ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Закономерности освоения навыков звукового анализа у детей с нормой
развития 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Особенности освоения навыков звукового анализа у детей с легкой
степенью дизартрии 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 33
2.1. Цель, задачи, методика и принципы содержания логопедической работы
по формированию звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня 33
2.2. Результаты обследования состояния моторики у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 37
2.3. Результаты обследования состояния звукопроизношения,
фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня 43
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1. Анализ научно-методической литературы и принципы логопедической
работы по формированию звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня 50
3.2. Организация и содержание логопедической работы по формированию
навыков звукового анализа у детей экспериментальной группы 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 7
Среди разнообразных нарушений значительную группу составляют дети с общим недоразвитием речи, изучением особенностей формирования речи детей с ОНР и разработкой методик обучения занимались такие ученые, как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жгутова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и другие.
Наиболее стойкие нарушения наблюдаются в формировании фонетической и фонематической стороны, лексико- грамматических категорий, слоговой структуры, связной речи.
Данное нарушение находит свое недоразвитие в формировании фонематического слуха, навыках звукового анализа и синтеза слов.
Вопрос о формировании навыка звукового анализа занимает большое место в исследованиях разных ученых. Многие аспекты разрабатывали в своих трудах большое количество педагогов и психологов, как например, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Г.А.Каше, Р.И.Левина, Л.К.Назарова, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Т.Б.Филичева и другие.
Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. В норме к 5-6 годам фонематический слух уже полностью формируется. В этом возрасте у детей сформировано звукопроизношение, за исключением соноров, речь не имеет аграмматизмов, ребенок самостоятельно может провести простой звуковой анализ слов, выделить звук из слова, определить порядок и количество их в словах.
У детей с общим недоразвитием речи звуковой анализ естественным путем не формируется и требует комплексной логопедической работы, которая будет направлена на исследование особенностей формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также на целенаправленную коррекцию данных процессов.
В связи с этим для полноценного развития фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры, необходима работа по формированию навыков звукового анализа, поэтому тема данного исследования является актуальной.
Цель: теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня и оценить ее эффективность.
Объект: состояние навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: процесс формирования навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что содержание логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи III уровня, должно включать в себя работу по коррекции нарушений моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, и осуществляться поэтапно.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования навыков звукового анализа у детей с нормой развития и общим недоразвитием речиШ уровня;
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты;
3. Определить принципы, организацию и методику содержания логопедической работы по обучению навыкам звукового анализа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Провести формирующий эксперимент и оценить эффективность логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что его результаты позволяли расширить и углубить знания об особенностях формирования фонематического восприятия и навыков звукового у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ диагностики состояния речевых и неречевых функций, могут служить практическим целям при составлении перспективного плана работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключалась в определении содержания логопедической работы по развитию навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, уточнении направлений работы и профилактики нарушений письменной речи, что в дальнейшем позволяет успешнее готовить детей данной категории к школьному обучению.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, беседа.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - комбинированного вида № 271, Октябрьский район, г. Екатеринбург, улица Главная 28-а.
Проанализировав, научно-методическую литературу по теме исследования мы пришли к выводу, что у детей с общим недоразвитием речи звуковой анализ и синтез не формируется спонтанно и самостоятельно. Для его формирования требуется специальная коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры, связной речи.
Дошкольникам с общим недоразвитием речи необходима коррекция навыков формирования навыков звукового анализа, синтеза и фонематического слуха, поэтому работа была направлена на формирование навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В процессе работы были выполнены следующие задачи: изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме формирования навыков звукового анализа у детей с нормой развития и общим недоразвитием речи, проведен констатирующий эксперимент и проанализированы его результаты, определены принципы, организация и содержание логопедической работы по обучению навыкам звукового анализа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, проведен формирующий эксперимент и анализ эффективности логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая и методическая литература позволила проанализировать данные, которые позволили определить, что звуковой анализ является основой речевой системы, который позволяет выделять и различать фонемы в слове и определять звуковой состав слова. Таким образом, можно сделать вывод, что от сформированности звукового анализа зависит развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, формирование фонематической стороны речи и лексико-грамматической, навык чтения и письма, высших психических функций.
Во второй главе были определены основные принципы организации исследования: определена структура и поэтапность исследования, а также сделана выборка испытуемых. Эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - комбинированного вида № 271,города Екатеринбурга.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся 5 -6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленное легкой степенью дизартрии.
Анализ речевых нарушений проводился с учетом следующих принципов: общедидактические принципы: научности; доступности; наглядности; системности, последовательности; индивидуальный подход. Специфические принципы: принцип развития, принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода, дифференцированного подхода, этиопатогенетический принцип, онтогенетический, учета личностных особенностей и принцип обходного пути. Процедура обследования была проведена на основе учебно-методического пособия «Структура и содержание речевой карты» Н.М. Трубниковой и методике исследования фонематических процессов на основе диагностических методик различных авторов Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой, Т.Б. Филичевой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой, и др.
У всех дошкольников были выявлены нарушения общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, наблюдались полиморфные дефекты звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, следовательно, не достаточная сформированность звукового анализа и синтеза.
Основываясь на данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента для детей данной группы, был разработан план коррекционной работы. Реализация данной программы проходила в течение девяти недель в форме индивидуальных и фронтальных занятий. Эксперимент позволил выявить положительную динамику у участников экспериментальной группы. Обучающиеся стали более уверенно и точно выполнять предложенные задания, у них значительно улучшился фонематический слух и восприятие. Уровень развития звукового анализа стал немного выше, была заметна динамика работы в операциях на выделение звуков из слов.
В целом у детей повысился уровень речевой базы, наблюдалась динамика развития на всех уровнях речевой системы, в связи с этим мы можем сказать, что проведенная работа была эффективна. На данном этапе работа по формированию навыков звукового анализа еще не закончена, необходимо продолжать работать с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией по данному направлению. Результаты, которые были получены в ходе работы, можно применить в коррекционном и учебно-воспитательном процессе с целью формирования и развития звукового анализа у обучающихся дошкольного возраста с дизартрией. Перспективой дальнейшей разработки проблемы является составление перспективно-тематического плана и системы занятий по коррекции звукового анализа у детей дошкольного возраста с дизартрией.
1. Абрамович, О. Д. Домашний логопед: пол.справ. / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева. - Москва :Эксмо,2007. - 496 с.
2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е.Агранович. - Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 48 с.
3. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников :практ. пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс,2009. - 110 с.
4. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб.пособие для студентоввысш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей :чеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ:Астрель, 2006. - 319 с.
6. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - Москва: Парадигма, 2010. - 96 с.
7. Бардышева, Т. Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий 2003, 2015. - 264 с.
8. Беккер, К. П.Логопедия / К.-П. Беккер, М. Совак ; пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - Москва : Медицина, 1983. - 288 с.
9. Белова-Давид, Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р. А. Белова-Давид//Нарушение речи у дошкольников : сб. ст. / сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. - Москва : Просвещение, 1969. - С. 32-81.
10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб.пособие для пед. ин-тов/ А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
11. Варенцова, Н. С.Развитие фонематического слуха у дошкольников : опор.конспекты занятий / Н. С. Варенцова. -Москва :АКАЛИС, 1997. - 38 с.
12. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка :кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 223 с.
13. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. - Москва : Педагогика, 1990. - 184 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия как специальная педагогическая наука / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова// Логопедия : учеб.для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова[и др.];под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -Москва : ВЛАДОС, 2008. - С. 24-30.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 224 с.
16. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи : метод.рекомендации для воспитателей / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : [б. и.], 1992. - 59 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 472 с.
18. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада : пособие для воспитателя дет.сада / В.В. Гербова. - Москва : Просвещение, 1983.- 144 с.
19. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада : пособие для воспитателя дет.сада / В. В. Гербова. - Москва : Просвещение, 1984. -175 с.
20. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В.Гуровец, С.И. Маевская // Вопросы логопедии / Моск. пед. гос. ин-т им. В. И. Ленина. -Москва: МПГИ,1978. - С. 32-36.
21. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод.рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; сост. В. П. Балобанова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 238 с.
22. Дурова, Н. В. Фонематика : как научить детей слышать и правильно произносить звуки : кн. для родителей и воспитателей / Н. В. Дурова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 316 с.
23. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (дети с общ.недоразвитием речи) : пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1981. - 112 с.
24. Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н. И. Жинкин // Советская педагогика. -1954. -№ 6. -URL: йЛр://реТ11Ь.ги/Воокз/4/0494/4_0494-1.зй1ш1#Ьоок_раде_1ор(дата обращения: 12.04.2020).
25. Жинкин, Н. И.Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 328 с.
26. Жукова, Н. С.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1990. -238 с.
27. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста /Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин //Сенсорное воспитание дошкольников :сб. ст. / под ред. А. В. Запорожца,
А. П. Усовой. - Москва : АПН РСФСР, 1963. - С. 213-227.
28. Игры в логопедической работе с детьми / под ред.
В. И. Селиверстова. - Москва : Просвещение, 1974. - 191 с.
29. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
30. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка : учеб.пособие / О. А. Карабанова. - Москва : Рос.пед. агентство, 1997. - 221 с.
31. Кнепман, Н. В. Фонематическое восприятие - узловое образование в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников / Н. В. Кнепман // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 25. - С. 54-75. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/- fonematicheskoe-vospriyatie-uzlovoe-obrazovanie-v-korrektsii-obschego- nedorazvitiya-rechi-u-doshkolnikov(дата обращения: 26.04.2020).
32. Колесникова, Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет / Е. В. Колесникова. - Москва : ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 80 с.
33. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : учеб.-метод. пособие / Е. В. Колесникова. - Москва :Ювента, 2016. - 78 с.
34. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста : пособие для логопедов / В.В. Коноваленко. - Москва : ГНОМ- ПРЕСС, 1996. - 116 с.
35. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб.пособие для студентов пед. вузов / под ред. Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : В. Секачев, 2001. - 157 с.
36. Крупенчук, О. И.Исправляем произношение : комплекс.методика коррекции артикуляцион. расстройств / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. - Санкт-Петербург : Литера, 2009. - 92 с.
37. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. - Москва :АПН РСФСР, 1961. - 311 с.
38. Логопедия : учеб.для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова[и др.]; под ред. Л. С. Волковой,
С. Н. Шаховской. -Москва : ВЛАДОС, 2008. - 677 с.
39. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб.пособие / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2005. - 138 с.
40. Лопатина, Л. В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина //Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция :межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Г.М. Сумченко. - Санкт-Петербург : Образование, 1991. - С. 49-57.
41. Лопатина, Л. В.Преодоление речевых нарушений у школьников: (коррекция стертой дизартрии) : учеб.пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : РГПУ : СОЮЗ, 2001. - 100 с.
42. Лопатина, Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. - 2006. - № 2. - С. 64-70.
43. Лукина, Н. А. Научи меня слышать : (развитие слухового восприятия, внимания и памяти) : метод.пособие / Н.А. Лукина, И.И. Никкинен. - Санкт-Петербург: Паритет, 2003. - 110 с.
44. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка : эксперимент.исслед. / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. - Москва : АПН РСФСР, 1956. - 94 с.
45. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок : пособие для воспитателей и родителей : для занятий с детьми от рождения до 7 лет /
А. И. Максаков. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. - 148 с.
46. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для педагогов дошкол. учреждений / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. - 173 с.
47. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2003. - 239 с.
48. Миронова, С. А.Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях :кн. для логопеда / С. А. Миронова. - Москва : Просвещение, 1991. -204 с.
49. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 704 с.
50. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. -525 с.
51. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова[и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - Москва :Академия, 2002. - 200 с.
52. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - 367 с.
53. Орфинская, В. К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи / В. К. Орфинская. - Ленинград : ЛГПИ, 1959. - 96 с.
54. Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург :СОЮЗ, 2005. - 224 с.
55. Пожиленко, Е. А.Волшебный мир звуков и слов : кн. для логопедов и воспитателей / Е. А. Пожиленко. - Санкт-Петербург : КАРО, 2008. - 315 с.
56. Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н. Н. Полушкина. - Москва : АСТ, 2010. - 608 с.
57. Правдина, О. В. Логопедия : учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
58. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников:учеб.- метод. пособие / Ж. В. Антипова Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова[и др.]; под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Сфера, 2007. -223 с.
59. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми : учеб.пособие /
В. И. Селиверстов. - Москва : ВЛАДОС, 1994.- 343 с.
60. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. - Москва : Педагогика, 1980. - 192 с.
61. Титова, Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией / Т. А. Титова. - Санкт-Петербург :РГПУ , 2003. - 126 с.
62. Ткаченко, Т. А. Логопедические упражнения / Т.А. Ткаченко. - Москва :Эксмо, 2014. - 88 с.
63. Ткаченко, Т. А.Развитие фонематического восприятия :альбом дошкольника : пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т.А. Ткаченко. - Москва : ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.
64. Трубникова, Н. М.Логопедические технологии обследования речи : учеб.-метод.пособие / Н.М.Трубникова ; Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург :[б.и.], 2005. - 96с.
65. Трубникова, Н. М.Практическая логопедия : учеб.-метод.пособие / Н. М. Трубникова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2002. - 97 с.
66. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1998. - 51 с.
67. Тумакова, Г. А.Ознакомление дошкольника со звучащим словом : пособие для педагогов дошкол. учреждений / Г. А. Тумакова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. -142 с.
68. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников : учеб.-метод. пособие / Т. В. Туманова. - Москва : ГНОМ-ПРЕСС, 1999. - 60 с
69. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова [и др.];под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 1988. - 190 с.
70. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва:ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
71. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - Москва : Ин-т психотерапии, 2001. - 236 с.
72. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва :Педагогика, 1991. - 44 с.
73. Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду : учеб.пособие для пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. - Москва : Просвещение, 1987. - 141 с.
74. Филичева, Т. Б. Логопедия: теория и практика / Т. Б. Филичева. - Москва :Эксмо, 2017. - 608 с.
75. Филичева, Т. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: (старшая группа детского сада) : учеб.пособие для логопедов и воспитателей дет. садов с нарушениями речи / Т. В. Филичева, Г. В. Чиркина. -Москва:МГОПИ,1993. -72с.
76. Филичева, Т. Б.Развитие речи дошкольника : метод.пособие/ Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. - Екатеринбург : АРГО, 1996. - 78 с.
77. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста :практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2008. - 224 с.
78. Фомичева, М. Ф Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет.сада / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1981. - 240 с..
79. Хватцев, М. Е. Логопедия : кн. для преподавателей и студентов высш.пед. учеб.заведений : в 2 кн. Кн, 1.Педагогическое наследие/
М. Е. Хватцев. - Москва : ВЛАДОС, 2013. - 272с.
80. Цвынтарный, В.Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем /
B. В.Цвынтарный. - Москва :Центрполиграф, 2002. - 63 с.
81. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. -2006. - № 11. - С. 65-75.
82. Четвертушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекц. упражнений для детей 5-7 лет / Н. С. Четвертушкина. - Москва : ГНОМ и Д, 2001. - 96 с.
83. Швайко, Г. С.Игры и игровые упражнения для развития речи :(из опыта работы) / Г. С. Швайко. - Москва : Просвещение, 1983. - 64 с.
84. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПП РСФСР. - 1948. -№ 13. -
C. 101-133.
85. Шмаков, С. А. Игры шутки-минутки / С. А. Шмаков. - Москва : Новая шк., 1996. - 112 с.
86. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность :сб. работ / Л. В. Щерба. - Ленинград : Наука, 1974. - 427 с.