Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы формирования доходной части муниципального бюджета

Работа №9514

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета
муниципального образования по доходам 6
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом
развитии муниципальных образований 6
1.2 Структура доходов бюджета муниципального образования и источники
их формирования 12
1.3 Регулирование и дальнейшее развитие муниципальных бюджетов 19
2 Анализ и оценка формирования доходной базы муниципального бюджета МО
город Саяногорск в 2013-2015 гг 26
2.1 Характеристика социально-экономического положения МО г.
Саяногорск 26
2.2 Анализ динамики и структуры доходной части муниципального
бюджета 31
2.3 Проблемы формирования доходной базы муниципального бюджета .. 41
3 Рекомендации по увеличению доходной базы муниципального бюджета 48
3.1 Пути увеличения доходной базы муниципального бюджета 48
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 54
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение 1 68
Приложение 2 69


Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время в России одной из острых проблем, стоящих на пути экономического развития страны и отдельных ее территорий, является дефицит доходов муниципальных образований и, следовательно, проблема формирования местного бюджета.
Проблема финансового обеспечения местного самоуправления сохраняет свою актуальность. Необходимо отметить, что местное самоуправление должно базироваться на прочном финансово-экономическом фундаменте и этот фундамент в основной своей части состоит из доходов местных бюджетов, поэтому одной из острейших проблем, встающих перед органами местного самоуправления, является низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, а также сам порядок межбюджетных отношений.
По нашему мнению, рост экономической базы муниципальных образований должен опережать экономический рост государства, доходы муниципальных образований должны расти быстрее, чем доходы государства.
Такой дисбаланс роста доходов между муниципалитетами и государством не представляется реальным, но то, что от наполняемости доходной части местных бюджетов зависит самостоятельность муниципальных образований, сомнению не подлежит.
Государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период после кризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов.
По мнению специалистов, изучающих вопросы формирования местных бюджетов, местные налоги не являются основополагающими и изначально недостаточны для покрытия всех затрат муниципального образования.
Для того чтобы муниципальные образования стали более самостоятельными и независимыми, необходимо совершенствовать и
расширять систему внутренних ресурсов формирования доходной части местных бюджетов. Такие ресурсы составляют налоговые и неналоговые доходы.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в разработке мероприятий по увеличению доходной части бюджета муниципального образования г. Саяногорск Республики Хакасия..
Для реализации поставленной цели необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач:
1. Изучить теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета муниципального образования по доходам.
2. Провести анализ и оценку формирования доходной базы муниципального бюджета МО город Саяногорск за 2013-2015 гг.
3. Разработать рекомендации по увеличению доходной базы муниципального бюджета.
Объект исследования - бюджет муниципального образования г. Саяногорск.
4. Предмет исследования - Показатели формирования и использования доходной части бюджета МО город Саяногорск за 2013-2015 гг.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: структурный анализ, горизонтальный и вертикальный анализ, метод сравнения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования и исполнения бюджета муниципального образования по доходам.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка формирования доходной базы муниципального бюджета МО город Саяногорск за 2013-2015 гг. Также в данной главе рассматриваются проблемы формирования доходной базы муниципального бюджета.
В третьей главе предложены рекомендации по увеличению доходной базы муниципального бюджета.
Различные теоретические и практические аспекты темы разработаны в трудах таких ученых, как Завьялов Д.Ю., Захарченко А.А., Королева В.В., Ланчинский И.А., Пронина Л.И., Стародубровская И.В., Телепнев С.А., Таксир К.И., Фролова И.К., Хурсевич С.Н., Щукина Е.В., Якушев В.М.
Исходными данными к выпускной квалификационной работе являются годовой отчет Финансового управления г. Саяногорск об исполнении бюджета города за 2013 - 2015 гг.
Практическое значение - состоит в том, что в разработанные мероприятия по увеличению доходной части дают возможность эффективно повысить расходную часть бюджета муниципалитета г. Саяногорск.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, обобщая материал, изложенный в данной выпускной квалификационной работе, могу сделать следующие выводы о том что, бюджет - необходимый атрибут государства и основа его суверенитета, а местные (муниципальные) бюджеты - центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства.
Роль муниципального бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования муниципальных образований,
выполнения ими своих задач.
Доходную часть бюджета составляют поступления, которые состоят из двух групп: собственно доходы (налоговые и неналоговые) и безвозмездные поступления (дотации, субвенции и другие трансферты).
Проблемы эффективности формирования и исполнения доходной части местных бюджетов в Российской Федерации проанализированы на примере бюджета муниципалитета г. Саяногорск Республики Хакасия.
Муниципальное образование г.Саяногорск на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в экономике Республики Хакасия и социальной сфере по некоторым показателям: в объеме промышленного производства, в объеме инвестиций в основной капитал, по размеру среднемесячной начисленной заработной платы работников.
Занимает третью позицию по численности населения среди муниципальных образований Республики Хакасия (после муниципального образования г.Абакан и г.Черногорск).
В МО г.Саяногорск по итогам за 2015 года в сравнении с 2014 годом увеличились следующие основные социально-экономические показатели: объем отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства (на 34,5 %), оборот общественного питания (на 17,3%), размер среднемесячной начисленной заработной платы (на 4,3 %);
оборот розничной торговли (на 10,8 %), прибыль (по финансовым результатам деятельности организаций) (на 169,5%).
В 2015 году по сравнению с 2014 годом снизились некоторые основные социально-экономические показатели: инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования (на 26,5 %); среднегодовая численность населения (на 0,9%), среднесписочная численность работников (на 4,1 %).
За 2015 год поступило доходов в бюджет муниципального образования г.Саяногорск 993 371,6 тыс.руб., из них собственные доходы составили 363 820,4 тыс. руб., межбюджетные трансферты с учетом возврата остатков прошлых лет - 629 551,2 тыс.руб. По сравнению с 2014 годом общая сумма доходов уменьшилась на 57 643,7 тыс.руб. или 5,5%. Уменьшение сложилось из следующих факторов: уменьшения объема трансфертов из республиканского бюджета с учетом возврата остатков прошлых лет на 9 536,5 тыс. рублей и сокращения объема собственных доходов на 48 107,2 тыс. рублей.
Рассматривая структуру доходов муниципального бюджета, следует отметить, что 2013 году наибольший удельный вес занимали собственные доходы (59,2%), но на протяжении всего рассматриваемого периода их доля сократилась и в 2015 году составила 36,6%.
План по доходам за 2014 год исполнен на 87,3%, в том числе по собственным доходам на 82,6%, по межбюджетным трансфертам на 90,7%.
План по доходам за 2015 год исполнен на 80,6%, в том числе по собственным доходам на 73,5%, по межбюджетным трансфертам на 85,4%.
Общая сумма налоговых доходов бюджета МО г. Саяногорск за 2015 год составила 283 889,6 тыс. рублей, по сравнению с 2014 годом сумма поступлений снизилась на 40 423,0 тыс. рублей. Снижение налоговых доходов бюджета в 2015 году обусловлено, в основном, уменьшением поступления земельного налога. Поступление земельного налога в 2015 году составило 79 773 тыс. рублей, по сравнению с 2014 годом снижение составило 34,1% или 41 195,6 тыс. рублей. Это связано с переводом трех земельных участков муниципального образования город Саяногорск из категории «земли населенных пунктов» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», что повлекло уменьшение кадастровой стоимости данных земельных участков.
Несмотря на изменение структуры налоговых доходов, по-прежнему, наибольший удельный вес занимают: налог на доходы физических лиц (51,3%), земельный налог (28,1%).
Процент исполнения бюджета муниципального образования город Саяногорск по неналоговым доходам в целом за 2014 год составил 82,7%, при плане 105 814,8 тыс. рублей фактически получено 87 457,6 тыс.рублей.
Процент исполнения бюджета муниципального образования город Саяногорск по неналоговым доходам в целом за 2015 год составил 73,2%, при плане 109 051,7 тыс. рублей фактически получено 79 787,4 тыс.рублей.
По результатам проведенного анализа доходной части муниципального бюджета города Саяногорск можно сделать вывод о том, что на протяжении всего рассматриваемого периода бюджет является дефицитным, т.е. расходы превышают доходы. Это обстоятельство свидетельствует о том, что существуют проблемы в области наполняемости бюджета города доходами.
Главной проблемой формирования доходной базы местных бюджетов является низкая доходность от закрепленных за местными бюджетами земельного налога и налога на имущество физических лиц, которые поступают в местные бюджеты.
В результате проведенных расчетов решено рекомендовать:
Сдать в аренду пустующее здание, находящееся по адресу ул. Дорожная, 1 общей площадью 2 603,7 кв. м. и получать дополнительный доход в бюджет города в размере 67 844, 1 тыс. руб. ежегодно.
Также рекомендуется предоставить разрешение на условно - разрешённый вид использования земельного участка по ул. Шушенская для строительства торгово-развлекательного комплекса и получать
дополнительный доход в бюджет города в размере 8 881, 3 тыс. руб. ежегодно.
Таким образом, предполагается пополнить доходную часть бюджета на 76 725, 4 тыс. руб. и направить полученную сумму на выполнение расходный обязательств.
Кроме того, для привлечения дополнительных средств в доходную часть бюджета нужно провести работу по взысканию задолженности по налоговым и неналоговым доходам за прошлые периоды которая составила 2 472, 8 тыс. руб.
Таким образом, в результате проведенных мероприятий по увеличению доходной части бюджета удастся привлечь дополнительные средства на финансирование расходных обязательств местных органов самоуправления и направить их на финансирование приоритетных задач. В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.
В формировании доходного потенциала местных бюджетов налоговые доходы не имеют определяющего значения. Местные органы самоуправления должны получить право на предоставление скидок и льгот, в рамках получаемых ими фискальных отчислений, стимулирующих развитие местного предпринимательства и учитывающих социальный статус налогоплательщика. Это позволит преодолеть оторванность при формировании бюджетов органов местного самоуправления от реальной налоговой базы данного территориального образования, создать систему факторов финансового воздействия на самостоятельность муниципальных образований.



1. Конституция Российской Федерации с поправками от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Части первая, вторая, третья) с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145 - ФЗ (в редакции от 26.12.2014 г.) [Электронный ресурс] // Справочная система "Консультант Плюс”.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в редакции от 08 марта 2015 г.) [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в редакции от 06 апреля 2014 г.) [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на очередной финансовый год» [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в редакции от 30 марта 2015 г.) [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
8. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (в редакции от 29.11.2014 г.) [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ (в редакции от 24.11.2014 г.) «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты
64
«Консультант Плюс».
10. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ (в редакции от 31.12.2014 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант Плюс».
11. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов / И.М. Александров. - М. : «Дашков и К», 2012 г. - 448 с.
12. Воронин Ю.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов / Воронин Ю.М. - СПб. : «ИПК «Коста», 2011 г. - 214 с.
13. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов / О.В. Врублевской - М. : Юртай-Издат, 2011 г. - 838
с.
14. Гиляровская С.В. Оценка самостоятельности бюджетов / С.В. Г иляровская // Г осМенеджмент. - 2011 г. № 11 С. 24-28.
15. Годин А.М.,Подпорин И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов - 3-е изд., испр. и доп. / А.М. Годин. - М. : «Академия», 2012 г. - 518 с.
16. Герасименко В.П. Финансы и кредит: учебное пособие /В.П.Герасименко - М.: ИНФРА - М, 2013 г. - 150 с.
17. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие /Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - М.: КНОРУС, 2013 г. - 250 с.
18. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: учебное пособие для вузов / Е.Н. Евстигнеев - СПб. : Питер, 2012 г. - 306 с.
19. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник /Н.Б. Ермасова - М.: Высшее образование, 2011 г. - 225 с.
20. Зотова В.К, Система муниципального управления: учебник/ В.К.Зотова - СПБ.:"Питер", 2013 г.- 560 с.
21. Игудин А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов / А.Г Игудин // Финансы. 2014 г. - №12.- С.11-13.
22. Карчевский В.В. Организация исполнения бюджета : учебное пособие для вузов / В.В. Карчевский - М. : Вузовский учебник, 2014 г. - 224 с.
23. Кирилова, С.С. Возможности укрепления доходной базы местных бюджетов / С.С. Кирилова // Финансы. 2011 г. №11. С.70-71.
24. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации /Т.М. Ковалева. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012 г. - 66 с.
25. Коростелева М.Н. Развитие финансов местного самоуправления: М.: Высшее образование, 2011 г. - 125 с.
26. Лапуста М.Г. Финансы предприятий: учебник / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина. - М.: ИНФРА - М., 2014 г. - 575 с.
27. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для вузов / И.Д. Мацкуляк. - М. : РАГС, 2013 г. -223 с.
28. Муниципальный менеджмент: Учебн. Пособие для вузов/ Т.Г.Морозова, М.П.Победина, Г.Б.Поляк и др., М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2012 г.- 178 с.
29. Оценка прозрачности и общественного участия в бюджетном процессе / Замятина М.Ф., Бескровная В.А., Виноградова Т.И., Торхов Д.О. - СПб: норма, 2014 г. - 60 с.
30. Парыгина, В. А. Бюджетная система России : учеб. пособие для вузов / В.А. Парыгина. М. : Эксимо, 20013 г.- 752 с.
31. Пантелеев А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления /А.Ю. Пантелеев // Финансы - 2013 г. - № 8 - С. 15-17.
32. Поляков Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Полякова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2015 г. - 703 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников).
33. Прозрачный бюджет: теория, практика, образование. Часть вторая
34. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации : учебное пособие для вузов / Е.И. Пшенникова - СПб.: С-Петерб.
Ун-та, 2012 г. - 196 с.
35. Рудская Е.Н. Финансы и кредит: учебное пособие /Е.Н Рудская - Ростов Н/Д «Феникс», 2011 г. - 180 с.
36. Тишкина, Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов / Л.Е. Тишкина // Финансы. 2012 г. № 9. С.7-10.
37. Тишкина, Л.Е. Формирование и исполнение местных бюджетов в новых условиях / Л.Е. Тишкина. // Финансы. 2014 г. №1. С.20-23.
38. Финансы: учебник /под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: Юрайт- издательство, 2014 г. - 163 с.
39. Финансы и кредит: учебник / под ред. А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В .И. Фомкина. - М.: ИНФРА - М, 2014 г. - 452 с.
40. Финансы: учебник/под ред. М.Л.Васюниной, О.С.Горловой. - М.: КНОРУС, 2014 г. - 478 с.
41. Финансы и кредит: учебник /под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2011 г. - 125 с.
42. Христенко, В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами : учеб. пособие для вузов / В.Б. Христенко М. : Дело, 2012 г. 265 с.
43. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Инфра-М, 2014 г. - 333 с.
44. Щепачёв В. А. Оптимизация расходов местных бюджетов. Проблемы. Пути решения / В.А. Щепачёв // Местное право. - 2011 г. - № 5. - С. 9 - 12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ