Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Работа №95102

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы138
Год сдачи2020
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с тяжелыми нарушениями речи 17
1.3. Дисграфия у младших школьников с тяжелыми нарушениями
речи и их характеристика 29
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 42
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего
эксперимента 42
2.2. Анализ результатов обследования устной речи у младших
школьников 46
2.3. Анализ результатов обследования письма у младших
школьников 61
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 67
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по
коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 67
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 74
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 105


Актуальность темы исследования. Общеизвестно, что в жизни каждого человека речь имеет важную функцию, поскольку выступает в качестве соответствующего средства осуществления общения между людьми. Без этого было бы сложно людям организовать совместную деятельность, а также получать взаимное понимание. Осуществление полноценного общения посредством речи выступает важным условием ведения нормальных общечеловеческих контактов, что соответственно значительно расширяет представления ребенка о среде, которая его окружает.
Вопрос исследования и устранения нарушений письма у обучающихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи становится всё более актуальным и приоритетным в логопедической работе. Это обуславливается тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих тяжелые нарушениями речи, что соответственно приводит к различным трудностям в овладении письменной речью.
В связи с тем, что к числу сложных высших психических функций, присущих человеку, выступает его речь, которая обеспечивается соответствующей деятельностью головного мозга. В случае возникновения органического поражения мозга могут развиваться определенные избирательные нарушения и в речевой системе, возникать тяжелые нарушения речи. К последним принято относить такие как: алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, общее недоразвитие речи (I и II уровни речевого развития), заикание. От психического развития обучающихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи зависит уровень осознания и усвоения ими соответствующего учебного материала, а также развития навыков его использования, является необходимой составляющей для подготовки к работе в современных условиях, к творческой деятельности.
Степень разработанности темы. В настоящее время в литературе представлено много исследований, посвященных формированию у детей младшего школьного возраста как устной, так и письменной речи. Проблема нарушения письменной и устной речи у школьников выступает одной из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Возникающие сложности, связанные с овладением обучающимися навыком письма, выявляются среди школьников довольно часто. Рядом специалистов проведены исследования, посвященные коррекции нарушений письма у обучающихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф. Спирова, А.В. Ястребова). В некоторых исследованиях приводился анализ соответствующих механизмов, связанных с нарушением письма (О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина). Однако, некоторые теоретические аспекты изучения сложностей, возникающих при обучении письму в школе, требуют дальнейшего исследования. Повышение эффективности осуществления коррекции логопедической работы, направленной на устранение нарушений устной речи и письма у младших школьников, имеющих дисграфию на данный момент выступает актуальным заданием логопедии.
Учителя начальных классов уделяют недостаточно внимания формированию письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, занимаясь только развитием письма у обучающихся без ограничения возможностей здоровья, особенно в условиях инклюзивного образования, чем порождается противоречие между осуществлением инклюзивного образовательного процесса и коррекцией дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Решить это противоречие можно различными путями. Одним из которых является коррекция дисграфии у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования, которая не только формирует необходимые умения и навыки для дальнейшего обучения, но и способствует личностному и социальному развитию детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования -состояние письма и устной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - процесс коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Проблема исследования заключается в поиске методических путей коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Цель -анализ особенностей развития речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и разработка на основе этого коррекционной программы по дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
- изучение теоретических основ исследования дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования;
- проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов по изучению устной речи и письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
- определение логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза - специальные образовательные условия, создаваемые в массовой школе, содействуют развитию как устной, так и письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, за счёт положительной коммуникации с нормально развивающимися сверстниками.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов познания. Основным методом, используемым при написании данной работы, является метод системного анализа управления человеческими ресурсами. При изучении объекта исследования использованы методы диалектического познания, а также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, описание.
Научная новизна исследования. Результаты выполненного исследования в совокупности разрешают важное научное задание - развитие теоретических основ построения логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. В результате проведенного исследования получены новые научные и практические результаты:
- впервые обосновано применение специальной методической разработки по коррекции дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Практическая значимость. Разработанные и сформулированные автором выводы могут быть применены в практической деятельности, научной сфере, а также в учебной деятельности по такой дисциплине, как «Логопедия», «Коррекционное обучение». Предполагается использование материалов исследования при участии в научных конференциях, при подготовке методических материалов, монографий и статей по вопросам, связанных с коррекцией дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования, а также в работе логопеда в общеобразовательном учебном заведении, в частности «Средняя школа № 12 города Евпатории Республики Крым»
Структура исследования. Состоит из трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем работы составил - 95 листов, список использованных источников содержит 52 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование направлено было на проведение коррекционной работы с целью преодоления определённых нарушений в письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. В процессе проведения настоящей экспериментальной работы нами достигнута поставленная цель - анализ особенностей развития речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и разработка на основе этого коррекционной программы по дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. По результатам исследования сделаны следующие выводы.
1. Анализ литературы позволил определить дисграфию как частичные затруднения, связанные с владением процессом осуществления письма, что соответственно связано с недоразвитием речи, иных высших психических функций, в поведении и личности обучающегося лица. Характеристикой дисграфии можно назвать пропуски и замену букв на письме, искажение реальной звукослоговой структуры слов.
Установлено, что причиной отсутствия или искажения письма могут явиться нарушения фонематических процессов, погрешности в работе слухового анализатора, плохой зрительный анализ, дефекты артикуляций, расстройства рукодвигательных процессов письма. Поскольку процесс письма сложной, осознанной формой речевой деятельности, произвольным актом, который построен в процессе специального обучения, и может быть осуществлен, основываясь на высоком уровне развития устной речи. Отмечено влияние речедвигательного и речеслухового анализаторов в процессе формирования устной речи, отражающееся на письме.
2. Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга. От психического развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи зависит уровень осознания и усвоения ими учебного материала, а также развития навыков его использования, является необходимой составляющей для подготовки к работе в современных условиях, к творческой деятельности.
Определено, что у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во время их обучения в начальной школе наблюдается другая динамика развития аналитико-синтетического процесса, чем у нормальных детей, а именно умственного действия анализа. Особенности действия анализа у этой категории детей оказываются в ограниченной характеристике изображенного объекта, выделении какой-то одной части объекта, его признаки (в основном окраску), но при этом называются только основные цвета, в то же время форма, отдельные части объекта, их взаимное расположение находятся вне поля зрения детей.
3. Анализ научных подходов к определению дисграфии позволил рассмотреть ее как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности анализаторов. Характеризуя причины и механизмы дисграфии, ученые говорят о том, что первично недоразвитие анализаторов и межанализаторных связей приводит к недостаточности анализа и синтеза разномодальной информации, нарушение перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую, например, перевод звуков в буквы.
Степень недостаточности межанализаторных связей коррелирует со степенью и характером в овладении письменной речью, а преимущественное нарушение определенного анализатора позволило исследователям выделить соответствующие виды дисграфии: моторную, акустическую и оптическую.
4. Экспериментальная работа, направленная на исследование моторики, устной речи, высших психических функции и письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования, осуществлялась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №12 города Евпатории Республики Крым».
Целью исследования было изучение моторики, высших психических функций, устной речи и письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В качестве критериев, по которым оценивалась письменная речь младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, были выделены разнообразные обследования и методики.
5. Результаты диагностики развития письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи показали недостаточную сформированность всех компонентов. Характерной чертой обучающихся, получивших наибольшие баллы при обследовании речевых функций, так же показали наибольшие баллы в развитии высших психических функций. Те обучающиеся, у которых речь менее развита, показали большие отставание в развитии высших психических функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) и графомоторных навыков. Таким образом, у младших школьников отмечается преимущественно оптико-пространственная, артикуляторно-акустическая и акустико-фонематическая дисграфия.
6. У обучающихся младшего школьного возраста имеются нарушения в строении артикуляционного аппарата, отчего страдает его моторика, что приводит к нарушению звукопроизношения, а соответственно и письма. Также из-за недоразвития либо снижения моторных функций отмечаются дефекты деятельности слухового анализатора, что ведёт к нарушению фонематического слуха и восприятия.
В связи с этим очень важным в разработке программы коррекции письма у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи является систематическая логопедическая работа, направленная на развитие звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия с применением различных упражнений для пальцев и кистей рук, которая будет способствовать профилактике ошибок на письме.
7. Существующие в настоящее время подходы к коррекции дисграфии у младших школьников направлены, прежде всего, на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих базовый уровень организации специфического вида деятельности - письма. Это соответствует традиционному в логопедии пониманию детской дисграфии как отражение на письме неполноценности лингвистического развития младших школьников.
Выделены три этапа осуществления логопедом коррекционной работы по дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи:
I этап - заполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения, формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов; закрепление звукобуквенному связей и др.)
II этап - заполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой (уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций);
III этап - заполнение пробелов в формировании связной речи (развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирование смысловой структуры высказывания, установление связности и последовательности высказывания; отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания).
8. Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нечётко выраженным общим недоразвитием речи у обучающихся. Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы школьников.
Программа коррекции подразделяется на 4 этапа: I этап. диагностический; II этап. подготовительный этап; III этап. основной этап; IV этап. дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам
Среди особых условий, в которых проводились занятия с детьми, для которых характерны нарушения письма, следует отметить следующие: программа коррекции учитывает ценности каждого ребенка, вне зависимости от его возможностей и особенностей; детям, имеющим нарушения, уделялось больше внимания, предлагалось больше разнообразных дидактических материалов и заданий для отработки соответствующего навыка.
9. Во время проведения констатирующего эксперимента была представлена характеристика особенностей речевых процессов. На основе логопедических заключений и диагностических результатов были определены важнейшие направления коррекционной работы по преодолению нарушений письма у обучающихся в условиях инклюзии. Логопедическая работа выстраивалась и подбиралось исходя из данных речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также с учетом логопедических принципов.
Целью контрольного эксперимента было выявление эффективности коррекционной работы. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, позволяют утверждать, что предложенная нами логопедическая работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи является эффективной. Данный вывод сделан на основе сравнительного анализа индивидуальных показателей 22 обучающихся.
Представленные выше данные позволяют утверждать, что логопедическая работа по преодолению нарушений дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи должна выстраиваться и проводиться с учетом характера речевого нарушения и его структуры, выстраиваться поэтапно, учитывать соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка, при обязательном соблюдении дидактических принципов; наглядности, доступности, индивидуального подхода к обучающемуся.
Суммируя изложенное отметим, что нарушения дисграфии продолжают оставаться в условиях инклюзивного образования достаточно частым явлением, что объясняется нечеткой диагностикой при поступлении ребенка в школу.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения:
25.10.2020)
2. Концепция федерального государственного образовательного
стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov-
murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf (дата обращения:
25.10.2020)
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov- murman.ru/files/OVZ/programmy/05_PrAOOP_TNR_03_04_2015.pdf(дата обращения: 25.10.2020)
Учебная литература
4. Абдрахманова, Э. Р. Особенности навыков письма у школьников с ДЦП [Текст] / Э. Р. Абдрахманова // Логопед. - 2018. - № 2. - С. 14-20.
5. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. - М. : ВЛАДОС, 2016. - 182 с.
6. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Просвещение, 2017. - 80 с.
7. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. - М. : В. Секачев, 2018. - 128 с.
8. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. - Киев :Здоров'я, 2014. - 328 с.
9. Бахматова, Е. Н. Комплексное психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича [Текст] / / Е. Н. Бахматова, И. И. Мамайчук // Дефектология. - 2018. - № 6. - С. 14 - 20.
10. Безруких, М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму [Текст] / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. : Просвещение, 2015. - 99 с.
11. Белова, Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики [Текст] / Т. В. Белова, Е. А. Солнцева. - М. : Астрель, 2017. - 95 с.
12. Блинков, Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Текст] / Ю. А. Блинков, С. А. Игнатьев. М. : ВЛАДОС, 2016. -304 с.
13. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст] / Е. Н. Винарская,
А. М. Пулатов. - Ташкент : Медицина, 1973. - 143 с. 74
14. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учеб. Для студентов вузов / Г. А Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 272 с
15. Волоскова, Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2016. - 190 с.
16. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН, 2017. - 198 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 2015. - 472 с.
18. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых [Текст] / Н. А. Гегелия. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 240 с.
19. Глухов, В. П. Наши дети учатся сочинять и рассказывать [Текст]
:учеб.-метод. пособие для логопедов / В. П. Глухов, Ю. А. Труханова. - М. : АРКТИ, 2015. - 38 с.
20. Городилова, В. И. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения [Текст] / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. - СПб. : ДЕЛЬТА, 2017. - 384 с.
21. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л. А. Данилова. - М. : Медицина, 2017. - 96 с.
22. Дудьев, В. П. Психомоторика [Текст] : слов.-справ. /
В. П. Дудьев. - М. : ВЛАДОС. - 2018. - 366 с.
23. Елецкая, Е. В. Обследование состояния звукопроизношения у
детей [Электронный ресурс] / Е. В. Елецкая. URL: https ://nsportal.ru/ shkola/korrektsionnaya-pedagogika (дата обращения:
25.10.2020)
24. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - М. : Просвещение, 2014. - 206 с.
25. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 224 с.
26. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст] / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. - М. : Просвещение, 2016. - 239 с.
27. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин; под ред. А. В. Запорожца. - М. : АПН РСФСР, 2015. - 158 с.
28. Зайцев, Д. В. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб.- метод. пособие / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. - Саратов :Пед-т Саратовского госун-та им. Н. Г. Чернышевского, 2015. - 110с.
29. Иваненко, С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / С. Ф. Иваненко // Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 52-58.
30. Иваницкая, И. Н. Детский церебральный паралич [Текст] / И. Н. Иваницкая. - СПб. :Дидактика Плюс, 2018. - 101 с.
31. Ипполитова, М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 2018. - 203 с.
32. Каше, Г. А. Недостатки произношения и письма у учащихся младших классов вспомогательной школы и опыт их преодоления [Текст] :автореф. дис... канд. пед. наук / Г. А. Каше. - М., 2016. - 26 с.
33. Колпаковская, И. К. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / И. К. Колпаковская, Л. Ф. Спирова; под ред. Р. Е. Левиной. - М. : АПН, 2017. - 180 с.
34. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И. Д. Коненкова. - М. : ГНОМ и Д, 2016. - 80 с.
35. Корнев, А. Н. Дислексия идисграфия у детей [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб. :МиМ, 2018. - 286 с.
36. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / под. ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2016. - 144 с.
37. Коррекция нарушений письменной речи [Текст] / под ред. Н. Н. Яковлевой. - СПб. :СПбАППО, 2018. - 179 с.
38. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб. : Союз, 2018. - 224 с.
39. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: метод. пос. для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - М. :Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2019. - 224 с.
40. Лалаева, Р. И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова,
С. В. Зорина. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 236 с.
41. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. — М. : АПН, 2017. - 310 с.
42. Левина, Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи [Текст] : Вопросы логопедии / Р. Е. Левина. - М. : Изд. АПН, 2018. - С. 207 - 252.
43. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М. : Академия, 2018. - 192 с.
44. Леонтьев, А. А. Психолингвистика [Текст] / А. А. Леонтьев. - Ленинград :Наука, 2017. - 118 с.
45. Логинова, E. H. Нарушение письма у младших школьников с ЗПР [Текст] / Е. Н. Логинова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 132 с.
46. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. Л. С. Волковой. - СПб. : ДЕТСТВОПРЕСС, 2019. - 208 с.
47. Логинова, Е. А. Особенности письма младших школьников с ЗПР [Текст] / Е. А. Логинова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 187 с.
48. Логопедия [Текст] : учебник / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2017. — 680 с.
49. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] /
А. Р. Лурия. - М. : АПН, 2016. - 250 с.
50. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейропсихолингвистические
исследования [Текст] : учеб.-метод. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений / А. Р. Лурия. - М. : АКАДЕМА, 2018 - 352 с.
51. Лыхенко, Ю. В. Нарушения интонационной выразительности речи у младших школьников со стертой дизартрией [Текст] / Ю. В. Лыхенко // Концепт. - 2017. - Т. 39. - С. 1381-1385.
52. Ляудис, В. И. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В. И. Ляудис, И. П. Негурэ. - М., 2018. - 150 с.
53. Малофеев, Н. Н. Работа воспитателя по формированию словарного запаса младших школьников с церебральным параличом [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2017. - № 6. - С. 59-67.
54. Мастюкова, Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития [Текст] / Е. М. Мастюкова // Дефектология. - 2018. - № 3. - С. 3-9.
55. Мастюкова, Е. М. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича [Текст] / Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, М. Я. Смуглин. - М. : Медицина. 2017. - 328 с.
56. Микульските, А. И. О нарушениях письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы [Текст] / А. И. Микульските // Дефектология. - 2018. - № 6. - С.41-46. 78
57. Морозова, Н. Г. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / Н. Г. Морозова. - М.: Просвещение, 2018. - 185 с.
58. Общая психопатология [Текст] : пособие для врачей / под ред. Ю. А. Кутявина. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2019. - 416 с.
59. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом [Текст] / под ред. М. В. Ипполитовой. - М. : Просвещение, 2018. - 158 с.
60. Панченко, И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебнокоррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи [Текст] / И. И. Панченко. - М. : Просвещение, 2018. - 152 с.
61. Парамонова, Л. Г. Как повысить грамотность учащихся [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб : Дельта, 2017. - 304 с.
62. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб: Дельта, 2018. - 208 с.
63. Правдина - Винарская, Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / Е. Н. Правдина - Винарская, М. Б. Эйдинова. - М. : АПН, 2018. - 187 с.
64. Прищепова, И. В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. В. Прищепова. - СПб. : КАРО, 2017. - 144 с.
65. Репина, З. А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата [Текст] :автореф. дис... канд. пед. наук / З. А. Репина. - М., 2017. С. 3-25.
66. Репина, З. А. Нарушения письма у школьников с ринолалией [Текст] / З. А. Репина. - Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 2017. - 80 с.
67. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] : пособие для логопедов / под ред. И. Н. Садовниковой. - М. : АРКТИ, 2018. - 400 с. 79
68. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] : учебное пособие / И. Н. Садовникова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 213 с.
69. Садовникова, И. Н. Происхождение специфических ошибок школьников при письме [Текст] / И. Н. Садовникова // Начальная школа. - 2017. - № 8. - С. 24-33.
70. Симерницкая, Э. Г. Нарушения памяти у детей с дисграфией [Текст] / Симерницкая Э. Г., Иншакова О. В. - М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 2017. - 215 с.
71. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма [Текст] / Л. Ф. Спирова // Хрестоматия по логопедии / сост. Г. А. Каше. - М., 2016. - С. 12-22.
72. Токарева, О. А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению [Текст] / О. А. Токарева. - М. : МГПИ, 2017. - 134 с.
73. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Текст] / под ред. М. В. Ипполитовой. - М. : Просвещение, 2016. - 143 с.
74. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 2017. - 223 с.
75. Фотекова, Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР [Текст] / Т. А. Фотекова // Дефектология. - 2017. - № 2. - С. 9-14.
76. Халилова, Л. Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у учащихся начальных классов, страдающих церебральным параличом [Текст] / Л. Б. Халилова // Дефектология. - 2018. - № 1. - С. 46-55.
77. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения [Текст] / Л. С. Цветкова. - М. :Юристъ, 2016. - 256 с.
78. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Г. В. Чиркина. - М. : Педагогика, 2016. - С. 3-113.
79. Чиркина, Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией [Текст] / Г. В. Чиркина // Дефектология. -2017. - № 4. - С. 45-50.
80. Шиленкова, В. В. Нарушения речи и голоса у детей, подростков и взрослых [Текст] / В. В. Шиленкова . - Ярославль, 2016. - 164 с.
81. Щуренкова, H. A. Нарушения письма у учащихся младших классов вспомогательной школы [Текст] :автореф. дис... канд. пед. наук / Н. А. Щуренкова. - М., 2016. - 16 с.
82. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 38-58.
83. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. М. : Знание, 2016. - 64 с.
84. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / А. В. Ястребова. - М. : Просвещение, 2017. - 159 с.
85. Ястребова, А. В. Логопедическая помощь учащимся общеобразовательных школ [Текст] / А. В. Ястребова // Дефектология. - 2017. - № 1. - 147 с.
86. Carvey D.W. Dysgraphia: Why Johnny Can‘t Write: A handbook for Teachers and Parents. - 2018. - 112 p.
87. Richards R.G. and Richards E.I. The Boy who hated to write. - RET Centre Press Riverside, CA, 2019. - 82 p
88. Richards R.G. The Writing Dilemma: Understanding Dysgraphia. - RET Centre Press, 2018. - 64 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ