ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕГО ПОНЯТИЯ О
ПЕВЧЕСКОМ ДЫХАНИИ 7
1.1. Характеристика певческого дыхания в современной научной
литературе 7
1.2. Формирование навыков дыхания в современных эстрадных методиках ..19
1.3. Особенности организации занятий по вокалу в эстрадной
студии «Вдохновение» 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ДЫХАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЭСТРАДНОЙ СТУДИИ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛОМ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности по формированию навыка
дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом 32
2.2. Комплексы упражнений и заданий, направленных на формирование
навыка дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом 44
2.3. Итоговая диагностика опытно - поисковой работы по формированию
навыка дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность исследования: эстрадный вокал в нашей стране набирает все большую популярность и актуальность. Различные телепередачи, конкурсы и шоу можно увидеть, как вживую, так и с экранов телевизоров. В эпоху бурного развития интернет-технологий появилось большое количество тематических блогов и каналов на Utub. Это говорит о все возрастающем интересе общественности к эстрадному вокалу, к получению соответствующих навыков. Соответственно те, кто хочет заниматься вокальной деятельностью профессионально, ожидают от педагога соответствующих результатов.
Несмотря на то, что существует довольно большое количество различных блогов и мастер-классов по занятию эстрадным вокалом, мы обратили внимание на то, что у большого числа эстрадных исполнителей не поставлено дыхание. Это не позволяет им использовать свои индивидуальные вокальные возможности в полной мере. В попытке выявить причину этого, мы пришли к выводу, что именно в эстрадном вокале мало внимания уделяется постановке дыхания. Дело в том, что методик, делающих упор на постановку дыхания, в эстрадном вокале, не много. С другой стороны, в академическом вокале существует много упражнений, направленных на постановку дыхания. Мы обратили внимание на то, что эстрадные исполнители, которые занимались академическим вокалом, отлично пользуются дыханием. Поэтому мы будем рассматривать не только эстрадные, но и академические методики. Вопрос постановки дыхания, по нашему мнению, является актуальным, так как от дыхания зависит весь процесс звукоизвлечения.
На основе вышесказанного можно выделить противоречие между изученностью вопроса о формировании навыков дыхания в вокальной 3
педагогике и недостаточной проработанностью методик постановки дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом.
Поэтому мы считаем, что вокальный педагог, должен владеть необходимым минимумом теоретических знаний. Они должны находиться на том уровне знаний о голосе, которого достигла наука сегодняшнего дня. Нужно знать, какие явления голосообразования сейчас вполне объяснимы, что уже твердо установлено, что вызывает еще сомнения и каковы пути к постижению того, что еще остается невыясненным. Мы полагаем, что знания помогут разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное, а что второстепенно, что является причиной, а что следствием. Педагог, сталкиваясь с той или иной проблемой, ставящейся индивидуальностью ученика, должен уметь разобраться в том, с каким явлением он имеет дело и в каком направлении логичнее искать его разгадку.
Исходя из этого, нам представляется важным обобщить теоретический материал, касающийся формирования навыка вокального дыхания, и практический материал по данной теме из области обучения эстрадному пению. Область исследования играет большую роль в формировании вокальных возможностей певца. Мы полагаем, что данный материал будет полезен для педагогов, обучающих эстрадных певцов в различных условиях музыкального образования.
Проблема исследования заключается в поиске теоретических основ и методических путей формирования навыка дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом.
Анализ актуальности исследования позволил сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование навыка дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом».
Цель исследования: изучить теоретический материал по теме исследования и опытно-поисковым путем проверить целесообразность тех или иных методик по формированию и развитию навыков дыхания в процессе обучения эстрадному вокалу.
Объект исследования: процесс формирования навыков дыхания у певцов в вокальной студии.
Предмет исследования: комплексы упражнений и заданий для формирования навыков дыхания у эстрадного певца.
Гипотеза исследования. Для эффективной работы по формированию навыка дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом, педагогу необходимо:
1. Опираться на теоретические положения о строении голосового аппарата;
2. Осуществлять систематический поиск теоретической
информации о специфике дыхания в эстрадной манере пения;
3. Использовать упражнения и рекомендации практиков эстрадной вокальной педагогики, соотнося их с теоретическими основаниями обучения пению.
Согласно цели исследования были определены следующие задачи:
1. Обобщить информацию о роли дыхания в жизни человека и особенностях звукообразования в пении;
2. Охарактеризовать виды дыхания и особенности его использования в пении;
3. Обобщить методические рекомендации по формированию навыков дыхания, представленные в вокальной педагогике;
4. Систематизировать упражнения, способствующие
формированию дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом.
5. Провести опытно-поисковую работу по формированию навыков дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом.
Методологической основой исследования явились: основные
положения теории и методики развития голоса Е.Н. Заседателев, И.П. Пряшников, Л.Д. Дмитриев, Г.П. Стулова, А.Г. Менабени; методические положения обучения эстрадному вокалу И.Б. Бархотова, О.Н. Канареева, Л.В. Романова, И.П. Цуканова.
Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ и изучение педагогической и научно-методической литературы по теме исследования), практические (опытно-поисковая работа, метод беседы).
Опытная база исследования: Муниципальное бюджетное учреждение культуры Белоярского городского округа (Белоярский районный Дом культуры). Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе педагогической деятельности автора данного исследования в качестве педагога вокальной студии «Вдохновение».
Структура и объем выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе осуществления теоретического анализа психологопедагогической и музыкально-методической литературы по теме исследования были выполнены следующие задачи.
Обобщена информация о роли дыхания в жизни человека и особенностях звукообразования в пении. Сделан вывод о том, что дыхание - это энергетический фактор, от которого зависят сила и продолжительность последующего звука. Певческое дыхание отличается от обычного тем, что оно управляется не рефлексами, а волей певца.
Охарактеризованы виды дыхания и особенности их использования в пении. Сделан вывод о том, что деление дыхания на типы является условным, так как резких границ между ними нет. Тем ни менее с точки зрения науки наиболее рациональным типом дыхания является смешанное (грудно-диафрагматическое)
Обобщены методические рекомендации по формированию навыков дыхания, представленные в вокальной педагогике. Сделан вывод о том, что по сей день неизвестно как относится к вопросу о дыхании, так как в 63
различных школах к вопросу о дыхании относятся по-разному, практически, полярным образом. По сегодняшний день педагоги и вокалисты не могут сойтись во мнении, каким же все-таки типом дыхания пользоваться и стоит ли переучивать правильному дыханию или нет.
Систематизированы упражнения, способствующие формированию навыков дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом. Сделан вывод о том, что эти упражнения важны потому что дыхание является одним из главных навыков голосового аппарата. Проанализировав различные методики и методические разработки, мы создали комплекс упражнений, который позволил нам успешно реализовать упражнения по формированию навыков дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом.
В ходе опытно-поисковой работы нами были выделены основные критерии эффективности упражнений направленных на формирование навыков дыхания у учащихся эстрадной студии на занятиях вокалом: 1) способность использовать грудно-диафрагматическое дыхание во время распевания; 2) способность использовать грудно-диафрагматическое дыхание во время работы над произведением; 3) способность использовать грудно-диафрагматическое дыхание во время концертного выступления.
Основываясь на теоретических исследованиях с учетом результатов констатирующей диагностики, на формирующем этапе опытно-поисковой работы был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование навыков дыхания, который способствует эффективному формированию навыков дыхания.
Данная работа создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы, эффективности применения упражнений направленных на формирование навыков дыхания у младших школьников на начальном этапе обучения эстрадному вокалу, а также поиска новых возможностей и упражнений для улучшения качества вокального дыхания.