Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРАДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №95095

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРАДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Анализ понятия «кибераддикция» в зарубежной и отечественной
литературе 8
1.2. Особенности кибераддикции в подростковом возрасте 22
1.3. Формы и методы психологической профилактики кибераддикции в
подростковом возрасте 40
Выводы по главе 1 56
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРАДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ 58
2.1. Организация и методы эмпирического исследования психологической профилактики кибераддикции у подростков 58
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
профилактики кибераддикции 61
2.3. Программа психологической профилактики кибераддикции у
подростков 78
2.4. Результаты апробации и оценка эффективности программы
психологической профилактики кибераддикции у подростков 86
Выводы по главе 2 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ

Развитие научно-технического прогресса неотделимо ведет за собой и увеличение различных зависимостей человека. Негативное влияние стрессовых ситуаций, психоэмоциональная депривация и другие факторы порождают желание уйти от проблем реального мира путем изменения собственного сознания.
Поведение, которое отклоняется от нормы, всегда находилось под пристальным вниманием специалистов в области психологии, медицины, педагогики, социологии, а также сотрудников правоохранительных органов. Особая подгруппа такого поведения - аддиктивное поведение личности.
Компьютеры стали реальностью нашей жизни. Они забирают все больше и больше функций у человека, расширяя его кругозор и создавая условия для формирования зависимости. С одной стороны, компьютер помогает собирать и анализировать информацию, манипулировать ею, с другой - предоставляет невиданные возможности, позволяя осуществить в виртуальном пространстве то, что никогда не удастся испытать в реальности. В компьютерных играх человек чувствует себя уверенным и сильным, он может общаться с любым человеком мира в том виде, который придумывает сам. И тогда возникает соблазн изменить повседневную действительность, которая требует ежедневной борьбы, на виртуальное существование и виртуальное общение. Настоящие фанаты компьютерных игр готовы играть по 30-50 часов в неделю, ежедневно посвящая игре до 14-18 часов. Безусловно, столь длительное пребывание в виртуальной реальности изменяет состояние человека.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в современности существует большая опасность воздействия компьютерных игр и сетевой коммуникации на психическое здоровье детей. Также недостаточно разработаны теоретические и практические аспекты создания психологических условий для предупреждения и профилактики игровых зависимостей у детей. Таким образом, очевидно, выражена практическая потребность в решении проблемы игровой зависимости, создание и апробация разработок, направленных на профилактику данного вида аддикции. Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения.
Компьютерная зависимость получила в наше время достаточно широкое распространение. Это также неотъемлемая часть технического прогресса. Изучение этой проблемы в отечественной психологии получило свое начало довольно недавно.
Можно выделить два направления развития компьютерной зависимости - это кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и интернет- зависимость (зависимость от Интернета и социальных сетей). Доктор М.Х. Орзак выделила психологические и физиологические симптомы, характеризующие кибераддикцию. К психологическим симптомам относятся хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность прервать киберобщение, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущение пустоты и раздражения вне компьютера, ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой.
Среди физических симптомов она выделила резь в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна - бодрствования. Важно отметить, что, как и в других видах аддикции, здесь наблюдается и толерантность, абстинентный синдром. На пике развития кибераддикции в сознании человека преобладают явления виртуального мира, что приводит к отрыву от реальности. Часто в это время прекращается духовный рост человека.
Предвестниками зависимости, отличающими ее от необходимости работы на компьютере, являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, предвкушение очередного сеанса общения в интернете, увеличение времени, проведенного в нем. Около 1-5%, работающих в интернете, имеют этот тип расстройства. Среди них 67% составляют мужчины.
Этот вопрос был освещен в современных научных трудах, где обращается внимание на опасность чрезмерного пользования сетью Интернет (О.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, К.В. Боярова, О.Е. Войскунский, А.И. Гольдберг, А.Е. Жичкина, М.С. Иванов, О.В. Смислова, Н.В. Чудова, К.С. Янг). Были изучены особенности психических состояний пользователя компьютера (И.Г. Белавина, Дж. Грохол, О.Ю. Дроздов, Т.Ю. Мителев). Проанализированы проблемы киберзависимости как разновидности аддиктивного поведения (Б.Л. Браун, В.А. Лоскутова, М. Холл, О.Ф. Шайдулина, М.А. Шоттон). Психологические последствия злоупотребления компьютерной информацией рассмотрены в исследованиях Л.П. Гурьевой, Е.О. Мулика, О.В. Шинкаренко, О.В. Якушиной. Ведущие зарубежные исследователи (А.И. Голдберг, Н.А. Спапира, К.С. Янг) вообще откровенно называют глобальную компьютеризацию частной жизни болезнью XXI века.
Основными пользователями компьютеров и Интернета являются подростки. Известно, что подростковый возраст - самый опасный период в формировании зависимого поведения (Дж. Ридчардсон). Во-первых, для этого возраста характерно стремление к познанию всего нового, необычного (И.С. Кон), «чувство взрослости», которое выражается в гипертрофированной потребности самостоятельности, самоутверждения, отказ от детской «морали успеха» (Н.Ю. Максимова), желание копировать привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, казаться в их глазах смешным (М.Ю. Кондратьев, В.С. Мухина). Во-вторых, возрастные особенности подростков характеризуются негативизмом как крайним проявлением реакции эмансипации (А.Е. Личко).
Основную причину, которая погружает молодого человека в мир виртуальных событий, зарубежные исследователи видят в коммуникативной депривации (М. Джуммер), то есть ребенок становится закрытым («closed child», П. Мортли) для откровенного общения со сверстниками. Кроме того, он теряет эмоциональный контакт с родителями или педагогами, которые на этом этапе играют основную роль в социально-психологическом становлении (С. И. Иванов). Следует отметить, что взрослые не всегда понимают важность откровенного взаимопонимания с ребенком и не испытывают определенной угрозы от виртуальной коммуникации (Ф. Астанцини). В таком случае Интернет становится полным заместителем интимно-личностного общения в этом возрасте (О.Л. Пережогин).
Наиболее подвержены риску формирования игровой зависимости школьники и студенты, так как сейчас компьютеры составляют неотъемлемую часть учебной деятельности в целом. Поэтому целесообразно проводить мероприятия по профилактике и предупреждению кибераддикции у подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и
апробировать программу психологической профилактики кибераддикции у подростков.
Объект исследования: кибераддикция подростков.
Предмет исследования: психологическая профилактика
кибераддикции, игровой зависимости у подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему кибераддикции в отечественной и зарубежной литературе.
2. Проанализировать особенности кибберадикции в подростковом возрасте.
3. Определить методы и формы психологической профилактики кибераддикции у подростков.
4. Разработать и апробировать программу психологической профилактики киббераддикции у подростков.
5. Проанализировать эффективность программы профилактики кибераддикции у подростков.
В основе гипотезы лежит предположение о том, что психологическая профилактика кибераддикции в подростковом возрасте будет успешной при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом психологических особенностей данного периода онтогенеза.
Методы исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: теоретические - анализ литературных источников с целью определения научно-теоретической основы исследования, изучение и обобщение передового и зарубежного социально-педагогического опыта по данной проблеме, сравнение, классификация ; эмпирические - диагностические методы, соответствующие задачам исследования (анкетирование, наблюдение, опрос, беседа, тестирование) для изучения проблем социально-педагогической деятельности; статистический метод обработки эмпирических данных; разработка комплекса средств профилактики киберзависимости подростков и внедрение его в практику.
Методики исследования:
1. Тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми А.В. Гришиной.
2. Опросник «Уровень компьютерной игровой зависимости» О.М. Видовой.
3. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2) В.В. Синявского и В.А. Федорошина.
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы психологической профилактики кибераддикции у подростков, которая может быть использована педагогами и психологами в общеобразовательных школах.
Структура ВКР включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрена проблема кибераддикции в отечественной и зарубежной литературе.
1. Проанализированы особенности кибберадикции в подростковом возрасте.
Компьютерная зависимость - это паталогическое пристрастие к времяпрепровождению с целями работы, развлечения или исследования, за компьютером;
Игровая зависимость (или кибераддикция) - это форма психологической зависимости, которая проявляется в патологическом влечении к компьютерным играм, с целью замещения реальных жизненных потребностей и достижения прогресса в игре.
Подростковый возраст — это возрастной период, начинающийся в 14-16 лет и оканчивающийся в 18 лет. Часто использование компьютера актуально в подростковом возрасте в связи с познавательной мотивацией, социальной активностью и недостатком времени. Компьютерная зависимость дезадаптируют личность подростка, оказывая влияние на общее состояния и самооценку, его общую успеваемость, и нравственные ориентиры в жизни. Основной характеристикой зависимого пользователя является отсутствие доверительных отношений с окружением, часто депрессивное состояние, замкнутость, невнимание к другим людям и одиночество.
2. Определены методы и формы психологической профилактики кибераддикции у подростков.
Сущность профилактики игровой зависимости в подростковом возрасте состоит в комплексе профилактических и воспитательных психолого­педагогических мероприятий, позволяющих предупредить угрозы формирования зависимости.
• индивидуальная профилактика включает в себя систему социально­психологических, медицинских мер реагирования на проблему;
• на межличностном уровне профилактики зависимости способы влияния социально-психологического характера направлены на социальное окружение зависимого;
• общественная профилактика киберзависимости включает социальные, воспитательные мероприятия.
3. Разработана и апробирована программа психологической
профилактики киббераддикции у подростков;
4. Проанализирована эффективность программы профилактики кибераддикции у подростков;
5. В результате эмпирического анализа данных поставленная гипотеза была подтверждена.


1. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. М.: Смысл, 2003. - 128с.
2. Акопов, А.Ю. Лечение игровой зависимости. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. СПб.: Речь, 2004 - 203 с.
3. Астапов В. М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика: моногр. / В. М. Астапов, Е. Е. Малкова. М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2011. - 367 с.
4. Ахрямкина, Т.А. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп: Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов, Самара. 2005 - С. 17-23
5. Белавина, И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных
игр, Вопросы психологии [Электронный ресурс]
http://www.voppsy.ru/issues/1993/933/933062.htm
6. Беличева, С. А. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов, М.: Гардарики, 2000. - 395 с.
7. Белоглазова Л.А. Игромания как феномен отчуждённой реальности / Л.А. Белоглазова // Вестник ВГТУ. - 2012. - №4 [Электронный ресурс] https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/igromaniya-kak-fenomen-otchuzhdyonnoy- realnosti
8. Видова, О.М. Психологическое измерение компьютерной зависимости, Ученые записки Российского государственного социального университета. № 1(134), 2016 - С. 58-66.
9. Возрастная психология, Сборник студенческих работ /под ред. Ушамирской Г. Ф. М.: Студенческая наука. 2012 - С. 648-664.
10. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. 2002 - С. 43-50
11. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2011. - С. 252-257.
12. Войскунский, А. Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010. - 439 с.
13. Войскунский, А.Е. Гуманитарные исследования в Интернете, М.: Терра-Можайск, 2000. - 431 с
14. Гришина, А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми//Вестник московского университета. Сер. 14: Психология., № 4. 2014 - С. 131-141.
15. Дубровина, И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: моногр. М.: НОУ ВПО МПСУ, 2014. - 455 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ