данный подход, основанный на синтезе искусств, отвечает заложенной в ребенке врожденной способности воспринимать все виды искусств и практиковатьразличныевидытворческойдеятельности.
Полихудожественный подход - это «раскрытие внутреннего родства различных видов искусства, обнаружений обратных связей слова, звука, цвета, движения, интонации, ритма, жеста, пространства и формы» [20, с. 3].
Дополняя и взаимно влияя друг на друга, разные виды искусств в синтезе вызывают в ребенке яркий эмоциональный отклик и эстетическое переживание, дают платформу для самовыражения и формирует целостное восприятие художественного образа, а в перспективе и мира в целом. Однако в исследованиях, посвященных развитию направленности на мир семьи, полихудожественная деятельность не рассматривается как одна из эффективных. Воспитательный потенциал искусства, связанный с переживанием семейных ценностей и их предметным воплощением в полихудожественной деятельности старшего дошкольника, недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольной организации.
Таким образом, к настоящему времени в педагогической науке накоплено значительное количество работ, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что существует ряд значительно снижающих эффективность развития направленности на мир семьи противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между государственной политикой, определяющей семью как базовую национальную ценность и образовательными институциями, не готовыми обеспечить достаточные условия для развития направленности на мир семьи у старших дошкольников.
- на научно-педагогическом уровне - между необходимостью развития направленности на мир семьи у старших дошкольников и недостаточной разработанностью теории развития направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
- на научно-методическом уровне - между потребностью образовательных организаций в учебно-методической литературе в развитии направленности на мир семьи у старших дошкольников и недостаточностью методических материалов для педагогов в данном направлении.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
Актуальность проблемы и поиск эффективных педагогических условий разрешения противоречий определили выбор темы исследования: «Развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности».
Объект исследования - процесс развития направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
Предмет исследования - программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
реализовать программу по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: процесс развития направленности на мир семьи детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности будет проходить эффективно, если:
- процесс будет строиться на основе аксиологического и полихудожественного подходов;
- будут созданы педагогические условия эффективного взаимодействия детей, педагогов, родителей, способствующие развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников;
- будет учтен и использован потенциал полихудожественной деятельности в развитии направленности на мир семьи у старших дошкольников;
- будет разработана и реализована программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности, которая позволит получить опыт осмысления базовых семейных ценностей путем создания и переживания художественных образов в разных видах искусства (ведущая - театрализованная деятельность).
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществитьанализпсихолого-педагогической,научно- методической литературы по проблеме исследования, уточнить понятие «направленность на мир семьи» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
2. Обосновать потенциал методологических подходов к организации процесса развития направленности на мир семьи у старших дошкольников;
3. Выявить необходимые педагогические условия развития направленности на мир семьи у старших дошкольников;
4. Определить и использовать возможности полихудожественной деятельности в развитии направленности на мир семьи у старших дошкольников;
5. Провести опытно-поисковую работу, включающую в себя начальную и итоговую диагностику, описать результаты и сделать выводы;
6. Разработать содержание и методическое обеспечение программы по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планетаСемья»наосновеполихудожественнойдеятельности, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Работы, раскрывающие проблему исследования с позиций:
- аксиологического подхода (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, Н. Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова, Н.О. Лосский и др.);
- психолого-педагогических подходов к формированию ценностных ориентаций личности (Ю.П. Азаров, А.А. Бодалев, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельштейн и др.);
- полихудожественного подхода (Б.П. Юсов, Е.П. Кабкова, Л.Г. Савенкова, И.Э. Кашекова, С.И. Назарова, Т.М. Сорочан, Е.А. Заплатина, Т.С. Комарова, Н.Г. Куприна, Н.Г. Тагильцева, Е.М. Торшилова и т. д.);
-проблем направленности на мир семьи (Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.В. Дыбина, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина);
- теории нравственного формирования личности (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
- ценностно-смыслового и культурологического основания воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Н.Е. Щуркова);
- исследования о воспитательном потенциале искусства (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, Н.О. Лосский и др.);
-теоретических оснований о роли семьи в формировании личности ребенка (Б.Г. Ананьев, Т.А. Куликова, О.В. Дыбина, Г.А. Карабанова, Г.Г. Филлипова, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, В.В. Ильина, А.Г. Харчев и т. д.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы;
- экспериментальные - опытно-поисковая работа;
- эмпирические - включенное наблюдение, сравнения, анализ творческой деятельности старших дошкольников, обобщение, систематизация и описание полученных данных, графическая обработка результатов исследования.
База исследования. Основные теоретические положения и материалы исследования апробированы на занятиях в негосударственном учреждении дополнительного образования «Детская киностудия» (г. Екатеринбург) под руководством автора исследования.
Этапы исследования
Первый этап исследования - заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследования. Были изучены теоретические основы педагогической проблемы, сделан анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования - уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Второй этап состоял в проведении опытно-поисковой работы. Осуществлялась начальная диагностика развитости направленности на мир семьи у старших дошкольников, были описаны результаты, сделаны выводы. В процессе опытно-поисковой работы осуществлялась разработка и реализация программы «Моя планета Семья», ориентированной на развитие направленности на мир семьи на основе полихудожественной деятельности. Материалы были обобщены в опытно-поисковой работе.
Третий этап исследования состоял в проведении итоговой диагностики развитости направленности на мир семьи у старших дошкольников, были проанализированы в процессе сопоставления результаты двух диагностик, сделаны выводы. Систематизировался описанный материал, были уточнены теоретические положения, сформулированы выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что определен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса развития направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- определено содержание понятия «развитие направленности на мир семьи» применительно к старшему дошкольному возрасту;
-выявленпотенциалполихудожественнойдеятельности, способствующий развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности .
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана и реализована программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности;
- определены компоненты развитости направленности на мир семьи у старших дошкольников (интеллектуальный, мотивационно-потребностный, поведенческий), дана характеристика уровней (высокий, средний, низкий) в показателях, диагностируемых у старших дошкольников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие направленности на мир семьи у старших дошкольников представляет собой систематическую, специально организованную деятельность по формированию творчески развитой и гармоничной личности дошкольника, у которого сформирована положительная модель семьи, как базовой ценности.
2. Процесс развития направленности на мир семьи старших дошкольников строится на основе аксиологического и полихудожественного подходов.
Потенциал аксиологического подхода состоит в отношении к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную дошкольную организацию, создании ценностно-смыслового контекста на основе базовых семейных ценностей, оптимизации воспитательного потенциала искусства, связанного с воплощением образа семьи, и его трансформации в личностные ценности через переживание и предметное воплощение в художественно-практической деятельности ребенка.
Потенциал полихудожественного подхода состоит в активизации творческих резервов и талантов ребенка, всестороннем, глубоком, ценностном восприятии семейных ценностей через художественные образы и предоставлении ребенку возможности проявить собственную позицию в отношении мира семьи в творческих продуктах с привлечением разных средств художественного самовыражения.
3. Педагогическими условиями развития направленности на мир семьи у старших дошкольников являются:
- организационные (нормативно-правовая база воспитательного процесса, театральная студия в условиях учреждения дополнительного образования для детей дошкольного возраста и т.д.);
- личностные (осознание педагогической и родительской общественностью принятия семьи как базовой национальной ценности, значимости развития направленности на мир семьи для дошкольника как необходимого компонента развития гармоничной личности, личный нравственный пример значимых взрослых - педагога и родителя);
- информационные (программа «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности (ведущая - театрализованная деятельность). Методическое сопровождение программы, содержание которого базируется на базовых национальных ценностях , интерактивных методах взаимодействия детей и взрослых, таких как: театрализованные мастер-классы; коллективные проекты; тематические игры; обсуждения; обыгрывание проблемных ситуаций; праздничные мероприятия; и др.).
4. Положительная динамика в личностных результатах старших дошкольников - развитость направленности на мир семьи, зафиксированная
в результате опытно-поисковой работы, подтвердила эффективность выявленных и реализованных педагогических условий, важным из которых стала программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности - «Моя планета Семья».
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Развитие направленности на мир семьи применительно к детям старшего дошкольного возраста - это педагогический процесс сосредоточения восприятия, мышления, действия и желания детей с целью изучения и осмысления, овладения ими сведениями о мире семьи, присвоения статуса семьи как личностно значимого и своего, «преобразования» - обогащения мира семьи специфическими для ребенка формами, достижениями и способами действий, поведения и делания.
2. Процесс развития направленности на мир семьи строится на основе аксиологического и полихудожественного подходов.
Потенциал аксиологического подхода состоит в отношении к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную дошкольную организацию, создании ценностно-смыслового контекста на основе базовых семейных ценностей, оптимизации воспитательного потенциала искусства, связанного с воплощением образа семьи, и его трансформации в личностные ценности через переживание и предметное воплощение в художественно-практической деятельности ребенка.
Потенциал полихудожественного подхода состоит в активизации творческих резервов и талантов ребенка, всестороннем, глубоком, ценностном восприятии семейных ценностей через художественные образы и предоставлении ребенку возможности проявить собственную позицию в отношении мира семьи в творческих продуктах с привлечением разных средств художественного самовыражения.
3. Программа «Моя планета Семья» на основе полихудожественной деятельности (доминирующий - театр). Методическое сопровождение программы основывается на базовых национальных ценностях, интерактивных методах взаимодействия детей и взрослых, таких как: театрализованные мастер-классы; коллективные проекты; тематические игры; обсуждения; обыгрывание проблемных ситуаций; праздничные мероприятия и др.
4. Положительная динамика в личностных результатах старших дошкольников - развитость направленности на мир семьи, зафиксированная в результатах опытно-поисковой работы, подтвердила гипотезу исследования, важным аспектом которой стала программа по развитию направленности на мир семьи у старших дошкольников в полихудожественной деятельности - «Моя планета Семья».



1. Абраменкова, В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании / В. В. Абраменкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста : Сборник материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции. - Москва, 2011. - С. 151-169.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 288 с.
3. Антонов, А. И. Кризис семьи и родительства / А. И. Антонов // Проблемы родительства и планирования семьи. - Москва : Российская академия наук, Институт социологии, 1992. - С. 11-27.
4. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. - Москва : Издательство Московского Государственного Университета ; Издательство Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.
5. Антонова, А. В. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / А. В. Антонова, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, - Изд. 3-е, исправленное и дополненное - Москва : Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
6. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
7. Архангельский, Л. М. Моральные ценности и современность / Л. М. Архангельский // Вопросы философии. - 1983. - № 11. - С. 88-93.
8. Безрукова, Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников : автореферат диссертации кандидата психологических наук : 13.00.07 / Л. В. Безрукова ; Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург, 1999. - 24 с.
9. Божович, Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 108-116.
10. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /
Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков : сборник статей / под редакцией Л. И. Божович и Л. В. Благонадеждиной ; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - Москва : «Педагогика», 1972. - С. 7-44. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=73530 (дата обращения:
15.07.2020).
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды / Л. И. Божович; под редакцией Д. И. Фельдштейна. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с.
12. Большая Советская Энциклопедия - URL:
https: //www.booksite .ru/fulltext/1/001/008/130/index.htm (дата обращения: 15.10.2020).
13. Большой энциклопедический словарь. URL: https://rus-big-enc- dict.slovaronline.com/60536-СЕМЬЯ (дата обращения: 11.07.2020).
14. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е. Н. Бородина; Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург, 2015. - 176с.
15. Бурмистровы, Е. А. и М. Ю. Современная семья: психология отношений / Е. А. и М. Ю. Бурмистровы. - Изд.2-е. - Москва : ДАРЪ, 2017. - 544 с.
16. Волкова, И. В. Формирование социальной уверенности как качества становящейся личности ребенка посредством подвижных игр : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.01 / И. В. Волкова ; Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет - Нижний Новгород, 2006. - 35 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ