ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
ПРОГРАММЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ... 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной
школы 6
1.2 Методика расширения словарного запаса обучающихся
иностранному языку в начальной школе 18
1.3 Методика разработки учебных программ 27
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА РАСШИРЕНИЯ АКТИВНОГО
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 35
2.1 Анализ мультимедийные средства в обучении иностранному языку
35
2.2 Описание программы расширения активного словарного запаса ... 52
2.3 Анализ результатов апробации программы расширения активного
словарного запаса 63
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Иностранный язык является неотъемлемой дисциплиной в структуре современного образования. В наше время возможности использования вспомогательных средств в процессе обучения расширяются, поэтому существует необходимость рассматривать и анализировать новые, современные методы обучения иностранному языку. В данной исследовательской работе мы подробно рассмотрим возможность использования разработки расширения активного словарного запаса для обучающихся иностранному языку на начальной ступени обучения.
Цель педагога: наиболее эффективно преподнести новый материал учащимся и создать условия для автоматизации знаний. Эта проблема актуальна, поскольку педагог ограничен во времени на уроках, в связи с этим существует необходимость поиска и применения емких и лаконичных методик обучения. Обучающий материал должен быть максимально эффективным. В этом нам помогут мультимедийные средства обучения, которые можно использовать для обучения на уроках английского языка. Также немаловажную роль в процессе обучения иностранному языку играет заинтересованность учащихся. При большой заинтересованности современных детей к различных новшествам и технологиям, нельзя поспорить с тем фактом, что современным учащимся будет интереснее обучаться с помощью специальных программ по расширению словарного запаса, чем с помощью устаревших методов (книг, наглядного материала в виде карточек, игрушек и пр.).
В работе мы предпримем попытку доказать удобство и эффективность использования нашей разработанной программы по расширению активного словарного запаса для учащихся английскому языку на начальной ступени обучения.
Как мы видим, на сегодняшний день в процессе обучения иностранным языкам существует ряд проблем и задач: поиск наиболее емких и эффективных методик, а также повышение степени заинтересованности учащихся к процессу обучения иностранному языку.
В ходе исследования мы отметили, что данной проблемой занимались и занимаются многие методисты, такие как Е. И. Пассов, П. В. Сысоев, Н. Д. Гальскова, Е. Н. Соловова и многие другие. Методисты отмечают необходимость в изменении современной программы образования. Уже на сегодняшний день ведется активная информатизация обучения. Таким образом, мы делаем вывод о том, что данное исследование актуально.
Объектом исследования является процесс расширения словарного запаса обучающихся на уроке иностранного языка в начальной школе .
Предметом исследования является использование мультимедийных средств как основы для разработки программы расширения активного словарного запаса обучающихся иностранному языку в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически
разработать программу расширения активного словарного запаса по английскому языку к учебнику Spotlight 4.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
1) анализ психологических особенностей учащихся начальной школы;
2) анализ методики обучения лексике английского языка на
начальной ступени;
3) анализ методики расширения словарного запаса по обучению английскому языку на начальной ступени обучения;
4) анализ мультимедийных средств, для обучения английскому языку в начальной школе;
5) разработка программы расширения активного словарного запаса английского языка для УМК Spotlight 4;
6) апробация и анализ разработанной программы в период производственной практики на учениках 4 класса.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: методы теоретического исследования: анализ методической литературы, синтез, обобщение. Методы практического исследования: изучение педагогического опыта, моделирование, пробное обучение, тестирование.
Структура работы: данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего в себя 48 источников.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обучения лексическим навыкам иностранного языка в начальной школе.
Вторая глава посвящена разработке программы расширения активного словарного запаса обучающихся иностранному языку в начальной школе и ее использованию.
Мы провели теоретическое и практическое исследование в области информатизации обучения. Наше исследование показало следующие факты:
На сегодняшний день процесс информатизации активно внедряется в сферу образования. Об этом свидетельствует большое количество статей и методических разработок относительно данного вопроса в сети Интернет, а также в специализированных изданиях.
В информатизации обучения методисты выделяют больше положительных аспектов, чем отрицательных. При достаточной компетенции педагога будет возможно избежать практически любые негативные факторы. Таким образом, мы пришли к выводу, что информатизация образования - это такой комплексный процесс, при котором преподавателям предстоит научиться правильно применять ИКТ во время обучения и быть готовы нести ответственность за развитие способностей к языку у учеников, а кроме того, их саморазвитие.
Применение программы расширения словарного запаса как вспомогательного средства обучения лексике на уроках английского языка в 4 классе вызывает большой интерес к процессу обучения среди учащихся. Повышается активность и внимание к обучению. Создается благоприятная психологическая обстановка.
Развитие лексического навыка происходит наиболее эффективным образом, так как с применением аудиовизуальных средств происходит активизация различных аспектов восприятия: работает зрительное
восприятие, слуховое, укрепляются ассоциативные связи, развивается произносительный навык.
При отработке лексического навыка также развивается мыслительный процесс, умение работать самостоятельно и в паре, умение объективно оценивать свои знания и умения.
Во время работы с сайтами, предлагающими тестовое выполнение упражнений, направленных на проверку знаний лексического материала, 69
учитель имеет возможность осуществить личностно-ориентированный подход и иметь полное представление об успеваемости каждого ученика без
затраты времени на проверку выполнения задания вручную. Так как большинство сайтов автоматически показывает результаты теста.
В связи с большим количеством Интернет-ресурсов, предлагающих различные упражнения и обучающие мультимедийные проекты, использование нашей разработки может быть применено к общей единой программе обучения учеников 4 класса.
В результате исследования нами были проанализированы психологические особенности учащихся начальной школы, изучены различные методики обучения лексике английского языка на начальной ступени обучения и методики расширения словарного запаса по обучению английскому языку в начальной школе, а так же, изучены современные мультимедийные средства для обучения английскому языку, с помощью всего вышеперечисленного мы разработали программу расширения словарного запаса английского языка для УМК Spotlight 4 и апробировали ее в период производственной практики на учениках 4 класса, получив прогресс в знаниях лексики. А это значит, что наша разработка удобна и эффективна в использовании.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута. Мы смогли подтвердить то, что использование программы расширения активного словарного запаса для обучения лексике на уроках английского языка в 4 классах является эффективным вспомогательным средством. Также данный метод удобен для педагога экономией времени, затрачиваемого на введение и закрепление различной обучающей информации и места хранения необходимых для обучения материалов.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Ариян, М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты / М.А. Ариян, А.Н. Шамов. - М.: Флинта, 2018. - 224 с.
3. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 279 с.
4. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон.
• М.: Прогресс, 1980. - 526 с.
5. Бронштейн, И.В. Использование дефиниций как один из способов работы над лексикой / И.В. Бронштейн // ИЯШ. - 1991. - №5. - С. 107-110.
6. Вернигора, А.Н. Мультимедийные презентации как средство обучения / А.Н. Вернигора // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 25. - С. 706-709.
7. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 239 с.
8. Демьянков, В.З. Психолингвистика / под общей редакцией Е.С. Кубряковой // Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. - 147 с.
9. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В.А. Ефременко // Иностранные языки в школе. - 2007.
• №. 8. - С. 18-21.
10. Замерченко, Н.И. Модель электронного учебника по иностранному языку нового поколения в условиях введения ФГОС и профессионального стандарта педагога / Н.И. Замерченко, А.В. Кузнецов // Инновационные технологии в медиаобразовании. - 2018. - С. 54-60.
11. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2000. - С. 3-124.
12. Зуенок, А.В. Использование мультимедийных технологий в
учебном процессе [Электронный ресурс]. - URL:
http://rep.bntu.by/handle/data/27264. (Дата обращения: 20.12.2018.).
13. Изотов, И.В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ / И.В. Изотов // Интеграция образования. - 2008. - №3. - С. 112-115.
14. Каменева, Т.Н. Разработка электронного учебника как компонента информационного образовательного пространства / Т.Н. Каменева // Образовательные технологии и общество. - 2012. - Т.15. - №. 3. - С. 464-477.
15. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций / М.А. Анисимова, И.С. Бляхеров, А.В. Масленников // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 106-112...