Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Работа №95068

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ 10
1.1. Теоретическое обоснование феномена «неполная семья» и «типы
неполной семьи» 10
1.2. Понятие психологического благополучия личности 19
1.3. Составляющие благополучия личности в подростковом возрасте 28
Глава 2. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ 37
2.1. Моделирование в психологических исследованиях 37
2.2. Теоретическое обоснование модели психологического благополучия
неполной семьи 45
2.3. Практический блок модели психологического благополучия неполной
семьи 54
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ 61
3.1. Исследование особенностей психологического благополучия неполной
семьи 61
На этапе диагностики нами использовались следующие методы и методики. 62
3.2. Выявление эффективности программы, направленной на обеспечение
психологического благополучия многодетной семьи 71
3.3. Рекомендации для родителей подростков , воспитываемых в условиях
неполной семьи 80
Заключение 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Приложение 1 98
Приложение 2 99
Приложение 3 115
Приложение 4 116

Актуальность исследования. В настоящее время в связи с многими общецивилизационными процессами, такими как: глобальность, обострившегося антропологического кризиса, популяризация ценностей рационализма, эгоцентризма, индивидуализма и эпикуреизма, а также в связи с процессами, происходящих внутри государства: продолжительным социально-экономическим кризисом, отражающимся в социальной, политической и экономической областях, и самой ситуации перемен, происходящих в нашем государстве, семья и сама ценность семьи в России испытывает немалые метаморфозы. За последние полвека прослеживаются перемена ценностных ориентаций в нынешней российской семье, трансформация брачно-семейной и репродуктивной деятельностей по шаблонам западной культуры, рост числа нефункциональных и дезорганизованных семей, отрицание частью населения семейного образа жизни. В итоге стал образовываться современный стиль жизни, что, в общем, оказало воздействие на развитие новых трендов российской семьи в текущий период. Можно констатировать изменение отношения в целом к семье как социальному институту за временной период: от распада СССР и по настоящие дни [45].
Наиболее заметными негативными проявлениями этих изменений, связанные с семьей, является тенденция роста неполных семей и, соответственно, падение качества условий для воспитания и взращивания психологически здорового и гармонично развитого нового поколения. В связи с этим является актуальным изучение неполной семьи, на которую возлагаются конкретные ожидания в плане воспитания гармоничной личности. Необходимо учитывать, что по данным статистики около 30% семей являются неполными. Следует признать, что неполная семья является для современного общества ресурсом воспитания части современного поколения. В связи, с чем возникает необходимость во всестороннем психологическом изучении неполной семьи.
Для психологии неполная семья представляет острый интерес благодаря своему своеобразию внутрисемейных отношений, а также наличием особых психологических характеристик ее членов. Практика зарубежных государств выявила, что помощь неполным семьям лишь в виде материальной помощи не приносит ожидаемого итога, она должна быть направлена, в частности, на поиск ориентиров работы по формированию и развитию психического благополучия неполной семьи.
Нужно сказать, что термин неполная семья существует довольно давно, но смысл, вложенный в определение «неполная семья» видоизменяется со временем. Известный педагог А.Макаренко трактовал термин «неполная семья» как семья, имеющая только одного ребенка. Другим же примером неполной семьи именовал он семьи, где супруги разошлись. В литературе можно найти и такое определение неполной семьи - «супружеская пара, не имеющая детей». Мы остановимся на понятии неполной семьи, как семьи с одним и более несовершеннолетним ребенком, который воспитывается одним родителем.
Степень научной разработанности исследования. Неполная семья объектом исследований в области психологии становится не так давно. Необходимо учитывать, что в нашей стране понятие «одинокая мать» впервые упоминается в Указе Президиума Верховного Совета СССР ot 8.07.1944 года. Обратим внимание что, как только общество стало воспринимать желание женщины родить ребенка для себя, и создать маленькую, но семью, в этот период в научный оборот входит понятие «неполная семья». А объектом исследования такой феномен как «неполная семья» становиться ближе к нулевым. По вопросу «модели психологического благополучия неполной семьи» имеется не большое количество научных работ , одна из наиболее резонансных - это работа 2018 года проведенная специалистами британской организации Gingerbread.
Изучению особенностей жизнедеятельности неполной семьи посвящены труды М.Ю.Арутюнян , А.М.Демидова, Э.Ивер-Жалю, О.И.
Ключко, И.С. Кона, Дж. Коулмана, Л.Г.Луняковой, Н.М.Римашевской, В.Титаренко; об отрицательных факторах воспитания детей в неполных семьях и их негативных последствиях говорят итоги исследовательских работ И.Ф.Дементьевой, В.М.Закировой, С.А.Фролова, С.К.Нартовой- Бочавер. и других. Феномен психического благополучия раскрыт в работах : А.Я. Данилюк, В.А.Ковалева, Фирсовой С. В., Н.Брэдберн, К.Рифф, П.П.Фесенко, Т.Д.Шевеленкова и др.
Однако нет работ по системному анализу феномена психического благополучия неполной семьи при продолжении роста числа таких семей в структуре, что и стало основанием для темы нашего диссертационного исследования: «Модель психического благополучия неполной семьи».
И выше описанного можно заключить, что имеются явные противоречия между потребностью выявления психологического
благополучия неполной семьи и отсутствием модели ее формирования.
Противоречие обусловливает проблему исследования: отсутствие модели психологического благополучия неполной семьи.
Цель исследования: разработать модель психологического
благополучия неполной семьи.
Объект исследования - психологическое благополучие.
Предмет исследования - моделирование психологического благополучия неполной семьи.
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотеза исследования - в неполной семье обеспечивается психологическое благополучие, если модель по ее формированию будет включать следующие направления:
• целевое, предполагающее становление и развитие психологического
благополучия неполной семьи.
• содержательное, включающее в себя структуру, компоненты, критерии и показатели психологического благополучия неполной семьи.
• диагностическое, характеризующиеся батареей методик, применяемых до и после эксперимента
• практическое, включающее программу формирования психологического благополучия неполной семьи,
• оценочное, отражающее психологическое благополучие неполной семьи.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать подходы специалистов к проблеме благополучия личности с точки зрения психологии;
2. Выявить специфику психологического благополучия неполной семьи;
3. Выявить специфику моделирования в области психологии;
4. Определить структуру модели психологического благополучия неполной семьи;
5. Создать и апробировать программу формирования психологического благополучия неполной семьи и выявить ее эффективность;
6. Организовать и провести эмпирическое исследование эффективности программы «Формирование благополучия неполной семьи».
7. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы по гипотезе;
8. Разработать рекомендации для эффективного функционирования неполной семьи воспитывающей ребенка пубертатного периода.
Теоретико-методологической базой исследования являются концепции психологического благополучия Н.Брэдберна, Э Динера, К.Рифф, П.П.Фесенко, Т.Д.Шевеленковой; теории специфики жизнедеятельности неполной семьи М.П.Ган, И.Ф.Дементьевой , , Э.Ивер-Жалю, О.И. Ключко, И.С. Кона, Л.Г.Луняковой ;идеи моделирования в научном исследовании, выдвинутые В.В. Никандровым, И.Б. Новиком и А.И. Уемовым.
Методическая основа исследования: теоретический анализ и обобщение психологической литературы и источников по проблеме исследования, диагностирование, сравнительный количественный и качественный анализ, методы математической статистики.
Методики психодиагностики и математико-статистической обработки:
• Тест «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко.
• Шкала эмоционального субъективного благополучия М.В. Соколовой.
• Проективная методика «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» С.М. Меджидова
• Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн
• СОП шкала VI Волевой контроль эмоциональных реакций.
• Методика PARI . Шкала Отношение родителей к ребенку
• Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной.
• Математический анализ по критерию Манна Уитни.
Новизна исследования: разработана модель психологического благополучия неполной семьи, включающая ее структуру, компоненты, критерии и показатели.
Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты пополняют базу эмпирических данных для дальнейшего исследования модели благополучия неполных семей.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов при просветительской и консультационной работе; при разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение психического благополучия неполной семьи.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» города Ревды.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках нашей исследовательской деятельности в результате анализа научной литературы было выявлено, что феномен «неполная семья» имеет различное наполнение по своему содержанию. В нашей работе мы остановились на следующем понимании: неполная семья-это семья с одним родителем, который воспитывает одного и более детей. Выявили, что по типологии неполная семья может быть: внебрачной, осиротевшей, разведённой, распавшейся.
Проанализировав психологические особенности неполных семей можно отметить, что в большей степени в психологическом сопровождении нуждаются семьи ставшие неполными по причине развода. Это обусловлено большим спектром психологических проблем у детей (по результатам статистики), воспитываемых в данном типе неполных семей. Вторая причина это глобальность проблемы, данный тип неполной семьи очень распространён ( превышает 30%) на территории Российской Федерации [47].
При рассмотрении семьи как первого социального института, мы определили, что главной задачей семьи является воспитание благополучной личности. Отсюда вытекает особый интерес к феномену «благополучная личность». Мы определили, что психологическое благополучие личности - это целостное системное состояние индивида или группы, которое является составным соединением физических, психологических, культурных, социальных и духовных факторов[26] и отражает понимание и оценку индивидом своей самореализации с позиции пика допустимого потенциала[39,с.24]. Психологическое благополучие описывается в трудах отечественных и иностранных психологов как приобретенное в ходе жизнедеятельности свойство, предполагающее активность индивида.
Изучив и описав социально-психологические теории о составляющих благополучия личности можно сказать о том, что существуют следующие компоненты благополучия личности и в том числе личности в пубертатном периоде : социальный компонент, материальный компонент, религиозный, 87
физический и психологический. Последний компонент для нас наиболее важный, он делиться на : аффективный, метапотребностный, мировоззренческий, интрарефлексивный, интеррефлексивный. Именно они в совокупности и балансе составляют общность благополучной личности.
Индивид не рождается с набором качеств, присущих «благополучной личности» и сразу с развитыми всеми компонентами, а все они являются сочетанием полученных генетических особенностей и социально­исторических условий его жизненного опыта. Формированию нужных компонентов может способствовать работа над оными, в том числе и при помощи психолого-педагогического сопровождения семьи.
В данной работе нами было проведено изучение такого способа изучения объекта через их модели в рамках психологии как моделирование. Нами было выявлено, что моделирование - это деятельность, направленная на конструирование этих моделей; а также тип познавательной деятельности. Особенность модели в том , что она проходит этапы по несколько раз, то есть она циклична .
В рамках моделирования была сконструирована модель психологического благополучия семьи, которая имеет пять направлений, первое направление целевое, далее содержательное, затем диагностическое, практическое и оценочное.
Мы предположили, что практическая реализация этой модель поможет нам получить новые знания о психологическом благополучии неполной семьи, а также при реализации всех направлений даст новый качественный продукт -это благополучную неполную семью.
Также в этой работе была разработана программа, которая основывается на модели психологического благополучия семьи и является инструментом реализации модели.
Таковые особенности построения модели психологического благополучия неполной семьи.
Итак, целью нашего исследования была разработка модели психологического благополучия неполной семьи. Поставленную цель мы достигли и доказали, что в неполной семье обеспечивается психологическое благополучие, если модель по ее формированию будет включать следующие направления:
• целевое, предполагающее становление и развитие психологического благополучия неполной семьи.
• содержательное, включающее в себя структуру, компоненты, критерии и показатели психологического благополучия неполной семьи.
• диагностическое, характеризующиеся батареей методик, применяемых до и после эксперимента .
• практическое, включающее программу формирования психологического благополучия неполной семьи.
• оценочное, отражающее психологическое благополучие неполной семьи.
Выше описанные результаты подтверждаются при анализе данных и использовании программы статистики. Обобщая данные, необходимо отметить, что в контрольной группе при сравнении данных
констатирующего эксперимента и контрольного можно резюмировать незначительный сдвиг, что обусловлено минимальным воздействием и базовым сопровождением в рамках консультативной работы и информирования родителей учащихся. А при анализе экспериментальной группы, сравнивали две позиции на констатирующем и итоговом этапе, полученное эмпирическое значение оказалось в зоне значимости, это обусловлено целенаправленным воздействием на группу данных семей с опорой на разработку модели благополучия неполной семьи и организации психолого-педагогического сопровождения по формированию благополучной неполной семьи. Сопровождение осуществлялось по средствам разработанной программы, которая имеет более широкий спектр воздействия, чем у стандартного вида психолого-педагогического сопровождения в ОУ. Когда мы сравнили разницу контрольной и экспериментальной групп, то получили, что выявленное эмпирическое значение в зоне значимости. Это также подтверждает, что полученная модель является эффективной, методы воздействия по средствам психолого­-педагогической программы сопровождения - подобраны соответственно поставленной цели.
Таким образом, цель исследования достигнута.


1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: научно-методическое пособие.- М.: НИИ семьи, 2018.- 112 с.
2. Араканцева Т.А. Исследование восприятия подростками внутрисемейной ситуации/Познание.Общество. Развитие.- М., 2016.- 158 с.
3. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций/В сб. Семья, как объект социальной политики. М.,
2016. -211 с.
4. Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М.'МИРТ, 2015.- 448 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. 1976 - 158с.
6. Байярд. Роберт Г. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М. 2011. - 233с.
7. Бардин К.В. Чтобы ребенок у спешно учился. М., 2018. - 170с.
8. Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей: Автореф. дис. канд психол. наук.- Ростов-на-Дону, 2000.- 22 с.
9. Баткпна Н Б. Эскизы к воспитанию в семье. Воронеж, 2012. - 32с.
10. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985. - 320с.
11. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983. - 271с.
12. Бондаревская ЕВ. Социально-педагогические аспекты семейного воспитания. Могилев, 2015. - С.30.
13. Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10-15 лет из полных и неполных семей. Дис. канд. психол. наук. М., 2016.- 187 с.
14. Бурова С.Н. Социология и право о разводе. Минск: БГУ, 1979.-127 с.
15. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 2008. - 112с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ