Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание старшеклассников на материале элективного курса «Наследие»

Работа №95141

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯСТАРШЕКЛАССНИКОВНА МАТЕРИАЛЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НАСЛЕДИЕ» 11
1.1. Патриотическое воспитание старшеклассников как педагогическая
проблема 11
1.2. Методологические подходы патриотического воспитания
старшеклассников 19
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания
старшеклассников 26
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯРАБОТАПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА
МАТЕРИАЛЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НАСЛЕДИЕ» 36
2.1. Констатирующийэтапопытно-поисковойработыпо
патриотическому воспитанию старшеклассников 36
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по патриотическому
воспитанию старшеклассников 46
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по патриотическому
воспитанию старшеклассников на итоговом этапе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83


В современном обществе наблюдается деформация ценностных ориентиров и нравственных идеалов. Такое явление стало следствием забвения культурно-исторической памяти, глобальных социальных и политических перемен, ведущих к формированию эгоцентрического сознания молодого человека. Подобные исторические периоды демонстрируют духовные падения, стремительно меняющиеся жизненные приоритеты взрослых людей и, прежде всего, подростков и молодежи. В такие периоды наблюдается деформация традиционных для страны нравственных норм и ценностных установок . В результате чего, общество переживает системный кризис, и негативные тенденции затрагивают все стороны личностного, общественного и государственного устройства.
Возникшие проблемы духовно-нравственного кризиса современного человека в условиях глобализации приобрели ярко выраженный характер, не только социально-психологического и педагогического, но и экономического, демографического и правового бедствия. Сохранение и поддержание духовно-нравственных ценностей и культурных традиций в истории нашего государства, как условие национальной безопасности государства, принадлежало образованию в тесной связи с различными социальными институтами такими, как семья, религиозные организации, просветительские центры, молодежные, спортивные объединения и пр.
Основой духовно-нравственного становления личности человека является сформированность духовно-нравственных ценностей. Ценности человека принято рассматривать как мировоззренческие представления и смысловые установки, основанные на понимании и принятии базовых национальных ценностей. Но современному человеку, живущему в техномире, мире неоязыческом, получившему возможность комфортного бытия и удовольствий, трудно воспринимать жизнь, здоровье, семью, творчество и другие, обозначенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее - Концепция) базовые национальные ценности, как абсолютные ценности. Современный уклад жизни концентрирует растущего человека на своем собственном индивидуалистическом «Я». Формирование системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», приводит к духовно¬нравственной деградации, утрате культурных традиций и обычаев, забвению исторических подвигов предыдущих поколений , снижению духовно¬нравственного уровня всего населения.
Наиболее сензитивным периодом духовно-нравственного становления и развития патриотических качеств и чувств является возраст старших подростков, когда формируются основы ценностного выбора, мотивы нравственного поступка, происходит оценка, принятие или отвержение нравственных категорий.
Актуальность исследования подчеркивается отсутствием мотивации в духовно-нравственном становлении среди старшеклассников и развитии патриотических качеств и чувств; распространением негативных тенденций в детской субкультуре; неосознанностью духовно-нравственных ценностей и неприятием базовых национальных ценностей; недостаточной разработанностью методической литературы по проблеме патриотического воспитания старшеклассников. Так, в «Концепции» сказано: «Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры» [26, с. 11]. Все вышеизложенное, подчеркивает актуальность проблемы патриотического воспитания старшеклассников. Анализ данной проблемы выявил ряд противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества обеспечить преемственность патриотических ценностей, заложенных в культурно-историческом прошлом, в воспитании старшеклассников и недостаточной готовностью образовательных организаций помочь подрастающему поколению воспользоваться этим духовно-нравственным наследием;
- на научно-педагогическом уровне - между признанием значимости культурно-исторического материала в процессе патриотического воспитания старшеклассников и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса применительно к старшеклассникам в современных условиях;
- на научно-методическом уровне - между востребованностью воспитательного потенциала культурно-исторического материала в процессе патриотического воспитания старшеклассников и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике воспитательной работы в образовательных организациях.
Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в определение эффективных путей организации патриотического воспитания старшеклассников на основе культурно-исторического материала в условиях воспитательного процесса школы. В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Патриотическое воспитание старшеклассников на материале элективного курса «Наследие»».
Объект исследования: процесс патриотического воспитания старшеклассников в образовательных организациях.
Предмет исследования: программа элективного курса «Наследие» на основе культурно-исторического материала по патриотическому воспитанию старшеклассников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
реализовать программу элективного курса «Наследие», направленную на патриотическое воспитание старшеклассников.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: патриотическое воспитание старшеклассников пройдет успешно если:
- процесс будет строиться на основе аксиологического, культурологического и системно-деятельностного подходов;
- будет разработана и реализована программа элективного курса «Наследие», включающая в себя различные виды деятельности старшеклассников и форм организации процесса;
- программа элективного курса «Наследие» будет разработана на основе культурно-исторического материала и будет носить интегративный характер, объединит гуманитарные, художественные, исторические знания о патриотизме как о базовой национальной ценности.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу и нормативно-правовые документы по теме исследования, на основании этого, уточнить понятие «патриотическое воспитание» применительно к возрасту старшеклассников;
2) Выявить методологические подходы патриотического воспитания старшеклассников;
3) Теоретически обосновать воспитательный потенциал культурно-исторического материала при разработке содержания патриотического воспитания старшеклассников;
4) Разработать и реализовать программу элективного курса «Наследие» на основе культурно-исторического материала, направленного на патриотическое воспитание старшеклассников;
5) Провести опытно-поисковую работу, включающую в себя начальную и итоговую диагностику, описать результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- аксиологический подход к развитию личности (М.С. Каган, А.Д. Леонтьев, Н.О. Лосский, В.А. Сластенин, Н.Л. Худякова); культурологический подход (К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, С.Ф. Масленникова, Е.В. Бондаревская);
- системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев);
- воспитательный потенциал искусства (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, И. А. Лыкова, А.В. Федоров).
Методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ и изучение нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы, учебных программ, методических рекомендаций и учебно-методических пособий;
- эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение; опросные методы - тестирование, анкетирование; методы статистической обработки и качественного анализа результатов опытно-поисковой работы.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось в Воскресной школе при храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Полевской. В работе приняли участие 13 старшеклассников.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и её формулировке, обосновании центральных идей, цели и задач
исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы патриотического воспитания старшеклассников, сделан анализ специализированной литературы по проблеме исследования , в результате чего определена его методологическая и теоретическая база. На этом этапе была обоснована актуальность исследования, практическая значимость проблемы, сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе исследования был разработан комплекс занятий, направленный на патриотическое воспитание старшеклассников. Разрабатывались формы, подбирались методы взаимодействия педагогов и старшеклассников. Осуществлялась опытно-поисковая работа по проблеме исследования.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, формировании выводов, оформлении работы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициями , использованием достижений психолого-педагогической науки, комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, соответствием логики исследования его цели и задачам, положительными результатами проведенной опытно-поисковой работы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании потенциала элективного курса «Наследие» на основе культурно-исторического материала, направленного на патриотическое воспитание старшеклассников.
Теоретическая значимость:
- уточнено определение понятия «патриотическое воспитание», выделены его основные характеристики с учетом возраста старшеклассников;
- теоретически обоснован воспитательный потенциал культурно-исторического материала и учтен при разработке содержания патриотического воспитания старшеклассников.
Практическая значимость исследования:
- разработан и внедрен в практику образовательной организации комплекс занятий в рамках элективного курса «Наследие» на основе культурно-исторического материала, направленного на патриотическое воспитание старшеклассников;
- результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов основного и дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Патриотическое воспитание старшеклассников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины.
2. Процесс патриотического воспитания строится на основе
аксиологического, культурологического и системно-дятельностного подходов. Опора на аксиологический подход позволяет определить ценностные ориентиры в процессе патриотического воспитания , а также выбрать ценностно-смысловое содержание, на основе которого будет осуществляться формирование патриотических ценностей у
старшеклассников. Культурологический подход к патриотическому воспитанию старшеклассников позволяет пропускать через себя богатый опыт культуры, передаваемый от поколения к поколению, придавая ему личностный смысл, учит творческому созидательному действию. Специфика использования системно-деятельностного подхода в патриотическом воспитании старшеклассников определяется целенаправленным
взаимодействием личности и социального окружения, в процессе которого происходит активное познание системных явлений действительности , позволяющее приобщить к культурно-историческим традициям своего народа и рассматривать себя элементом системы , способным к
преображению действительности.
3. Потенциал культурно-исторического материала при разработке содержания патриотического воспитания старшеклассников представлен в программе элективного курса в следующих компонентах:
- картины известных русских художников с патриотической проблематикой;
- агиографическая литература, произведения русских писателей и поэтов с патриотической тематикой, документальная литература, другие исторические источники;
- классические музыкальные произведения отечественных авторов, песни с патриотической тематикой, образцы духовной музыки.
4. Положительная динамика в личностных результатах патриотической воспитанности старшеклассников, выявленная и зафиксированная в результате опытно-поисковой работы, подтвердила эффективность программы элективного курса «Наследие», направленного на патриотическое воспитание старшеклассников.
Структура магистерского исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основные результаты и выводы исследования.
1. Патриотическое воспитание старшеклассников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины.
2. Процесс патриотического воспитания строится на основе аксиологического, культурологического и системно-дятельностного подходов. Опора на аксиологический подход позволяет определить ценностные ориентиры в процессе патриотического воспитания , а также выбрать ценностно-смысловое содержание, на основе которого будет осуществляться формирование патриотических ценностей устаршеклассников. Культурологический подход к патриотическому воспитанию старшеклассников позволяет пропускать через себя богатый опыт культуры, передаваемый от поколения к поколению, придавая ему личностный смысл, учит творческому созидательному действию. Системно-деятельностный подход трансформирует методику традиционного обучения в обучение посредством деятельности. Специфика использования системно-деятельностного подхода в патриотическом воспитании старшеклассников определяется целенаправленным взаимодействием личности и социального окружения, в процессе которого происходит приобщение к культурно-историческим обычаям, традициям своего народа.
3. Разработана и апробирована программа элективного курса «Наследие». Элективный курс «Наследие» основан на культурно-историческом материале и носит интегративный характер, объединяет гуманитарные, художественные, исторические знания о патриотизме как о базовой национальной ценности. Усвоение основных категорий патриотизма, таких как любовь к России, к своему народу, служение Отечеству, происходит через знакомство и осмысление примеров нравственных поступков, исполнения воинского долга, духовного подвига выдающихся личностей, героев России, внесших неоценимый вклад в развитие истории и культуры нашей страны. Патриотическое воспитание старшеклассников осуществляется на основе применения комплекса методов педагогики искусства, музейной педагогики, методов активного обучения. Программа элективного курса направлена на улучшение показателей по трем критериям патриотической воспитанности: когнитивному, эмоционально-ценностному и поведенческому.
4. Положительная динамика в личностных результатах патриотической воспитанности старшеклассников, выявленная и зафиксированная в результате опытно-поисковой работы, подтвердила эффективность программы элективного курса «Наследие», направленного на патриотическое воспитание старшеклассников. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов основного и дополнительного образования.


1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А. Г. Асмолов // Практика образования. - 2008. - №2. - С. 17-18.
2. Бегишева, Ф. Т. Предпосылки формирования театрализации / Ф. Т. Бегишева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 2. - С. 40-44.
3. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), 2005. - 208 с.
4. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2008.
5. Большой Энциклопедический словарь. - URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy/2108937.html (дата обращения: 12.09.2019)
6. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону : Учитель, 1999. - 560 с.
7. Бондаренко, Е. В. Учебный предмет «История России» как средство формирования гражданской позиции старшеклассников / Е. В. Бондаренко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2007. № 3. - С. 17-23.
8. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), 2015. - 192 с.
9. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Екатеринбург : ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
10. Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б., Лутовинов, В. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. - Волгоград : ПринТерра, 2008. - 162 с.
11. Газман, О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. - Москва : МИРОС, 2002. - 296 с.
12. Гладких, В. В. Системно-деятельностный подход как методологическая основа гражданско-патриотического воспитания молодежи / В. В. Гладких // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 4 (96). - С. 160-165.
13. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с.
14. Жеребкин, М. В. Образование и воспитание историей / М. В. Жеребкин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 4 (90). - C. 31-35.
15. Жокина, Н. А., Фёдорова, Н. Б. Элективные курсы в системе профильного обучения как средство самоопределения личности школьника / Н. А. Жокина, Н. Б. Фёдорова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2007. - № 1 (14). - С. 26-33.
16. Законы РФ. Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О днях воинской славы и памятных датах России». - 2020. - URL: https://www.zakonrf.info/doc-13485638/ (дата обращения 01.09.2020).
17. Законы РФ. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации». - 2020. - URL: https: //www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/(датаобращения 01.09.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ